АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ
методическая разработка по теме
Профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение, известное как «синдром эмоционального выгорания». Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: быть покинутым, не найти поддержки и др.Замечательным инструментом излечения педагогов служит арт - терапия, т.е. лечение искусством. Педагоги самостоятельно могут применять методику самовосстановления тела, души, а также меры, предупреждающие возникновение «синдрома эмоционального выгорания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_art-terapiya_kak_sredstvo_sokhraneniya_zdorovya_pedagogov.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ
Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт – терапие й обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.
Профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение, известное как «синдром эмоционального выгорания». Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: быть покинутым, не найти поддержки и др.
Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность вскоре приобретает такие деформации, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность.
Почему мы заинтересовались этой темой? Если в системе образования и воспитания появляются какие-либо инновации, они направлены в основном на ребенка. А как же педагог? Надо признать, что он остается один на один со своими проблемами. А проблемы педагога — это проблемы всего общества.
Замечательным инструментом излечения педагогов служит арт - терапия, т.е. лечение искусством. Педагоги самостоятельно могут применять методику самовосстановления тела, души, а также меры, предупреждающие возникновение «синдрома эмоционального выгорания». Арт - терапия создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога. Кроме того, ее можно использовать для коррекции черт личности человека. По заключениям ученых, после занятий арт - терапией позитивно изменяются состав крови, общее состояние организма и психики взрослого, загруженного бременем проблем. Все просто, доступно и не требует от вас особенных затрат времени или денег. Но при этом практика работает! Арт - терапия может быть как основным, так и вспомогательным методом терапии. Она основана на следующих механизмах воздействия: искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через повторное моделирование.
Творчество всегда было средством преодоления страха, возникшего в связи с каким-либо внутренним конфликтом. Кроме того, такая терапия приносит человеку удовольствие. Она позволяет «выпустить пар» — дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
Вы не всегда можете справиться с проблемой, но можете перепрограмировать ситуацию, и тогда ваш обидчик получит по заслугам, а ваша работа будет оценена по достоинству. Если картинки вас чем-то смущают, пишите сказки. Возможно, вы не задумывались, но в них авторы часто решали свои проблемы — боролись с одиночеством, мстили противникам и находили любовь и понимание.
В основном арт - терапия базируется на изобразительном искусстве, но существуют и другие ее разновидности. Например, музыко-, сказко-, телесно ориентированная терапия и др. Они также эффективны, но самая популярная сегодня — именно изобразительная. Она помогает прийти в себя, расслабиться и обрести внутреннее равновесие.
Методика не отличается особой сложностью. Чтобы лечить душевные раны искусством, вам необязательно идти к врачу. Выплескивать эмоции на рисунки можно и в домашних условиях.
Она позволяет освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. Главное для каждого педагога — разрешить себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.
Цель работы — улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога, помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к своей профессии.
Арт - терапия — один из грамотно организованных методов методической работы в ДОУ, а это залог успешной деятельности всего педагогического коллектива. Большое значение при этом имеет использование новых и интересных форм. Это может быть «Аукцион педагогических идей». Мастерские представляют собой небольшие группы (6—8 чел.), где педагоги настраиваются друг на друга и получают как индивидуальную, так и групповую поддержку, что также служит терапевтическим моментом.
Каждая мастерская разрабатывается с учетом того, какой контингент педагогов будет присутствовать. Для нее составляются инструкции по проведению, положения для обязательного исполнения всеми, правила поведения в группе, открывающие и закрывающие рефлексии. Во время работы в арт - терапевтических группах или по другим формам работы по арт - терапии с педагогами происходят только позитивные трансформации.
Данный метод, помогающий педагогам работать в интерактивном стиле и передавать свои знания коллегам и детям, — очень интересная и полезная форма оздоровления души и тела. Он дает возможность раскрыть человека и познать себя; провести более точную расстановку кадров, снять напряжение, чувство страха, придает чувство уверенности в себе, свои силы, т.е. педагоги могут самостоятельно реабилитировать свое физическое и психическое здоровье.
Аукцион — это публичная продажа товара с использованием торгов. Товар продается в присутствии многих желающих- покупателей. Цена определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар. Представляем вашему вниманию ведущих аукциона: аукционист — заведующий детским садом, аукционеры — вы, уважаемые гости.
А чтобы вы могли приобрести тот или иной товар, вам необходимо ознакомиться с ним. Каждый из предложенных товаров будет вам представлен и иметь номер лота. Лот достанется тому, кто назовет самую высокую цену. Обратите внимание на денежные знаки — купоны. У каждого из вас три купона. Итак, внимание!
Звенит колокольчик.
Аукционист. Аукцион открыт. (Стучит молотком.) Объявляются торги.
Тема торгов «Арт - терапия как средство сохранения здоровья педагогов». Сегодня на продажу выставлены следующие лоты: музыко-, цвето-, сказко-, анималотерапия.
Аукционист. Предлагаем вашему вниманию лот № 1 — «Музыкотерапия».
Музыкотерапия — контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы, психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки.
Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:
— эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
— развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
— регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
— повышение эстетических потребностей.
В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.
Музыка — «лекарство», которое слушают и поют. Лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу происходит при ее пассивном или активном восприятии.
Положительное влияние оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции: при раздражительности, утомлении, угнетенном состоянии, повышенной возбудимости. Тяжелый рок вызывает ряд стрессовых реакций.
Психотерапевты предполагают, что разные музыкальные инструменты имеют разный терапевтических эффект:
— фортепиано снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;
— скрипка, флейта — расслабляют;
— кларнет улучшает кровообращение, нормализует сердечно - сосудистую систему.
Сейчас я предлагаю
вам на себе испытать чудесное воздействие музыки. Вам будут предложены фрагменты музыкальных произведений. Прослушав фрагмент, вы должны назвать цвет, с которым у вас ассоциируется данная музыка.
Мы живем в цветном мире, и вибрации цвета ежедневно и ежечасно воздействуют на нас. Воздействие на нас оказывает и цвет, упоминаемый в литературных произведениях, стихах и песнях. Чтобы проиллюстрировать это, давайте присмотримся к палитре всем известных песен.
Я буду называть цвет, а вы должны назвать песни, в которых встречается этот цвет.
♦ Красный.
♦ Желтый.
♦ Синий.
♦ Зеленый.
Вы смогли убедиться, как музыка разного характера влияет на смену настроения, которое вы передали с помощью цвета.
Цветотерапия — излечение цветом. Издавна отмечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение — самый важный из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение.
Кто-то может воспринимать жизнь как череду черного и белого, для кого-то она расписана в серых тонах и полутонах. Редко бывает, что человек пробует воспринимать ее в разноцветном варианте. А ведь цвет — это неотъемлемая часть нашей жизни. Даже дальтоник видит цвета, пусть и путает их. И даже слепой, если конечно, он слеп не от рождения, вспоминает цвета и его настроение тоже зависит от цвета.
Нападает иногда, например, депрессия, и ничего не помогает. Человек начинает закрываться от мира, укутываться с ног до головы в черное и все глубже погружается в это состояние. А ведь стоило бы надеть оранжевое, на пару дней окружить себя этим цветом, как все вернулось бы на круги своя. Цвет уже давно используется для лечения нервных расстройств. Называется он, по-научному, «хромотерапия».
Цветотерапия — древнейшая наука. Еще в древнем Риме использовался такой способ цветотерапии, как насыщение воды цветом. В сосуд с водой клали драгоценные и полудрагоценные камни определенного цвета. Потом прописывали эту воду пить. Для разных недугов использовали разные драгоценные камни. Например, от простуды лечили бирюзой.
В современном мире цветотерапия — один из разделов психотерапии. Методов цветового воздействия великое множество. Это может быть и медитация на цвет, когда человек долгое время смотрит на определенную гамму. Эффект от цветомедитации мог ощутить любой, кто долго смотрел на оранжево-желтое пламя костра.
Цветотерапия может проводиться в виде цветорелаксации с помощью внушения психотерапевта. Человека погружают в легкий транс и воссоздают цветовую атмосферу, в которой пациенту комфортно.
Цветотерапия может использоваться и отдельно, и в сочетании с музыкотерапией. Недаром существуют специальные фильмы для выхода из депрессии.
Применять ее можно не только с подачи и помощью специалистов, но и самостоятельно. Для этого необходимо лишь знать, какой цвет, каким действием на человека обладает.
Цвет нас лечит — это бесспорно. Наиболее продвинутые руководители уже создают в своих учреждениях комнаты цветотерапии для снятия стрессов. В нашей профессии это особенно важно. Мы сейчас проделаем очень простое, но важное упражнение, с помощью которого человек способен помочь самому себе, снять боль, поднять настроение.
Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, минуту последите за своим дыханием. А теперь отметьте место в своем теле, которое болит, или проблемную зону и представьте, что на вдохе в это место вы вдыхаете белый или золотой цвет, а выдыхаете всякую грязь. И так дышим пару минут. Открывайте глаза. Пожалуйста, поделитесь впечатлениями. Удалось ли увидеть цвет? Получилось ли дышать? Что чувствовали?
Если у человека проблемы с печенью, ему рекомендуется носить желтое, если проблемы с сердцем — зеленое. Ведь часто от цвета зависит не только настроение, но и здоровье и даже судьба человека. У нас есть возможность убедиться в этом. Предлагаю вам по очереди закутываться в ткань то одной цветовой гаммы, то другой и запоминать свои ощущения. Потом мы ими поделимся.
После задания проводится обмен мнениями.
«Сказкотерапия».
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития креативности, расширения сознания.
Выделяют несколько приемов работы над сказкой:
— рассказывание сказки по определенной проблеме;
— обсуждение;
— сочинение концовки;
— рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы);
—драматизация.
Сейчас мы предлагаем вам одно небольшое задание. Разделитесь, пожалуйста, на две команды. Каждой команде мы даем сказку. Задание для одной команды — драматизировать, а для другой — нарисовать. В обоих случаях должно быть понятно, о чем идет речь. Время — 5 мин.
Подводятся итоги.
«Анималотерапия».
Анималотерапию часто называют нетрадиционным методом, который, тем не менее, имеет давнюю историю. Так, в еще только формирующемся первобытном обществе, пишет H.JI. Кряжева, вера в могущество животного то тема заставляла людей соблюдать определенные нормы и правила, регулировала общение и служила одним из источников благополучия и покоя. Священные амулеты носили на теле, как символ покровительства и успеха; ритуальные танцы помогали снять злость, агрессивность после неудачной охоты или, напротив, подзарядиться энергией; обращенные к могущественному животному заклинания и причитания над больным человеком или рожающей женщиной — все это отчасти прообразы анималотерапевтических приемов.
Подобное отношение людей к животным способствовало расширению возможностей эмоционального отреагирования страхов, агрессивности, чувства беспомощности и одиночества, снимало психическое напряжение, позволяло переживать изменения и искать ресурсы в самих себе, давало успокоение и уверенность. Можно сказать, что животные и их символы были одними из первых психотерапевтов, оказывали психологическую помощь человеку.
Еще древние целители рекомендовали при неврозах холодный душ, босохождение и езду на лошади. В V в. до н.э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебной верховой езды. Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего наблюдается и психологический эффект занятий верховой ездой. Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «темных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные». При этом древнегреческий ученый придавал особое значение «ритмичному и плавному движению» лошади. Древние греки примерно три тысячи лет тому назад обнаружили способности собак помогать людям справляться с различными недугами, и египтяне использовали животных (в основном кошек) в тех же целях.
История анималотерапии — это развитие двух основных ее направлений: как самостоятельной технологии и как одной из составляющих процесса терапии.
«Зверинец»
Игра развивает коммуникативные способности, умение распознавать язык мимики и жестов, способствует снятию телесных зажимов.
Одна группа изображает движения, повадки, позы разных животных. Другая — зрители. Они гуляют по зверинцу, отгадывают «зверей», хвалят их и «фотографируют». Угадав всех, группы меняются ролями.
Суетливость и поспешность нередко мешают организовать свое поведение, эта игра способствует развитию самоконтроля, выдержки.
Участники встают в одну линию. Им предлагается представить себя улитками, передвигающимися очень медленно. По команде все начинают медленно продвигаться к указанному месту. Побеждает «улитка», доползшая до финиша самой последней. Останавливаться и разворачиваться нельзя.
Сегодня вы познакомились с работой по сохранению здоровья педагогов средствами арт-терапии.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов»
В жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным ф...
«АРТ-ТЕРАПИЯ – КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ»
В жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным формам ...
«Арт- терапия как средство сохранения здоровья воспитанников и педагогов»
ПрактикумТема: «Арт- тераптя как средство сохранения здоровья воспитанников и педагогов»...
Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов
Юдина Наталья ВладимировнаВ жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост ин...
Статья на тему "Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов"
Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но д...
Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов.
Статья на тему "Арт - терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов"...
Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов
Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов...