Социально-нравственное воспитание детей.
статья (старшая группа) по теме
Социально-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс вхождения ребёнка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребёнка.
Формирование нравственных качеств - это длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Взрослый должен помочь ребёнку увидеть нравственную ситуацию. Подражательная способность детей помогает взрослому научить их различать плохое и хорошее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_raboty_s_roditelyami_po_sotsialno.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-нравственное воспитание детей.
Социально-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс вхождения ребёнка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребёнка.
Формирование нравственных качеств - это длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Взрослый должен помочь ребёнку увидеть нравственную ситуацию. Подражательная способность детей помогает взрослому научить их различать плохое и хорошее.
Нравственные поступки - всегда осознанный выбор каждого.
В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни , общаясь со взрослыми , перенимая у них опыт поведения , ориентируясь на слова "так нужно", "так нельзя".
Целью привития ребенку основ нравственного поведения в первую очередь является стремление адаптировать малыша к социуму, воспитать понимание основ правильного поведения, помочь наладить контакт со сверстниками. В дошкольном возрасте малыши стремятся развивать свои личностные качества, чувства и способы восприятия окружающей действительности. Поэтому поведение членов семьи ребенка (в особенности – родителей) становиться тем фундаментом будущего мироощущения, которое впоследствии выльется моральными качествами и чертами характера личности. Особенно важно, чтобы семейное социально нравственное воспитание дошкольников проходило в едином комплексе с основами поведения, прививаемыми в воспитательных группах или других детских коллективах. Так, навыки вежливого общения, умения делиться своими игрушками, желание помогать старшим должно в первую очередь исходить от родителей и закрепляться педагогическими поучениями воспитателей детского сада.
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Семья- это первичный социум, который даёт ребёнку психологическую защищённость, эмоциональный комфорт, поддержку. В каждой семье складываются особенные взаимоотношения между всеми членами семьи. Ребёнок черпает определённый багаж опыта от общения со всеми близкими родственниками.
Поэтому самым приоритентным является установление контакта с родителями дошкольника.
Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с родителями по социально-нравственному воспитанию детей в старшей группе.
Перспективное планирование работы с родителями по социально-нравственному воспитанию детей в старшей группе.
Месяц | Задачи | Форма работы | Темы |
Сентябрь | Знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей. Дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, пересмотреть их. | Консультация. Тест для родителей. Круглый стол с родителями. | «Стиль воспитания ребёнка в семье». «О наказаниях детей». |
Октябрь | Воспитывать бережное отношение к чужим вещам. Обогащение представлений о себе и взрослых. Учить детей заботиться о своём здоровье. Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни. | Лекция. Тематическая консультация. | «Воспитание у детей бережного отношения к личным и общественным вещам. «Здоровые родители -здоровые дети». |
Ноябрь | Дать детям представления о родственных связях. Поддерживать чувство любви и уважения к членам семьи. Воспитывать чувство гордости за свою семью. | Консультация + презентация | «Как составить своё генеалогическое древо». |
Декабрь | Расширять представления детей о семейных традициях. Поддерживать уважение к семейным традициям. Воспитывать чувство гордости за свою семью. | Круглый стол. Тематическая выставка | «Традиции семьи» ( как наша семья встречает Новый год ). «Праздники и развлечения в детском саду» |
Январь | Воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой город. Воспитывать уважение к прошлому, чтить память погибших. Расширение представлений о пользе и вреде компьютерных игр. | Оформление информационного стенда. Выставка на тему ( рисунки детей ) Дистанционная консультация для родителей | «Подвиг наших предков» «Война глазами детей» «Компьютер и детская психология» |
Февраль | Формирование у детей правильных представлений. Воспитывать чувство уважения к своей Родине. Вызвать интерес к традициям города и людям, прославившим его. | Тематическая консультация | «Как воспитать патриота и гражданина» |
Март | Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о близких. Воспитывать желание заботиться о близких , о правилах безопасного поведения. Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости. Развивать умение проявлять заботу о пожилых людях, малышах, понимать их эмоциональное состояние по мимике, жестам, оказывать им помощь, успокаивать. | Выставка литературы Дистанционная консультация для родителей | Подборка книг: В. Драгунский «Сестра моя Ксения»; В. Осеева «Хорошее»; Е.Благинина « Посидим в тишине»; Р.Н.сказка »Гуси – лебеди»; «Два жадных медвежонка»; « Как воспитать отзывчивого ребёнка в этом неспокойном мире». |
Апрель | Продолжать знакомить детей с достопримечательностями своего города, его историческим прошлым. Воспитывать уважение и бережное отношение к родному краю. Раскрыть детям нравственный смысл поступков людей, сравнить свои предпочтения и оценки с мнением окружающих, лучше понимать друг друга и самих себя. Закрепить понятие о доброте, порядочности, милосердии и тд. | Фотовыставка Составление с детьми рассказов о … | «Самое красивое место в нашем городе». Пусть добро навеки побеждает зло. |
Май | Закрепить с детьми навыки вежливого обращения, осваивая новые формулы вежливости. Познакомить с социальными нормами и правилами, приобрести навыки культурного поведения. Вызвать желание быть вежливыми. Вызвать желание узнать о членах своей семьи, их занятиях, интересах. Дать знания об особенностях развития данного возраста. Объяснить необходимость учитывать в воспитании характерные для этого возраста особенности. Учить понимать эмоциональное состояние окружающих и учитывать это в общении. | Выставка детских рисунков по сказке Анкетирование | « Волшебное слово « здравствуйте» « Хорошо ли я знаю своего ребёнка?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
На эту тему можно посмотреть с разных сторон. В данной статье будут освещены практические приёмы и советы, помогающие детям 2-3 лет и их родителям как можно легче пройти процесс адаптации....
Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...
Статья на тему "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
В современном мире тема социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...
Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год
Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...
Статья "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
В современном мире тема социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...
Консультация "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
В современном мире тема социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...