ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 компенсирующего вида Пушкинского района
г. Санкт-Петербурга
Конспект НОД в старшей группе
Тема: Игра « Путешествие в прошлое одежды »
Используемые технологии:
Здоровьесберегающая
Игровые ситуации
Исследовательская деятельность
Конспект разработан:
воспитателем Зайцевой М.К.
Пушкин
2013
ВЕЧЕР РАЗВЛЕЧЕНИЙ
(СТАРШИЙ ВОЗРАСТ)
Игра «Путешествие в прошлое одежды»
Цель:
Закрепить знания о старинной русской народной одежде.
Задачи:
- Знакомить детей с историей возникновения русской народной одежды
- Обогащение активного словаря: рубаха, лапти, понева, душегрея, кушак, кокошник.
- Закрепление навыков счета
- Воспитание интереса к народному творчеству, русским народным традициям, уважение к прошлому своего народа, его обычаям
Материал:
Лабиринт, картинки с элементами русской народной одежды, кроссворд, игра «Разложи по порядку», карточки с точками, лоскутки ткани
(Дети стоят у входа в муз. зал)
1. Организационная часть. Мотивация деятельности
В.: Ребята, вы любите путешествовать? Тогда сегодня мы отправимся в прошлое одежды. Перед вами дороги с цифрами. Сколько здесь дорог? (10) Рядом с каждой дорогой лежат конверты, мы сейчас их перевернём, на них написаны цифры. Посмотрите, соответствуют ли цифры на конвертах с цифрами на дорогах? (разложите правильно, чтобы цифры на конвертах соответствовали цифрам на дорогах).
2. Основная часть
Давайте сейчас возьмём конверт с цифрой 1.Прежде чем мы откроем конверт и узнаем первое задание, давайте вспомним, что носили люди на Руси.
- Загадки
Я вам сейчас загадаю загадку. Вот вам небольшая подсказка. Эту одежду носили и мужчины, женщины, дети.
«Дуйся не дуйся, а через голову суйся»
( рубаха)
Правильно, самой распространенной одеждой на Руси была рубаха. А чем отличалась мужская рубаха от женской?
( По длине. Женская рубаха была ниже колен, а мужская до колен и она имела разрез по середине или сбоку. Рубахи украшались вышивкой по вороту, подолу и внизу рукавов. Вышивка служила не только украшением, но служила оберегом. Считалось , что оберегает человека от злых сил.
Послушайте ещё загадку. Это элемент одежды который носили все.
- Надену, ободом сведёт,
Сниму, змеёй упадёт.
Тепла не даёт,
А без него холодно.
(пояс, кушак)
Следующая загадка :
Сплетён липовый кузовок,
Ночью отпёрт, днём запёрт.
( лапти)
Эту обувь носили все, и женщины, и мужчины, и дети. В старину говорили: « Лапотная Русь». Только на Руси носили лапти больше нигде.
Следующая загадка:
Езжу верхом, не ведаю на ком,
Знакомца встречу – соскочу, привечу.
(шапка)
Сейчас при встречи люди здороваются за руку, а раньше, при встрече, в знак приветствия люди снимали шапку.
А кто носил этот головной убор? ( мужчины)
А что еще носили мужчины в старину? ( порты, онучи, лапти, колпак)
Что такое порты? Онучи? Лапти? Колпак?
А что из женской одежды вы знаете? (сарафан, передник, душегрея, лапти, кокошник)
Что такое сарафан? Передник? Душегрея? Кокошник?
- Посмотрите, на полу лабиринт. Надо узнать кто в какую одежду одет и назвать её.
Сейчас берём конверт с цифрой 2 и узнаем следующее задание.,
Ребята, как называется человек который шьёт одежду? (портной). А почему он так называется? А потому, что в древней Руси вся одежда называлась порты или портище. Слово «платье» появилось только в 16 веке, а портами стали называть часть мужской одежды. Портные в зависимости от того, что они шили, назывались «шубниками», «кафтанниками» , «рукавишниками», так появилась пословица: « Всяк портной на свой раскрой».
- Игра «назови ласково» ( с мячом)
Телогрея – телогреечка рубаха – рубашечка
Лямка – лямочка рукава – рукавчики
Пояс - поясок карман – кармашек
Понёва – понёвка кушак – кушачок
Передник – передничек шуба – шубка
Тулуп – тулупчик душегрея – душегреечка
Кафтан – кафтанчик кокошник – кокошничек
Сарафан – сарафанчик застежка – застежечка
Молодцы. Давайте посмотрим конверт с цифрой 3
Ребята, из какого растения изготавливалась одежда на Руси? Правильно изо льна.
- Мы сейчас споём хороводную песню «Ленок».
Вот видите сколько приходилось трудиться чтобы из растения получилась ткань.
Следующий у нас конверт с цифрой 4.
- Задание «реши кроссворд»
Пора открывать следующий конверт с цифрой 5
А задание здесь такое. На ватмане нарисованы люди. Посмотрите в чем они одеты?
Правильно с правой стороны одеты в современную одежду, а с левой одеты в р. н. костюм. Надо одежду разложить ( приклеить) кому какая одежда принадлежит и назвать её.
Давайте откроем следующий конверт с цифрой 6
- Игра «Разложи по порядку»
На столе лежат карточки «Надо пронумеровать одежду, в каком порядке одевался бы ты?» Вы знаете, что есть мужская и женская одежда. Поэтому мальчикам карточки с мужской одеждой, а девочкам с женской.
И следующий конверт с какой цифрой? 7
- Физминутка « у бабушки Маланьи»
Ребята, вы любите играть? На Руси тоже любили играть, я приглашаю вас на ковер, встаньте пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения.
- У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
- Жили в маленькой избушки ( сложить руки домиком)
- семь сыновей (семь пальцев)
- все без бровей, ( очертить брови пальцем)
-Вот с такими ушами, ( растопырить ладони, поднести к ушам)
- Вот с таки носами ( показать нос двумя растопыренными руками)
- Вот с такими усами, ( нарисовать пальцем усы)
- Вот с такой головой, ( показать руками)
- Вот с такой бородой, ( показать руками)
_ они не пили, и не ели ( поднести ко рту чашку, другой ложку)
- На Маланью все глядели, ( держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
- и все делали вот так… (показать любое движение).
Поиграли, пора открывать следующий конверт с цифрой 8
- Игра « Найди одежду по точкам»
Следующий конверт с цифрой 9
- Пословицы
Какие вы знаете пословицы про одежду? (объяснить их значение)
«У бабы –те же мешки : рукава завяжи, да чего хочешь положи.»
«Работать спустя рукава»
« Не поносишь старого – не носить и нового.»
«Шуба тепла и богата – жить вам легко и богато»
«Друг лучше старый , а платье новое»
«по одёжке встречают , а по уму провожают»
«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи»
« По Сеньке шапка, по Фоме и колпак»
(чем выше мужской головной убор, тем более высокое положение он занимает её хозяин)
« Работать засучив рукава»
«Будишь хорошо прясть- хорошо оденешся»
И остался у нас последний конверт с цифрой 10
- «Изготовить куклу самоделку»
В старину не было магазинов с игрушками, люди изготавливали их своими руками. И мы сегодня сделаем куклу из лоскутков ткани и возьмем себе на память.
3. Итоговая часть. Рефлексия.
Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? Что понравилось больше всего? Что больше всего вас удивило? Какие новые названия одежды вам запомнились? Что вы сможете рассказать родителям о русской народной одежде?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...