Современный урок: проблемы и перспективы
статья по теме
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_kosenko.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Косенко Ю.А., учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Мариинска
Современный урок: проблемы и перспективы
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.
В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности.
Личностно - ориентированный характер образовательного процесса не является принципиально новой проблемой. Как реально сделать школьников активными и сознательными участниками учебного процесса, как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании? Все эти вопросы задаёт себе каждый учитель - практик.
Современный этап педагогической практики - это переход от преимущественного использования репродуктивных методов в обучении и воспитании к деятельностно- развивающим технологиям, способствующим развитию личностных качеств. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала обучающегося.
Раскрытие личности обучающегося происходит прежде всего в его главной ведущей деятельности - учении, а урок - основная форма её организации.
Желая совершенствовать современную школу, мы не можем оставить в стороне вопрос о проблемах и перспективах урока, как основной формы учебно-воспитательного процесса, через который проходят все обучающиеся и все без исключения педагоги.
Усложнение задач в обучении выдвигает потребность в уточнении и конкретизации общих проблем урока.
Можно выделить следующие проблемы:
- дидактические
- проблемы взаимодействия участников образовательного процесса.
- воспитательные
- материально-технические
- медицинские
- психологические
Что такое урок? В педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени[1].
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения[2]. Основными структурными элементами обучения как системы, по мнению ученых, являются: «цели; принципы; содержание; методы; организационные формы; результаты»[3]. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образом к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и обучающихся, в результате которого происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.
Урок был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся [4].
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута[5].
Таким образом, в уроке представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы и организация.
Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой[6].
Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; подведение итогов урока; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках в основном реализуются. Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения или где опускаются те из них, которые не обязательно вводить в его структуру. Структура каждого урока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели (или целей), типа урока, возрастных особенностей обучающихся и особенностей класса или коллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения [7].
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать и это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, которые требуют развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество.
Поэтому главное, чему следует учить, — умению осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем, т. е. информационной культуре. Что нужно, чтобы овладеть информационной культурой?
Человеку необязательно все помнить, так как любую нужную в данный момент информацию можно найти. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна, и каким способом ее затребовать. При этом большое значение имеет развитие способности правильно сформулировать проблему, умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения проблемы;
умение определить, какой информации не хватает и где ее искать; умение найти недостающую информацию; оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы; умение использовать отобранную информацию для решения проблемы.
Получается, что современный урок – это проблема. Проблема в том, что надо обучающемуся на данный отрезок времени, чтобы определить тему урока, цели урока и что надо взять из предложенного учебником материала, чтобы обеспечить усвоение знаний конкретной темы.
Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить ту или иную проблему, т. е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Вот он современный урок: предъявление двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?», проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?». Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?»
Одним из путей решения этих проблем является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность обучающихся.
Информационные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля знаний
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием информационных компьютерных технологий, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран
Применение новых информационных технологий в образовании обсуждается на страницах всех методических газет и журналов. При этом каждому преподавателю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения.
Достоинства компьютерных технологий заключаются в следующем:
– использование данной технологии на уроках позволяет усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером, которая способствует повышению интереса к предмету, помогает в комплексе воздействовать на органы чувств. Благодаря использованию компьютера интерес школьника поддерживается эмоциями, отражающими его собственную активность, рождающими желание самостоятельно узнать что-то новое. Эмоциональный компонент мотивации - это мощный импульс для развития познавательной активности любого обучающегося.
– использование информационных технологий помогает расширять возможности предъявления учебной информации. Предъявляемая информация постоянно обогащается благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: использования видеофрагментов, создания различных средств наглядности, оживления мультипликацией необходимого материала. Применение ИКТ позволяет использовать научно-познавательный текст, рисунки, схемы, таблицы, возможность создания музыкального фона;
– использование данных технологий предполагает учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и школьника.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
В заключении хочется сказать, что урок играет ведущую роль в развитии и формировании личности. И каким бы мы не представляли себе современный урок, он все равно должен соответствовать дидактическим требованиям образовательной системы, которая представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности обучающихся. Урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок – дело непростое даже для опытного учителя [8].
[1] Махмутов М.И. Современный урок: Монография. – М.: Педагогика. 1985. – с.44
[2] Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. 2-е изд.- М.: Педагогика. 1971. – с.149
[3] Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М. 2003.- с.165
[4] Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2ч.- М.: «Владос». 1998-ч.1.- 253с
[5] Лазукова Н. Преподавание истории в школе//Историческое образование: тенденции и перспективы №2.- с.61
[6] Озерский И. З. Начинающему учителю истории.- М. 1989.- с.72
[7] Гузеев В. В., Методы организации и формы обучения.- М.: Народное образование. 2001.- с.65
[8] Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - метод. пособие.- М.: ООО « Русское слово - учебная книга». – с.135
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы Всероссийской заочной научно практической конференции "Проблемы и перспективы развития современного образования"
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения....
Феномен современного родительства: возможные проблемы и перспективы.
Я рассматриваю прблемы собременных родителей в контексте прошлого опыта воспитания детей, влияние современных гаджетов на развитие ребенка....
Эссе на тему “Развитие профессиональной компетентности современного воспитателя ДОО: проблемы и перспективы”.
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». ...
Швецова А.Д., Пак Сун Хи Кинетическая сказка в коррекционной работе с детской тревожностью //Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции
Стаья посвящена описанию одного из возможных вариантов коррекционной работы со старшими дошкольниками с повышенной тревожностью посредством сказкотерапии, построенной в системе занятий на основе приме...
Внедрение инновационных технологий педагогической деятельности воспитателя в современное дошкольное образование: проблемы и перспективы
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами....
Проблемы современного образования: тенденции и перспективы.
Проблемы современного образования: тенденции и перспективы....
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Современное образование: проблемы и перспективы развития"
Особенности использования современной иновационной технологии "Утренний круг" в условиях дошкольной образовательной организации....