Обучение детей классификации предметов средством моделирования
статья (подготовительная группа) на тему
В данном материале говорится о том, как при помощи моделей можно помочь всем детям усвоить классификацию предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logika_-_statya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей классификации предметов средством моделирования.
В дошкольном возрасте у детей ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. Но в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться и логическое, которое в школе будет основным видом мышления.
Основным показателем формирования логического мышления является усвоение детьми классификаций предметов.
В программе «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией Васильевой определено, классификацию каких предметов ребёнком должно быть усвоено. Например: какие бывают виды транспорта, на какие группы делятся животные, какая бывает посуда и так далее.
В статье я расскажу как при помощи моделей, опираясь на ведущий вид мышления дошкольников наглядно-образный, можно помочь всем детям усвоить классификацию предметов, чтобы ребёнок шёл от общего понятия к частному. Например: все это – животные, а они делятся на зверей, птиц, рыб, насекомых.
В своей работе наш детский сад использует программу «Развитие», научным руководителем которой являются Леонид Абрамович Венгер и Ольга Михайловна Дьяченко. Суть её в том, что она опирается на ведущий вид детского мышления наглядно-образное, и с помощью различных чертежей, схем и моделей ребёнок усваивает материал, предлагаемый на занятиях.
Курс занятий по логике рассчитан на 2 года обучения – старшая и подготовительная группа. В старшей группе в программу включено освоение детьми двух видов понятийных отношений: классификационных и сериационных.
Отношения сериации – это отношения между объектами, упорядоченными по степени интенсивности какого-либо признака (величина, яркость возраст) или признаки, скрытые от непосредственного наблюдения (сила, доброта, ум). С отношениями сериации преметов по величине через дидактические игры дети знакомятся во второй младшей групп. Детям предлагаются настольные игры типа: «Разложи яблочки от самого большого к самому маленькому» или « Расставь утят от самого маленького к самому большому». В старшей группе на занятиях по логике я предлагаю детям расположить бабочек от самой яркой до самой бледной или расположить карточки с изображением человека на разных возрастных этапах от самого младшего до самого старшего. Используются сериационные отношения и на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Например: раскладывание полосок либо кругов по величине в возрастающем и убывающем порядке.
Освоение классификационных отношений заключается в том, что дети постепенно приходят к пониманию и использованию, при решении познавательных задач, обратной зависимости между объёмом и содержанием понятий: чем богаче содержание понятий (то есть чем больше признаков оно включает) тем уже его объём и наоборот. Так, содержание понятия «мужчина» богаче, чем содержание понятия «человек», так как оно включает все признаки, присущие любому человеку, и ряд дополнительных признаков, отличающих мужчину от женщины. Вместе с тем «мужчин» меньше, чем «людей» - объём понятия 2человек» шире, так как он охватывает и мужчин и женщин.
Установление классификационных отношений осваивается при помощи модели в виде кругов Эйлера и модели типа «Древо».
В старшей группе мы обучаем детей при помощи модели круг «Эйлера» В случае моделирование понятия «Человек», «Мужчина», «Женщина» - родовое понятие «человек» обозначается большим кругом, а подчинённые ему понятия «Мужчина» и «Женщина», находящимися внутри него маленькими кружками. Поскольку в моделях обозначаются понятия разного уровня обобщённости, я передаю этот уровень относительной величиной кругов. Это особенно важно в случаях, когда модель включает обозначения понятий разного уровня обобщённости, не находящихся в отношении соподчинения, например:
Здесь понятием однопорядковым с понятием «хвойное дерево» является понятие «лиственное дерево», но оно опущено.
Моделирование сериационных и классификационных отношений развивает общую способность к наглядному моделированию. Вместе с тем оно служит средством упорядочивания у детей уже имеющегося опыта и приводит к усвоению логических форм мышления.
Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания. полученные ими на занятиях или в обыденной жизни.
Перед каждым занятием, предполагающим моделирование отношений между определёнными понятиями, я провожу беседу с детьми для выявления того, знакомы ли они с теми предметами, явлениями, которые будут служить материалом моделирования, и, если окажется необходимым, для пополнения соответствующих знаний. Перед началом занятий с моделями мы проводим 1-2 занятия без моделей, во время которых предлагаем детям подбирать обобщающие слова для ряда объектов (платье, брюки, рубашка – как их все назвать одним словом?) или, наоборот раскрыть обобщённые названия: «Какую одежду вы знаете?».
На всех занятиях термины «модель», «понятие», «объём», «содержание» не употребляются. Объяснение происходит доступным детям языком: «Вот этот большой круг у нас будет обозначать «все растения». А что тогда будут обозначать маленькие кружки? Давайте договоримся, что вот этот маленький круг будет обозначать – все деревья, а этот – все кустарники, а этот круг, как вы думаете, что будет обозначать? (дети предлагают варианты, что это трава, цветы).
В подготовительной группе дети продолжают осваивать отношения между понятиями. Занятия включают 2 направления: 1-е направление связано с освоением детьми новой формой модели – классификационное древо, которое имеет ряд структурных особенностей: родовое понятие изображается верхней точкой, видовые понятия отображаются точками, расположенными ниже. Например: верхняя точка будет обозначать «вся посуда», а нижние точки будут обозначать то, какая бывает посуда – столовая, кухонная и чайная. Связи между понятиями отображаются линиями, соединяющими точки, обозначающие родовое и видовые понятия. Освоение моделирования в форме древа начинается с опорой на модель тех же отношений в форме кругов и разворачивается в той же последовательности и с теми же усложнениями, что и в старшей группе.
Второе направление связано с работой над содержанием понятий. Дети учатся выделять признаки объектов, находить существенные признаки и использовать их для выяснения категории, к которой он относится. Например: детям предлагается послушать рассказ о том, как мама с дочкой приготовила праздничный сладкий стол. На нём были фрукты, ягоды, конфеты. В конце мама угощала всех бисквитом. Воспитатель спрашивает детей о том, что такое « бисквит», как и почему они поняли что это съедобное, сладкое, пища.
На первых порах в обучении использую картинки, обозначающие содержание наиболее частных, конкретных понятий (например, отдельных видов животных или растений), более же общие понятия высказываются устно. В дальнейшем содержания понятий обозначаются при помощи условных значков. Вводя их, необходимо каждый раз специально обсуждать, что именно (какое понятие) каждый значок будет обозначать, и почему он для этого подходит, обращаю внимание на то, что с переходом от более общих к более частным понятиям их содержание всё более обогащается, добавляются новые признаки. Значок, обозначающий содержание каждого понятия, помещается внутри круга, обозначающего его объём.
Помимо модели «древо» в подготовительной группе есть ещё модель бабочки – «поликсены». Приведу пример на транспорте
Таким образом использование наглядного моделирования позволяет детям, идущим в школу, легко ориентироваться в многообразии предметов и усвоить классификацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей использованию образных средств языка в связной речи (раздел «Речецветик») Путешествие в страну «Загадайка»
Приложение VОбучение детей использованию образных средств языка в связной речи (раздел «Речецветик») Путешествие в страну «Загадайка» Обучение детей сочинению загадок в старшей группеВоспитатель ...
Консультация для педагогов Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами моделирования
Консультация о том, как развивать речь детей с ппомощью моделей , предметов заместителей...
Применение дистанционных форм обучения детей дошкольного возраста "Техническому моделированию и конструированию".
Идея сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также п...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ ПРЕДМЕТОВ КРУГЛОЙ ФОРМЫ на примере занятия по рисованию «ЯБЛОЧКО, КРУГЛОЕ, КРАСНОЕ» младшая группа
Цель: Нарисовать яблоко круглой формы....
Занятия по обучению детей сортировке предметов по основным их признакам цвету, форме, величине
В статье рассматриваются занятия по обучению детей сортировке предметов по основным их признакам цвету, форме, величине...
Консультация для молодых специалистов «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами моделирования».
Консультация для молодых специалистов «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами моделирования». ...
Картотека развивающих игр «Назови одним словом» для обучения детей классификации объектов
Дидактическая игра «Назови одним словом» предназначена для дошкольников младшего дошкольного возраста. Она помогает закрепить термины, являющиеся обобщающими для нескольких объектов, по не...