Консультации на тему "Трудное поведение" у детей-дошкольников
консультация по теме
Консультация на тему "Как можно с помощью игры" повлиять на трудное поведение ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_na_temu_trudnoe_povedenie_u_detey.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для решения проблем
трудного поведения детей дошкольного возраста
Сегодня существует множество различных психокоррекционых упражнений, используемых в групповой работе с детьми и подростками, однако все они являются конкретным воплощением какого-либо метода из следующих направлений: игротерапии, арттерапии (изобразительная, сказко-, музыко- и т.д.), поведенческой терапии (различного вида тренинги, психогимнастика), социальной терапии.
Игротерапия – наиболее популярный метод, используемый в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития.
Артерапия – основная цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.
Тренинг – этот метод направлен на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, на повышение уровня «исполнительской компетентности» в отношении определенных ситуаций взаимодействия и общения с социальным окружением, предметным миром.
Психогимнастика – она относится к невербальным методам групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии.
Метод социальной терапии – это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением – как взрослыми, так и сверстниками.
Цель групповой психокоррекционной работы состоит в восстановлении психического единства личности посредством нормализации ее межличностных отношений.
О.А.Карабанова указывает на ряд индикаторов неблагополучия развития, наличие которых позволяет положительно решить вопрос о целесообразности коррекционного воздействия. К этим индикаторам относятся:
- нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстники», утрата взаимопонимания, дезинтеграция сложившихся ранее форм общения;
- низкий уровень социальных достижений, значительно расходящийся с потенциальным уровнем развития ребенка;
- поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований;
- переживание ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный стресс и депрессия;
- наличие экстремальных, кризисных жизненных ситуаций;
- аномальные кризисы развития, которые в отличие от нормативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий и не содействуя формированию психологических новообразований, знаменующих переход к новому возрастному циклу.
В данном контексте групповая работа особенно показана при характерологических нарушениях, обусловливающих проблемы в межличностных отношениях. К данным нарушениям относятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, неустойчивость самооценки излишняя застенчивость скованность и неуверенность в общении, тревожно-мнительные черты характера, фобические реакции и т.д.
Групповая форма психокоррекционной работы находит широкое применение в решении самых различных трудностей психического развития ребенка, а также при профилактической и общеразвивающей работе. Однако особая специфика каждого метода определяет и спектр проблем, решение которых данным методом наиболее оптимально.
Игротерапия, психогимнастика
- трудности коммуникации: низкий уровень коммуникативной компетентности, несформированность коммуникативных действий и операций, неумение согласовывать свои действия с партнерами, отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуации, необщительность, замкнутость (при условии сформированности потребности в общении), социальная изолированность, низкий социометрический статус;
- социальный инфантилизм – низкий уровень сформированности широких социальных мотивов, неудовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил, неотчетливые и размытые представления о социальных ролях и системе социально одобряемых отношений;
- трудности произвольной регуляции ребенком поведения и деятельности: трудности принятия и сохранения цели, отсутствие или низкий уровень развития способности планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, неумение контролировать свои действия и предвидеть их последствия, неспособность правильно оценить результаты действия и внести необходимые коррективы в деятельность, неспособность действовать в соответствии с заданным образцом и правилом; импульсивность и ненаправленность, «полевой» тип поведения и деятельности, чрезмерная зависимость от взрослого, проявляющаяся в сверхпослушании, конформности и безоговорочном признании авторитета взрослого во всех сферах жизнедеятельности;
- нарушения поведения – умеренная агрессивность, вредные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и пр.), отказ от пищи, трудности кормления, воровство (в тех случаях, когда совершается только дома);
- трудности эмоционального развития – неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах как самого себя, так и другого человека; трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; неспособность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социальных эмоций;
- трудности личностного развития – трудности формирования Я-концепции, неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, неадекватная полоролевая идентификация (как правило, у мальчиков);
- фобические реакции – страх определенных объектов, действий и событий, реакция их избегания, высокая ситуативная и личностная тревожность. Отметим, что при наличии фобий и страхов индивидуальная игротерапия часто оказывается неэффективной. Это связано с тем, что индивидуальная игротерапия предоставляет ребенку возможность избегания «опасных» объектов и событий, благодаря свободе выбора сюжета игры и его развития, неограниченному выбору игрушек, игровых предметов и игровых действий. По сравнению с групповой формой, индвидуальная игротерапия, лишает ребенка возможности наблюдать модель «бесстрашного» поведения сверстников в отношении объектов и событий, вызывающих страх и тревогу.
Арттерапия
- трудности эмоционального развития, актуальных и посттравматический стресс, депрессивные и субдепрессивные состояния, снижение эмоционального тонуса, высокая эмоциональная лабильность, дисфория, импульсивность эмоциональных реакций;
- эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества;
- повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;
- наличие конфликтных межличностных отношений в семье, со сверстниками, с воспитателями, педагогами, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией и типом семейного воспитания (чрезмерная или недостаточная опека, жестокое обращение, чрезмерные требования и т.д.), ревность к братьям и сестрам, низкая коммуникативная компетентность;
- дисгармоничная Я-концепция, низкая, искаженная, неадекватно завышенная, амбивалентная самооценка, низкая степень самопринятия.
Тренинг
- исполнительская некомпетентность», то есть отсутствие навыков адекватного поведения в отношении определенных ситуаций общения с социальным окружением и предметным миром (девиантность, нарушения поведения и коммуникации);
- трудности личностного развития (дисгармоничная Я-концентрация, неадекватная самооценка и др.).
Социальная терапия
- отклонение в личностном развитии ребенка, обусловленные депривацией потребности в социальном признании;
- низкий уровень коммуникативной компетентности.
Многие проблемы (эмоциональные, поведенческие) успешно прорабатываются несколькими методами, поэтому психологи-практики применяют часто комбинированный подход при составлении программы групповой психокоррекционной работы.
Проведение групповой психокоррекционной работы затруднительно при негативном отношении к данному виду работы ребенка или его родителей, в случаях явного асоциального поведения ребенка, проявляющегося в немотивированной физической и вербальной агрессии, жестокости, воровстве. Противопоказано помещать в группу ребенка, находящегося в актуально стрессовом состоянии – депрессии, посттравматическом стрессе, фрустрации, эмоциональном шоке, связанных с потерей близких, катастрофой, тяжелой травмой, насильственными действиями и др.
Во всех этих случаях ребенок проходит сначала курс индивидуальной психокоррекционной работы, а затем принимается решение о переходе к работе в группе в зависимости от содержания и характера трудностей развития, динамики состояния ребенка в процессе индивидуальных занятий.
«За что меня любит Мама»
Цель: повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.
Ход игры: Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.
После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
Примечание: На первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других рассказывают, что мамы любят из за тоя, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку… Только после многократного повторения этой игры дети приходят выводу, что их любят просто за то, что есть.
«Давай поговорим»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: любой.
Ход игры: Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать…(волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?» Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Это игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу себя должен взять взрослый.
Комментарии: Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже его.
«Маленькое приведение»
Цель: отреагирование гнева.
Форма игры: групповая.
Возраст: любой.
Ход игры: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывать: «У-у-у!». Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громка, вы будете пугать руг руга громким голосом. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Дав детям пошуметь, взрослый прекращает игру: «Молодцы! Пошутили – и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
«Черепаха»
Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
Форма игры: групповая.
Возраст: 4-7 лет.
Ход игры: Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (река, озера или моря – по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 секунд).
«Похвалики»
Цель: повышение самооценки ребенка, его значимости в коллективе.
Возраст: от 6 лет.
Ход игры: Все дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, ребенок должен «озвучить» карточку. Причем начав словами «Однажды я…». Например: «Однажды я помог своему брату… » На обдумывание задания деется 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.
После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.
Педагог должен уметь пользоваться приемами,
способствующими достижению высокого уровня обучения:
- уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
- владеть средствами невербального обучения (мимика, жесты);
- уметь вставать на точку зрения учащегося;
- уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
- уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
- быть готовым вовремя поблагодарить учащегося, при необходимости извиниться перед ним;
- уметь поддерживать ровное отношение ко всем учащимся;
- уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторые негативных моментов, быть готовым к улыбке;
- уметь воздействовать на учащегося не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у учащегося желаемого качества;
- уметь не бояться обратной связи от учащихся;
- уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.
Используемая литература:
- Методическое пособие «Ранний возраст от от 2 до 3 лет».
- «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники», О.Н.Истратова, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме : Капризы и упрямство детей - дошкольников, их причины, проявление.
Капризы и упрямство детей - дошкольников,их причины,проявление....
Роль сказки в жизни детей дошкольников. (Консультация для родителей)
Сказки в жизни детей имеют огромное значение. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Данная консультация предназначена для родителей и воспитателей....
Консультация "Капризы и упрямство детей-дошкольников и их причины проявления"
Капризы и упрямство рассматриваются, как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с непослушанием, детским негативизвмом, своеволием. Конечно, использовать все правила и необходимые условия в сво...
Консультация для родителей «Обучение детей дошкольников счёту».
Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста счету....
Консультация: Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»
Сценарий конкурса чтецов «Россия – Родина моя!» Консультация:Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Приобщение детей дошкольников к русской народной культуре»
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному и...
Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление» Консультация для родителей
Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление» Консультация для родителейПрежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямств...