Информация об инновационном проекте в области здоровьесбережения с детьми 4-5 лет по теме: «Здоровый малыш!»
проект (средняя группа) по теме
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условии для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект
в области здоровьесбережения с детьми 4-5 лет
«Здоровый малыш!»
Авторы проекта
Чич Наталия Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 230».
Бурляева Светлана Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 230».
Критерии оценивания результатов
- Мониторинг детей и анкетирование родителей.
Тип проекта
- Информационно – практико – ориентированный.
Вид проекта
- Групповой
Продолжительность проекта
- Средней продолжительности (4 месяцев).
Участники проекта
- Дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
Проблема проекта
- Проблема интереса у детей к компонентам здорового образа жизни и ухода за своим телом.
- Недостаточный уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.
Цель
- Создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей и родителей.
Задачи проекта
- Создать содержательную здоровосберегающую среду в группе.
- Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни.
- Развивать у детей умение находить нужную информацию и объединять полученные сведения для решения данной проблемы.
- Повышать уровень педагогической культуры родителей в вопросах здорового образа жизни.
Гипотеза
В процессе реализации проекта будут созданы условия для приобретения детьми опыта самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми по формированию навыков здорового образа жизни у детей и родителей. Применение полученных валеологических знаний поможет детям изменить отношение к своему здоровью, к способам его укрепления, что скажется на состоянии здоровья наших воспитанников.
Ожидаемые результаты проекта
- Организация содержательной здоровьесберегающей и развивающей среды в группе.
- Сформированность навыков здорового образа жизни у детей и родителей.
- Повышение интереса и уровня педагогической культуры родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни.
- Презентация проекта в детском саду.
Реальные результаты
- Создана содержательная здоровосберегающая среда в группе.
- Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформировали у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
- Повысился уровень педагогической культуры у родителей в вопросах здорового образа жизни.
Предварительная работа
- Изучили методическую, научно-популярную и художественную литературу.
- Подобрали иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
- Создали картотеки дидактических игр, загадок, пословиц и поговорок, подвижных игр по теме проекта.
«Забота о здоровье - это важнейший
труд воспитателя.
От жизнерадости, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Аннотация к проекту
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условии для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья. Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:
1) Формирование знаний о здоровье и его значимости.
2) Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
3) Организация оздоровительной работы.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов. У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. И нет задачи более сложной и важной, чем вырастить здорового ребенка, привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным и не представляющим угрозы здоровью других членов общества. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь. Охрану же здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Сущность проекта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.
Представленный проект с использованием разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры. А также подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему.
Актуальность
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
Как говорит статистика, в последние годы заметна устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Это создает необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить данную ситуацию.
Формирование и воспитание у детей осознанного отношения к себе, к своему здоровью – важная задача для взрослых. Но решить эту проблему только воспитателям или только медикам не под силу. Поэтому необходимо объединение усилий семьи, воспитателей, медицинских работников и самого ребенка в борьбе за здоровье. Детский сад – это-то место, где любая деятельность способствует воспитанию у детей привычек и потребностей к укреплению своего здоровья
Дошкольный возраст является решающим в формировании основы физического и психического здоровья. Ведь именно в это время человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни, именно в этот период закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. И очень важно на этом этапе дать начальные знания и сформировать практические навыки здорового образа жизни ребенка. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Структура внедрения здоровьесберегающих методик и технологий
Проект состоит из этапов, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.
I. Этап подготовительный
II. Этап практический
III. Этап аналитический
Планирование работы
Этапы работы | Виды деятельности | Сроки |
1 этап Подготовительный | Дидактическое и методическое оснащение проекта. Консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта. Анкетирование родителей. Мониторинг детей. | Сентябрь |
2 этап Практический | Мероприятия по реализации проекта с детьми. Привлечение специалистов к работе по реализации проекта. Мероприятия с родителями. | Октябрь Ноябрь |
3 этап Аналитический | Мониторинг детей. Анкетирование родителей. Анализ полученных результатов. Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы. Рекомендации родителям. Презентация проекта в детском саду. | Декабрь |
Этапы реализации
Этапы | Виды деятельности | Сроки |
I этап Подготовительный | 1.Анкетирование родителей «О здоровье детей». Цель
2.Мониторинг освоения детьми образовательной области «Здоровье». Цель Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни. Для достижения обозначенной цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература, сказки К.И.Чуковского «Айболит», «Мойдодыр». 3. Информационное обеспечение. Цель Сбор информации на основе анкетирования, мониторинга.
- оформление фотовыставок; - папок – передвижек; - составление памяток. 4.Методическое обеспечение
5.Консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта «Здоровый малыш!» | сентябрь |
II - этап Практический | I.Здоровьесберегающие образовательные технологии. Цель
1.Музыкотерапия (утренний приём, возвращение с прогулки, засыпание и пробуждение). Цель
Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают. Непосредственное лечебное действие музыки на нервно-психологическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. 2. Гимнастика после сна Форма проведения:
Закаливание водой:
3. Динамические паузы
Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. 4.Гимнастика для глаз Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. 5. Пальчиковая гимнастика Гимнастика пальчиковая проводится индивидуально или с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время. 6.Физкультурно-оздоровительные технологии Цель
6.1Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. 6.2 Упражнения для формирования и коррекции правильной осанки 6.3 Прогулка (динамическая минутка, индивидуальная работа по развитию движений, игры-упражнения для детей с низким уровнем развития двигательной активности). 6.4Дыхательная гимнастика Схема освоения дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой с детьми 4-5 лет. Цель:
Гимнастику всегда нужно начинать именно с безобидных разминочных упражнений: «Ладошки» и «Погончики». На первом занятии обязательно надо освоить три первых упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос». В течение первой недели упражнения выполнять один – два раза в день, длительность 8 – 10 минут. На следующей неделе добавить к этим трем упражнениям еще одно и выполнять, упражнения начиная с первого: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка». И так каждую неделю к уже освоенным упражнениям добавлять одно новое. II.Cамостоятельная и совместная деятельность со взрослыми по формированию навыков здорового образа жизни у детей и родителей 2.1 Формирование здорового образа жизни у детей 4-5 лет посредством валеологии. Беседы: Тема «Чтобы быть здоровым» Цель
Тема « Почему нужно мыть руки и чистить зубы» Цель
Тема «Кто я? Тело человека» Цель
Практические упражнения:
Тема «Мои добрые помощники. Глаза» Цель
2.2 Для реализации поставленных задач были использованы методические приемы:
Сюжетно-ролевые:
Дидактические игры:
Подвижные игры:
Психогимнастика:
Пальчиковая гимнастика:
Дыхательная гимнастика: «Косим траву», «Часики», «Каша кипит», «Паровозик», «Дудочка», «Петушок», «Аист», «Дровосек», «Шагом марш!», «Гуси летят», «Мельница» и другие; Гимнастика для глаз: «Анютины глазки», «Радуга», «Пчела», «Маленькая птичка», «Кит», «Лиса», «Слон», «Заяц белый»; Физкультминутки: «Вместе по лесу идём», «Будем прыгать и скакать!», «Девочки и мальчики», «Нам сегодня не до скуки», «Кошка», «Буратино», «Я нашла жука»; 2.3 Формы работы:
2.4 Работа с детьми Развивающие занятия на темы:
Работа с родителями Консультации для родителей:
Наглядная информация для родителей:
| октябрь ноябрь |
III – этап | 1.Мониторинг детей и анкетирование родителей. 3.Презентация проекта на педагогическом совете. 4. Презентация проекта на родительском собрании. 5. Оформление фотогазеты. 6. Открытые показы для педагогов и родителей. | декабрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/05/picture-278182-1375699845.jpg)
Информация об инновационном проекте в области здоровьесбережения с детьми 4-5лет «Здоровый малыш!»
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. И нет задачи более сложной и важной, чем вырастить здорового ребенка, привить ребёнку необходимость быть здо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/26/picture-627214-1629972760.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Где прячется здоровье?»
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активнос...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-909304-1490539455.jpg)
Конспекты совместной деятельности с детьми, направленной на укрепление здоровья и физического развития на тему: «Здоровые малыши» (первая младшая группа)
Конспекты совместной деятельности с детьми,направленной на укрепление здоровья и физического развитияна тему: «Здоровые малыши»(первая младшая группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/13/picture-595417-1557750758.jpg)
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Где прячется здоровье?»
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активнос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/02/picture-266626-1396455969.jpg)
Педагогическая мастерская для родителей на тему: «Здоровый малыш: технологии здоровьесбережения в детском саду и дома. Пальчиковая гимнастика».
Педагогическая мастерская для родителей:«Здоровый малыш: технологии здоровьесбережения в детском саду и дома. Пальчиковая гимнастика».Цель – построение эмоционально-доверительны...
Конспект НОД по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Будьте здоровы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г Ярцева Смоленской области Конспект НОД по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-966880-1509467865.jpg)
Проект по здоровьесбережению в первой младшей группе Тема: «Здоровый малыш»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходи...