Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по снижению тревожности
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Совместная деятельность по снижению тревожности предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Целью разработки является снижение тревожности через обучение умению самостоятельно владеть ролью-образом, закрепление за ребенком позиции управляющего, режиссера; повышение самооценки, уверенности в себе; снятие психомышечного и психоэмоционального напряжения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 434 г. Челябинска
Конспект совместной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
по снижению тревожности
педагог-психолог Тюнева Е.И.
г. Челябинск
2014
Первый цикл
Занятие 1
«Два брата»
Задачи:
- Обучать детей придумыванию сюжета, объединять предметы по смыслу;
- Обучать умению самостоятельно владеть ролью - образом;
- Закреплять за ребенком позицию управляющего, режиссера;
- Повышать самооценку;
- Развивать воображение;
- Снять психомышечное напряжение;
- Воспитывать навыки общения.
Материалы:
Магнитофон, запись веселой и спокойной музыки,бумага, для рисования, цветные карандаши, мелки, клубок ниток., изображение тучи и солнца, фигурки человечков (оригами).
Ход занятия:
Приветствие.
Психолог. Здравствуйте, ребята! Меня зовут… С этого дня мы с вами будем встречаться, вместе играть, рисовать, разговаривать, рассказывать и показывать сказки, делиться своими новостями и настроением.
Психолог предлагает детям по приветствовать друг друга с помощью клубочка.
Игра «Клубочек».
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Содержание: Психолог. У меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу слева, но сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая его, нужно назвать свое имя, поздороваться и сказать на что похоже ваше настроение: на тучку или на солнышко (психолог обращает внимание детей на изображения тучи и солнца). Когда клубочек дойдет до конца, нужно его передавать обратно, называя настроение соседа, которому передаешь.
Психолог предлагает детям послушать сказку «Два брата» и повторять за ним движения.
Сказка: «Жили были два брата — Бом и Минь. Бом был сильный, смелый и никогда не унывал (показать смелого, веселого; просит повторить), а Минь всего боялся, плакал и часто не знал, что делать (боязливого, плаксивого брата; просит повторить).
Братья очень дружили и всегда были вместе (взять ребенка за руку и показать, как дружили Бом и Минь).
Но вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду (злого дракона, «летает» по комнате; просит повторить).
Тогда Бом решил прогнать этого дракона. Собрался он, попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал (как Бом простился со всеми и поскакал на коне; Просит повторить).
Минь хотел поехать с братом, но очень боялся, поэтому остался дома (Минь боялся; просит повторишь).
Прошло много времени, и от Бома не было никаких известий. Тогда родители послали Миня выручать брата и прогонять дракона. Минь долго плакал, но делать нечего — собрался он, сел на коня и отправился в путь ( Минь поплакал, сея на коня и медленно поехал; просит повторить).
Приехал Минь к пещере дракона. Смотрит, а дракон превратил Бома в камень (изображает камень; просит повторить).
Испугался Минь, хотел уже убежать (Минь испугался; просит повторить), но тут появился Добрый волшебник...»
Проблемная ситуация. Вопросы:
- Что произошло дальше?
- Что сделал Минь?
Дети сидят в кругу и по очереди предлагают свой вариант окончания сказки.
Психолог. Ребята, после таких приключений Минь стал смелым или остался трусливым?
Дети отвечают.
Психолог. А почему, как вы думаете?
Дети отвечают.
Психолог. Молодцы.
Психолог предлагает детям нарисовать смелых братьев. После окончания работы все рассматривают рисунки друг друга.
Психолог. Ребята, так же как Бом и Минь, я знаю, вы тоже помогаете друг другу и другим людям, расскажите кому и как вы помогаете.
Упражнение «Похвалинки».
Цель: упражнение способствует повышению самооценки, значимости ребенка в коллективе.
Содержание: Дети стоят в кругу, психолог кидает мяч одному из детей, ребенок говорит. Что он сделал хорошего или помог кому-нибудь и кидает мяч обратно психологу, затем психолог кидает мяч другому ребенку и т.д. Говорить о своем поступке ребенок начинает словами: «Однажды я …». После того, как все дети выскажутся психолог обобщает сказанное, и подводит детей к тому, что каждый человек обладает какими-либо положительными качествами, талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям
Упражнение «Воздушный шарик»
Содержание: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
Подведение итогов.
Прощание «Круг друзей»
Дети стоя в кругу берутся за руки, пожимают их и улыбаются друг другу. Проговаривают свое настроение.
Занятие 2
«Злая фея»
Задачи:
- Обучать детей придумыванию сюжета, объединять предметы по смыслу;
- Обучать умению самостоятельно владеть ролью - образом;
- Закреплять за ребенком позицию управляющего, режиссера;
- Повышать самооценку;
- Развивать воображение;
- Снять психоэмоциональное напряжение;
- Воспитывать навыки взаимодействия с детьми в группе.
Материалы:
Магнитофон, записьи спокойной музыки, бумага, для рисования, цветные карандаши, мелки, клубок ниток., изображение тучи и солнца, фигурки человечков (оригами).
Ход занятия:
Приветствие.
Игра «Клубочек».
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Содержание: Психолог. У меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу слева, но сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая его, нужно поздороваться и сказать на что похоже ваше настроение: на тучку или на солнышко (психолог обращает внимание детей на изображения тучи и солнца). Когда клубочек дойдет до конца, нужно его передавать обратно, называя настроение соседа, которому передаешь.
Психолог. Ребята, с кем мы познакомились на прошлом занятии?
Дети. С двумя братьями.
Психолог. Как их зовут?
Дети. Бом и Минь.
Психолог. Они разные или похожие?
Дети. Разные.
Психолог. Какой у них характер?
Дети. Бом-сильный, смелый. Минь-слабый и боязливый.
Психолог. Минь как-то изменился к концу сказки.
Дети. Да. Он поборол свой страх, чтобы спасти брата.
Психолог предлагает детям послушать продолжение сказки о двух братьях «Злая фея» и повторять за ним движения.
Сказка: (детям предлагается продолжение сюжета о двух братьях).
«Жили себе Бом и Минь и бед не знали (показать, как братья веселились, играли).
Как вдруг в их стране появилась злая фея (изобразить злую фею, просит повторить).
Она заманила обманом принцессу и заточила у себя в замке. Бом и Минь сели на своих коней и отправились выручать принцессу (показать, как братья садятся на коней и скачут на выручку принцессе; просит повторить).
Приехали они к замку, как вдруг на них набросилась злая-презлая огромная собака, которая охраняла замок (изобразить злую собаку, просит повторить).
Минь очень испугался (показать, как испугался Минь, просит повторить), но тут опять появился Добрый волшебник...»
Проблемная ситуация. Вопросы:
- Что произошло дальше?
- Что сделал Бом?
- Что сделал Минь?
Дети сидят в кругу и по очереди предлагают свой вариант окончания сказки.
Психолог, в итоге, подводит детей (если это необходимо) к положительному завершению истории.
Рисунок «Победа над злой феей». После окончания работы все рассматривают рисунки друг друга.
Психолог. Ребята, как вы думаете, боязливыми и пугливыми бывают только люди?
Дети. Нет, животные, птицы, насекомые.
Психолог. Какие?
Дети. Зайцы, мыши, ежи и т.д.
Психолог. А как они защищаются?
Дети. Мышка прячется в норку, заяц запутывает следы зимой, еж сворачивается в клубочек и т.д.
Психолог. Молодцы, правильно. Предлагаю вам поиграть в игру «Пугливый ежик» (небольшая беседа о ежике).
Цель: развитие эмпатии, снижение психоэмоциональеого напряжения.
Содержание: Дети делятся на пары. Один из пары сворачивается в клубочек, изображая ежика. Другой должен его развернуть, не используя при этом силовые приемы, щекотку, уговаривание словами, (упражнение считается выполненным если есть реакция на действия партнера). Затем дети меняются местами.
Упражнение «Доброе животное»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, сплочение группы.
Содержание: дети встают в круг и берутся за руки. Психолог: «Представтея. Что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох-делаем шаг вперед, на выдох- шаг назад». Дети выполняют инструкцию. Психолог: « Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук-шаг вперед, стук- шаг назад. Давайте подышим и послушает стук сердца доброго животного».
Подведение итогов.
Прощание «Круг друзей» (см. занятие 1
Занятие 3
«Дедушка и внучка (внучек)»
Задачи:
- Обучать детей придумыванию сюжета, объединять предметы по смыслу;
- Обучать умению самостоятельно владеть ролью - образом;
- Закреплять за ребенком позицию управляющего, режиссера;
- Повышать самооценку, уверенность в себе;
- Развивать воображение;
- Снять психоэмоциональное напряжение;
- Воспитывать навыки взаимодействия с детьми в группе.
Материалы:
Магнитофон, запись спокойной музыки,пластилин, дощечка для лепки, тряпочка (на каждого ребенка); клубок ниток., изображение тучи и солнца, куклы Бибабо (дедушка и внучек (внучка)).
Ход занятия:
Приветствие.
Игра «Клубочек».
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Содержание: Психолог. У меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу слева, но сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая его, нужно поздороваться и сказать на что похоже ваше настроение: на тучку или на солнышко (психолог обращает внимание детей на изображения тучи и солнца). Когда клубочек дойдет до конца, нужно его передавать обратно, называя настроение соседа, которому передаешь.
Психолог с детьми вспоминают сказку, рассказанную на прошлом занятии. Затем предлагает детям послушать новую сказку «Дедушка и внучек (внучка)» и повторять за ним движения.
Сказка: «В одной деревне жили-были дедушка и внучек. Очень им было хорошо вместе. Они часто играли, читали книжки, и очень им весело жилось (взять ребенка за руку, показать, как дедушка и внучек веселились, играли, просит повторить).
Но вот однажды на лугу они играли в догонялки и дедушка провалился в глубокую яму (изобразить, как дедушка с внучком играли и дедушка провалился в яму; просит повторить).
Внучек звал-звал дедушку, но тот не отзывался. Внучек очень испугался и долго плакал на краю ямы (изобразить, как испугался и плакал внучек; просит повторить).
Но делать нечего — решил внучек вытащить дедушку. Прыгнул он в яму и попал в сказочный лес (показать, как внучек прыгнул в яму и удивился сказочному лесу; просит повторить).
Идет внучек по лесу, зовет дедушку и вдруг видит — сидит на пеньке зайчик (изобразить, зайчика; просит повторить).
Испугался внучек, а зайчик ему говорит: „Здравствуй, мальчик. Дай мне конфетку". Сначала внучку было жалко конфетку (показать, как внучку было жалко отдавать конфету; просит повторить),
но потом он все-таки отдал ее (показать, как внучек отдает конфету; просит повторить),
а зайчик и говорит: „Я вижу, ты не жадный мальчик. Спасибо тебе за конфетку. Я знаю, что твой дедушка у Хозяина земли". Сказал зайчик все это и исчез. Пошел внучек искать Хозяина земли. Долго он шел (показать, как внучек идет; просит повторить).
Уже ноги у него стали болеть (показать, как внучек идет, хромая; просит повторить),
но он все искал дворец Хозяина земли, чтобы спасти дедушку. И вдруг лес расступился, и на поляне увидел внучек красивый замок. Пошел он к этому замку, как вдруг выскочили злые человечки (изобразить, злых человечков; просит повторить).
Хотел внучек убежать, но тут появился зайчик и говорит: „Вот тебе волшебный шарик. Он поможет тебе добраться до дворца, но во дворце он исчезнет". Сказал это и убежал...»
Проблемная ситуация. Вопросы:
- Что произошло дальше?
- Как внучек победил злых человечков?
Дети сидят в кругу и по очереди предлагают свое решение.
Продолжение сказки: «Пришел внучек во дворец (показать, как оглядывается внучек, удивляется; просит повторить).
И только он переступил через порог, как шарик исчез. Опечалился внучек, но делать нечего, пошел он искать дедушку (изобразить, как внучек опечалился; просит повторить).
Долго бродил он по огромному дворцу и наконец пришел в большой зал, а там сидит на троне Хозяин земли...»
Проблемная ситуация. Вопросы:
- Что произошло дальше?
- Что сделал внучек?
Дети сидят в кругу и по очереди предлагают свой вариант окончания сказки.
Психолог подводит детей (если это необходимо) к положительному завершению истории.
Психолог. Ребята, а внучек смелый или трусливый?
Дети. Смелый.
Психолог. Как вы догадались.
Дети отвечают.
Психолог. А кто такой смелый человек?
Дети отвечают.
Психолог. Расскажите о ваших смелых поступках.
Лепка «Я смелый».
Психолог предлагает детям вылепить из пластилина смелого человечка. После окончания лепки все рассматривают работы друг друга.
Психолог. Ребята, каких смелых животных вы знаете.
Дети. Медведь, тигр, лев, леопард и т.д.
Психолог предлагает детям на время превратиться во львов.
Игра «Рычи, лев, рычи»
Цель: развитие уверенности в себе.
Содержание: Психолог: «Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте мы устроим соревнование, кто громче рычит. Как я только скажу: «Рычи лев, рычи!», пусть раздается громкое рычание».
Психолог. Я думаю наши львы устали, предлагаю вам отдохнуть у озера.
Упражнение «Тихое озеро»
Цель: Релаксация и развитие воображения.
Содержание: Играет спокойная музыка. «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце светит ярко, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете….
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы отдохнули, У нас бодрое настроение, И приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
Подведение итогов.
Прощание «Круг друзей» (см. занятие)
Занятие 4
«Охотники»
Задачи:
- Обучать детей придумыванию сюжета, объединять предметы по смыслу;
- Обучать умению самостоятельно владеть ролью - образом;
- Закреплять за ребенком позицию управляющего, режиссера;
- Развивать уверенность в себе;
- Развивать воображение;
- Снять психомышечное напряжение;
- Воспитывать навыки взаимодействия с детьми в группе.
Материалы:
Магнитофон, запись веселой и спокойной музыки, бумага, для рисования, цветные карандаши, мелки, клубок ниток., изображение тучи и солнца, человечки (оригами).
Ход занятия:
Приветствие.
Игра «Клубочек».
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Содержание: Психолог. У меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу слева, но сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая его, нужно поздороваться и сказать на что похоже ваше настроение: на тучку или на солнышко (психолог обращает внимание детей на изображения тучи и солнца). Когда клубочек дойдет до конца, нужно его передавать обратно, называя настроение соседа, которому передаешь.
Психолог с детьми вспоминают сказку, рассказанную на прошлом занятии. Затем предлагает детям послушать новую сказку «Охотники» и повторять за ним движения.
Сказка: «Жили на свете два охотника. Они очень много путешествовали. Были они и на Севере, где много снега и где живут белые медведи (изобразить, медведя; просит повторить).
Были охотники и в Австралии, где растут пальмы (изобразить, пальму; просит повторить)
и живут кенгуру (изобразить, кенгуру; просит повторить).
И вот однажды приехали они в Африку. Очень понравились охотникам в Африке звери, Там были и большие львы (показать льва; просит повторить),
и высокие жирафы (показать жирафа; просит повторить),
и смешные мартышки (изобразить, мартышку; просит повторить).
Бросили охотники свои ружья и не стали стрелять в таких красивых животных. Долго они ходили по Африке и разглядывали зверей, как вдруг увидели дикарей-людоедов и очень испугались (показать, как охотники испугались; просит повторить).
Хотели охотники убежать, но не успели — дикари тоже заметили их и захватили в плен. Привели дикари охотников к своему вождю (изобразить, злого вождя; просит повторить).
А вождь приказал съесть охотников на рассвете, если за них никто не заступится...»
Проблемная ситуация. Вопросы:
— Что произошло дальше? Предлагается заступник — Бог Солнца.
— Что приказал Бог Солнца?
Дети сидят в кругу и по очереди предлагают свое решение.
«...Вождь согласился отпустить только одного охотника, и Богу Солнца ничего не оставалось, как согласиться и уйти. Тогда вождь спросил, есть ли кто-нибудь, кто заступится за второго охотника...»
Проблемная ситуация. Вопросы:
- Что произошло дальше?
- Какие слова вождю сказал бы ты?
Дети сидят в кругу и по очереди предлагают свой вариант окончания сказки.
Психолог подводит детей (если это необходимо) к положительному завершению истории.
Рисунок «Охотники освобождены». После окончания работы все рассматривают рисунки друг друга.
Психолог предлагает детям пофантазировать, как охотники возвращались домой.
Игра«Тропинка»
Цель: развивать уверенность в себе.
Содержание: Все дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они проходят определенные препятствия. Например: «Спокойно идем по тропинке… Вокруг деревья, кусты, зеленая травка… Поют птицы… Шелестят листья… Вдруг на тропинке появилась лужа… Одна… Вторая… Снова идем спокойно… Перед нами ручей, а через него перекинут мостик с перилами… Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз… Два… три… Четыре… Вот перешли болото. Снова идем спокойно… Перед нами овраг, а через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну… Осторожно!… Наконец-то перешли… Идем спокойно… Но что это! Тропинка вдруг стала липкой от размокшей глины. Ноги так и прилипают к ней!… Еле-еле отдираем ноги от земли… а теперь через тропинку упало огромное дерево. Ветки во все стороны!… Перелезаем через упавшее дерево… Вот и пришли! Молодцы!
Упражнение «Огонь и лед»
Цель: Снять психомышечное напряжение.
Содержание: Дети образуют большой круг. По команде психолога «Огонь!»- они начинают выполнять интенсивные движения всем телом. По команде «Лед!»- дети застывают в позе, в которой их настигла команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды.
Подведение итогов.
Прощание «Круг друзей» (см. занятие 1)
Второй цикл
Занятие 5
«Белки и орехи»
Задачи:
- Закреплять умение решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ;
- Обучать умению придумывать проблемные ситуации и решать их;
- Развивать воображение;
- Повышать самооценку;
- Снять психомышечное напряжение;
- Воспитывать нравственные качества.
Материалы:
Магнитофон, запись веселой и спокойной музыки, бумага, для рисования, цветные карандаши, мелки, куклы Бибабо (белочка).
Ход занятия:
Приветствие.
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Содержание: Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по группе, и здороваться со всеми, кто встретиться на их пути. Здороваться надо определенным образом. 1 хлопок- дети здороваются руками; 2 хлопка -плечами; 3 хлопка- касаются др. др. спинами.
Затем дети встают в круг и при помощи жестов и мимики показывают какое у них настроение.
Психолог предлагает детям послушать новую сказку «Белки и орехи»
Психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую они должны сопровождать движениями, придумывая их самостоятельно, без помощи психолога.
Сказка: «Жили-были в одном лесу белочки с большими пушистыми хвостами, маленькими лапками и смешными мордочками. И такие они были веселые, быстрые. А еще в этом лесу жили маленькие гномы. Однажды белки набрали много орехов, чтобы запастись ими на зиму. Белки очень, долго работали. Перекидывали орешки друг другу и аккуратно складывали их в дупло. К вечеру белочки очень устали, но все равно были очень довольны, что набрали столько орехов. Легли белочки спать. Утром проснулись и первым делом побежали посмотреть, как там их орехи, а орехи пропали...»
Проблемная ситуация. Вопросы:
- Куда делись орехи?
- Что было дальше?
- Что сделали белки?
- Чем дело кончилось?
Дети сидят в кругу и по очереди предлагают свой вариант окончания сказки. Психолог подводит детей (если это необходимо) к положительному завершению истории.
Игра «Танец с рисованием»
Цель: повысить самооценку.
Содержание: Дети встают в круг. Перед каждым чистый лист бумаги и фломастер. Под музыку дети начинают двигаться. Как только она смолкает, каждый ребенок начинает рисовать на том листе, рядом с которым он остановился, затем снова звучит музыка, и движение возобновляется. На одном листе может рисовать только один ребенок. Когда дети вернутся на свои места, игра заканчивается. После окончания игры все рассматривают рисунки друг друга.
Упражнение «Путешествие в волшебный лес»
Цель: релаксация и развитие воображения.
Содержание: Играет спокойная расслабляющая музыка… «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: Пахнет влажная земля, Ветер доносит запахи сосен. Запомните свои ощущения, Чувства, Захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день. А теперь откройте глаза. Мы снова в детском саду. Мы хорошо отдохнули. У нас бодрое настроение. И приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
Подведение итогов.
Прощание «Круг друзей» (см. занятие 1)
Занятие 6
«Рыбаки»
Задачи:
- Закреплять умение решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ;
- Обучать умению придумывать проблемные ситуации и решать их;
- Развивать воображение;
- Повышать самооценку, уверенность в себе;
- Снять психоэмоциональное напряжение;
- Воспитывать нравственные качества.
Материалы:
Магнитофон, запись веселой и спокойной музыки, бумага для оригами, схема рыбки (по количеству детей).
Ход занятия:
Приветствие.
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Содержание: Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по группе, и здороваться со всеми, кто встретиться на их пути. Здороваться надо определенным образом. 1 хлопок- дети здороваются руками; 2 хлопка -плечами; 3 хлопка- касаются др. др. спинами.
Затем дети встают в круг и при помощи жестов и мимики показывают какое у них настроение.
Психолог предлагает детям послушать новую сказку «Рыбаки».
Психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую они должны сопровождать движениями, придумывая их самостоятельно, без помощи психолога.
Сказка: «На берегу синего моря росли пальмы, на них жили веселые, смешные и шустрые обезьяны. А еще на берегу жили рыбаки. Они каждый день выходили в море, чтобы наловить много рыбы и накормить своих детей, и под пальмами рыбаки сушили свои сети. Как-то раз рыбаки поймали много рыбы...»
Дети сидят в кругу и по очереди предлагают свой вариант окончания сказки. Психолог подводит детей (если это необходимо) к положительному завершению истории, (здесь используется оценка поведения ребенка взрослым).
Психолог предлагает детям собрать оригами «Рыбка» . После окончания работы все рассматривают поделки друг друга, беседуют о том, каких рыб они знают, где живут рыбы.
Игра «Иголка и нитка»
Цель: развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
Содержание: Дети выбирают водящего – он будет «иголкой», а остальные дети получают роль «нитки». «Иголка» бегает по комнате, «петляет» (группа детей друг за другом) – за ней.
Упражнение «Отдых»
Цель: релаксация, развитие воображения.
Содержание: Педагог предлагает детям лечь на коврики, принять удобную позу, закрыть глаза, послушать музыку, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях.
Подведение итогов.
Прощание «Круг друзей» (см. занятие 1)
Занятие 7
«В лесу»
Задачи:
- Закреплять умение решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ;
- Обучать умению придумывать проблемные ситуации и решать их;
- Развивать воображение;
- Повышать самооценку, уверенность в себе;
- Снять психоэмоциональное напряжение;
- Воспитывать нравственные качества.
Материалы:
Магнитофон, запись веселой и спокойной музыки, ватман, заготовки для коллажа, клей-карандаш, фломастеры, куклы Бибабо (лев, тигр).
Ход занятия:
Приветствие.
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Содержание: Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по группе, и здороваться со всеми, кто встретиться на их пути. Здороваться надо определенным образом. 1 хлопок- дети здороваются руками; 2 хлопка -плечами; 3 хлопка- касаются др. др. спинами.
Затем дети встают в круг и при помощи жестов и мимики показывают какое у них настроение.
Психолог предлагает детям послушать новую сказку «В лесу».
Психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую они должны сопровождать движениями, придумывая их самостоятельно, без помощи психолога.
Сказка: «В одном лесу жили красивые, важные львы и большие тигры. Все они питались антилопами. Однажды львы переловили всех антилоп. Тигры остались без еды...»
Необходимо детям продолжить сюжет. Психолог подводит детей (если это необходимо) к положительному завершению истории, (здесь используется оценка поведения ребенка взрослым).
Психолог предлагает детям сделать коллективный коллаж на тему сказки.
Упражнение «Путешествие в волшебный лес»
Цель: релаксация и развитие воображения.
Содержание: Играет спокойная расслабляющая музыка… «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: Пахнет влажная земля, Ветер доносит запахи сосен. Запомните свои ощущения, Чувства, Захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день. А теперь откройте глаза. Мы снова в детском саду. Мы хорошо отдохнули. У нас бодрое настроение. И приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
Подведение итогов.
Прощание «Круг друзей» (см. занятие 1)
Занятие 8
«На реке».
Задачи:
- Закреплять умение решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ;
- Обучать умению придумывать проблемные ситуации и решать их;
- Развивать воображение;
- Повышать самооценку, уверенность в себе;
- Снять психоэмоциональное напряжение;
- Воспитывать нравственные качества.
Материалы:
Магнитофон, запись веселой и спокойной музыки, бумага для рисования, цветные карандаши, мелки.
Ход занятия:
Приветствие.
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Содержание: Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по группе, и здороваться со всеми, кто встретиться на их пути. Здороваться надо определенным образом. 1 хлопок- дети здороваются руками; 2 хлопка -плечами; 3 хлопка- касаются др. др. спинами.
Затем дети встают в круг и при помощи жестов и мимики показывают какое у них настроение.
Психолог предлагает детям послушать новую сказку «На реке».
Психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую они должны сопровождать движениями, придумывая их самостоятельно, без помощи психолога.
Сказка: «На одной быстрой и широкой реке жили бобры. Они не могли быстро плавать и поэтому хотели, чтобы река текла медленно. Собрались бобры все вместе и построили на реке запруду. Долго работали бобры: таскали деревья, перекрывали речку, замазывали щели глиной. К вечеру они очень устали и пошли спать. Пришли бобры утром к запруде и увидели там много рыбы, которая из-за запруды не могла проплыть дальше...»
Детям необходимо продолжить сюжет. Психолог подводит детей (если это необходимо) к положительному завершению истории, (здесь используется оценка поведения ребенка взрослым).
Психолог предлагает детям нарисовать рисунок на тему «Добрые бобры».
После окончания работы все рассматривают рисунки друг друга.
Игра «Дракон кусает свой хвост»
Цель: повысить самооценку.
Содержание: Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это «голова дракона», последний – «кончик хвоста». Первый играющий (водящий) пытается схватить последнего – «дракон ловит свой хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга.
Когда «дракон поймает свой хвост», водящий меняется, игра повторяется.
Упражнение «Шалтай-Болтай»
Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди. Содержание: Дети по ходу чтении стихотворения поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз».
Шалтай-Болтай Сидел на стене.
Шалтай-Болтай Свалился во сне.
(С. Маршак)
Подведение итогов.
Прощание «Круг друзей» (см. занятие )
Третий цикл
Занятие 9
«Как быть?»
Задачи:
- Способствовать созданию у детей внутренней позиции, помогающей самостоятельно принимать решения;
- Развивать воображение;
- Повышать самооценку, уверенность в себе;
- Снять эмоциональное и мышечное напряжение;
- Воспитывать волевые качества.
Материалы:
Магнитофон, запись веселой и спокойной музыки, мяч, бумага для рисования, цветные карандаши, мелки.
Ход занятия:
Приветствие.
Психолог приветствует детей и говорит что, поздороваться сегодня нам поможет мяч.
Упражнение «Мое настроение»
Цель: создание положительного эмоционального настроя
Содержание: Детям предлагается, кидая, друг другу мяч (в произвольном порядке) поздороваться и поведать остальным о своем настроении: его можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
Психолог предлагает детям послушать новую сказку «Как быть?».
Психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую они должны сопровождать движениями, придумывая их самостоятельно, без помощи психолога.
Сказка: «Жили-были на краю большого шумного леса мама и двое детей: мальчик и девочка. Однажды дети пошли в лес. Мама приготовила обед и пошла звать детей. Пришла она на полянку, а там никого нет. Она подумала, что дети пошли погулять в лес и скоро придут, потому что мама не разрешала им уходить в лес надолго, но детей все не было. Мама ждала их дома и очень волновалась. Наконец она сама пошла в лес, но сколько ни искала там детей, никого не нашла...»
Детям предлагается продолжить сказку. Психолог подводит детей (если это необходимо) к положительному завершению истории.
Упражнение «За что меня любит мама»
Цель: повысить самооценку.
Содержание: Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей, чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.
После того целесообразно осудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили.
Психолог предлагает детям нарисовать рисунок на тему «Радостная мама». После окончания работы все рассматривают рисунки друг друга.
Упражнение «Водопад»
Цель: снять психоэмоциональное и психомышечное напряжение.
Содержание: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».
После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.
Подведение итогов.
Прощание «Круг друзей» (см. занятие 1)
Занятие 10
«Прими решение»
Задачи:
- Способствовать созданию у детей внутренней позиции, помогающей самостоятельно принимать решения;
- Развивать воображение;
- Повышать самооценку, уверенность в себе;
- Снять эмоциональное и мышечное напряжение;
- Воспитывать волевые качества.
Материалы:
Магнитофон, запись веселой и спокойной музыки, мяч, альбомный лист, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей-карандаш, цв. карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
Приветствие.
Психолог приветствует детей и говорит что, поздороваться сегодня нам поможет мяч.
Упражнение «Мое настроение»
Цель: создание положительного эмоционального настроя
Содержание: Детям предлагается, кидая, друг другу мяч (в произвольном порядке) поздороваться и поведать остальным о своем настроении: его можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
Психолог предлагает детям послушать новую сказку «Прими решение».
Психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую они должны сопровождать движениями, придумывая их самостоятельно, без помощи психолога.
Сказка: «В одном городе жила девочка. Она была умная, хорошая девочка, но постоянно все теряла. Однажды девочка очень торопилась в школу, но никак не могла найти ключи от квартиры. Девочка обыскала весь дом, все карманы, но их нигде не было. Долго думала девочка, что же ей делать: остаться дома и пропустить школу или пойти в школу и оставить дверь открытой? Решила девочка пойти в школу. Пришла она на урок, открыла портфель, чтобы достать учебники, и... увидела ключи...»
Детям предлагается продолжить сказку. Психолог подводит детей (если это необходимо) к положительному завершению истории.
Аппликация.
Психолог предлагает детям сделать аппликацию девочки или мальчика из цветной бумаги (цв. бумага разрезана на фигуры различной формы и размера).
Упражнение «Я знаю, ты можешь»
Цель: повысить самооценку, уверенность в себе.
Содержание: Дети встают в круг и передают друг другу мяч со словами одобрения:
«Я знаю, ты можешь… (хорошо дружить, быстро бегать и т.п.)».
При возникновении затруднений, ведущий предлагает свою помощь.
Этюд «Потянулись-сломались»
Цель: снять психомышечное напряжение
Содержание: Исходное положение стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол... лежим, отдыхаем, хорошо».
замечание: Когда дети отдыхают на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, помочь снять «зажимы».
Подведение итогов.
Прощание «Круг друзей» (см. занятие 1)
Литература
- Волковская Т.Н. Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи.-М.: Книголюб, 2004.-104с.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб.:Речь, 2001.-160с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.-СПб.: Речь, 2010.-136с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"
Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре «Отгадай и сделай»
Конспект совместной деятельности по физической культуре с детьми старшей группы «Отгадай и сделай»...
План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Развиваем выносливость в беговых заданиях и ловкость в упражнениях с мячами»
План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»
Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Что такое радость?"
Досуговая деятельность с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы и корректировки эмоционального фона детей....
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Прогулка в зоопарк"
Конспект досуга с детьми старшего дошкольного возраста. Плюс - презентация к конспекту. Направление - формирование представлений об эмоциональной сфере живых объектов, музыкальная игровая т...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Цветик - семицветик" по теме "Весна" с приоритетным видом деятельности по ФЭМП.
Материал включает в себя задания по ФЭМП детей старшей группы для закрепления следующих знаний:временные понятия; количественный и порядковый счет в пределах 10; умение ориентироваться относительно се...