«Развитие режиссерской игры у старших дошкольников»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Введение

Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, "врастания в культуру". Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Л.С. Славина,  А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

В процессе игры  развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра не является пустой забавой, это содержание жизни ребенка, ее творческая деятельность, нужная для его развития. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем. В игровой ситуации ребенок осуществляет свои желания, свои ростовые потребности, нейтрализует свои эмоциональные конфликты.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Проблемы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста исследовались в работах Е. А. Аркина, А.В.Запорожца, Д. В. Менжерицкой, А. П. Усовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и других авторов.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Одним из видов сюжетно-ролевых игр является режиссерская игра.

Исследователи режиссерской игры – Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Кириллов , О.В. Солнцева и др.

В современной практике воспитания дошкольников наметился крен в сторону более раннего обучения, в результате чего происходит вытеснение самодеятельной игры из жизни ребенка, что ставит под угрозу полноценное развитие его личности.

Актуальность проблемы состоит в том, что специалистам, работающим в детских садах, приходиться сталкиваться с "вымиранием" режиссерской игры как выражением способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие режиссерской игры у старших дошкольников»

Выполнил: Тюльнева Ольга Викторовна

                                                                                      ДОУ д.с.№2704

ПЛАН

Введение

Теоретическая часть:

I.  Режиссерская игра, как вид детской игры.

I.1.  Особенности режиссерской игры, как вида детской деятельности.

I.2. Значение  режиссерских игр в развитии ребенка-дошкольника.

    II. Разные подходы педагогического руководства  режиссерской игрой.

    II.1. Педагогические технологии организации режиссерских игр

           Солнцевой О.В.:

           а. на основе готового содержания;

           б. по мотивам литературных произведений

    II.2.  Методика руководства режиссерскими играми Кириллова  И.А.

II.3.  Методика руководства режиссерскими играми Кравцовой Е.Е.

III. Практическая часть:

Развитие режиссерской игры у детей седьмого года жизни.

Заключение

Литература

Введение

Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, "врастания в культуру". Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Л.С. Славина,  А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

В процессе игры  развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра не является пустой забавой, это содержание жизни ребенка, ее творческая деятельность, нужная для его развития. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем. В игровой ситуации ребенок осуществляет свои желания, свои ростовые потребности, нейтрализует свои эмоциональные конфликты.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Проблемы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста исследовались в работах Е. А. Аркина, А.В.Запорожца, Д. В. Менжерицкой, А. П. Усовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и других авторов.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Одним из видов сюжетно-ролевых игр является режиссерская игра.

Исследователи режиссерской игры – Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Кириллов , О.В. Солнцева и др.

В современной практике воспитания дошкольников наметился крен в сторону более раннего обучения, в результате чего происходит вытеснение самодеятельной игры из жизни ребенка, что ставит под угрозу полноценное развитие его личности.

Актуальность проблемы состоит в том, что специалистам, работающим в детских садах, приходиться сталкиваться с "вымиранием" режиссерской игры как выражением способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.

Требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра (по собственному замыслу ребенка) в повседневной жизни детей, посещающих сад, практически отсутствует.

Целью нашей работы является изучение темы «Развитие режиссерской игры у старших дошкольников».

Для достижения поставленной цели нами был поставлен ряд задач:

1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Рассмотреть режиссерскую игру, как один из видов сюжетных игр дошкольников.

3. Апробировать в своей работе методику развития  режиссерской игры Солнцевой О.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I.  Режиссерская игра, как вид детской игры.

I.1.  Особенности режиссерской игры, как вида детской деятельности.

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е. Кравцова).

Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.

" Режиссерская игра представляется тем сплавом, в котором социальное и индивидуальное предстают в диалектическом переплетении и доступны наблюдению и контролю". У режиссерской игры исключительные возможности в плане применения ее для диагностики с целью последующей коррекции личностного развития детей. ( Гаспарова Е.М.1989).

Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Ребенок, подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.

Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообразен: это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры – символической деятельности.

Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Режиссерская игра, до определенного возраста, в основном, индивидуальна и для этих целей не могла быть использована.

Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.

Был иным социальный заказ общества и только теперь, когда наука повернулась к личностно-ориентированной модели воспитания, ученые обратились к режиссерской игре.

Режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля.

Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку – его воле, его желанию, его замыслу.

Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани – волком и т. д.

Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мезансцены, то есть представляет в пространстве кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что- то в результате этого произойдет на “сцене”.

Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру “дикторским” текстом.

Известно, что одним из критериев любой игры является мнимая ситуация. Однако практика показывает, что если двух-трехлетнему малышу ничего не стоит представить кубик машинкой (начало режиссерской игры), а трех-четырехлетнему - себя паровозом (образно-ролевая игра), то к тому моменту, когда ребенок уже способен понимать различные точки зрения и проговаривать их, развитие детской игры завершается имитирующей действия и слова других сюжетно-ролевой игрой.

Рассмотрим наиболее показательный критерий хорошего развития способности к режиссерской игре - исполнение ролей в детских спектаклях, устраиваемых в садах для родителей. Один ребенок соглашается играть только определенные роли и категорически отказывается от игры в других персонажей спектакля. Например, девочка хочет играть только Принцессу, Снежную Королеву, Дюймовочку, и то лишь потому, что в конце спектакля Дюймовочка выходит в очень красивом платье с прозрачными крылышками, и восхищенно аплодирующие родители завидуют маме девочки, у которой растет будущая актриса.

Но если посмотреть игру этой девочки в разных спектаклях, то становится ясно, что она играет не роль, а саму себя. Сцена для нее - это способ самовыражения, игра - реальная жизнь, а остальные участники - инструменты, используемые для того, чтобы выразить себя как можно полнее. В ходе игры она не взаимодействует с другими персонажами, а, проговаривая заученные слова, стремится только к достижению своей цели - как можно ярче продемонстрировать себя зрителям. Эта девочка может стать известной актрисой, но ей трудно будет стать режиссером. Толпы поклонников будут ходить на нее, а не на "Макбета" или "Ромео и Джульетту".

А мама другой девочки, великолепно сыгравшей Жабу, идет к психологу и, тихонько плача, сокрушается, почему же ее ребенок такой бесталанный, что только на роль Жабы и годится. Но ведь этой девочке и дали роль Жабы именно потому, что она может сыграть все: и Снежную Королеву, и розу в цветочном горшке, и даже сам цветочный горшок, и даже подоконник, на котором этот цветочный горшок стоит. Она умеет творить волшебство, одушевлять неодушевленное, видеть прекрасное в безобразном. В каждой роли она неузнаваемо отличается и от себя самой, и от предыдущих ролей. Она прекрасно взаимодействует с другими персонажами игры, так как хорошо представляет себе их цели и потребности и может сыграть любого из них.

Иначе говоря, этот ребенок благополучно прошел все стадии развития детской игры и находится на самой высокой ступеньке - режиссерской игре.

На третьем-четвертом году жизни, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (например, машина - кубик), начинается становление режиссерской игры как способности объединять различные предметы-заменители единым сюжетом и руководить созданной воображением ребенка ситуацией, развитие которой подчинено его собственному замыслу.

На первом этапе становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение.

Понятно, что прежде чем начинать использовать предметы "не по назначению", ребенку необходимо ознакомиться с их собственными свойствами. Поэтому так важно обеспечить малышу с самого раннего возраста доступ к как можно более широкому кругу различных по своим свойствам игрушек и вещей. Ребенок может перенести функции машинки на кубик, только хорошо представляя себе, что такое кубик, и что такое машинка. Он сможет представить себе тазик моторной лодкой, только хорошо ознакомившись и со свойствами тазика, и со свойствами моторной лодки.

Следующий этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Так как малыш уже может отделять себя от действий других людей, появляется способность воспринимать играемый персонаж как существо, не зависимое от воли других, имеющее собственные цели и собственное мнение о себе самом и окружающем мире: ребенок-машина никем не управляется, а едет сама по себе, ребенок-птенчик летает там, где ему нравится, ребенок- Маугли живет один в лесу и никого не боится. Наступает период образно- ролевой игры. Многих родителей беспокоит столь бурное развитие фантазии ребенка, хотя именно эта способность и говорит о нормальном психическом развитии малыша.

Позже ребенок начинает понимать, что без взаимодействия с другими его персонажу не обойтись: ребенку-машине нужен бензин, чтобы ездить, ребенку-птенчику - мама и папа, ребенку-Маугли - друзья.

Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, - если он основан на высоком уровне развития первых двух, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь, а качество игры зависит от способности детей идентифицироваться с играемым персонажем, умения договариваться друг с другом, подчиняясь принятым в жизни-игре правилам и совершая реальные поступки.

Дети, не имеющие в младшем дошкольном возрасте возможности попрактиковаться в индивидуальной режиссерской игре, а также в образно-ролевой игре, в старшем дошкольном возрасте с трудом подчиняются воображаемым правилам игры, не понимают целей и потребностей остальных участников, не способны идентифицироваться с играемым персонажем до такой степени, чтобы не просто имитировать действия, срисованные с реального прототипа, а быть им в течение игры, понимая при этом, что все происходит "понарошку". Иначе говоря, у таких детей плохо развито воображение.

Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры.  Ребенок прекрасно играет один, выступая от лица самого себя, мамы, папы, стула, телевизора, что, опять же, начинает беспокоить родителей. Определить, нужно ли проконсультировать ребенка у психолога, или это закономерный этап в развитии детской фантазии, не сложно. Если ребенок прекрасно справляется с различными ролями в детских спектаклях, если он легко принимает правила игры, если ему без труда дается общение и взаимодействие с другими детьми в сюжетно-ролевых играх, и при этом он любит побыть наедине с самим собой, чтобы в индивидуальной режиссерской игре осмыслить все, что происходит с ним и вокруг него, попробовать себя в различных ролях, ребенок не только здоров, но и психологически готов к школе.

Режиссерская игра, возникающая в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которую мы наблюдали у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребенок исполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми.

Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте приобретает коллективный характер. Правда, участников в ней не много – не более двух – четырех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись, необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности. Если дети из одной семьи имеют нормальные отношения (что, к сожалению, сейчас встречается довольно редко), то у них можно наблюдать такую игру. Они вместе придумывают и ставят домашние спектакли и “капустники” (иссл. Е. М. Гаспаровой, Е. Е. Кравцовой).

Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Итак, режиссерская игра – одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.

I.2. Значение  режиссерских игр в развитии ребенка-дошкольника.

Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Режиссерская игра  - естественное средство, обеспечивающее познание и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника, становление самостоятельности.

В этом виде игр дети переходят к развернутому планированию игровых событий, в речь включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий, что связано с развитием сюжетосложения. Оно основано на развертывании последовательности целостных игровых ситуаций. Важно, что создание целостных воображаемых ситуаций в режиссерской игре открывает путь для перехода старших дошкольников к игре с правилами – ведущему на данном этапе виду игровой деятельности.

По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Значимость режиссерской игры свидетельствует о необходимости использования в детском саду педагогических технологий, направленных на развитие режиссерской игры.

 

  II. Разные подходы педагогического руководства  режиссерской игрой.

Существует несколько подходов руководства режиссерской игрой. Рассмотрим каждый из них.

    II.1. Методика руководства режиссерскими играми Солнцевой О.В.

В своих работах автор выделяет две технологии организации игр.

а. Педагогическая технология организации режиссерских игр на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры).

Этапы педагогической технологии.

1 этап.   Обогащение опыта режиссерских игр детей за счет использования готовых игровых сюжетов.

2 этап.  Частичное преобразование готового игрового сюжета в новый игровой сюжет, его включение в режиссерскую игру.

3 этап. Создание новых игровых сюжетов и их использование в режиссерских играх.

Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей.

Цель: развитие умений сюжетосложения в совместных режиссерских играх  на основе готового сюжета и на основе преобразования готового сюжета.

Задачи педагогического взаимодействия

Содержание педагогического взаимодействия

Организация игр режиссерского типа на основе готового сюжета.

Презентация готовых игровых сюжетов: фрагменты литературных произведений, письма с описание сюжета; организация игр по готовым сюжетам.

Перевод готовых сюжетов (литературные произ-ведения, мультфильмы) в сюжет игры режиссерского типа.

Совместный пересказ готовых сюжетов (хорошо знакомых детям), выделение в сюжете событий для игры и их фиксирование при помощи записей, пиктограмм, рисунков: написание писем, составление альбомов «Наши игры», моделей сюжета при помощи условных обозначений, запись рассказов на аудиодиск.

Организация режиссерских игр на основе составленных сюжетов.

Совместная режиссерская игра воспитателя с детьми, в которой воспитатель управляет одним из персонажей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.

Придумывание части игрового сюжета на основе частично заданного готового содержания.

Презентация частично готовых игровых сюжетов: получение письма с описанием сюжета, где часть текста отсутствует; модели сюжета игры с пропущенными карточками; ленты мультфильма (картинки) с пропущенными кадрами. Восстановление отсутствующего содержания.

Организация игр режиссерского типа  на основе частично готового сюжета, придумывание и согласование недостающих фрагментов готового сюжета.

Совместная режиссерская игра воспитателя с детьми, в которой воспитатель управляет одним из персонажей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.

Придумывание игровых сюжетов по аналогии с известными сюжетами литературных произведений или мультфильмов

Создание рассказов-аналогий, придумывание продолжения и завершения к началу сюжета. Фиксирование продукта сочинения: письмо лента мультфильмов; моделирование.

Организация игр режиссерского типа на основе созданных сюжетов.

Наблюдение за самостоятельными играми детей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.

б. Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений.

Данная педагогическая технология позволяет организовать режиссерские игры по мотивам разных сказок или мультсериалов. Продолжительность организации игры по одной сказке – 2-3 месяца. Надо помнить, что совместная с воспитателям деятельность по подготовке к игре или сама игра не заменяет свободных самостоятельных игр детей в соответствии с их интересами. Воспитатель взаимодействует с микрогруппами детей  (3-6 человек), реализуя содержание с учетом особенностей развития субъективной позиции и интересов старших дошкольников.

Для развития субъективной позиции к фантазированию в режиссерской игре целесообразно использовать сказочные сюжеты, так как сказка по своей природе блика к игре – она погружает в атмосферу условности, вымысла, привлекая этим детей. В свою очередь сюжет игры представляет собой последовательность взаимосвязанных событий и в этом смысле аналогичен любому повествовательному тексту.

Для развития игровых умений создается полифункциональный игровой материал. Полифункциональность материала определяется возможностью развертывания неограниченного количества сюжетов на его основе, содержание материала связано со сказочным материалом.

Этапы педагогической технологии.

1 этап.   Обогащение игрового опыта  детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.

2 этап. Развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой и знакомых сказок. Полифункциональный игровой материал представляет собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события. Это может быть сказочная страна или город (1 часть). Далее полифункциональный игровой материал выступает в роли пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, основанное на борьбе добра и зла, направляет своим содержанием замыслы детей. На новом игровом поле изображается новая сказочная страна или город, в которые попадают знакомые детям игровые персонажи (2 часть).

3 этап. Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывание новых приключений для героев сказки. На 3 этапе педагогической технологии игровой материал отражает внутреннюю позицию ребенка по отношению к воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми для новых приключений игровых персонажей (3 часть).

Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей.

Цель: развитие умений сюжетосложения в  режиссерских играх на основе преобразования готового сюжета в новый сюжет; развитие умения совместно создавать новые игровые сюжеты; развитие умения согласовывать замыслы.

Задачи педагогического взаимодействия

Содержание педагогического взаимодействия

Обогащение содержания режиссерской игры; развитие эмоционального отношения и интереса к героям сказки

Чтение сказки. Беседы по содержанию сказки, рисование по сюжету сказки, рисование героев, «словесное рисование» героев, игры-этюды по фрагментам сказки.

Создание игровой обстановки для режиссерской игры по мотивам сказки.

Выбор эпизодов для игры. Внесение готового полифункционального материала или совместная деятельность воспитателя и детей по созданию полифункционального игрового материала.

Организация режиссерских игр по эпизодам сказки на основе полифункцио-нального игрового материала

Совместная игра воспитателя с детьми. Оказание детям педагогической поддержки через игровое взаимодействие: помощь в развитии сюжетной линии, в организации диалогов с партнерами, в установлении договоренностей по поводу распределения игровых персонажей, развития сюжета.

Развитие воображения на основе полифункци-онального игрового материала.

Придумывание сюжетов-аналогий и их разыгрывание. «Мозговой штурм» с использованием предметных картинок. Разыгрывание сюжетов на основе «мозгового штурма».

Развитие способности придумывать новый сюжет, комбинируя эпизоды двух разных сказок при помощи следующей части поли-функционального игрового материала.

Внесение 2 части полифункционального игрового материала. Рассматривание, определение характеров новых героев игры. Выдвижение игровых гипотез: какие приключения возможны при встрече героев разных сказок. Создание банка игровых идей для новых игр.

Организация игр на основе самостоятельно придуманных сюжетов.

Воспитатель оказывает педагогическую поддержку в позиции «вне игры», выступает как комментатор происходящего, помогает в регулировании отношений играющих детей.

Создание 3 части полифункционального игрового материала.

Обогащение представлений детей о сказочных и фантастических странах в процессе бесед и рассматривания иллюстраций. Создание банка идей для придумывания новой страны в ходе «мозгового штурма». Совместная деятельность воспитателя и микрогрупп детей по созданию вариантов 3 части игрового материала.

Организация режиссерских игр на основе 3 части игрового материала.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации.

Автор приводит пример создания режиссерских игр, используя сказки Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и А.Милна «Винни-Пух и все-все-все».Методика расписана достаточно подробно и понятно, что делает ее достаточно доступной.

II.2. Методика руководства режиссерскими играми Кириллова  И.А.

Автор следующей методики выделяет следующие основные составляющие

развития режиссерских игр у старших дошкольников:

1. Чтение художественной литературы.

2. Просмотр разнообразных мультфильмов.

3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой («Солнечный город Незнайки», «Зеленый лес Робин Гуда» и т.п.).

4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы-персонажи, предметы-действия).

И.А. Кириллов в своих исследованиях отмечает важность использования макетов для режиссерских игр детей.

Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.

Макет должен быть универсальным, тематически многозначным, т.е. отражать множество сюжетов.

Автор выделяет  следующие типы макетов:

1.макет-модуль (крепость – замок, кукольный дом, дворец).

2. макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова и т.п.).

Считается, что на 1 год нужно 4 макета: 2 модуль-макет, 2- макет-карта.

II.3. Методика руководства режиссерскими играми Кравцовой Е.Е.

Следующая методика руководства режиссерскими играми детей строится по такой схеме:

1. Разыгрывание заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес.

Материал: настольный кукольный театр, набор мелких одномасштабных игрушек.

2. Придумывание оправдательных сюжетов.

Материал: набор одномасштабных игрушек.

Воспитатель располагает игрушки определенным образом на карте-макете.

Например, справа от нарисованной речки – елочку и девочку, а слева – домик. Потом воспитатель меняет: справа теперь – домик и девочка, а слева – елочка.

3. Придумывание сказки и показ.

Материал: набор мелких игрушек.

Таким образом, рассмотрев различные методики педагогического руководства режиссерскими играми детей, мы переходим к практической части нашей работы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Развитие режиссерской игры у детей седьмого года жизни.

В нашем исследовании  принимали участие дети подготовительной группы, которые посещают ДОУ №2704 г.Москвы СВАО Ярославского района.

Вначале мы решили понаблюдать  за детской игрой в самостоятельной деятельности. В нашей группе, в основном, девочки. Соответственно, они любят играть в маленькие куколки, используя разнообразные наборы.

Наблюдение проводилось за игрой «Замок», где участвовали следующие дети: Эля Р.  (6.2 ) (включилась в игру позже остальных), Оля Б. (6.5 лет), Маша А. (6.2 ), Настя У. (5.9 лет)

Позвала играть девочек Маша А. Она сказала: «Давайте поиграем в королевство. Чур, я буду король». Оля стала играть принцессой, Настя – драконом, Эля  - волшебником.

Маша .   В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. У него была дочка – Принцесска.

Оля.   Да-да, это я. Всем привет!

Настя. Дракон полетел.

Оля. Да подожди ты с драконом.

Маша. В королевстве был праздник. Все радовались, веселились.   Повернувшись к Насте: Давай ты пока будешь гостями.

Настя. О, здорово! (берет 2 человечков и говорит: Пир, пир, будем пировать и танцевать,- и начинает напевать какую-то мелодию, управляя человечками, как будто они танцуют)

В это время король (Маша) сидит за столом и ест. Говорит: Хорошо, что есть праздники. Можно повеселиться, фейерверки вечером запускать.

Принцесса (Оля).  Ох, а мне что-то грустно стало. Пойду к своему любимому фонтану скажу.

Король (Маша)  Иди, доченька, сходи, посмотри на него, послушай,  как он журчит.   Король с Принцессой прощаются.

Король (Маша) Пойду вздремну (ложится на кровать и начинает храпеть)

Настя, которая была гостями праздника, говорит: О, я сейчас дракон, я лечу.

Принцесса (Оля) Ой, вы кто?

Настя. Я дракон. Очень добрый. Мне пить хочется. Можно из вашего фонтана попить?

Принцесса. Пейте пожалуйста.

Дракон. Я могу исполнить 3 твоих желания.

Принцесса. Надо подумать.  Вдруг она падает. Оля объясняет, что палец колючкой уколола.

Дракон (Настя). Ой-ой-ой. Что же делать. Я лечу к королю.

Тут Эля говорит (она позже подошла и наблюдала за девочками):А давайте я буду волшебником. Спасу принцессу.

Девочки вначале не хотели принимать в игру, но потом решили играть вместе.

Дракон (Настя) прилетела к  королю: Смотрите, что произошло. Она уколола свой палец и упала.

Король, плача: что мне делать?

Дракон: есть в королевстве Роз волшебник. Он может помочь.

Король: А как его позвать?

Дракон: хлопнуть в ладони 3 раза.

Они хлопают. Появляется волшебник (Эля), говорит чуть грубым голосом: кто меня звал?

Король: это мы, дочка моя любимая умерла.

Волшебник (подошел и наклонился к принцессе): да нет, она жива, дышит. Просто уснула, а разбудить ее сможет сильный салют.

После этого они «запустили» салют (сказали «ба-бах») и принцесса проснулась.

Волшебник: Посмотрите, дочка проснулась.

На этом игра прервалась, т.к. пришли за детьми на занятие.

После наблюдения за детской игрой, мы решили для улучшения качества режиссерских игр выбрать методику Солнцевой О.В. по литературным произведениям. Т.к. время для проведения исследования было ограничено, мы остановились на некоторых моментах.

Первая серия ситуаций  взаимодействия ситуаций с детьми.

Цель: обогащение содержания режиссерской игры; развитие эмоционального отношения и интереса к героям сказки.

1. Чтение сказки «Золушка»

2. Беседа с детьми о характерах героев, о их эмоциональных состояниях

3. Словесное рисование героев

4. Образные игры-этюды:

- Покажи, какое лицо было у Золушке, когда ее не взяли на бал. Почему у нее было такое лицо?

- Какое лицо было у сестер Золушки, когда они хвалились нарядами? Покажи.

- Покажите, как мыши превратились в лошадей.

Вторая серия ситуаций  взаимодействия ситуаций с детьми.

Цель: Организация режиссерской игры по мотивам сказки «Золушка», развитие интереса к созданию игровой предметной среды.

- Изготовление вместе с детьми макета «Дворец».

- Обсуждение правил использования и хранения игрового материала.

- Проблемно-игровая ситуация,  которая ставит детей перед необходимостью изготовить для Золушки свой собственный домик с обстановкой. Золушка убежала из дома в лес, негде жить.

- В процессе изготовления домика обсуждаются детали оформления, как может выглядеть мебель, платья у Золушки.

- Детям предлагается поиграть с героями так, как хочется.

Выводы.

По результатам нашего исследования мы  сделали следующие выводы:

1. Изучив психолого-педагогическую литературу по выбранной нами теме, мы пришли к заключению, что данная тема недостаточно освещена и разработана. Очень мало существует педагогов и психологов, которые занимались проблемой режиссерских игр.

2. Во время нашей практической деятельности мы обратили внимание на то, что крайне важную роль для развития режиссерских игр играет чтение художественной литературы.

3. У детей, которые были задействованы в эксперименте, вначале был выявлен недостаточный уровень развития режиссерских игр. Мы думаем, что в некотором роде, это может быть связано с тем, что дети стали посещать детский сад только со старшей группы (дети «домашние»). Но, проигрывая с детьми впоследствии по методике Солнцевой О.В., мы заметили, что дети стали играть лучше, поинтереснее придумывать сюжеты для режиссерской игры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - N 6.

2. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.,1990.

3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., Просвещение, 1996.

4. Лекционные материалы с курсов повышения квалификации по теме «Актуальные проблемы детской игры в теории и практики  дошкольного образования», Флегонтова Н.П., - М.,2010

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском    саду. – М., Гном и Д., 2000.

6. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение Сюжетных игр детей. – СПб. Речь; М. Сфера, 2010

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М. Педагогика, 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект режиссерской игры в старшей группе "Мишкин День Рождения"

Конспект режиссерской игры в старшей группе "Мишкин День Рождения"...

конспект режиссерской игры в старшем дошкольном возрасте "День рождения у Винни-Пуха"

Режиссерская игра - это развлечение дошкольников, при котором ребенок самостоятельно разрабатывает план действий, придумывает сценарии игры, придумывает главных и второстепенных героев....

картотека режиссерских игр для старших дошкольников

Картотека режиссерских игр для старших дошкольников...

План-конспект организации и проведения режиссерской игры в старшей группе. Тема: «Гуси лебеди»

План-конспект организации и проведения режиссерской игры в старшей группе .  Тема: «Гуси лебеди»...

Конспект режиссерской игры в старшей группе

Конспект режиссерской игры в старшей группе...

Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников.

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя иг...