Консультация «Развиваем творческую личность»
консультация по теме
Известно, дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи, и педагоги Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Д. Б. Эльконин и др.
При подготовки детей к школе очень важно: развивать творческие способности, фантазию, внимание, память; готовить руку к письму задолго до поступления в школу, начиная с раннего возраста (ребенок должен к трем годам научиться правильно держать карандаш); формировать способность к оценке пространственных различий (право-лево, вверх-низ, ближе-дальше, около-внутрь, под-над).
В результате специализированного изучения было установлено, что в настоящее время в большинстве семей не созданы условия для полного развития детей в изобразительной деятельности. Кроме того, многие родители считают, что для развития ребенка-дошкольника вполне достаточно занятий продуктивными видами деятельности в условиях детского сада, а дома рисовать, конструировать и мастерить вовсе необязательно. Но это неверная точка зрения, потому что в дошкольном учреждении решаются одни задачи, а в семье – другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация «Развиваем творческую личность» | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Развиваем творческую личность»
Из опыта работы
воспитателя
МБДОУ д/с № 24 «Росинка»
Сапожниковой О.П.
2014 г.
Известно, дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи, и педагоги Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Д. Б. Эльконин и др.
При подготовки детей к школе очень важно: развивать творческие способности, фантазию, внимание, память; готовить руку к письму задолго до поступления в школу, начиная с раннего возраста (ребенок должен к трем годам научиться правильно держать карандаш); формировать способность к оценке пространственных различий (право-лево, вверх-низ, ближе-дальше, около-внутрь, под-над).
В результате специализированного изучения было установлено, что в настоящее время в большинстве семей не созданы условия для полного развития детей в изобразительной деятельности. Кроме того, многие родители считают, что для развития ребенка-дошкольника вполне достаточно занятий продуктивными видами деятельности в условиях детского сада, а дома рисовать, конструировать и мастерить вовсе необязательно. Но это неверная точка зрения, потому что в дошкольном учреждении решаются одни задачи, а в семье – другие.
В семье ребенок может сам себя занять полезным и интересным делом, что способствует его личному развитию и особо для него значительным является понимание и поощрение его усилий именно со стороны родителей.
Не все родители охотно посещают с ребенком выставки, исторические памятники, музеи, коллекционирование репродукций произведений изобразительного искусства.
Надо как можно раньше приобщать ребенка к красоте, или, как считал великий российский педагог В. Сухомлинский: «Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания. Если ребенок вырастил розу (нарисовал, вылепил, сделал аппликацию) для того, чтобы любоваться ее красотой…, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». Очень важно с детьми систематически проводить игры для психического развития детей, пальчиковые разминки, самомассажи, как «мощное средство повышение работоспособности головного мозга». Советуем родителям уделять играм во дворе, во время выездов на природу и др. Все это поможет детям с самого раннего возраста держать карандаш и ручку, выполнять графические упражнения (штриховка, обвод контуров, проведения различных линий, раскрашивание предметов и др.), самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки. Строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, приносить им и себе радость.
Если будут развиты пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в 1 классе, но и в дальнейшем.
Все это важно для воспитания творческой личности при подготовке к школе для воспитания нравственного культурного человека.
В работе с детьми принципы развития определяют исходную позицию по отношению к ребенку: опираюсь, на имеющийся природный потенциал; ищу и раскрываю его дарования; стимулирую внутренние духовные силы.
Главная цель этой работы создавать условия и подготавливать детей к непрерывному саморазвитию.
Особое место в работе занимают дидактические игры, способствующие развитию творческого воображения, прежде всего игры, направленные на усвоение детьми таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Если дидактическая игра включена в процессе изобразительного творчества, то она: способствует его развитию и совершенствованию (более глубокие представления о свойствах предметов, позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, изготовления аппликаций их характерные черты и детали); увеличивает его привлекательность для детей; совершенствует детское творчество (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладеть обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).
Игры с чтением загадок, потешек, стихов помогают детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы. Понимать их эстетический характер, способствуют развитию образного мышления, воображения.
Наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать, наслаждаться в окружающем мире важный фундамент развития детского творчества.
Необычные сказочные герои побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.).
Все это поможет детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствовать развитию познавательных процессов, иметь необходимый уровень развития мелкой моторики, связанной речью, научатся логически рассуждать, делать простейшие выводы и обобщения и др.
Если ребенок получит и усвоит разнообразные знания, то сможет развиваться как творческая личность, что очень важно при подготовке к школе.
Задачи: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста; помочь развивать у детей мелкую моторику руки, преодолевая трудности при овладении навыком письма в школе.
Для успешного выполнения в работе поставила задачи: развитие творческих способностей посредством изобразительной, игровой, театральной, музыкальной деятельности, познавательной активности; овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков; воспитывать культуру деятельности; формировать умение оценивать результаты своей работы в соответствии с поставленными задачами.
Творческие силы ребенка «сосредоточиваются на рисовании не случайно, но потому что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста наиболее легко выразить то, что им владеет» (Л. С. Высотский)
В процессе рисования создаю возможность выбора художественного материала, где будет жить образ, созданный воображением ребенка. Не ставлю перед ребенком задачу научить рисовать что-либо. А помогаю ему понять, почувствовать, что такое цвет, линия, пространство и при помощи этих понятий выразить свое настроение, свои мысли, чувства по отношению к какому-либо предмету или явлению в окружающем нас мире.
Главное заключается в том, чтобы помочь дошкольнику в нахождении подхода к выполнению работы, сохраняя любовь детей к рисованию.
Творческий характер деятельности требует творческой, непринужденный обстановки.
Доброе, внимательное, заинтересованное отношение к детям способствует дальнейшему развитию творческих способностей. Тем, кто затрудняется, не знает, как продолжить работу, помогаю не только словами – карандашом или краской делаю рисунки – наброски на листах-пробниках. Дети неохотно возвращаются к доработке своих рисунков-эскизов. Но если систематически приучать ребенка к мысли, что за один раз невозможно сделать хороший рисунок (краске надо дать высохнуть, а руке отдохнуть), а тем более, превратить его в картину в рамке (как у настоящих художников) да еще полюбоваться законченной работой, то в итоге все дети будут доводить свои работы до конца.
Изобразительная деятельность с точки зрения японских педагогов – это средство всестороннего развития личности, подготовки к жизни.
Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате согласованных действий воспитателя и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания. Предлагаю родителям приобрести ручки с гранями, так как грани способствуют развитию мышц пальцев. Прошу родителей читать детям художественную литературу, чтоб были иллюстрации, приобретать книжки-раскраски, в которых использовался штриховой рисунок, вместе с детьми рассматривать рисунки В. Сутеева и тех художников, которые в книжках-раскрасках довольно часто предлагают приемы рисования птиц, рыб, зверей и т.д.
Советую родителям привлекать детей к процессу приготовления еды (перебирать крупу, лепить пельмени, растирать, размешивать, взбалтывать и др.), учить навыкам самообслуживания.
Сотрудничая с семьей по воспитанию творческой личности, использую формы взаимодействия: конкурсы с участием взрослых и детей «Поделки из природного материала», «Игрушки-самоделки», драматизация сказок, придумывание спектаклей детьми и показ их в младших группах, на праздниках, развлечениях; домашний театр с активным участием родителей; организация экскурсий в музее поэта, нашего земляка С. Д. Дрожжина; в оформлении выставки детских рисунков. Многие семьи являются нашими надежными партнерами, заинтересованными в развитии духовности, нравственности собственных детей.
Среди главных составляющих понятие «готовность к школе – развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.
Все это очень важно для воспитания творческой личности при подготовке к школе.
Красивые образы, запечатленные в душе, в раннем детстве, способствуют возникновению красивых мыслей, а красивые мысли помогают построить красивую жизнь, как считал великий Платон. Это особенно необходимо всем нам сегодня, когда дети так редко видят что-то прекрасное, благородное в окружающем его мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.
Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...
Консультация для родителей Растим творческую личность
Материал поможет родителям повысить свою компетентность в вопросах развития творческих способностей детей дошкольного возраста....
Консультация «Развиваем творческие способности детей»
Консультация «Развиваем творческие способности детей»...
Консультация "Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе"
Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы развития современного общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искус...
Консультация «Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе»
Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы развития современного общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искус...
Мастер-класс с педагогами "В страну Воображанию: развиваем творческую личность"
Вашему вниманию предлагается мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "В страну Воображания: развиваем творчскую личность". Цель данного мероприятия: систематизировать и расширить знания педа...
Консультация "Воспитание ребёнка: личность развивается в семье"
Консультация "Воспитание ребёнка: личность развитвается в семье"...