Фольклор в физическом воспитании дошкольников.
консультация по теме
Фльклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фольклор в физическом воспитании дошкольников»
С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно – творческой инициативы детей.
Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения отдельных условий:
- Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально – ритмические и танцевальные, основные движения, подвижные игры. Также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован и фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски.
- Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
- Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.
- Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.
- Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклором может достигать 80%.
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы фольклорных физкультурных занятий.
- Двигательно – творческие, основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, сказках. Так, например, при выполнении ОРУ «Совушка – сова» (и.п. – основная стойка, руки на поясе: поворот головы, махи руками) можно использовать потешку:
Совушка – сова, Во все стороны глядит,
Большая голова, Да вдруг, как полетит.
На суку сидит,
При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому по возможности рекомендуется подбирать несложные, ритмические потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение.
Для выполнения ОРУ «Змейка» (и.п. – сед на пятках, кисти в замок: медленно встать на колени – потянуться) можно использовать загадку:
Вьется, извивается, Как зашипит,
На солнце переливается, Убегать всем велит.
Отгадав загадку про белку про белку:
Быстрый, маленький зверек,
По деревьям скок – поскок.
дети с удовольствием выполняют прыжки на одной ноге с продвижением вперед.
При проведении ОВД, можно использовать небольшие отрывки из сказок, например из русской народной сказки «Колобок».
«Колобок покатился по тропинке» – катание мячей двумя руками на расстоянии 3,5 метра. Дети машут рукой вслед «колобку»: «До свидания».
«Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь» - ползание на ладонях и ступнях.
На таких занятиях при проведении физических упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок «двигательного характера». Также можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок.
Чаще всего используются сказки о животных, например «Теремок», «Гуси – лебеди», и волшебные сказки. Возможно использование авторских сказок (С.Я. Маршак «Кошкин дом», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»), дополняя их потешками или загадками.
- Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетение» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Так, например, в заключительной части физкультурного занятия «У бабуси были гуси» можно использовать ходьбу по кругу в сочетании с речитативом:
Гусь гуляет по дорожке, И гордится гармонист:
Гусь играет на гармошке, Я га-га-га-голосист!
На занятии могут быть использованы до 5-6 элементов фольклора, в зависимости от сюжета и задач занятия.
- Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений. Инсценировок и игр – драматизаций.
Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «петушок – золотой гребешок».
Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное «душевное» состояние.
- Музыкально – ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент. Например при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни «Во поле береза стояла». А под мелодию лирического танца дети выполняют ОРУ.
- Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. В работе можно использовать такие игры или упражнения, как «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу» и т.д.
Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалок и скороговорок.
- Познавательные занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют элементарные знания детей о своем здоровье, знакомят их со строением тела человека, правилами гигиены, функциями разных органов. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки, шутки, прибаутки, загадки, пословицы и поговорки.
- Интергрированные физ. Занятия рекомендуется проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физ. упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физ. воспитания.
С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физической культуре, занятия рекомендуется повторять не более 2-3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения физ. упражнений.
Также можно проводить и утреннюю гимнастику с использованием фольклорного материала. Например, «Потешки для малышей», «На лесной лужайке», «В гостях у бабушки загадушки» и др.
Таким образом хотелось отметить, что у дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых движений выше, если они выполняются охотно и радостно. Поэтому, физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Использование русского и мордовского фольклора в физическом воспитании дошкольников".
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качес...
Фольклор в физическом воспитании дошкольников.
Статья о роли фольклора в физическом воспитании дошкольника с русскими народными играми....
Консультация «Фольклор в физическом воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей...
Фольклор в физическом воспитании дошкольников.
Консультация для родителей в рамках проекта "Двуязычные дети"...
Фольклор в физическом воспитании дошкольников
Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно -творческой инициативы детей....
«Фольклор в физическом воспитании дошкольников»
laquo;Фольклор в физическом воспитании дошкольников»...
Консультация «Фольклор в физическом воспитании дошкольников»
С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей...