Сенсорное воспитание ребёнка раннего дошкольного возраста
статья (младшая группа) по теме

Консультация для молодых родителей о развитии сенсорного чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание ребёнка раннего дошкольного возраста 

Консультация для молодых родителей.

Лихачева Елена Васильевна, воспитатель

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным путём, во многом зависит его нервно – психическое развитие.

В раннем возрасте малыш очень чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы малыша на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Наиболее яркими для чувственного опыта малыша являются такие признаки предметов окружающего мира, как цвет, форма, величина. Ребёнок второго года жизни будет прекрасно различать цветовые оттенки, формы, величины, если его с рождения окружают предметы разной формы, величины, находящиеся на различном расстоянии друг от друга в пространстве. в противном случае, если малыш находится в однообразной обстановке, сенсорные системы направленные на восприятие окружающего, не только не развиваются, но могут постепенно атрофироваться за ненадобностью. В более старшем возрасте развитие  восприятия идёт медленнее, труднее и становится качественно иным.

Итак, всему своё время. На втором году жизни малыша внимание взрослых может быть направлено на то, чтобы научить ребёнка использовать сенсорные способности при выполнении различных действий с предметами. У малыша формируются комплексные системы восприятия предметов в процессе действия с ними на основе различных сенсорных актов. Так, малыш изучает по форме, величине чашку и ложку, большую, маленькую. И в этом узнавании значим чувственный опыт, связанный с этим предметом. Среди ряда предметов малыш узнаёт именно свою чашку. Именно ложкой он ест, а из чашки пьёт, поэтому он их запоминает не только зрительным, но и осязательным путём. Короче говоря, при знакомстве с ложкой запоминается и форма, и величина, и цвет, и вес, и её пространственное расположение.  Обратите внимание, как малыш учитывает все эти свойства предметов. А мышечное усилие! Ведь ложку надо не только взять, но и удержать в руке, на весу, зачерпнуть в неё пищу, держа ровно, донести до рта. Всё это только на первый взгляд легко и просто для малыша. А ведь на самом деле все эти умения – целый университет для ребёнка.

Как видим, комплекс сенсорных систем включается тогда, когда малыш сам пьёт из чашки, берёт свою обувь, надевает на голову шапку, одевается или раздевается. Вот почему важно давать ребёнку возможность самому действовать с разнообразными предметами, обогащая его чувственный опыт. Родители с радостью замечают, как малыш научился перешагивать через небольшую канавку, подниматься или спускаться по ступеням. И в этих умениях сенсорный, чувственный опыт играет первую скрипку. Ведь малышу надо зрительно определить то место, где надо поднять ногу для перешагивания, рассчитать силу для прыжка. Именно комплекс сенсорных систем, задействованный в движениях малыша, даёт ему бесценный опыт. Вполне возможно, что в быту постепенно, шаг за шагом, ребёнок стихийно разовьёт свои сенсорные способности. Но, к сожалению, зачастую дело обстоит по – другому. Если малышу не дают в руки предметы, для манипулирования, то в школе он, как правило, затрудняется в учёбе, особенно в письме, черчении и т. п.

Итак, как же лучше организовать формирование сенсорных навыков?

Малыш различает довольно много цветовых тонов и оттенков, разнообразную форму, определяет величину предметов. Так с чем знакомить его, со всем многообразием, которое он видит, или нет? и как знакомить? Исследователи раннего детства считают, что лучше всего малыша знакомить с классическим набором цветовых тонов, цветами спектра: красным, оранжевым, желтым, зелёным, синим, фиолетовым, а также белым и чёрным. Классическими образцами формы являются круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал. Характеристика величины предметов сводится к словам «большой» и «маленький».

         Большие трудности испытывает малыш, когда взрослые требуют от него названия цвета, формы, величины. Не обольщайтесь, если малыш правильно назвал какой-либо признак предмета, он просто подражает вам, но может совершенно не соотносить слова – названия и конкретный цвет или форму предметов.

Итак, подождите со словами, лучше присмотритесь, как малыш учитывает форму, цвет, величину предметов в своих практических действиях. Всем детям данного возраста доступны действия на группировку или сортировку одинаковых предметов, отличающихся только одним каким-либо признаком: или цветом, или формой, или величиной. С этой целью в домашних условиях можно использовать кубики, шарики или кольца от пирамидок. Подберите 5 больших и 5 маленьких колец одинакового цвета и формы и покажите их полуторагодовалому ребёнку. Малыш сразу же схватит, скорее всего, большое кольцо. Скажите ему: «Ой, Какое красивое кольцо! Дай его мне». Положите кольцо на свою ладонь так, чтобы малыш хорошо его видел, спросите: «Где ещё такое? Посмотри, покажи, где оно, дай его мне».

Если ребёнок схватывает первое попавшееся кольцо, верните его на место и предложите посмотреть на кольцо, которое уже лежит у вас на ладони.

Почему именно по пять колец той или иной величины? Это объясняется особенностью восприятия маленького ребёнка. Оно довольно-таки поверхностное, и первый порыв направляется не на рассматривание и сравнение величины или других признаков, а на схватывание. Схватив первое кольцо, он обследует его осязательным путём, чувствует фактуру, величину, толщину-всё вместе взятое, может потащить в рот. Однако вы предлагаете малышу отдать его вам, он схватывает другое, скорее всего такое же. Второй идентичный предмет можно в рот не тащить, невкусно, и по предложению взрослого ребёнок рассматривает его внимательно, переводит взгляд на кольцо, которое уже отдал. Вот здесь-то восприятие и начинает идти вглубь. вот здесь-то только и возникает потребность сравнивать два одинаковых предмета. Апогея сравнение достигает у малыша  только при третьей попытке подобрать идентичный предмет, при четвёртой- остаётся на том же уровне. Если нет достаточного количества однородных предметов для сравнения, сопоставления или если слишком много разнообразных игрушек, то не исключено, что ребёнок останется на первой стадии поверхностного восприятия, на уровне хватания, бросания, и т.д.

Итак, малыш довольно легко сортирует по величине кольца одинакового цвета, размера. А вот ему теперь таким же образом предложите рассортировать круглые и квадратные, круглые и овальные, прямоугольные и треугольные предметы одинакового цвета и величины. Можно использовать кубики и кирпичики, кубики и треугольные призмы из строи тельных наборов для детей. Малыш с радостью будет ими манипулировать, сортировать их, отбирая вначале предметы понравившейся формы.

Ребёнку вполне доступна сортировка предметов, отличающихся друг от друга только по форме, причём малыш успешно справляется с сортировкой предметов пяти форм, но при этом он легко выбирает только из двух разновидностей форм. Это могут быть сочетания круглой и квадратной , квадратной и прямоугольной, овальной и треугольной формы.

Аналогичные игры - занятия можно предложить ребёнку и с кольцами разного цвета от пирамидки. Перемешайте произвольно пять белых и пять красных колец, покажите их малышу, посмотрите, кольцо какого цвета он схватит. Возьмите его себе, похвалив ребёнка, и предложите посмотреть, где ещё такое же, показать его вам. Так поочерёдно малыш отберёт все кольца одного цвета.

Очень хорошо, если вам удастся подобрать по пять предметов шести цветов: красного, оранжевого, желтого, зелёного, синего, фиолетового, а также белого и чёрного. Голубой цвет детям этого возраста трудно воспринимать как самостоятельный тон. Даже взрослые, не считая его самостоятельным тоном, часто относят к светло-синему. На самом деле голубой цвет является промежуточным между зелёным и синим. Малыш, как правило, успешно группирует, сортирует предметы как резко различных, так и близких: красного и оранжевого, оранжевого и желтого цветовых тонов.

Итак, знакомство детей второго года жизни с пятью формами, восьмью цветовыми тонами, основными разновидностями величины – ключ к дальнейшей систематизации разнообразного сенсорного опыта.

Помимо заданий на сортировку, группировку предметов, можно научить ребёнка и соотносить разнообразные предметы  либо по величине, либо по форме, либо по цвету. Можно подобрать к кубикам разного цвета кусочки бумаги или ткани соответствующих цветовых  тонов. Бесконечную радость вызовет у малыша яркий цвет предметов и действия с ними, в данном случае с кольцами. Их можно взять в руки, потрогать, повертеть, ощутить их гладкую поверхность. Особенную ценность для сенсорного развития малыша представляют как игрушки, так и дидактические, обучающие пособия типа вкладышей.

С помощью таких пособий у детей вырабатываются приёмы зрительного сравнения, сопоставления формы предметов, рука накапливает опыт захвата, удерживания предметов разной формы и их размещения в соответствующих отверстиях.

В процессе специальных игр малыш приобретает опыт управления своей рукой, который не всегда удаётся приобрести в быту в течение длительного периода времени. В процессе разнообразных действий с предметами у ребёнка накапливаются представления о форме, величине предметов, их пространственном расположении. Ребёнок ставит кубики один на другой ровно, аккуратно. Получается высокая башня. Он накапливает сенсорный опыт, на чувственной основе постигая, что башню лучше делать из предметов одинаковой формы и величины, так как удобнее подгонять края, углы кубиков.

         Богатый сенсорный опыт ребёнок получает и действуя с различными кубиками, прямоугольными брусками, кирпичиками из строительных наборов. Малыш строит из них дорожку, подгоняя при этом узкий край кирпичика вплотную один к другому. Не досаждайте ребёнку многословностью. Пусть он внимательно смотрит, манипулирует, экспериментирует.

В период раннего детства малыш наиболее чувствителен к сенсорным воздействиям. Именно в это время формируется чувство цвета, формы, соотношения величины и т. п., что так необходимо в различных видах деятельности взрослых людей. Сенсорный, чувственный опыт, накопленный ребёнком второго года жизни, является базой для дальнейшего развития его умственных, физических, эстетических способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста"

В данной статье представлены тезисы из опыта работы воспитателя по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста....

План работы по самообразованию "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста".

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать основны...

Содержание сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и фор­мирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойст...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2015-2020 уч. год. Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:- научить детей различать основные цвета;- познакомить детей с величиной и формой предметов;- сформир...

Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного      возраста...

Доклад по теме «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста»

Каждый ребёнок от рождения наделён огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии.Период...