кружка "Разноцветные сказки"
рабочая программа (младшая группа) по теме

Аёшина Юлия Юрьевна

                 Пояснительная записка.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Мир сказок чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер-многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет ребёнку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

В сказке подробно излагается схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребёнка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо прослеживать каждый шаг от начала пути до его завершения.

Предложенный материал комплексных занятий позволяет поиграть в сказку. Приведённый текст сказок сопровождается предметными и сюжетными картинками, цветными вклейками с изображениями персонажей сказок для вырезания и обыгрывания. По каждой сказке составлены три занятия (слушаем сказку, рассказываем сказку, показываем сказку).

В занятия включена методика глобального чтения-чтение целыми словами. Ребёнок учится узнавать слова на карточках целиком, не вычленяя отдельные буквы. Сначала ребёнок находит «такую же» карточку, как у взрослого, затем- находит написанное слово по просьбе: «Где коза? Дай!». Постепенно запоминаемых слов будет всё больше. Ребёнок, получающий дополнительную информацию в виде графических образов-слов, начинает быстрее развиваться, потому что быстрее анализирует воспринимаемую информацию, перерабатывает и усваивает её.

Дети младшего возраста способны запоминать значительные отрывки из любых произведений. Их внимание становится более устойчивым, повышается интерес к окружающим явлениям и предметам, мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому мы предлагаем выполнять задания по сюжету сказки: подчёркивать предметы, принадлежащие к одной группе (посуда, одежда, мебель), игры с героями сказок, которым ребёнок помогает находить выход из разных лабиринтов, находить отличия или тождества и т.д.

Сказки служат наилучшим материалом для игры-инсценировки, театрализации. Участвуя в театрализации, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализация тесно связана и с совершенствованием речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

                 Пояснительная записка.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Мир сказок чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер-многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет ребёнку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

В сказке подробно излагается схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребёнка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо прослеживать каждый шаг от начала пути до его завершения.

Предложенный материал комплексных занятий позволяет поиграть в сказку. Приведённый текст сказок сопровождается предметными и сюжетными картинками, цветными вклейками с изображениями персонажей сказок для вырезания и обыгрывания. По каждой сказке составлены три занятия (слушаем сказку, рассказываем сказку, показываем сказку).

В занятия включена методика глобального чтения-чтение целыми словами. Ребёнок учится узнавать слова на карточках целиком, не вычленяя отдельные буквы. Сначала ребёнок находит «такую же» карточку, как у взрослого, затем- находит написанное слово по просьбе: «Где коза? Дай!». Постепенно запоминаемых слов будет всё больше. Ребёнок, получающий дополнительную информацию в виде графических образов-слов, начинает быстрее развиваться, потому что быстрее анализирует воспринимаемую информацию, перерабатывает и усваивает её.

Дети младшего возраста способны запоминать значительные отрывки из любых произведений. Их внимание становится более устойчивым, повышается интерес к окружающим явлениям и предметам, мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому мы предлагаем выполнять задания по сюжету сказки: подчёркивать предметы, принадлежащие к одной группе (посуда, одежда, мебель), игры с героями сказок, которым ребёнок помогает находить выход из разных лабиринтов, находить отличия или тождества и т.д.

Сказки служат наилучшим материалом для игры-инсценировки, театрализации. Участвуя в театрализации, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализация тесно связана и с совершенствованием речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Цель кружка: развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи кружка:

- Побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия для её провидения.

-Закреплять представления об окружающих предметах. Дети должны уметь называть предметы театрально-игрового оборудования.

-Развивать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

-Развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

-Побуждать детей сочинять сказку с помощью воспитателя, используя для этой цели кукольный театр.

-Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

-Знакомить детей с приёмами кукловождения настольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

-Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами.

-Развивать желание выступать перед родителями, детьми других групп, сотрудниками детского сада.

Ожидаемый результат:

-Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность)

-Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии)

-Развитие личностных качеств (дружелюбие, партнёрские взаимоотношения, коммуникативные навыки и т.д.)

                              Перспективное планирование

Сентябрь.

  1. Слушаем сказку «Волк и козлята»

Цель: учить внимательно слушать сказку, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета, воспитывать умение сопереживать героям; расширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий-толстый», способствовать употреблению данных слов в самостоятельной речи; подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу; продолжить развивать зрительное и слуховое внимание; двигательную и тактильную память; устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Рассказываем сказку «Волк и козлята»

Цель: учить отвечать на вопросы; внимательно слушать ответы других детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства; расширять активный словарь за счёт прилагательных-антонимов, обозначающих эмоциональное состояние (весёлый-грустный, злой-добрый), согласовывать существительные с числительными «два», «пять»; продолжать развивать слуховую и зрительную память, мышление, воображение, устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Показываем сказку «Волк и козлята»

Цель: воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия с действиями других детей; выполнять правила игры-инсценировки; развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, речь.

Октябрь.

     1.Слушаем сказку «Маша и медведь»

Цель: продолжить формировать у детей умение внимательно слушать сказку; дослушивать её до конца; отвечать на вопросы взрослого; сопереживать героям сказки; продолжать активизировать словарь за счёт существительных, обозначающих названия лесных ягод ( малина, земляника, черника); способствовать употреблению и усвоению слов в самостоятельной речи, учить употреблять существительные мужского и женского рода в родительном, винительном падежах; развивать зрительное, слуховое, тактильное внимание и память, продолжать развивать воображение.

      2. Рассказываем сказку «Маша и медведь»

Цель: продолжить воспитывать учебные навыки, отвечать на вопросы по тексту, сопереживать героям сказки; активизировать словарный запас за счёт имен существительных (чаща, деревня, короб, овражки), прилагательных (умная, находчивая), пересказывать сказку, договаривая фразу; продолжить развивать зрительное внимание, память.

  1. Показываем сказку «Маша и медведь»

Цель: продолжить вырабатывать умение подражать, согласовывать свои действия с действиями других детей; обогащать словарь за счёт новых имен прилагательных, глаголов, учить использовать в активной речи предлога «около»; развивать творческие способности детей, совершенствовать зрительное внимание и память, развивать воображение.

Ноябрь.

  1. Слушаем сказку «Три медведя»

Цель: продолжить формировать умение слушать рассказ взрослого, не перебивая, дослушивать его до конца, формировать положительные качества, умение сопереживать; расширять словарный запас за счёт имён прилагательных, глаголов; способствовать усвоенных слов в самостоятельной речи; учить правильно пользоваться в активной речи предлогами «под», «за»; развивать умение вслушиваться в речь взрослого; развивать внимание, воображение и мышление.

  1. Рассказываем сказку «Три медведя»

Цель: продолжить вырабатывать учебные навыки; умение слушать рассказ сверстников; отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки; обучать элементарному пересказу (договаривать фразы, рассказывать по очереди 1-2 предложения из текста); развивать внимание, мышление, наблюдательность; способность устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопрос почему?

  1. Показываем сказку «Три медведя»

Цель: продолжить воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей; умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства; вводить в словарь новые глаголы, прилагательные; учить проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки; продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие, память, воображение, мышление.

Декабрь.

  1. Слушаем сказку «Кот, петух и лиса»

Цель: продолжить формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего; расширять словарный запас за счёт новых имен существительных «жёрдочка», прилагательных «петушиного», глаголов «стеречь, приберёт, подметёт», вводить в активную речь наречие «рано»; продолжить развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие; развивать наблюдательность и воображение.

  1. Рассказываем сказку «Кот, петух и лиса»

Цель: продолжить вырабатывать учебные навыки; формировать умение слушать ответы других детей, не перебивать говорящего; расширять активный словарь за счёт новых имён прилагательных, глаголов; учить отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки; продолжить развивать восприятие; учить устанавливать причинно-следственные связи; развивать способность к замещению и умение читать символы на мнемокарте.

  1. Показываем сказку «Кот, петух и лиса»

Цель: продолжить воспитывать уважение к действиям сверстников; дослушивать реплики до конца, не перебивая других детей, сопереживать героям сказки, разделять их чувства; продолжить активизировать словарь за счёт новых глаголов, прилагательных и наречий «далеко, близко».

 Январь.

  1. Слушаем сказку «Снегурушка и лиса»

Цель: формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, вовлекать в совместные виды деятельности; вырабатывать  учебные навыки: отвечать на вопросы, уметь слушать ответ другого ребёнка; расширять словарный запас за счёт имён прилагательных и глаголов, вводить в активный словарь детей антонимы «маленький-большой, громко-тихо»; употреблять в речи имена существительные с предлогом «у» в родительном падеже; уметь подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым; развивать зрительное и слуховое внимание-умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки.

  1. Рассказываем сказку «Снегурушка и лиса»

Цель: вырабатывать у ребёнка учебные навыки: отвечать на вопросы где это?, Кто это?, Что это?, не перебивая говорящего; воспитывать положительные качества личности- уверенность в себе, смелость, умение сопереживать; учить согласовывать глаголы настоящего времени с именами существительными в числе; способствовать употреблению условных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в родительном падеже; развивать зрительное внимание- умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты, сравнивать сюжетные изображения; развивать слуховое внимание-умение вслушиваться в речь взрослого; развивать зрительную память.

  1. Показываем сказку «Снегурушка и лиса»

Цель: воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки; учить употреблять предлоги «под, на, около, между», наречия «слева, справа», составлять предложения с однородными определениями; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки; развивать слуховое и зрительное внимание ребёнка, мышление.

Февраль.

      1.Слушаем сказку «Как коза избушку построила»

Цель: продолжить формировать у детей умение слушать сказку, не перебивая говорящего; вырабатывать умение отвечать на вопросы по прочитанному; продолжать уточнять и расширять словарный запас детей за счёт имен существительных, прилагательных, глаголов и наречий; вводить в активный словарь детей существительные, обозначающие названия деревьев, прилагательные, глаголы; продолжить развивать у детей слуховое восприятие, внимание, память.

       2. Рассказываем сказку «Как коза избушку построила»

Цель: продолжить вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, сопереживать героям сказки, разделять их чувства; расширять активный словарь за счёт имён существительных, обозначающих названия деревьев «яблоня, ёлка, дуб, осина, шиповник, берёза», их плодов «яблоко, шишка, жёлудь, ягода шиповника»; развивать слуховую и зрительную память.

  1. Показываем сказку «Как коза избушку построила»

Цель: продолжать воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей; активизировать словарь; рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам, мнемокарте); продолжить развивать способность детей к использованию заместителей; развивать зрительное внимание, память.

Март.

  1. Слушаем сказку «Заюшкина избушка»

Цель: формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; вовлекать в совместные виды деятельности; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, уметь слушать ответ другого ребёнка; расширять словарный запас; вводить в активный словарь антонимы (маленький-большой, громко-тихо), обучать умению подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым; развивать зрительное и слуховое внимание.

  1. Рассказываем сказку «Заюшкина избушка»

Цель: вырабатывать у ребёнка учебные навыки: отвечать на вопросы где это? Кто это? Что это? не перебивая говорящего; воспитывать положительные качества личности- уверенность в себе, смелость, умение сопереживать; объяснять, как сравнивать два предмета по размеру( длиннее-короче, выше-ниже, больше-меньше); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в предложном падеже ( о ком загадка?-о зайце), в родительном падеже ( нет кого?-лисы); развивать зрительное внимание-умение рассматривать иллюстрации, развивать слуховое внимание-умение вслушиваться в речь взрослого, развивать зрительную память.

  1. Показываем сказку «Заюшкина избушка»

Цель: воспитывать умение подражать, слушать сказку до конца; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки; составлять предложения с однородными определениями; развивать слуховое и зрительное внимание ребёнка.

Апрель.

  1. Слушаем сказку «Теремок»

Цель: продолжить формировать у детей умение внимательно слушать сказку, не перебивая говорящего, вырабатывать умение отвечать на вопросы по прочитанному; продолжить уточнять и расширять словарный запас детей; продолжить развивать у детей слуховое восприятие, внимание, память.

  1. Рассказываем сказку «Теремок»

Цель: продолжить вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, не перебивая говорящего, сопереживать героям сказки, разделять их чувства; расширять активный словарь; учить эмоционально воспринимать содержание сказки.

  1. Показываем сказку «Теремок»

Цель: продолжить воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать слуховое и зрительное внимание детей.

Май.

  1. Слушаем сказку «Гуси-лебеди»

Цель: учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.

  1. Рассказываем сказку «Гуси-лебеди»

Цель: продолжить вырабатывать учебные навыки, формировать умение слушать ответы других детей, не перебивая говорящего; расширять активный словарь за счёт новых имён прилагательных и глаголов, учить отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки; продолжить развивать зрительное и слуховое восприятие, учить устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Показываем сказку «Гуси-лебеди»

Цель: продолжить воспитывать уважение к действиям сверстников; дослушивать реплики до конца, не перебивая; сопереживать героям сказки, разделять их чувства; продолжить активизировать словарь; учить проводить эмоционально инсценировку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...