Проект "Правила дорожного движения знай и выполняй!"
проект (старшая группа) по теме

Проект посвящен воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города и взаимодействию с семьей по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ppd_662.doc451.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад № 662

компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции

отклонений в физическом и психическом развитии

воспитанников и обучающихся Кронштадтского района

Санкт-Петербурга

Проект

«Правила дорожного

движения знай и выполняй»

Автор:

воспитатель

Смирнова Н.Э.

Кронштадт

2010 г.

Проект

«Правила дорожного движения знай и выполняй»

Актуальность проекта.

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых.

Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных, проведенный сотрудниками ДОУ и ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

  • незнание дошкольниками элементарных правил;
  • стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
  • безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

         Взрослые иногда думают, что достаточно познакомить ребенка с правилами дорожного движения, - и он уже в безопасности. Но, даже зная правила, ребенок не способен хорошо ориентироваться в транспортной среде. Если в семье и дошкольном учреждении соответствующие навыки не формируются, ребенок приобретает их на практике сам, методом проб и ошибок, подвергая себя риску несчастного случая.

         Пока ребенок мал и держит нас за руку, мы спокойны, но придет время, когда он выйдет на улицу самостоятельно, и мы должны быть уверены, что подготовили его к безопасному поведению на улице.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Первый путь через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых.

Третий – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.

Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города,  активная деятельность всех участников проекта поможет решить данную проблему.

В соответствии с законодательством РФ о безопасности движения и в целях пропаганды безопасного образа жизни в сфере дорожного движения и предупреждения травматизма данный проект актуален, так как посвящен  проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города.

Вид проекта: долгосрочный, досугово-познавательный, групповой, в контакте с семьей.

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.

Задачи:

  • Разработка системы воспитательно-образовательной работы по теме проекта.
  • Обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения.
  • Формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения  у  участников проекта.
  • Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах профилактики дорожно-транспортного травматизма.
  • Использование  современных образовательных и здоровьесберегающих технологий, разнообразных методов и приемов оптимизация работы с детьми старшего дошкольного возраста и их  родителями по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • Укрепление и развитие предметно-развивающей среды для работы по данному направлению.
  • Установление связей с ГИБДД.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста,
  • родители воспитанников,
  • воспитатели и специалисты,
  • музыкальный руководитель,
  • руководитель физического воспитания,
  • старший воспитатель,
  • инспектор ГИБДД

Предполагаемый результат:

  • создание условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
  • установление связи с ГИБДД;
  • разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
  • разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

Сроки реализации проекта: с сентября 2010 по июнь 2012 г.

Формы  и методы реализации проекта:

  • совместная деятельность детей и взрослых (проблемные ситуации, практическая задания, поисковая деятельность, игровые приёмы и т.п.),
  • экскурсии и целевые прогулки,
  • игровая деятельность,
  • изобразительно-продуктивная деятельность (лепка, апппликация, рисование, конструирование),
  • проведение викторин, досугов, развлечений,
  • оформление наглядно-информационных материалов,
  • использование образовательных технологий (Мнемотехника, Триз и т.п.),
  • педагогическая пропаганда знаний для родителей.

         Основные принципы проекта:

  • Научность (использование научно обоснованных и апробированных методик),
  • Активность и сознательность (поиск педагогами и родителями эффектиных методов предупреждения травматизма детей на дорогах),
  • Последовательность и систематичность (планирование системы работы),
  • Комплекность и интегрированность (решение профилактических задач во всех видах детской деятельности, интегративный подход в планировании деятельности по реализации Проекта),
  • Адресность и преемственность (поддержание связей между всеми участниками проекта, дифференцированный подход к каждому)

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап - Подготовительный.

     Работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить  на несколько направлений:

  • Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
  • Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
  • Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.
  • Пополнение «педагогической копилки» по теме проекта.
  • Подбор информационных и наглядных материалов.

2 этап  - Организационный.

Планирование деятельности по реализация Проекта  по двум направлениям:

  1. Определение форм и методов работы с детьми.
  2. Организация совместная деятельность с детьми и взаимодействие  с родителями.

(см приложение).

3 этап – Практический, основной.

Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков-тем.

  1. Транспорт.
  2. Улица.
  3. Движение транспорта и пешеходов.
  4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
  5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
  6. Правила поведения в транспорте.
  7. Велосипед, самокат.
  8. Загородная дорога.

       У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.

      Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр,  включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии.

      Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание ситуаций

       Организация предметно-развивающей среды группы, в которой дети  могут применить полученные знания на занятиях и навыки  игровой деятельности.

        Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов

        Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

       Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

  • изготовление стендов с наглядной информацией;
  • заочные и очные консультации;
  • участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
  • тематические родительские собрания;
  • анкетирование;
  • совместная детско-родительская досуговая деятельность.

(см.приложения)

3 этап  - Завершающий

Выявление степени усвоения знаний и умений  по содержанию проекта.

Подведение итогов

Презентация продуктов

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

  1. Нормативно-правовое
  • Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».
  • Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.
  • Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.».
  1. Информационное:
  • мультимедийные презентации,
  • информация в СМИ
  1.     Организационное:
  • сотрудничество с управлением ГИБДД,
  • работа по управлению деятельностью участников проекта.
  1. Материально-техническое:
  • уголок безопасности в групповых помещениях;
  • дорожно-транспортная площадка;
  • выносные макеты дорожно-транспортных средств;
  • игротека в фойе 2 этажа;
  • методические и дидактические пособия, картотека.
  1. Методическое:
  • теоретическая и методическая литература,
  • периодическая печать,
  • материалы по передовому педагогическому опыту.
  1. Кадровое:

В проекте участвуют:

  • дети старшего дошкольного возраста,
  • родители воспитанников,
  • старший воспитатель,
  • музыкальный руководитель,
  • руководитель физического воспитания,
  • инспектор ГИБДД.
  1. Предполагаемые источники финансирования:
  • бюджетные средства ДОУ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • созданы достаточные условия для организации деятельности по охране и безопасности жизни детей.
  • разработан  и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями.
  • проведены циклы занятий по теме «Мы - пешеходы».
  • установлены прочные связи с ГИБДД.
  • опыт по формированию у детей старшего дошкольного возраста осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях освещен в информационно-наглядных материалах для родителей.
  • разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения:

1. Уровень сформированности представлений о транспортных средствах; об улице (виды перекрестков); о правилах перехода проезжей части.

2. Знание дорожных знаков: предупреждающих, запрещающих, информационно-указательных, знаков сервиса.

3. Уровень культуры поведения детей на улице, в транспорте.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ

  1. Программно-методическое обеспечение.
  2. Примерный перечень игр, игрушек и пособий для детей.
  3. Планирование работы с детьми старшей группы.
  4. Планирование работы с детьми  подготовительной группы.

Приложение №1.

Программно-методическое обеспечение раздела

«Ознакомление с правилами дорожного движения»

  1. Программма «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Авдеева, О.Князева,  Р.Стеркина, Москва, 1997 г.
  2. Н.Авдеева, О.Князева,  Р.Стеркина.  Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб, Детство-пресс, 2004 г.
  3. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др., Москва. Просвещение, 1998 г.
  4. Безопасность на улицах и дорогах Н. Н.Авдеева, О.Л.Князева,  Р.Б.Стеркина, М.Д.Маханева. Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Москва, Издательство АСТ-ЛТД, 1997 г.
  5. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. Москва, Скрипторий, 2003 г.
  6. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. М, Скрипторий, 2003 г.
  7. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. Москва, Прометей: Книголюб, 2002 г.
  8. Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет.
  9. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации. Авт-составитель О.В.Черемашенцева. Волгоград, Учитель,2008 г.
  10. Правила дорожного движения. Подготовительная группа. Занимательные материалы. Волгоград, ИТД «Корифей», 2008.
  11. Правила дорожного движения. старшая группа. Занимательные материалы. Волгоград, ИТД «Корифей», 2008.
  12. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. Москва, ТЦ «Сфера», 2002 г.
  13. Голицина Н.С, Лозина С.В.,Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы., М, «Скрипторий 2003», 2010 г.
  14. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Сост. М.А.Фисенко, Волгоград, ИТД»Корифей», 2008 г.
  15. ОБЖ. Подготовительная группа. Занимательные материалы. Волгоград, ИТД «Корифей», 2008.
  16. ОБЖ. Старшая группа. Занимательные материалы. Волгоград, ИТД «Корифей», 2008 г.
  17. Горбунова Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс. Поурочные планы. Волгоград, Учитель, 2002 г.
  18. Горбунова Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс. Поурочные планы. Волгоград, Учитель, 2002 г.
  19. Степаненкова, Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада, Москва, Просвещение, 1987г.
  20. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения, Москва, Просвещение, 1973 г.
  21. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателя детсада. Добрякова В.А., Борисова Н.В, Панина Т.А., Уклонская С.А., Москва, Просвещение, 1989 г.
  22. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  23. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Автор-сост. М.С.Коган. – Новосибирск, 2008.
  24. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
  25. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
  26. Серия «Детские праздники» Здравствуй, лето! ,СПб, издательство Композитор, 1997 г.
  27. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. – М., Эксмо, 2008 г.
  28. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М.: АСТ, 1995г..
  29. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
  30. Учебное издание  «Безопасность «Ребенок в городе» Н.Авдеева, О.Князева,  Р.Стеркина.  Рабочая тетрадь. СПб, детство-пресс, 2006 г.
  31. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Назрань, ООО «Издательство АСТ-ЛТД,1997 г.
  32. «Я на улице» Прочти, докрась, запомни. Авторы-художники З.Кутилова, И.Айдаров.

Приложение № 2.

Примерный перечень игр, игрушек и  пособий

 для детей старшего дошкольного возраста:

1. Дидактические игры:

1.1. “Законы улиц и дорог”

1.2. “Час пик”

1.3. “Транспорт”

1.4. “Дорожные знаки”

1.5. “Знаки на дорогах”

1.6. “Светофор”

1.7. “Мы идем и едем”

1.8. “Ловкий пешеход”!

1.9. “Перекресток”

1.10. “Назови знак”

1.11. “Слушай-запоминай”

1.12. “Угадай, какой знак”

2. Домино “Дорожные знаки”

3. Коллекция дорожных знаков и машин.

4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы - водители”, “Юный инспектор”, Наш город”

5. Альбом “Автотранспорт”.

6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”

7. Игра “Автошкола”

8. Обучающие игры по правилам дорожного движения: “Поездка по городу” (“В парке”, “К снежным вершинам”, “Круговое движение”, “Едем через переезд”, “Знаки обязательного направления”, “День веселых развлечений”, “За городом”, “Горная дорога”, “Автомагистраль”).

9. Дорожная грамота. Серия из 14 плакатов.

10. Пазлы и кубики с изображением различных марок автомобилей.

11. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.

12. Книжки-раскраски

Приложение № 3.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Тема

Занятия познавательного цикла

Продуктивная деятельность

Игры

Целевые прогулки

Беседы

Чтение

Досуги,

развлечения

ОКТЯБРЬ

«Транспорт».

Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт)

Составление описательного рассказа «Мой любимый вид транспорта».

Конструирование «Автобус».

Аппликация «Троллейбус»

Дидактические: «Чудо-машина», «Найди по действию», «Подбери колеса».

Строительные: «Гараж», «Улица с автобусными остановками».

Подвижная: «Цветные автомобили».

Игра-фантазия: «Все наоборот», «На чем я путешествую».

Сюжетно-ролевая: «Гараж»

К проезжей части: «Транспорт на нашей улице», «К автостоянке»

«Какие машины нужны человеку», «Профессия — шофер»

М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»

Театр картинок «Машины на нашей улице»; викторина «Транспортные средства»

Папка-передвижка «Дорожно-транспортный травматизм»

НОЯБРЬ

«Улица».

Формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение»; закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия

Составление рассказа по картине «Улица города».

Конструирование «Городок для любимых игрушек».

Рисование «Улица города».

Развитие элементарных математических представлений «Дома, в которых мы живем»

Дидактические: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось», «Близко — далеко», «Перекресток».

Строительная: «Различные виды дорог».

Подвижная: «Дома и номера».

Игра-фантазия: «Что не так».

Сюжетно-ролевая: «Автостроители»

К проезжей части: «Знакомство с улицей, на которой находится детский сад»,

«Участники дорожного движения», «Машины движутся в разные стороны»

С. Михалков «Моя улица», А. Дмо-ховский «Чудесный островок»

Театр на столе «Автоша отправляется в путь»

Составление фотоальбома «Наша улица»

ДЕКАБРЬ

«Движение транспорта и пешеходов».

Формировать понятие «правостороннее движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай

Ознакомление с окружающим «Движение транспорта».

Рассматривание картины «Обход транспорта».

Рисование «Перекресток с потоком машин»

Дидактические: «Направо — налево», «Угадай, что изменилось».

Строительная: «Трамвайное депо».

Подвижная: «Встречные перебежки».

Ситуации: «Мы выходим из трамвая», «Я перехожу проезжую часть».

Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия»

«К трамвайной остановке, «На автобусную остановку»

«История правостороннего движения», «Опасные участки на дороге»

Я. Пишумов «Азбука города», Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино»

Инсценировка «На лесном перекрестке»

Консультация «Учите детей правильно обходить транспорт»

ЯНВАРЬ

«Светофор».

Закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене

Развитие элементарных математических представлений «На прогулку с Автошей».

Лепка «Светофор».

Рисование «Красный сигнал светофора».

Ручной труд — изготовление светофора из бросового материала

Дидактические: «Светофор», «Включи сигнал», «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор».

Строительная: «Мы — пешеходы».

Подвижная: «Светофор».

Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый сигнал светофора»

К проезжей части: «К светофору»

«История создания светофора», «Сигналы светофора»

С. Прокофьев, Г Сапгир «Мой приятель - светофор», М. Пляцковский Светофор»

Досуг «Зеленый, желтый, красный»

Папка-передвижка «Зимние забавы, дети и транспорт»

ФЕВРАЛЬ

«Дорожные знаки».

Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход» «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход»

Ознакомление с окружающим «Путешествие на перекресток».

Аппликация «Знаки на нашей улице».

Рисование «Наш город», «Перекресток»

Дидактические: «Найди на плане», «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки».

Строительная: «Постройка переходов».

Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?»

К проезжей части: «К пешеходному переходу без светофора»

«Зачем нужны дорожные знаки»

В. Семерин «Запрещается — разрешается»

Вечер загадок

Помощь родителей в изготлении дорожных знаков»

МАРТ

«Правила поведения в транспорте».

Уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадки, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить — с передней

Развитие речи «Разговор о правилах поведения пассажиров».

Рисование «В транспорте»

Дидактические: «Правильно — опасно», «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом».

Строительная: «Строители пассажирских остановок».

Подвижная: «Найди каждый свою остановку».

Ситуации: «В автобус входит инвалид», «Передайте плату за проезд».

Сюжетно-ролевая: «В автобусе»

К проезжей части: «На автобусную остановку».

«В городском транспорте», «Зачем нужны правила пассажирам»

С. Михалков «Шел трамвай десятый номер», С. Маршак «Автобус номер 26»

Кукольный спектакль «Петрушка едет в театр»

Индивидуальные беседы «Как воспитывать примерное поведение при пользовании общественным транспортом»

АПРЕЛЬ

«Велосипед, самокат».

Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате

Ознакомление с окружающим «Улица — не место для игр».

Лепка «Самокат».

Рисование «Велосипед»

Дидактические: «Запрещается — разрешается», «Подбери цвет», «Далеко — близко».

Ситуация: «Мне купили новый велосипед».

Подвижные: «Озорной мячик», «Уроки катания на велосипедах и самокатах»

Во дворе жилого дома: «На детскую площадку»

«Игры во дворе», «Безопасное поведение на улице»

И. Кончаловский «Самокат»

Досуг «Дорожная эстафета»

Консультация «Ребенок во дворе»

МАЙ

«Загородная дорога».

Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге.

Составление рассказа из опыта «Как я путешествовал».

Рисование «Голубой вагон бежит, качается...»

Дидактические: «Путешествие за город», «Чудо-техника», «Лабиринты».

Строительные: «Магистраль», «Трасса».

Подвижная: «Стоп».

Сюжетно-ролевая: «Путешествие»

«Правила необходимы везде».

Б. Житков «Что я видел»

Совместный поход в парк «Пешеходные туристы»

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Тема

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Игры

Целевые прогулки

Беседы

Чтение

Досуги, развлечения

ОКТЯБРЬ

«Транспорт».

Расширять представления детей о появлении первых машин. Продолжать учить классифицировать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный. Познакомить с понятием «тормозной путь автомобиля»

Развитие речи «Классификация транспорта».

Знакомство с энциклопедией «Автомобили».

Конструирование «Модель самолета».

Лепка «Дорожный каток».

Рисование «Гараж спецтранспорта». Эксперимент «Самолетик», «Лодочка»

Дидактические: «Кому что нужно», «Сложи автомобиль», «Чего не хватает», «Измерь тормозной путь», «Транспорт» (пазлы).

Строительные: «Гараж двухэтажный», «Автодром».

Ситуации: «Звуки улицы», «Мир города».

Сюжетно-ролевая: «Автосалон»

К нерегулируемому переходу.

«Что такое тормозной путь?», «Автомобиль будущего», «Автомобильная сказка»

Я. Пишумов «Машины», Н. Носов «Автомобиль»

Вечер загадок «Дорожная математика», викторина «Транспортные средства»

Консультация «Безопасность детей на дороге»

НОЯБРЬ

«Улица».

Расширять представления детей о строении и разметке улиц. «Милиционер-регулировщик». Познакомить детей с работой сотрудников ГИБДД

Комплексное и рисование «Моя улица».

Конструирование «Городок малышей из Цветочного города».

Составление рассказа по плану «Моя дорога в детский сад».

Дидактические: «Наш город», «Найди на плане», «Дороги и дорожные знаки», «Регулировщик».

Строительная: «Новый район города-19 квартал».

Ситуации: «Я перехожу через дорогу».

К проезжей части.

 

«Моя дорога в детский сад», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Милиционер-регули-ровщик», «Куда спешит автомобиль ГИБДД

С. Маршак «Правил уличных не зная», «Милиционер», Я. Пишумов «Посмотрите, постовой», «Инспектор ГИБДД»

Вечер развлечения «Папа, мама, я на улицах города»

Папка-передвижка «Дети на дороге»

ДЕКАБРЬ

«Движение транспорта и пешеходов».

Продолжать учить детей правильно переходить через улицы разных типов. Развивать реакцию на световой и звуковой сигналы спецтранспорта. Расширять представления о сложности движения на перекрестке

Ознакомление с окружающим «Найди правильное решение».

Аппликация «Подземный переход в С-Пб».

Ручной труд «Машины спецтранспорта».

Рассматривание картины «Обход транспорта».

Дидактические: «Составь схему улицы», «Волшебные полоски», «Повороты».

Ситуации: «Двор — тоже улица», «Вдали замелькал свет мигалки», «Транспорт движется с трех сторон».

Сюжетно-ролевая: «Служба спасения»

К перекрестку

«Загадки "пустынной улицы"», «Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы»

С. Михалков «Дядя Степа — милиционер», «Самый лучший пешеход», О. Бедарев «Если бы...»

Диафильм «Не играй на мостовой», театр би-ба-бо «Осторожные сказки»

Консультация «Ребенок на перекрестке»

ЯНВАРЬ

«Светофор».

Закрепить знания о необходимости следовать указаниям светофора. Закрепить знания о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Познакомить с временным указателем на светофоре

Развитие речи «Пешеход! А ты знаешь?»

Аппликация «Автомобили у светофора».

Рисование «Внимание! Пешеход».

Ручной труд «Изготовление светофора из бросового материала».

Развитие элементарных математических представлений «Часы»

Дидактические: «Внимание! Сигнал светофора», «Не спеши», «Укажи время». Строительные: «Различные мосты: пешеходный, автомобильный».

Ситуация: «Пробка на дороге»

К проезжей части.

«История создания светофора», «Сигнализация светофора»

Г. Варшавский «Про Петра и про Егора, про сигналы светофора»

Драматизация «Одна простая сказка»

Фотостенд «Правила дорожного движения и наши дети»

ФЕВРАЛЬ

«Дорожные знаки».

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Классифицировать их: запрещающие, предупреждающие, предметно-указательные, предписывающие. Расширять представления о том, к чему приводит несоответствие действий дорожным знакам

Ознакомление с окружающим «Путешествие в страну Дорожных знаков».

Составление рассказа по плану «Мой путь в библиотеку».

Рисование «Запрещающие знаки на дороге».

Ручной труд «Изготовление дорожных знаков для настольной игры»

Дидактические: «Проведи автомобиль», «Четвертый лишний», «Дорожное домино», «Законы улиц и дорог», пазлы «Дорожные знаки».

Ситуации: «Вежливая улица», «Что было бы, если бы исчезли дорожные знаки».

Сюжетно-ролевая: «Автошкола»

К проезжей частик перекрестку

: «К ближайшим знакам»

«Кто такой инструктор вождения», «Дорожные знаки для пешеходов»

С. Михалков «Шагая осторожно»

Театр картинок «Пешеходный светофор», кукольный театр «Дорожные истории»

Папка-передвижка «Что сказать детям о дорожных знаках»

МАРТ

«Правила поведения в транспорте и на улице».

Уточнить правила поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий

Развитие речи «Как должен поступить пешеход, если...»

Развитие элементарных математических представлений «Дорожные задачки»

Дидактические: «Ловушка», «Кроссворды», «Добавь словечко», «Это я, это я...»

Ситуации: «Мой двор», «Я еду с родителями в машине»

К проезжей части

«Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?»

А. Эльдман «Эти ребята приятели были»; И. Яворская «Дети и дорога»

Вечер развлечений «Самые замечательные пешеходы»

Помощь в оборудовании

АПРЕЛЬ

«Велосипед, самокат, роликовые коньки».

Закрепить знания детей о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Дать знания о необходимости средств защиты при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках

Ознакомление с окружающим «Как кататься безопасно».

Рисование «Мальчик на роликовых коньках»

Дидактические: «Велосипедная дорожка», «Подбери правильный путь».

Ситуация: «Мне купили ролики»

Подвижная: «Уроки катания на двухколесных велосипедах и роликах»

К проезжей части

«Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?»

С. Михалков «Скверная история»

Открытие городка «Светофория»

Папка-передвижка «Наш ребенок идет в школу»

МАЙ

«Загородная дорога».

Познакомить детей с правилами поведения пешеходов за городом»

Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд»

Рассказ «как двигаться по загородной дороге»

Аппликация: Знак «Железнодорожный переезд2

Дидактические: «Угадай, какой знак», «Семафор», «Путешествие за город».

Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли».

Сюжетно-ролевая: «Поездка в пригород»

«Как регулируется движение поездов и электричек?», «История паровозов»

А. Дорохов «Шлагбаум»

Выпуск книги для будущих дошколят «Старые сказки, рассказанные по-новому» «Летний отдых впереди»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной группы по правилам дорожного движения «Знай и выполняй правила уличного движения»

Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы....

Развлечение по правилам дорожного движения «Знай и выполняй правила дорожного движения»

Передать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода. Развивать самостоятельность, выразительность движений. Понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевой ...

Конспект развлечения по правилам дорожного движения «Знай и выполняй правила дорожного движения»

Задачи:Передать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода.Развивать самостоятельность, выразительность движений.Понимать эмоциональное состояние героя, вступать в рол...

Конспект ООД для старшей разновозрастной группы по правилам дорожного движения. «Знай и выполняй правила уличного движения».

Конспект ООД  по расширению и закреплению с детьми правил поведения на улицах города, в общественном танспорте....

Конспект занятия для подготовительной группы по правилам дорожного движения «Знай и выполняй правила уличного движения»

Конспект занятия для подготовительной группыпо правилам дорожного движения «Знай и выполняй правила уличного движения»Цель: -Расширить знания детей о правилах поведения пеше­хода ...