Сообщение из опыта работы на тему: "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни".
материал по теме

Шорстова Валентина Федоровна

Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему здоровью. Конечно, не стоит ждать осмысления ценности здоровья от дошкольника. Ребенок хочет быть здоровым, чтобы ему не делали уколы, чтобы не нужно было пить таблетки и так далее. Однако в дошкольном возрасте ребенок уже способен усвоить некоторую сумму знаний о здоровье и факторах, влияющих на него. 
Родителям очень важно научить ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым образом жизни. Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. Поэтому родители, воспитатели, педагоги с особым вниманием должны относиться к тем действиям, которые встречаются в жизни ребенка впервые. И, конечно же, родители должны показывать ребенку на личном примере привычки к здоровому образу жизни (делать зарядку, заниматься спортом, чистить зубы, правильно питаться и т.д.). Нужно помнить, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье.
В своей работе я руководствовалась:

  1. Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Программой для ДОУ Школа здорового человека, Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н.;
  3. Программой оздоровления детей  «Будь здоров, малыш».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_na_temu.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

                             Сообщение  из опыта  работы  на тему:

 "Роль  родителей  в оздоровлении  и  приобщении  ребенка

                            к  здоровому  образу жизни".

Работа с родителями

      Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему здоровью. Конечно, не стоит ждать осмысления ценности здоровья от дошкольника. Ребенок хочет быть здоровым, чтобы ему не делали уколы, чтобы не нужно было пить таблетки и так далее. Однако в дошкольном возрасте ребенок уже способен усвоить некоторую сумму знаний о здоровье и факторах, влияющих на него. 
Родителям очень важно научить ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым образом жизни. Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. Поэтому родители, воспитатели, педагоги с особым вниманием должны относиться к тем действиям, которые встречаются в жизни ребенка впервые. И, конечно же, родители должны показывать ребенку на личном примере привычки к здоровому образу жизни (делать зарядку, заниматься спортом, чистить зубы, правильно питаться и т.д.). Нужно помнить, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье.
В своей работе я руководствовалась:

  1. Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Программой для ДОУ Школа здорового человека, Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н.;
  3. Программой оздоровления детей  «Будь здоров, малыш».

       Целью моей деятельности являлось: выявление роли родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни и определение направлений в работе с ними. Задачи, которые я ставила перед собой:
- оценка уровня социального здоровья семей,
- целенаправленные наблюдения за деятельностью детей и взаимоотношениями детей и родителей,
- анкетный опрос с целью выявления роли родителей в формировании здоровья детей, осознания родителями значимости здорового образа жизни,
- определение направлений работы с родителями, форм сотрудничества,
- применение выбранных форм работы с родителями с целью повышения их роли в оздоровлении детей,
- анализ диагностик по  физическому воспитанию, заболеваемости детей за учебный год с целью подтверждения эффективности проведенной работы с детьми и родителями в вопросах оздоровления и приобщения к ЗОЖ.

      В начале учебного 2012-2013 года было проведено тестирование на тему «Социальные факторы жизни семьи», согласно которому я оценила уровень социального здоровья семей наших воспитанников. Так, 50% - это семьи социально благополучные, только 1 семья попадает в группу повышенного риска, т.к. в семье нередки ссоры, имеются сложности с воспитанием детей .  Напряженность в личностных отношениях, эмоциональная разобщенность ведут к нарушению детско-родительских отношений. 
Большой материал для педагогических выводов по характеру семейного воспитания дают педагогу целенаправленные наблюдения. В течение всего учебного года велось наблюдение за детьми, их деятельностью, взаимоотношением родителей с детьми. Для этой цели использовались часы приема и ухода детей из детского сада. Чтобы получить объективные сведения, я ставила четкие задачи для наблюдений и проводила их неоднократно.
       Наблюдая за деятельностью детей, я отметила, что часто требования родителей и воспитателей в воспитании ребенка разные,  дети не знакомы с факторами, влияющими на здоровье, большая часть детей несамостоятельны даже в выполнении элементарных гигиенических процедур, самообслуживании. Это подтверждают и результаты диагностики по физическому воспитанию. Только 4 человека на начало года находятся на высоком уровне качества усвоения программы (21%), остальные – на среднем (79%). 
Не утешают результаты состояния здоровья детей. Половина  детей имеют II группу здоровья (12 чел.). III группа у 2 детей. И  половина  детей( 14 чел.)  имеет I группу здоровья (абсолютно здоровые). Часто болеющих детей в группе достаточно  много. Заболеваемость на начало учебного года (сентябрь месяц) составила 3,7 детодней. В ноябре в связи со вспышкой ОРВИ повысилась до 4,9 детодней. 
В группе оформлен паспорт здоровья, в котором отражается  уровень физического развития детей и состояния здоровья, заболеваемость, содержатся методические рекомендации по работе воспитателя с детьми и родителями. 
    С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому стилю жизни в  средней  группе  детского сада был проведен анкетный опрос с участием 18 родителей. Анализ полученных данных позволил установить следующее: 
Среди ценностных ориентаций родителей первое место занимает крепкое здоровье и морально-нравственные качества. Далее следуют: образование, материальное благополучие и волевые качества . Приоритетными направлениями деятельности ДОУ родители считают формирование предусмотренных образовательной программой знаний, умений и навыков (61%) и морально-нравственное воспитание (56%). Лишь 2 человека отметили физическое воспитание дошкольников. Очевидно, что отношение родителей к физическому воспитанию детей в определенной степени противоречит их ценностным ориентациям, ведь в общей системе дошкольного образования именно физическое воспитание призвано вносить главный вклад в формирование здоровья дошкольников. 
    По мнению родителей, дома дети любят заниматься рисованием и лепкой, смотреть мультфильмы, гулять с родителями. Целенаправленно занимаются физическим воспитанием детей только 2 семьи, что не вызывает оптимизма.
    Не все родители имеют возможность уделять внимание укреплению здоровья своего ребенка ежедневно (только 5 человек (28%)). Большая часть родителей (39%) имеет такую возможность только в выходные дни.
    Среди факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья человека, ведущее место родители отводят факторам, не зависящим от них и на которые нельзя оказать какое-либо влияние: наследственные заболевания (72%) и экологические загрязнения (67%). Далее следуют: неправильное питание, вредные привычки, отрицательные эмоции и др. 
Среди факторов, способствующих укреплению здоровья человека, первое место родители отводят ежедневным прогулкам (78%), второе — занятиям физическими упражнениями и закаливанию (72%), третье — рациональному питанию (61%).  Однако среди мер, предпринимаемых с целью укрепления здоровья детей, только 5 человек (28%) применяют регулярно физические упражнения и закаливание. Следует отметить выраженное противоречие между пониманием родителей важности регулярных занятий физическими упражнениями (этому фактору родители отвели одно из первых мест среди других, оказывающих положительное влияние на здоровье) и недостаточной степенью их применения, а также чрезвычайно низким уровнем физической активности родителей. 
     По мнению родителей, главным фактором, влияющим на развитие интересов детей и их приобщение к здоровому образу жизни, является личный пример членов семьи (отметили 89% родителей). Однако жизненный опыт родителей вряд ли можно признать позитивным, учитывая регулярность и качество мероприятий, предпринимаемых в семье для укрепления здоровья. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни. 
     Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность здорового образа жизни для детей, вовлечь их в жизнь группы, повысить образовательный уровень родителей по данному направлению. Отбор форм сотрудничества с родителями я  провожу, основываясь на принципах: активности, значимости и оптимальности.
    Для каждой формы подсчитывается количество выборов, что свидетельствует об интересе родителей к данной форме сотрудничества.
    Результаты показали, что родители предпочитают  в работе с ними использование таких форм, как индивидуальные и групповые беседы, консультации и папки-передвижки, фотовыставки и видеоматериалы, «Гостевание», традиционные родительские собрания . Родители не особенно стремятся участвовать в мероприятиях, они хотят видеть ежедневную деятельность детей, наблюдать за ними, консультироваться с воспитателем, получая таким образом, необходимые знания о воспитании здорового ребенка, приобщении его к здоровому образу жизни.
Исходя из выбранных родителями форм сотрудничества были определены следующие направления в работе с ними:
 информационно-аналитическое, познавательное, досуговое, наглядно-информационное. Данная педагогическая разработка позволила решить проблему повышения роли родителей в оздоровлении ребенка, приобщении его к основам здорового образа жизни и родители плавно включались в образовательный процесс. 
    Работа с родителями строилась на основе данных о физических способностях детей и состоянии здоровья. С детьми , имеющими III группу здоровья, ( у одного-бронхиальная  астма, у  другого-киста  мягкого  нёба), проводится  работа по индивидуальному оздоровительному маршруту с учетом рекомендаций врача и соответствующая работа с родителями: организация питания, питьевого режима; организация корригирующей гимнастики, физических упражнений на укрепление мышц спины, живота.
     Проводилась работа с семьей, находящейся в группе риска. Помимо консультаций, составленных для всех родителей, неоднократно велись беседы об организации досуга, о гиперактивности ребенка, о проведении подвижных игр, влиянии семейных отношений на психику ребенка и т.д. Предлагалась соответствующая литература по воспитанию и развитию ребенка.
Повышение роли родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни, в оздоровлении детей невозможно без повышения педагогической культуры родителей. Большую роль в этом направлении играет организация книжных выставок и наглядная информация. В течение учебного года родителям были представлены фотоматериалы: «Наша жизнь день за днем», «Будь здоров, малыш!», разнообразные консультации (в соответствии с потребностями родителей). Проводились индивидуальные беседы  с родителями. Организовывались совместные творческие выставки детей и родителей. Специально для родителей мною были оформлены несколько выпусков папок-передвижек «Я здоровым быть мечтаю». 
  В связи с важностью и необходимостью физкультурных занятий обязательно вовлечение родителей в процесс физического воспитания. Они обеспечивали детей формой для занятий, знакомились с деятельностью детей на фотостендах, на открытых занятиях, выполняли домашние задания (разучить упражнение, повторить комплекс пальчиковой гимнастики и др.), которые подбирались исходя из способностей и уровня развития ребенка. 
      Родители привлекались к изготовлению нестандартного оборудования, получая таким образом знания об его использовании и могли его применять дома для оздоровления детей и развития физических качеств. В вечернее время в физкультурном уголке группы   родители могли поиграть с детьми, отработать умения и навыки ребенка в выполнении того или иного движения. 
  Родители принимали участие в расчистке участков от снега, в постройке горки, бума, снежных пенечков, зимних построек  и др. В процессе постройки родителям давались объяснения: с какой целью используем, какие выполняем упражнения и т.п.
Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести здоровый образ жизни. Ведь мозг ребенка получает питание и кислород именно когда ребенок двигается. 
Мною разработан совместный проект («Воспитатель – дети – родители») по физическому воспитанию для  детей средней  группы «Необычные физкультурные занятия». Чтобы повысить интерес детей к занятиям по физической культуре, проект составлен с применением разнообразных методов и приемов. Это сюжетные занятия, познавательные и с элементами психогимнастики, музтерапии. 
     Лето - важный этап в оздоровлении ребенка. С родителями  планируется  в  дальнейшем провести  индивидуальные беседы об организации летнего отдыха ребенка, организации свободного времени, важности плавания, прогулок, игр с водой и песком. На летний период работы совместно с воспитателями  других  групп можно  разработать  проект  тематической площадки «Здоровейка». Его целью  может  быть : создание  положительного  эмоционального настроя  у детей, укрепление  здоровья , развитие  максимальной  двигательной активности  детей. 
   Важно  уделять  внимание  интегрированным занятиям с детьми. Разрабатывать  совместные проекты  под названием «Будь здоров». Это занятия по физической культуре  в сочетании с занятиями художественно-эстетического цикла. К таким занятиям у детей отмечались  ранее повышенные  интересы . Дети не только приобретают новые знания о составляющих ЗОЖ, но и применяют их на практике, подкрепляют свои знания в изобразительной деятельности. На них приглашаются  родители в качестве наблюдателей и при желании могут  принять участие в играх, упражнениях, помочь детям и доставить им радость. После каждого физкультурного или интегрированного занятия родителям  можно  предложить  закрепить дома с ребенком какое-либо упражнение или движение. 
Я  в  своей  работе обращала внимание  родителей на то, как важно снятие у детей эмоционального напряжения. Показывала, как в группе  может  быть оформлена зона уединения («уголок психологической разгрузки»), спальня – в форме звездной ночки. Под тихую музыку, при свете звезд и луны дети расслабляются и засыпают. Это создает эмоциональный комфорт при укладывании детей на дневной сон. После показа родителям были даны рекомендации по использованию подобных приемов для снятия эмоционального напряжения в домашних условиях, подчеркнута важность применения «музыкотерапии». 
  Мною  были проведены групповые консультации с родителями о необходимости обучения детей приемам релаксации. Это обусловлено тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. 
В группе с детьми проводились и были показаны родителям (при «гостевании», в фото- и видеоматериалах на собраниях) различные комплексы дыхательных упражнений, пальчиковой, артикуляционной и коррекционной гимнастики; самомассаж, закаливание; игровые упражнения.
Мною сделана подборка материалов по проведению  релаксационных, дыхательных упражнений, упражнений для глаз, массажа и самомассажа и т.д. Оформлена картотека игр, физ.минуток, игровых упражнений, гимнастики (утренней, после сна, пальчиковой, артикуляционной). Этот материал предлагался и родителям с целью пополнения их педагогических знаний в области оздоровления ребенка, организации свободного времени.
   Данные виды деятельности не только способствуют физическому развитию и оздоровлению младших дошкольников, но и создают положительный эмоциональный настрой у детей, бодрое, радостное настроение и вызывают желание заниматься, играть вместе со всеми.

 Каждый день я планировала так, чтобы ребенку в группе было интересно, комфортно. Я считаю, что если ребенок получает положительные эмоции, то у него будет желание заниматься и в дальнейшем, он поделится своими впечатлениями с родителями и заинтересует их.
Для родителей были запланированы и проведены тематические собрания, на которых показывались видеоматериалы физкультурных занятий и режимных моментов, родителями были представлены семейные опыты по воспитанию здорового ребенка.
     В сентябре месяце итоги проделанной за учебный год работы (с включением летнего периода) были изложены родителям на первом в этом учебном году собрании в средней группе.
Разные требования, предъявляемые к детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, неопределенность, обиду и даже агрессию. Для этого необходимо формировать у родителей практические навыки воспитания детей, единые требования.

      Необходим тесный контакт с родителями! Это также обуславливает выбор вышеуказанных форм работы воспитателя с родителями. Родители приглашались на открытые занятия, режимные моменты, прогулку.  Мамы и папы видят своего ребенка в отличной от семейной обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности; получают практические знания о методиках проведения физических упражнений, закаливания, различных видов гимнастик, о воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
В октябре  проведено анкетирование родителей на тему «Культура здоровья Вашей семьи» с целью изучения культуры здоровья семей и ведения родителями здорового образа жизни. В анкетировании приняли участие 14 человек. 50% родителей  отметили, что используют полученные за учебный год знания о проведении точечного массажа, пальчиковой и корригирующей гимнастики, фитотерапии и профилактике простудных заболеваний.  8 человек из 14-ти (25%) для поддержания своего здоровья принимают профилактические меры. 20% родителей (6 семей) считают свою семью здоровой и ведущей здоровый образ жизни и себя активным участником здоровой жизни. Эти данные отличаются от полученных в начале учебного года при проведении социально-гигиенического скрининга: 3 семьи стали уделять больше внимания составляющим ЗОЖ .
    Диагностика  по  физическому воспитанию показала следующие результаты . Дети стали более самостоятельнее в выполнении процессов одевания, умывания, самообслуживания, бережно относятся к своему телу, оказывают помощь сверстникам и взрослым, проявляют инициативу и независимость. 
   Анализ заболеваемости за 2012-2013 (начало  ода) учебный год показывает, что наиболее высокий уровень заболеваемости  (ОРЗ, ОРВИ) отмечается в октябре (4,9 детодней) и январе. Средний показатель заболеваемости за пять  месяцев  составил 2,5 дня на 1 ребенка.
Данные диагностик и анализ заболеваемости в очередной раз подчеркивают необходимость приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни.
Мною была проведена следующая работа с родителями  своих  воспитанников :

  1. Даны рекомендации  по продолжению целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к ЗОЖ через работу и с детьми, и с родителями.
  2. Сделано сообщение на  родительском  собрании  в  декабре  месяце  на тему: «Роль родителей в приобщении дошкольников к ЗОЖ».
  3. Предоставлена копилка анкет по работе с родителями.
  4. Консультация  для  родителей  на тему: «Активные формы отдыха»

Всем известно, всем понятно, 
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать!

    Эти строчки из стихотворения говорят о том, что воспитателям детских садов необходимо вести пропаганду здорового образа жизни среди родителей воспитанников, консультировать по вопросам оздоровления, развивать контакт между родителями и детьми, воспитывать чувство ответственности, сознательное и грамотное отношение к своему здоровью.
   Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закрепляется опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

                                                                Материал  подготовила  воспитатель   :                                                                                                                                                                                       Шорстова В.Ф.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию по теме:"СЕМЬЯ-ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ."

Презентация к родительскому собранию по теме:"СЕМЬЯ-ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ."...

Консультация для родителей на тему: "Роль рисования в жизни ребенка"

Для чего дети рисуют? Для одних - это мимолетное увлечение, для других -  это навсегда. А есть ли польза в рисовании? Что оно дает?......

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...

Проект по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста совместно с родителями.Тема: «За здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни - залог нашего здоровья и  хорошего настроения. В здоровом образе жизни есть три составляющие - соблюдение режима дня, правильное питание и физическая активность. В нашем про...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей здорового образа жизни"

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...