Сообщение из опыта работы на тему: "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни".
материал по теме
Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему здоровью. Конечно, не стоит ждать осмысления ценности здоровья от дошкольника. Ребенок хочет быть здоровым, чтобы ему не делали уколы, чтобы не нужно было пить таблетки и так далее. Однако в дошкольном возрасте ребенок уже способен усвоить некоторую сумму знаний о здоровье и факторах, влияющих на него.
Родителям очень важно научить ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым образом жизни. Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. Поэтому родители, воспитатели, педагоги с особым вниманием должны относиться к тем действиям, которые встречаются в жизни ребенка впервые. И, конечно же, родители должны показывать ребенку на личном примере привычки к здоровому образу жизни (делать зарядку, заниматься спортом, чистить зубы, правильно питаться и т.д.). Нужно помнить, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье.
В своей работе я руководствовалась:
- Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Программой для ДОУ Школа здорового человека, Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н.;
- Программой оздоровления детей «Будь здоров, малыш».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty_na_temu.docx | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы на тему:
"Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка
к здоровому образу жизни".
Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему здоровью. Конечно, не стоит ждать осмысления ценности здоровья от дошкольника. Ребенок хочет быть здоровым, чтобы ему не делали уколы, чтобы не нужно было пить таблетки и так далее. Однако в дошкольном возрасте ребенок уже способен усвоить некоторую сумму знаний о здоровье и факторах, влияющих на него.
Родителям очень важно научить ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым образом жизни. Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. Поэтому родители, воспитатели, педагоги с особым вниманием должны относиться к тем действиям, которые встречаются в жизни ребенка впервые. И, конечно же, родители должны показывать ребенку на личном примере привычки к здоровому образу жизни (делать зарядку, заниматься спортом, чистить зубы, правильно питаться и т.д.). Нужно помнить, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье.
В своей работе я руководствовалась:
- Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Программой для ДОУ Школа здорового человека, Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н.;
- Программой оздоровления детей «Будь здоров, малыш».
Целью моей деятельности являлось: выявление роли родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни и определение направлений в работе с ними. Задачи, которые я ставила перед собой:
- оценка уровня социального здоровья семей,
- целенаправленные наблюдения за деятельностью детей и взаимоотношениями детей и родителей,
- анкетный опрос с целью выявления роли родителей в формировании здоровья детей, осознания родителями значимости здорового образа жизни,
- определение направлений работы с родителями, форм сотрудничества,
- применение выбранных форм работы с родителями с целью повышения их роли в оздоровлении детей,
- анализ диагностик по физическому воспитанию, заболеваемости детей за учебный год с целью подтверждения эффективности проведенной работы с детьми и родителями в вопросах оздоровления и приобщения к ЗОЖ.
В начале учебного 2012-2013 года было проведено тестирование на тему «Социальные факторы жизни семьи», согласно которому я оценила уровень социального здоровья семей наших воспитанников. Так, 50% - это семьи социально благополучные, только 1 семья попадает в группу повышенного риска, т.к. в семье нередки ссоры, имеются сложности с воспитанием детей . Напряженность в личностных отношениях, эмоциональная разобщенность ведут к нарушению детско-родительских отношений.
Большой материал для педагогических выводов по характеру семейного воспитания дают педагогу целенаправленные наблюдения. В течение всего учебного года велось наблюдение за детьми, их деятельностью, взаимоотношением родителей с детьми. Для этой цели использовались часы приема и ухода детей из детского сада. Чтобы получить объективные сведения, я ставила четкие задачи для наблюдений и проводила их неоднократно.
Наблюдая за деятельностью детей, я отметила, что часто требования родителей и воспитателей в воспитании ребенка разные, дети не знакомы с факторами, влияющими на здоровье, большая часть детей несамостоятельны даже в выполнении элементарных гигиенических процедур, самообслуживании. Это подтверждают и результаты диагностики по физическому воспитанию. Только 4 человека на начало года находятся на высоком уровне качества усвоения программы (21%), остальные – на среднем (79%).
Не утешают результаты состояния здоровья детей. Половина детей имеют II группу здоровья (12 чел.). III группа у 2 детей. И половина детей( 14 чел.) имеет I группу здоровья (абсолютно здоровые). Часто болеющих детей в группе достаточно много. Заболеваемость на начало учебного года (сентябрь месяц) составила 3,7 детодней. В ноябре в связи со вспышкой ОРВИ повысилась до 4,9 детодней.
В группе оформлен паспорт здоровья, в котором отражается уровень физического развития детей и состояния здоровья, заболеваемость, содержатся методические рекомендации по работе воспитателя с детьми и родителями.
С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому стилю жизни в средней группе детского сада был проведен анкетный опрос с участием 18 родителей. Анализ полученных данных позволил установить следующее:
Среди ценностных ориентаций родителей первое место занимает крепкое здоровье и морально-нравственные качества. Далее следуют: образование, материальное благополучие и волевые качества . Приоритетными направлениями деятельности ДОУ родители считают формирование предусмотренных образовательной программой знаний, умений и навыков (61%) и морально-нравственное воспитание (56%). Лишь 2 человека отметили физическое воспитание дошкольников. Очевидно, что отношение родителей к физическому воспитанию детей в определенной степени противоречит их ценностным ориентациям, ведь в общей системе дошкольного образования именно физическое воспитание призвано вносить главный вклад в формирование здоровья дошкольников.
По мнению родителей, дома дети любят заниматься рисованием и лепкой, смотреть мультфильмы, гулять с родителями. Целенаправленно занимаются физическим воспитанием детей только 2 семьи, что не вызывает оптимизма.
Не все родители имеют возможность уделять внимание укреплению здоровья своего ребенка ежедневно (только 5 человек (28%)). Большая часть родителей (39%) имеет такую возможность только в выходные дни.
Среди факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья человека, ведущее место родители отводят факторам, не зависящим от них и на которые нельзя оказать какое-либо влияние: наследственные заболевания (72%) и экологические загрязнения (67%). Далее следуют: неправильное питание, вредные привычки, отрицательные эмоции и др.
Среди факторов, способствующих укреплению здоровья человека, первое место родители отводят ежедневным прогулкам (78%), второе — занятиям физическими упражнениями и закаливанию (72%), третье — рациональному питанию (61%). Однако среди мер, предпринимаемых с целью укрепления здоровья детей, только 5 человек (28%) применяют регулярно физические упражнения и закаливание. Следует отметить выраженное противоречие между пониманием родителей важности регулярных занятий физическими упражнениями (этому фактору родители отвели одно из первых мест среди других, оказывающих положительное влияние на здоровье) и недостаточной степенью их применения, а также чрезвычайно низким уровнем физической активности родителей.
По мнению родителей, главным фактором, влияющим на развитие интересов детей и их приобщение к здоровому образу жизни, является личный пример членов семьи (отметили 89% родителей). Однако жизненный опыт родителей вряд ли можно признать позитивным, учитывая регулярность и качество мероприятий, предпринимаемых в семье для укрепления здоровья. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность здорового образа жизни для детей, вовлечь их в жизнь группы, повысить образовательный уровень родителей по данному направлению. Отбор форм сотрудничества с родителями я провожу, основываясь на принципах: активности, значимости и оптимальности.
Для каждой формы подсчитывается количество выборов, что свидетельствует об интересе родителей к данной форме сотрудничества.
Результаты показали, что родители предпочитают в работе с ними использование таких форм, как индивидуальные и групповые беседы, консультации и папки-передвижки, фотовыставки и видеоматериалы, «Гостевание», традиционные родительские собрания . Родители не особенно стремятся участвовать в мероприятиях, они хотят видеть ежедневную деятельность детей, наблюдать за ними, консультироваться с воспитателем, получая таким образом, необходимые знания о воспитании здорового ребенка, приобщении его к здоровому образу жизни.
Исходя из выбранных родителями форм сотрудничества были определены следующие направления в работе с ними: информационно-аналитическое, познавательное, досуговое, наглядно-информационное. Данная педагогическая разработка позволила решить проблему повышения роли родителей в оздоровлении ребенка, приобщении его к основам здорового образа жизни и родители плавно включались в образовательный процесс.
Работа с родителями строилась на основе данных о физических способностях детей и состоянии здоровья. С детьми , имеющими III группу здоровья, ( у одного-бронхиальная астма, у другого-киста мягкого нёба), проводится работа по индивидуальному оздоровительному маршруту с учетом рекомендаций врача и соответствующая работа с родителями: организация питания, питьевого режима; организация корригирующей гимнастики, физических упражнений на укрепление мышц спины, живота.
Проводилась работа с семьей, находящейся в группе риска. Помимо консультаций, составленных для всех родителей, неоднократно велись беседы об организации досуга, о гиперактивности ребенка, о проведении подвижных игр, влиянии семейных отношений на психику ребенка и т.д. Предлагалась соответствующая литература по воспитанию и развитию ребенка.
Повышение роли родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни, в оздоровлении детей невозможно без повышения педагогической культуры родителей. Большую роль в этом направлении играет организация книжных выставок и наглядная информация. В течение учебного года родителям были представлены фотоматериалы: «Наша жизнь день за днем», «Будь здоров, малыш!», разнообразные консультации (в соответствии с потребностями родителей). Проводились индивидуальные беседы с родителями. Организовывались совместные творческие выставки детей и родителей. Специально для родителей мною были оформлены несколько выпусков папок-передвижек «Я здоровым быть мечтаю».
В связи с важностью и необходимостью физкультурных занятий обязательно вовлечение родителей в процесс физического воспитания. Они обеспечивали детей формой для занятий, знакомились с деятельностью детей на фотостендах, на открытых занятиях, выполняли домашние задания (разучить упражнение, повторить комплекс пальчиковой гимнастики и др.), которые подбирались исходя из способностей и уровня развития ребенка.
Родители привлекались к изготовлению нестандартного оборудования, получая таким образом знания об его использовании и могли его применять дома для оздоровления детей и развития физических качеств. В вечернее время в физкультурном уголке группы родители могли поиграть с детьми, отработать умения и навыки ребенка в выполнении того или иного движения.
Родители принимали участие в расчистке участков от снега, в постройке горки, бума, снежных пенечков, зимних построек и др. В процессе постройки родителям давались объяснения: с какой целью используем, какие выполняем упражнения и т.п.
Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести здоровый образ жизни. Ведь мозг ребенка получает питание и кислород именно когда ребенок двигается.
Мною разработан совместный проект («Воспитатель – дети – родители») по физическому воспитанию для детей средней группы «Необычные физкультурные занятия». Чтобы повысить интерес детей к занятиям по физической культуре, проект составлен с применением разнообразных методов и приемов. Это сюжетные занятия, познавательные и с элементами психогимнастики, музтерапии.
Лето - важный этап в оздоровлении ребенка. С родителями планируется в дальнейшем провести индивидуальные беседы об организации летнего отдыха ребенка, организации свободного времени, важности плавания, прогулок, игр с водой и песком. На летний период работы совместно с воспитателями других групп можно разработать проект тематической площадки «Здоровейка». Его целью может быть : создание положительного эмоционального настроя у детей, укрепление здоровья , развитие максимальной двигательной активности детей.
Важно уделять внимание интегрированным занятиям с детьми. Разрабатывать совместные проекты под названием «Будь здоров». Это занятия по физической культуре в сочетании с занятиями художественно-эстетического цикла. К таким занятиям у детей отмечались ранее повышенные интересы . Дети не только приобретают новые знания о составляющих ЗОЖ, но и применяют их на практике, подкрепляют свои знания в изобразительной деятельности. На них приглашаются родители в качестве наблюдателей и при желании могут принять участие в играх, упражнениях, помочь детям и доставить им радость. После каждого физкультурного или интегрированного занятия родителям можно предложить закрепить дома с ребенком какое-либо упражнение или движение.
Я в своей работе обращала внимание родителей на то, как важно снятие у детей эмоционального напряжения. Показывала, как в группе может быть оформлена зона уединения («уголок психологической разгрузки»), спальня – в форме звездной ночки. Под тихую музыку, при свете звезд и луны дети расслабляются и засыпают. Это создает эмоциональный комфорт при укладывании детей на дневной сон. После показа родителям были даны рекомендации по использованию подобных приемов для снятия эмоционального напряжения в домашних условиях, подчеркнута важность применения «музыкотерапии».
Мною были проведены групповые консультации с родителями о необходимости обучения детей приемам релаксации. Это обусловлено тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство.
В группе с детьми проводились и были показаны родителям (при «гостевании», в фото- и видеоматериалах на собраниях) различные комплексы дыхательных упражнений, пальчиковой, артикуляционной и коррекционной гимнастики; самомассаж, закаливание; игровые упражнения.
Мною сделана подборка материалов по проведению релаксационных, дыхательных упражнений, упражнений для глаз, массажа и самомассажа и т.д. Оформлена картотека игр, физ.минуток, игровых упражнений, гимнастики (утренней, после сна, пальчиковой, артикуляционной). Этот материал предлагался и родителям с целью пополнения их педагогических знаний в области оздоровления ребенка, организации свободного времени.
Данные виды деятельности не только способствуют физическому развитию и оздоровлению младших дошкольников, но и создают положительный эмоциональный настрой у детей, бодрое, радостное настроение и вызывают желание заниматься, играть вместе со всеми.
Каждый день я планировала так, чтобы ребенку в группе было интересно, комфортно. Я считаю, что если ребенок получает положительные эмоции, то у него будет желание заниматься и в дальнейшем, он поделится своими впечатлениями с родителями и заинтересует их.
Для родителей были запланированы и проведены тематические собрания, на которых показывались видеоматериалы физкультурных занятий и режимных моментов, родителями были представлены семейные опыты по воспитанию здорового ребенка.
В сентябре месяце итоги проделанной за учебный год работы (с включением летнего периода) были изложены родителям на первом в этом учебном году собрании в средней группе.
Разные требования, предъявляемые к детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, неопределенность, обиду и даже агрессию. Для этого необходимо формировать у родителей практические навыки воспитания детей, единые требования.
Необходим тесный контакт с родителями! Это также обуславливает выбор вышеуказанных форм работы воспитателя с родителями. Родители приглашались на открытые занятия, режимные моменты, прогулку. Мамы и папы видят своего ребенка в отличной от семейной обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности; получают практические знания о методиках проведения физических упражнений, закаливания, различных видов гимнастик, о воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
В октябре проведено анкетирование родителей на тему «Культура здоровья Вашей семьи» с целью изучения культуры здоровья семей и ведения родителями здорового образа жизни. В анкетировании приняли участие 14 человек. 50% родителей отметили, что используют полученные за учебный год знания о проведении точечного массажа, пальчиковой и корригирующей гимнастики, фитотерапии и профилактике простудных заболеваний. 8 человек из 14-ти (25%) для поддержания своего здоровья принимают профилактические меры. 20% родителей (6 семей) считают свою семью здоровой и ведущей здоровый образ жизни и себя активным участником здоровой жизни. Эти данные отличаются от полученных в начале учебного года при проведении социально-гигиенического скрининга: 3 семьи стали уделять больше внимания составляющим ЗОЖ .
Диагностика по физическому воспитанию показала следующие результаты . Дети стали более самостоятельнее в выполнении процессов одевания, умывания, самообслуживания, бережно относятся к своему телу, оказывают помощь сверстникам и взрослым, проявляют инициативу и независимость.
Анализ заболеваемости за 2012-2013 (начало ода) учебный год показывает, что наиболее высокий уровень заболеваемости (ОРЗ, ОРВИ) отмечается в октябре (4,9 детодней) и январе. Средний показатель заболеваемости за пять месяцев составил 2,5 дня на 1 ребенка.
Данные диагностик и анализ заболеваемости в очередной раз подчеркивают необходимость приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни.
Мною была проведена следующая работа с родителями своих воспитанников :
- Даны рекомендации по продолжению целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к ЗОЖ через работу и с детьми, и с родителями.
- Сделано сообщение на родительском собрании в декабре месяце на тему: «Роль родителей в приобщении дошкольников к ЗОЖ».
- Предоставлена копилка анкет по работе с родителями.
- Консультация для родителей на тему: «Активные формы отдыха»
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать!
Эти строчки из стихотворения говорят о том, что воспитателям детских садов необходимо вести пропаганду здорового образа жизни среди родителей воспитанников, консультировать по вопросам оздоровления, развивать контакт между родителями и детьми, воспитывать чувство ответственности, сознательное и грамотное отношение к своему здоровью.
Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закрепляется опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Материал подготовила воспитатель : Шорстова В.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: «Сказка в моей жизни. Обыкновенное чудо»
Эссе о работе логопеда....
Презентация к родительскому собранию по теме:"СЕМЬЯ-ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ."
Презентация к родительскому собранию по теме:"СЕМЬЯ-ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ."...
Консультация для родителей на тему: "Роль рисования в жизни ребенка"
Для чего дети рисуют? Для одних - это мимолетное увлечение, для других - это навсегда. А есть ли польза в рисовании? Что оно дает?......
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. Тема: «Необходимые условия для жизни растений». Тема: «Посев семян гороха».
Систематизировать знания детей о процессе посадки семян....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст
Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа) Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...
Проект по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста совместно с родителями.Тема: «За здоровый образ жизни»
Здоровый образ жизни - залог нашего здоровья и хорошего настроения. В здоровом образе жизни есть три составляющие - соблюдение режима дня, правильное питание и физическая активность. В нашем про...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей здорового образа жизни"
Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...