Тренинг для педагогов "Взаимодействие с гиперактивными детьми"
консультация по теме
Данный материал предназначен для педагогов - психологов, работающих в ДОУ. Описание тренинга с педагогами, работающими в ДОУ с гтперактивными детьми. В него включены мини- лекции "Что такое гиперактивность", "Как выявить гиперактивного ребёнка", предложены индивидуальные и коллективные игры с гиперактивными детьми и даны рекомендации для педагогов по работе с гиперактивными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_vzaimodeystvie_s_giperaktivnymi_detmi.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг
«Взаимодействие с гиперактивными детьми»
- Приветствие
Скажем «Здравствуйте!» руками (взяться за руки),
Скажем «Здравствуйте!» глазами (посмотрели друг на друга, поморгали глазами),
Скажем «Здравствуйте!» мы ртом
Станет весело кругом. (улыбнулись)
- Знакомство «Алфавит»
Построиться по именам в алфавитном порядке.
- «Поздороваться за руку»
Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.
- Мини-лекция «Что такое гиперактивность»
«Активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греческого «Hyper» над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью» (Психол. словарь)
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в дошкольном возрасте. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года закладываются навыки речи, 3 года увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма.
В литературных источниках термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. Однако большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:
А)дефицит внимания . Перечислите, пожалуйста, признаки невнимательности. (слабая концентрация, неспособность сохранять внимание более нескольких минут, отвлекаемость . Хуже всего гиперактивные дети выполняют неоднократно повторяющиеся задания, которые им кажутся скучными и не интересными)
Б) импульсивность (выражается в том, что ребёнок часто действует не подумав, с трудом дожидается своей очереди в играх и на занятиях, перебивает других, не выслушивает до конца обращённые к нему вопросы)
Послушайте, пожалуйста, признаки импульсивности.(1)
В) повышенная двигательная активность (чрезмерно подвижен, бегает, прыгает и т.п. Избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки). К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых., имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.
5. Упражнение «Портрет гиперактивного ребёнка»
Выбрать наиболее характерные особенности гиперактивного ребёнка
6. Причины, влияющие на развитие гиперактивности:
- органическое поражение головного мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекции и др);
- пренатальная патология (инфекционные заболевания матери во время беременности, обострения хронических заболеваний, угроза выкидыша и др.)
- генетический фактор (семейная предрасположенность, особенно по линии отца)
- психосоциальные факторы, действующие на ребёнка до его рождения (стрессы и психотравмы, испытываемые матерью во время беременности, нежелание иметь данного ребёнка, возраст родителей)
- заболевания, нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность и др.)
- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС)
- влияние неблагоприятных факторов внешней среды (предполагается, что, например, поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызывать подобные нарушения)
- социальные факторы (непоследовательность, отсутствие системы воспитательных воздействий и др.).
7.Мини-лекция «Как выявить гиперактивного ребёнка»
Диагноз синдром гиперактивности ставит врач невропатолог, и у некоторых детей в медкартах это отмечено. Если диагноз отсутствует, а у ребёнка день за днём проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые (воспитатель, психолог или родитель) проводят дополнительные наблюдения за ним. Предлагаю вам форму тестов, которые вы можете использовать в работе. По результатам наблюдения при необходимости следует обратиться к невропатологу и провести соответствующее обследование.
Предлагаю вам сейчас провести тестирование какого-то ребёнка из вашей группы и оценить, можно работать в микрогруппах.
Критерии выявления гиперактивного ребёнка:
Высокая двигательная активность
№ | Утверждение | да | нет |
1 | Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо) | ||
2 | Ерзает на месте | ||
3 | Находится в постоянном движении | ||
4 | Очень говорлив | ||
5 | Спит намного меньше |
Дефицит активного внимания
№ | Утверждение | да | нет |
1 | Непоследователен в поведении | ||
2 | Имеет трудности в организации | ||
3 | Имеет много незаконченных проектов | ||
4 | Не слышит, когда к нему обращаются | ||
5 | С большим энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его | ||
6 | Теряет вещи | ||
7 | Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий | ||
8 | Часто бывает забывчив |
Импульсивность
№ | Утверждение | да | нет |
1 | Не может регулировать свои действия | ||
2 | Не умеет подчиняться правилам | ||
3 | Отвечает до того, как его спросят | ||
4 | Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях | ||
5 | Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего | ||
6 | Плохо сосредотачивает внимание | ||
7 | Не может отложить вознаграждение | ||
8 | Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других – нет) |
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных критериев, педагог может предположить, что ребёнок, за которым он наблюдает, является гиперактивным.
8. Игра «Сто мячей» (Цель- развитие навыка распределения внимания, установления контакта с окружающими)
Игра проводится в несколько этапов . Условие игры- играть молча.
1 этап. Участники встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он бросает его крму- либо из играющих, предварительно договорившись с ним взглядом. Задача играющих – поймать взгляд партнёра и не допустить падения мяча на пол. Когда навык с одним мячом отработан, можно переходить ко второму этапу.
2 этап. Игра проводится точно также, только ведущий вводит ещё один мяч.
На последующих этапах можно вводить 3, 4, 5 и т.д. мячей.
9. Как помочь гиперактивному ребёнку.
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в первой половине дня, а не вечером. Перед началом занятий желательно провести индивидуальную беседу с таким ребёнком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребёнок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребёнка необходимо чаще поощрять, например каждые 15- 20 минут выдавать ему жетоны, которые в течение дня можно менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, поставить первым на физкультуре, разрешить ему одному поиграть в какую-то особенную в группе игру, дежурство во время обеда и др, в зависимости от особенностей ребёнка.
Необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребёнку должны быть чёткими и краткими (не более 10 слов). Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию взрослыми. Чтобы не допустить этого, взрослый в любой ситуации должен сохранять спокойствие.
10 . Игра «инструкция»
Задача- в течение одной минуты дать чёткие вербальные указания группе, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа ведущего.
11. Мини-лекция «Как играть с гиперактивным ребёнком»
При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно индивидуально, затем подключать ребёнка к играм в малых подгруппах , и только после этого переходить к коллективным играм.
В качестве индивидуальной работы можно предложить игры: «Клубочек» (Цель- обучение приёму саморегуляции, когда ребёнок расшалился) (предложить смотать яркую цветную пряжу в клубочек»; игры с песком и водой, «Маленькая птичка» (Цель- развивать мышечный контроль) (ребёнку в ладошки дают маленькую пушистую птичку или другого зверька. «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, беззащитная. Она так боится коршуна. Успокой птичку. Ребёнок берёт в ладоши птичку, гладит её, говорит ей добрые слова, успокаивая её и успокаиваясь сам. В дальнейшем можно птичку уже ребёнку не класть в ладоши, а просто напомнить ему «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой её снова». Тогда ребёнок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.
«Разговор с руками» (Цель –научить детей контролировать своё поведение) (обвести ладошку и оживить её, на каждом пальчике нарисовать глазки, ротик, носик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать? Чего не любите? И т.д. Закончить игру можно заключением договора между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, не обижать других и т.д.
А коллективные игры с участием гиперактивных детей могут быть следующими:
- все пальчиковые игры;
- «Что нового» (Цель- развитие умения концентрировать внимание) (взрослый рисует любую геометрическую фигуру. Дети по очереди выходят к доске и дорисовывают какие- либо детали. Остальные закрывают глаза. Затем открывают и говорят, что изменилось.)
- «Игра с колокольчиком» (Цель – развивать слуховое восприятие)
Водящего ставят в круг и завязывают глаза. Остальные передают по кругу колокольчик. Задача водящего поймать ребёнка с колокольчиком.
- «Послушай тишину» (Цель – развивать внимание и умение владеть собой)
( по первому сигналу колокольчика дети начинают бегать, шуметь, кричать, топать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем дети рассказывают, какие звуки они услышали.
-«Говори». (Цель- развитие умения контролировать импульсивные движения)
Я буду задавать вам вопросы. Но отвечать на них можно тогда, когда я дам команду : «Говори!» Потренируемся : «Какое сейчас время года? Говори!»
Какого цвета у нас в зале потолок?... Говори!
Какой сегодня день недели?... Говори!
Сколько будет один плюс один? … Говори!
- «Черепаха» (Цель- научиться контрлировать своё поведение) ( тренер встаёт у стены, остальные напротив вдоль противоположной стены. По сигналу все начинают движение. «Представьте, что все мы черепахи. Я – большая, а вы- маленькие. Я пригласила вас на день рождения. Но вот беда – пирог ещё не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Но идти как можно медленнее, чтобы пирог успел испечься. Через 2-3 минуты тренер говорит «Стоп», дети замирают. Побеждает тот, кто находится дальше всех от черепахи – именинницы.
-«Броуновское движение» (Цель- развитие распределения внимания) Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячи. Правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники справляются, ведущий добавляет мячи. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
- «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». (Цель- научить концентрировать внимание, управлять движениями и контролировать своё поведение)
Сначала заменить слово «Колпак» на 2 хлопка, затем «Мой» - показать на себя, «Треугольный» - над головой угол.
- «Маленькая птичка» («Маленький зверёк»). (игра со взрослыми) (Цель – осуществление мышечного контроля) Закройте глаза. Положите, пожалуйста руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте себе, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котёнок, щенок, птичка. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы его не разбудить. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, лёгким движением пальцев. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что- нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на тёплое одеяло, которое находится рядом с вами, убедитесь, что зверёк в полной безопасности, улыбнитесь ему ещё раз. Теперь можно открыть глаза.
12. Рекомендации при работе с гиперактивными детьми.
13. Открытое письмо гиперактивных детей воспитателям.
14. Обратная связь.
Рекомендации при работе с гиперактивными детьми
1. Не следует заставлять гиперактивного ребёнка заниматься больше, чем он может. Например, если все дети могут продуктивно заниматься определённой деятельностью в течение 20 минут, а гиперактивный ребёнок утомляется через 10 минут, то лучше включить его в другой вид деятельности. (попросить полить цветы, собрать карандаши и т.д.). Если после этого он почувствует силы продолжить прерванную работу, то это вполне возможно.
2. Во время занятий ограничить до минимума отвлекающие факторы.
3. Быть экспрессивным, театральным воспитателем: необычность в поведении педагога может помочь ребёнку сконцентрировать внимание.
4. Не требовать от ребёнка аккуратности при выполнении заданий в начале коррекционного пути. Таким образом способствовать формированию чувства успеха. Дети должны получать удовольствие от выполненного задания, у них должна повышаться самооценка.
5. Ребёнка лучше посадить рядом с воспитателем: время от времени можно положить руку на плечо ребёнка, так как любые тактильные ощущения помогают гиперактивным детям сконцентрировать внимание.
6. Гиперактивным детям сложно быстро переключиться по требованию взрослого с одного вида деятельности на другой. Помогите ему, выработав, например, конкретные правила поведения и работы. Эти правила обозначаются символами, пиктограммами и по мере необходимости предъявляются дошкольнику. С ребёнком заранее обговаривается их содержание и область применения. Однако следует объяснить ребёнку: если он нарушит правило – не всё потеряно. Для более эффективной работы можно заранее обсудить с ребёнком, что он сам себе хочет посоветовать при выполнении задания.
7. Инструкции, которые воспитатель даёт ребёнку, должны быть очень краткими и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, чётко дать задание, установить правила и последствия их выполнения и невыполнения.
8. Гиперактивного ребёнка необходимо чаще поощрять. Например, достаточно часто выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на награды (лучше не материальные), право идти на прогулку в первой паре, раздавать детям игрушки, альбомы, крандаши и т.д.
9. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка. Прежде чем реагировать на неприятный поступок, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).
10.Старайтесь быть рядом с ребёнком, когда он выполняет какое- либо задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг «Взаимодействие с гиперактивными детьми»
Цель: обучение педагогов особенностям работы с гиперактивным ребенком....
Тренинг с гиперактивными детьми в условиях СК
Цель: развитие навыков произвольности и самоконтроля научить детей.Задачи: - способствовать развитию внимания и воображения;- способствовать развитию координации движений и моторных навыков;- формиров...
конспект тренинга "Телесно-ориентированная терапия в работе с гиперактивными детьми."
Тренинговое занятие с педагогами ДОУ...
Программа когнитивно-поведенческого тренинга с гиперактивными детьми
В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возрас...
Тренинг для педагогов «Взаимодействие с гиперактивными детьми»
Тренинг предназначен для педагогов и психологов, работающих в дошкольном учреждении с целью приобретения навыков и приемов работы с детьми с гиперактивностью....
Тренинг для педагогов «Взаимодействие с гиперактивными детьми»
Цель: обучение педагогов особенностям работы с гиперактивным ребенком.Задачи:Познакомить педагогов с понятием «гиперактивный ребенок».Расширить опыт педагогов по использованию техник эффек...
Консультация для педагогов и родителей по теме: «Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? Музыкотерапия для профилактики гиперактивности.»
Консультация содержит материал, какой он гиперактивный ребенок. Как играть с гиперактивными детьми?...