Тренинг для педагогов "Взаимодействие с гиперактивными детьми"
консультация по теме

Мурашкина Надежда Федоровна

Данный материал предназначен для педагогов - психологов, работающих в ДОУ. Описание тренинга с педагогами, работающими в ДОУ  с гтперактивными детьми. В него включены мини- лекции "Что такое гиперактивность", "Как выявить гиперактивного ребёнка", предложены индивидуальные и коллективные игры с гиперактивными детьми и даны рекомендации для педагогов по работе с гиперактивными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_vzaimodeystvie_s_giperaktivnymi_detmi.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг

«Взаимодействие с гиперактивными детьми»

  1. Приветствие

Скажем «Здравствуйте!» руками (взяться за руки),

Скажем «Здравствуйте!» глазами (посмотрели друг на друга, поморгали глазами),

Скажем «Здравствуйте!» мы ртом

Станет весело кругом. (улыбнулись)

  1. Знакомство «Алфавит»

    Построиться по именам в алфавитном порядке.

  1. «Поздороваться за руку»

Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.

  1. Мини-лекция «Что такое гиперактивность»

«Активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греческого «Hyper» над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью» (Психол. словарь)

     Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в дошкольном возрасте. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года закладываются навыки речи, 3 года увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма.

     В литературных источниках термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. Однако большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:

А)дефицит внимания . Перечислите, пожалуйста, признаки невнимательности. (слабая концентрация, неспособность сохранять внимание более нескольких минут, отвлекаемость . Хуже всего гиперактивные дети выполняют неоднократно повторяющиеся задания, которые им кажутся скучными и не интересными)

Б) импульсивность (выражается в том, что ребёнок часто действует не подумав, с трудом дожидается своей очереди в играх и на занятиях, перебивает других, не выслушивает до конца обращённые к нему вопросы)

Послушайте, пожалуйста, признаки импульсивности.(1)

В) повышенная двигательная активность (чрезмерно подвижен, бегает, прыгает и т.п. Избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки). К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых., имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.

5. Упражнение «Портрет гиперактивного ребёнка»

Выбрать наиболее характерные особенности гиперактивного ребёнка

 6.  Причины, влияющие на развитие гиперактивности:

- органическое поражение головного мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекции и др);

- пренатальная патология (инфекционные заболевания матери во время беременности, обострения хронических заболеваний, угроза выкидыша и др.)

- генетический фактор (семейная предрасположенность, особенно по линии отца)

- психосоциальные факторы, действующие на ребёнка до его рождения (стрессы и психотравмы, испытываемые матерью во время беременности, нежелание иметь данного ребёнка, возраст родителей)

- заболевания, нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность и др.)

- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС)

- влияние неблагоприятных факторов внешней среды (предполагается, что, например, поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызывать подобные нарушения)

- социальные факторы (непоследовательность, отсутствие системы воспитательных воздействий и др.).

7.Мини-лекция «Как выявить гиперактивного ребёнка»

Диагноз синдром гиперактивности ставит врач невропатолог, и у некоторых детей в медкартах это отмечено. Если диагноз отсутствует, а у ребёнка день за днём проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые (воспитатель, психолог или родитель) проводят дополнительные наблюдения за ним. Предлагаю вам форму тестов, которые вы можете использовать в работе. По результатам наблюдения при необходимости следует обратиться к невропатологу и провести соответствующее обследование.

Предлагаю вам сейчас провести тестирование какого-то ребёнка из вашей группы и оценить, можно работать в микрогруппах.

Критерии выявления гиперактивного ребёнка:

Высокая двигательная активность

Утверждение

да

нет

1

Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо)

2

Ерзает на месте

3

Находится в постоянном движении

4

Очень говорлив

5

Спит намного меньше

Дефицит активного внимания

Утверждение

да

нет

1

Непоследователен в поведении

2

Имеет трудности в организации

3

Имеет много незаконченных проектов

4

Не слышит, когда к нему обращаются

5

С большим энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его

6

Теряет вещи

7

Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий

8

Часто бывает забывчив

Импульсивность

Утверждение

да

нет

1

Не может регулировать свои действия

2

Не умеет подчиняться правилам

3

Отвечает до того, как его спросят

4

Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях

5

Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего

6

Плохо сосредотачивает внимание

7

Не может отложить вознаграждение

8

Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других – нет)

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных критериев, педагог может предположить, что ребёнок, за которым он наблюдает, является гиперактивным.

8. Игра «Сто мячей» (Цель- развитие навыка распределения внимания, установления контакта с окружающими)

Игра проводится в несколько этапов . Условие игры- играть молча.

1 этап. Участники встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он бросает его крму- либо из играющих, предварительно договорившись с ним взглядом. Задача играющих – поймать взгляд партнёра и не допустить падения мяча на пол. Когда навык с одним мячом отработан, можно переходить ко второму этапу.

2 этап. Игра проводится точно также, только ведущий вводит ещё один мяч.

На последующих этапах можно вводить 3, 4, 5 и т.д. мячей.

9. Как помочь гиперактивному ребёнку.

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в первой половине дня, а не вечером. Перед началом занятий желательно провести индивидуальную беседу с таким ребёнком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребёнок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребёнка необходимо чаще поощрять, например каждые 15- 20 минут выдавать ему жетоны, которые в течение дня можно менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, поставить первым на физкультуре, разрешить ему одному поиграть в какую-то особенную в группе игру, дежурство во время обеда и др, в зависимости от особенностей ребёнка.

Необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребёнку должны быть чёткими и краткими (не более 10 слов). Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию взрослыми. Чтобы не допустить этого, взрослый в любой ситуации должен сохранять спокойствие.

10 .  Игра «инструкция»

Задача- в течение одной минуты дать чёткие вербальные указания группе, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа ведущего.

11. Мини-лекция «Как играть с гиперактивным ребёнком»

При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно индивидуально, затем подключать ребёнка к играм в малых подгруппах , и только после этого переходить к коллективным играм.

 В качестве индивидуальной работы можно предложить игры: «Клубочек» (Цель- обучение приёму саморегуляции, когда ребёнок расшалился) (предложить смотать яркую цветную пряжу в клубочек»; игры с песком и водой,  «Маленькая птичка» (Цель- развивать мышечный контроль) (ребёнку в ладошки дают маленькую пушистую птичку или другого зверька. «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, беззащитная. Она так боится коршуна. Успокой птичку. Ребёнок берёт в ладоши птичку, гладит её, говорит ей добрые слова, успокаивая её и успокаиваясь сам. В дальнейшем можно птичку уже ребёнку не класть в ладоши, а просто напомнить ему «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой её снова». Тогда ребёнок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

«Разговор с руками» (Цель –научить детей контролировать своё поведение)  (обвести ладошку и оживить её, на каждом пальчике нарисовать глазки, ротик, носик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать? Чего не любите? И т.д. Закончить игру можно заключением договора между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, не обижать других и т.д.

А коллективные игры с участием  гиперактивных детей могут быть следующими:    

 - все пальчиковые игры;

- «Что нового» (Цель- развитие умения концентрировать внимание)  (взрослый рисует любую геометрическую фигуру. Дети по очереди выходят к доске и дорисовывают какие- либо детали. Остальные закрывают глаза. Затем открывают и говорят, что изменилось.)

- «Игра с колокольчиком» (Цель – развивать слуховое восприятие)

Водящего ставят в круг и завязывают глаза. Остальные передают по кругу колокольчик. Задача водящего поймать ребёнка с колокольчиком.

- «Послушай тишину» (Цель – развивать внимание и умение владеть собой)

( по первому сигналу колокольчика дети начинают бегать, шуметь, кричать, топать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем дети рассказывают, какие звуки они услышали.

-«Говори». (Цель- развитие умения контролировать импульсивные движения)

Я буду задавать вам вопросы. Но отвечать на них можно тогда, когда я дам команду : «Говори!» Потренируемся : «Какое сейчас время года? Говори!»

Какого цвета у нас в зале потолок?... Говори!  

Какой сегодня день недели?... Говори!

Сколько будет один плюс один? … Говори!

- «Черепаха» (Цель- научиться контрлировать своё поведение) ( тренер встаёт у стены, остальные напротив вдоль противоположной стены. По сигналу все начинают движение. «Представьте, что все мы черепахи. Я – большая, а вы- маленькие. Я пригласила вас на день рождения. Но вот беда – пирог ещё не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Но идти как можно медленнее, чтобы пирог успел испечься. Через 2-3 минуты тренер говорит «Стоп», дети замирают. Побеждает тот, кто находится дальше всех от черепахи – именинницы.

Броуновское движение» (Цель- развитие распределения внимания) Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячи. Правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники справляются, ведущий добавляет мячи. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

- «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». (Цель- научить концентрировать внимание, управлять движениями и контролировать своё поведение)

Сначала заменить слово «Колпак» на 2 хлопка, затем «Мой» - показать на себя, «Треугольный» - над головой угол.

- «Маленькая птичка» («Маленький зверёк»). (игра со взрослыми) (Цель – осуществление мышечного контроля) Закройте глаза. Положите, пожалуйста руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте себе, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котёнок, щенок, птичка. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы его не разбудить. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, лёгким движением пальцев. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что- нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на тёплое одеяло, которое находится рядом с вами, убедитесь, что зверёк в полной безопасности, улыбнитесь ему ещё раз. Теперь можно открыть глаза.

       12. Рекомендации при работе с гиперактивными детьми.

       13. Открытое письмо гиперактивных детей воспитателям.

       14. Обратная связь.

Рекомендации при работе с  гиперактивными детьми

    1. Не следует заставлять гиперактивного ребёнка заниматься больше, чем он может. Например, если все дети могут продуктивно заниматься определённой деятельностью в течение 20 минут, а гиперактивный ребёнок утомляется через 10 минут, то лучше включить его в другой вид деятельности. (попросить полить цветы, собрать карандаши и т.д.). Если после этого он почувствует силы продолжить прерванную работу, то это вполне возможно.

    2. Во время занятий ограничить до минимума отвлекающие факторы.

    3. Быть экспрессивным, театральным воспитателем: необычность в поведении педагога может помочь ребёнку сконцентрировать внимание.

    4. Не требовать от ребёнка аккуратности при выполнении заданий в начале коррекционного пути. Таким образом способствовать формированию чувства успеха. Дети должны получать удовольствие от выполненного задания, у них должна повышаться самооценка.

    5. Ребёнка лучше посадить рядом с воспитателем: время от времени можно положить руку на плечо ребёнка, так как любые тактильные ощущения помогают гиперактивным  детям сконцентрировать внимание.

    6. Гиперактивным  детям сложно быстро переключиться по требованию взрослого с одного вида деятельности на другой. Помогите ему, выработав, например, конкретные правила поведения и работы. Эти правила обозначаются символами, пиктограммами и по мере необходимости предъявляются дошкольнику. С ребёнком заранее обговаривается их содержание и область применения. Однако следует объяснить ребёнку: если он нарушит правило – не всё потеряно. Для более эффективной работы можно заранее обсудить с ребёнком, что он сам себе хочет посоветовать при выполнении задания.

    7. Инструкции, которые воспитатель даёт ребёнку, должны быть очень краткими и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, чётко дать задание, установить правила и последствия их выполнения и невыполнения.

     8. Гиперактивного ребёнка необходимо чаще поощрять. Например, достаточно часто выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на награды        (лучше не материальные), право идти на прогулку в первой паре, раздавать детям игрушки, альбомы, крандаши и т.д.

      9. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка. Прежде чем реагировать на неприятный поступок, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

    10.Старайтесь быть рядом с ребёнком, когда он выполняет какое- либо задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Цель: обучение педагогов особенностям работы с гиперактивным ребенком....

Тренинг с гиперактивными детьми в условиях СК

Цель: развитие навыков произвольности и самоконтроля научить детей.Задачи: - способствовать развитию внимания и воображения;- способствовать развитию координации движений и моторных навыков;- формиров...

Программа когнитивно-поведенческого тренинга с гиперактивными детьми

В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возрас...

Тренинг для педагогов «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Тренинг предназначен для педагогов и психологов, работающих в дошкольном учреждении с целью приобретения навыков и приемов работы с детьми с гиперактивностью....

Тренинг для педагогов «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Цель: обучение педагогов особенностям работы с гиперактивным ребенком.Задачи:Познакомить педагогов с понятием «гиперактивный ребенок».Расширить опыт педагогов по использованию техник эффек...

Консультация для педагогов и родителей по теме: «Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? Музыкотерапия для профилактики гиперактивности.»

Консультация содержит материал, какой он гиперактивный ребенок. Как играть с гиперактивными детьми?...