Консультация «Игры в фольклоре»
консультация на тему
Консультация
«Игры в фольклоре»
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
В младшей группе забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая», «Идет кисонька из кухни») побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Чувство ритма хорошо развивать в игре «Барашеньки», когда педагог во время считалки ритмично дотрагивается до каждого ребенка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом. Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу.
В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Ребята сами должны использовать считалки чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Вареная репка», «Два мороза», «Марьюшкино поле» усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его. Следует вместе с детьми выяснить варианты ответов (особенно, если они касаются подробностей крестьянского быта или работ в огороде, поле). Вначале на роль ведущего выбирают по желанию, а затем привлекают тех, кто робок. Следует обращать внимание детей на то, что бы во время свободных игр они использовали народные песни и считалки.
В старшей группе вызывать желания детей участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Во время игр («Дедушка Сысой», «Махоня») обращать внимание не только на удачные ответы и вопросы, но и манеру поведения героев. Стараться отобразить характер персонажей: дедушка старый, Махоня ленивая и притвора, бабка хитрая и т.д. воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли («Водяной», «Баба-Яга»). Хорошо в этом случае применять метод «от старших - к младшим», а так же использовать видеозаписи различных фольклорных коллективов.
В подготовительной группе активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял», «Ты слети-ка, сизый голубочек»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Объясняя детям, связь некоторых игр с древними обрядами, помочь им понять необходимость отдельных действий и их порядок («Кострома», «Бояре», «А мы просо сеяли»). Это объяснение поможет ребенку и при выражении характерных черт какого-либо персонажа.
Таким образом, фольклорные игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/04/16/94418583_horovod.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей" Фольклор", "Детям о великой отечественной войне"
В этих консультациях я поместила материал для родителей, который поможет в воспитании у детей нравственно-патриотических качеств....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-291597-1378484176.jpg)
Консультация для родителей. Фольклор в воспитании детей раннего возраста.
Консультация для родителей об исплльзовании русского народного фольклора в воспитании ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/06/picture-349804-1457251175.jpg)
Народные игры и фольклор
Считаю необходимым включать в педагогический процесс русские народные сказки, символы, сюжеты и метафоры которых широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе м...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/28/picture-790401-1467128901.jpg)
Конспект игры-занятия Подвижная игра русского фольклора "У медведя во бору"
Конспект игры-занятия Подвижная игра русско...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/25/picture-1366707-1637818095.jpg)
Лэпбук.Игра - пособие " Фольклор для малышей"
Игра предназначена для воспитателей младшего дошкольного возраста.Игра развивает речевую активность ребёнка, обогащает словарный запас, способствует развитию мыслительных процессов....