" Интонационная выразительность речи у дошкольников"
презентация к занятию (младшая группа) по теме

Чеботарева Светлана Александровна

         Для развития выразительной речи детей просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.                                                                                                                                                                                                                                                                                           Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течении всего дошкольного возраста. Начиная от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности ре5чи у детей старшего дошкольного возраста.                                                      Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок  мог бы проявить свои эмоции, чувства, , желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, пр обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют  в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естесственного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в сочетании ( Речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели начинают с младших групп.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБДОУ детский сад № 19. Интонационная выразительность речи у дошкольников. Воспитатель : Блинова С.А.

Слайд 2

Актуальность. Очень часто речь детей неэмоциональна и невыразительна. Многие дети заучивают тексты стихотворений или роли к сказкам-драматизациям, но не умеют передать характер героев, их настроение. Отсутствие видимой эмоциональности и выразительности, монотонность голоса, нарушение речевого ритма и других элементов не способствуют коммуникации таких детей, ухудшают их адаптацию в обществе. Поэтому важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через жесты, мимику, интонацию. По мнению специалистов именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения данных задач.

Слайд 3

Интонационная выразительность – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий: Мелодика Темп Ритм Ударение Тембр

Слайд 4

Мелодика П овышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляет ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.

Слайд 5

Темп У скорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

Слайд 6

Ритм Равномерное чередование ударных и безударных слогов( т.е. следующих из качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.

Слайд 7

Фразовое и логическое ударение. Выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания.

Слайд 8

Тембр голоса Звуковая окраска , отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки ( «грустный», «веселый», «мрачный» тембр и т.п.).

Слайд 9

При помощи этих средств выразительности: В процессе общения осуществляется уточнение мыслей, выражений, эмоционально-волевых отношений. Мысль приобретает законченный характер, выражается полно и закончено. Речь становится живой, эмоциональной и насыщенной.

Слайд 10

Цель: Способствовать развитию выразительной интонационной стороны речи дошкольников.

Слайд 11

«Дети-слушатели, а не читатели.» Работа над развитием интонационной выразительности речи дошкольников ведется в основном путем подражания. При заучивании стихотворений, при пересказах воспитатель сам пользуется выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи детей. Постепенно дети, слыша правильную выразительную речь воспитателя, уже по своей инициативе начинают использовать нужные интонации. Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Слайд 12

Направления работы: Развитие речевого слуха (восприятие изменения силы голоса, высоты голоса, темпа и тембра). Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма. Развитие речевого дыхания. Развитие мимики, выразительности движений. Координация дыхания, голосообразования, артикуляции. Развитие способностей понимать и передавать различные эмоции. Развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса. Развитие восприятия и воспроизведения ударения. Формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных, восклицательных высказываний.

Слайд 13

Задачи: Обучение детей интонационно выразительной речи с помощью мелодики, темпа, ритма, тембра. Формирование интереса к худож . произведениям. Развитие эмоциональной сферы ребенка. Применение детьми выразительных средств театра: мимики, жестов. С пособствовать развитию речи, памяти, воображения. Развитие творческих способностей, артистизма. Организация безопасной, комфортной предметно-развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов, направленную на активизацию речи и речевого общения. Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, творческой, самостоятельной). Работа над собственной речью.

Слайд 14

Этапы работы: Развитие восприятия интонации. Формирование навыков ее использования в собственной речи.

Слайд 15

Виды деятельности: Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая). Упражнения для эмоционального развития детей. Лого-ритмические упражнения. Упражнения на развитие выразительности, мимики, жестов, пантомимы. Речевые игры. Игры- драматизации. Инсценировки.

Слайд 16

Совместная подготовка к выступлениям детей. Участие в праздниках и конкурсах ДОУ. Помощь в пополнении развив. среды, изготовление костюмов и атрибутов для театр. деятельности. Родительские собрания. Беседы, консультации. Работа с родителями .

Слайд 17

Содержание развивающей среды, направленной на речевое развитие детей: Различные виды театра. Набор масок. Наборы для сюжетно-ролевых игр. Наборы предметных картинок. Фланелеграф . Набор «Эмоции». Костюмы и атрибуты. Звучащие предметы. Игры для речевого дыхания. Дидактические игры. Книги, открытки, книги-самоделки. Аудиокассеты, диски с записью музыки, сказок.

Слайд 18

Результаты такой работы: Значительно возрастает интерес к интонационной стороне речи. Дети начинают использовать различные средства выразительности. Повышается игровая и творческая активность. Игры для детей становятся разнообразными и интересными. У детей появляется огромное желание общаться, выступать, импровизировать.

Слайд 19

«Куклы-матрешки»

Слайд 20

Кукольный театр « Русские народные сказки».

Слайд 21

«Сюжетно-ролевые игры».

Слайд 22

«Речевые игры».

Слайд 23

«Дидактические игры».

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)

Данный материал напомнит педагогам  о том,  что представляет собой интонация;  рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с  методическими ...

Презентация"Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников"

В данной презентации определены цель, задачи, направление работы по теме, предметно-развивающая среда для развития выразительности речи у дошкольников....

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.

У детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительнос...

Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников.

Значение живого устного слова неоспоримо, ведь лекция, доклад, беседа, выступление стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств, для передачи мыслей и чувс...

Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».

В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...

Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией

У дошкольников с дизартрией обнаруживаются стойкие нарушения тех или инных компонентов просодической стороны речи. ...