Информационно-исследовательский проект «Здравствуй, ёлочка-краса!»
проект (старшая группа) по теме
Цель. Развивать у детей основные компоненты познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблемой. Формировать ценностное отношение к объектам живой природы в процессе организации познавательной творческо-игровой деятельности.
Задачи.
1. Образовательные:
Формировать осознанное отношение к окружающим природным объектам на основе представлений об их значимости в жизни человека.
Формировать познавательные и конструктивные умения:
-наблюдать;
-моделировать;
-сравнивать;
-анализировать;
-систематизировать;
-обобщать;
-отражать результаты своих исследований и наблюдений в творческой, музыкальной и продуктивной деятельности.
Углублять и систематизировать знания о ели как типичном представителе хвойных деревьев, особенностях её строения и использовании в жизни человека, о символическом значении ели в организации празднования Нового года.
Учить строить суждения на основе установления причинно - следственных связей.
2. Развивающие:
Развивать потребности в приобретении новых знаний об объектах живой природы.
Развивать память, мышление, внимание, слуховое восприятие через звуки природы, двигательную согласованность речи и движения. Побуждать детей к проявлению творческой инициативы.
3. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту родной природы.
Побуждать родителей к сотрудничеству и сотворчеству с детьми по теме: «Здравствуй, ёлочка-краса!».
Участники: воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, дети, родители.
Материалы и оборудование. Мультимедийный проектор и экран. Атрибуты для игр.
Организация проекта:
I этап: постановка проблемы и определение задач исследовательской работы.
Проблема исследования
За месяц до Нового года воспитатель объявили конкурс для детей и родителей на лучшую поделку «Чудо-ёлочка». В процессе работы с детьми возникли вопросы: «Чем отличается ель от других деревьев?», «Почему нужно беречь деревья?», «Как ели влияют на окружающую среду и человека?», «Почему именно ёлочку все считают новогодним и рождественским символом?», «Как человек использует ель?»
Гипотеза исследования:
Ель - очень красивое хвойное дерево, которое используется для озеленения в быту, медицине и является символом Нового года и Рождества. Образ ели передаётся во многих произведениях искусства и народного творчества.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования были поставлены задачи:
1. Ознакомить дошкольников со строением и условиями произрастания ели в условиях Заполярья.
2. Изучить значение хвойных деревьев, в частности ели, для человека, а также возможности использования древесины, хвои, смолы, шишек.
Ознакомить с проблемой охраны еловых посадок, особенно перед
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno.docx | 33.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-исследовательский проект
«Здравствуй, ёлочка-краса!»
Тамара Владимировна Черновская,
воспитатель,
музыкальный руководитель,
ДОУ детский сад № 2 «Звёздочка»,
г. Оленегорск -1, Мурманская область
Цель. Развивать у детей основные компоненты познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблемой. Формировать ценностное отношение к объектам живой природы в процессе организации познавательной творческо-игровой деятельности.
Задачи.
- Образовательные:
Формировать осознанное отношение к окружающим природным объектам на основе представлений об их значимости в жизни человека.
Формировать познавательные и конструктивные умения:
-наблюдать;
-моделировать;
-сравнивать;
-анализировать;
-систематизировать;
-обобщать;
-отражать результаты своих исследований и наблюдений в творческой, музыкальной и продуктивной деятельности.
Углублять и систематизировать знания о ели как типичном представителе хвойных деревьев, особенностях её строения и использовании в жизни человека, о символическом значении ели в организации празднования Нового года.
Учить строить суждения на основе установления причинно - следственных связей.
- Развивающие:
Развивать потребности в приобретении новых знаний об объектах живой природы.
Развивать память, мышление, внимание, слуховое восприятие через звуки природы, двигательную согласованность речи и движения. Побуждать детей к проявлению творческой инициативы.
- Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту родной природы.
Побуждать родителей к сотрудничеству и сотворчеству с детьми по теме: «Здравствуй, ёлочка-краса!».
Участники: воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, дети, родители.
Материалы и оборудование. Мультимедийный проектор и экран. Атрибуты для игр.
Организация проекта:
- этап: постановка проблемы и определение задач исследовательской работы.
Проблема исследования
За месяц до Нового года воспитатель объявили конкурс для детей и родителей на лучшую поделку «Чудо-ёлочка». В процессе работы с детьми возникли вопросы: «Чем отличается ель от других деревьев?», «Почему нужно беречь деревья?», «Как ели влияют на окружающую среду и человека?», «Почему именно ёлочку все считают новогодним и рождественским символом?», «Как человек использует ель?»
Гипотеза исследования:
Ель - очень красивое хвойное дерево, которое используется для озеленения в быту, медицине и является символом Нового года и Рождества. Образ ели передаётся во многих произведениях искусства и народного творчества.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования были поставлены задачи:
- Ознакомить дошкольников со строением и условиями произрастания ели в условиях Заполярья.
- Изучить значение хвойных деревьев, в частности ели, для человека, а также возможности использования древесины, хвои, смолы, шишек.
- Ознакомить с проблемой охраны еловых посадок, особенно перед Новым годом.
- Освоение разнообразных способов изготовления новогодних ёлочек и создание творческих поделок к Новому году.
Результаты исследования:
-альбом рисунков и аппликаций детей «Новогодняя ёлочка»;
-экологический новогодний коллаж «Ёлочка - зелёная иголочка» и «Еловник»;
-коллекция поделок в технике «Волшебная нить» - «Чудо-ёлочка»;
-коллекция поделок в технике «Волшебные ладошки» - «Чудо-ёлочка»;
-коллекция поделок «Ай да ёлочка!» (совместные работы детей и родителей);
-изготовление открыток с изображениями ёлочек;
-подбор стихов, песен, пословиц, игр, музыкальных произведений по теме.
- этап: организация исследования в рамках проекта.
- Сбор, анализ и систематизация информации о строении и условиях произрастания ели, её значении для человека и способах применения:
-проведение познавательного занятия о пользе елового леса, древесины, хвои, смолы, о традициях использования ели как символа Нового года и Рождества «Что за чудо эта ель?»;
-чтение и обсуждение стихов, пословиц, песен о ели;
-экскурсия в библиотеку;
-экскурсия в еловый лес;
-знакомство с разнообразными материалами (ткань, шишки, веточки, проволока, соломка, коктейльные трубочки и т.д.) и техниками: «Волшебные ладошки», «Волшебная нить» и др.;
-просмотр презентаций «Ёлочка зелёная», «Ель-символ Нового года и Рождества».
- Творческая познавательная деятельность детей:
-организация с детьми дидактических игр: «С кем «дружит» ель?», «Какое это дерево?», «С какой ветки детки?»;
-игровое моделирование «Чем полезна ель?» (самостоятельное создание детьми моделей и их защита в игровой форме);
-аппликация, рисование, конструирование «Чудо-ёлочка», «Новогодняя ёлка», «Еловая веточка»;
-создание экологического плаката в защиту ели;
-конструирование новогоднего коллажа для украшения групповой комнаты;
-конструирование с родителями новогодних ёлочек и подготовка к презентации на выставке;
-создание и обсуждение игр (дидактических, подвижных, театрализованных) по теме.
- этап: презентация результатов исследовательской деятельности.
- Выставка детских рисунков в вестибюле детского сада «Здравствуй, ёлочка-краса!».
- Выставка поделок «Чудо-ёлочка» и «Волшебные снежинки» в холле ДОУ.
- Праздник «Здравствуй, ёлочка-краса!»
- Новогодний бал «Здравствуй, Новый год!»
ХОД ПРАЗДНИКА «ЗДРАВСТВУЙ, ЁЛОЧКА-КРАСА!»
Под музыку «Маленькой ёлочке холодно зимой» дети входят в зал, встают в полукруг.
Дети:
-Над землёю солнце встало
И проснулся добрый лес,
Это значит, что настало Время сказок и чудес.
Если ты в лесу, как дома,
Не обидишь, не убьёшь,
Станет всё тебе знакомо,
Лес, как книгу ты прочтёшь.
Если ты в душе ребёнок,
Если веришь чудесам,
То бельчонок и зайчонок
Прибегут к твоим рукам.
Лес - наш верный друг,
Лес всегда тебя поймёт,
Обогреет и в беде тебя спасёт.
Ведущая:
Да, ребята, мы оказались с вами в лесу, не в простом, а в зимнем, в хвойном.
Заметает пурга белый путь,
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути-
Ни проехать в лесу, ни пройти.
Давайте поздороваемся с лесом.
Дети:
-Здравствуй лес, чудесный лес!
Ребёнок:
-Здравствуй лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь - мы свои! (С.В. Погореловский «Лес»)
Ведущая:
-Чтобы лес встретил нас своею лаской и добром, человек должен правильно себя в нём вести.
Где мы живём? (На Севере, на Кольском полуострове, в Заполярье) Знаете ли вы, что называют жемчужиной Заполярья? (Озёра, леса)
А какие деревья растут в нашем краю? (Сосны, ели, берёзы, рябины, осины)
Дети:
- Сегодня вместе с вами,
И я, и ты, и он,
О ёлочках и соснах
Беседу поведём.
- Пушисту, стройну, величаву
Я вижу ёлочку-красу.
Порадует всегда нас с вами,
Укроет волка и лису.
И маленький зайчишка
Найдёт себе домишко.
Скажите-ка, друзья,
О ком веду беседу я.
Дети:
-О ёлочке.
Ведущая:
-О ёлочках пушистых,
О ёлочках душистых,
Продолжаем разговор,
Заведём мы хоровод.
Ребёнок:
-Ели на опушке-до небес макушки,
Слушают, молчат, смотрят на ребят.
А внучата-ёлочки, тонкие иголочки
У лесных ворот водят хоровод.
Девочки исполняют хоровод «Маленькие ёлочки» (песня-игра) (Музыка В. Белова, сл. В.Кибас, обработка Ю.Забутова)
Ведущая:
-Ёлочки, колкие иголочки, где выросли? (В лесу)
-Что вы видели? (Лису)
-Кто ваши соседи? (Волки да медведи - вот наши соседи)
Спасибо вам, ёлочки, за танец, оставайтесь у нас на празднике.
Ёлочка-девочка:
-Мы в лесу одни грустили,
Нас на праздник пригласили.
Как же тут не согласиться?
Так приятно веселиться!
Ведущая:
- Нам, северянам, надо особенно бережно относиться к природе, т.к. она не так богата, как хотелось бы. Попробуйте сейчас отгадать загадки.
- Зимой и летом одним цветом. (ель)
- У неё длинней иголки, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (сосна)
- Прямо в небо рвутся ввысь,
Ты внимательно всмотрись,
Не берёзы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки, (хвойные деревья)
Ведущая:
- Молодцы! Ель, ребята, занимает особое место среди всех деревьев. У многих народов это дерево считается священным: у него просили удачи, здоровья, а развешивая на еловых веточках дары, старались задобрить злых духов. В России обряд почитания лесной красавицы появился благодаря Петру I, которому очень понравились ели. Ель обладает и целебными свойствами. В качестве лекарственного сырья используют шишки ели, которые необходимо собирать летом до созревания семян. Шишки содержат эфирные масла, смолы, дубильные вещества. Отвары из них применяют для лечения заболеваний дыхательных путей. Лёгкая и мягкая древесина ели употребляется в целлюлозно-бумажной промышленности. Из древесины ели изготавливают: шпалы, музыкальные инструменты, бумагу, столбы и т.д.
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «Ёлочка зелёная»
Ведущая:
-Наши ёлочки могут нам о многом рассказать: о грусти и печали, о радости и веселье. Наши ёлочки попадают в беду, особенно накануне Нового года. Ёлочки вырубают беспощадно, в огромных количествах, всего на один день, а потом выбрасывают как ненужный предмет. Поэтому мы, люди, должны задумываться, что станет с нашими лесами после такой вырубки. Ведь необязательно рубить, губить ель. Сейчас в специальных питомниках выращивают ёлочки к Новому году и продают на ёлочных базарах. Продают их в горшках, чтобы после праздника люди смогли высадить ёлочки в землю. Скоро наступит Новый год, и именно ёлочки являются украшением всех домов - символом Нового года.
Мы сейчас покажем, как бывает под Новый год...
Дети исполняют хоровод «В лесу родилась ёлочка»
Ведущая:
-Беда случилась с ёлочкой, срубили её, погубили.
Больше в лесу она не стоит,
Красотой своей никого не веселит.
С вами так не поступили.
Сделали ёлочки сами, своими руками.
Ёлочки все нам скажут: «Спасибо!»
Послушайте, как мы готовились к празднику.
Ребёнок:
- Мы ёлку не купили, мы ёлку смастерили,
В лесу на опушке её не рубили.
А сделали ёлку сами,
В этом помогли нам и мамы.
Скорей приходите, скорей посмотрите
На ёлочки из тонких волшебных нитей,
Вся в хвое мохнатой, зелёной и пышной.
Задень - и она зазвенит еле слышно,
А ёлка лесная осталась живая,
Стоит на опушке макушкой кивая.
Кому? Никому! Просто ветру, метели,
Такой же красивой не спиленной ели.
Ведущая:
- Много интересного мы с вами узнали о ёлочках. Мы их рисовали, вырезали из бумаги, лепили. А сейчас давайте поиграем. Вспомним: у ёлочки шишки... (еловые), а у сосны шишки (сосновые).
Проводится игра «С какой ветки детки»
Ведущая:
-Красоту ёлочек описывают в стихах поэты, художники изображают на своих картинах.
Подберите образные слова и опишите, какие бывают ёлочки зимой.
Дети:
-Заснеженные, запорошенные, заиндевелые.
Ребёнок:
- Маленькая ёлочка росла без печали,
Буйны ветры ёлочку ласково качали.
Закружили ёлочку зимние метели,
Каждую иголочку в серебро одели.
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «Ель - символ Нового года и Рождества». Ведущая:
-Под Новый год всегда происходят чудеса. Они ожидают и вас, ребята. Давайте украсим наш зал праздничными ёлочками.
Проводится игра «Собери ёлочку» (по типу «Собери картинку»)
Ведущая:
-Вот какие замечательные ёлочки у нас получились!
Дети:
- На краю лесной опушки две зелёные подружки,
Две лесных красавицы, под метель кудрявятся.
Весь наряд с иголочки, это наши ёлочки.
- Приходишь ты зимою с морозами и снегом,
Как будто обогреться в гости к нам спешишь.
С тобой, лесная гостья, мы Новый год встречаем
И на почётном месте ты всегда стоишь.
- На полянку в Новый год
Ёлки вышли в хоровод.
Ёлочки пушистые,
Веточки смолистые.
- Перед праздником зимы для зелёной ёлочки
Платье белое зима сшила без иголочки.
Отряхнула белый снег ёлочка с поклоном
И стоит красивей всех в платьице зелёном.
Ей зелёный цвет к лицу, ёлка знает это,
Как она под Новый год хорошо одета.
Ведущая:
-Под Новый год чудеса случаются и с лесными жителями, и с игрушками.
Дети:
- Рассказали новость волки,
Принесла сорока весть,
Что в лесу дремучем ёлка
Разукрашенная есть.
Услыхали новость звери,
Побежали по лесам,
Каждый хочет сам проверить,
Посмотреть на ёлку сам.
Для кого, зачем, откуда
Появилось это чудо?
Ёлку кто сюда принёс?
Уж не сам ли Дед Мороз?
Есть ли время разбираться,
Кто принёс, зачем убрал?
Эй, лисицы, белки, зайцы,
Открывайте в лесу бал!
- «Игрушки»
Простые игрушки сквозь щёлку
Однажды увидели ёлку:
«Давайте-ка ёлку нарядим,
Залезем на ветки и сядем!»
Полезли на ёлку игрушки.
Мартышка уже на верхушке.
Под мишкою ветка прогнулась,
Под зайчиком чуть покачнулась.
Цыплята висят как фонарики,
Матрёшки - как пёстрые шарики.
«Эй, ёлочные игрушки –
Снегурочки, звёзды, хлопушки,
Стекляшки витые, литые,
Серебряные, золотые!
Пока вы валялись на полке,
Мы все очутились на ёлке.
Сейчас ребятишек порадуем!
Ой, батюшки, падаем, падаем!»
Ведущая:
-Вот такие чудеса происходят под Новый год.
Нам на месте не сидится,
Любим мы повеселиться.
Будем праздник продолжать,
Будем вместе мы играть.
В зал входит Ёлочка (взрослый персонаж):
-Ой, друзья, я к вам спешу,
Поиграть с вами хочу.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ЁЛОЧКИ-ПЕНЁЧКИ»
Ведущая:
-Настала пора возвращаться нам в детский сад. Я хочу, чтобы уходя из леса, вы не забывали, как к нему относиться, чтобы взяли с собой хорошего настроения и здоровья, чтобы Новый год встретить с радостью. Будем беречь и охранять природу, чтобы ёлочка своим нарядом радовала нас всегда.
Дети исполняют песню «Ёлочка-ёлка, лесной аромат»
Ведущая:
-Прекрасен наш суровый край с его огромными лесами,
С громадой диких скал седых,
Покрытых вечными снегами.
Дети:
- Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
Ёлочка (персонаж) поздравляет детей с наступающим праздником и дарит подарки.
Награждение заведующей ДОУ участников творческих конкурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здравствуй, Ёлочка – краса!
Сценарий Новогоднего утренника в 1 младшей группе(2-3 года) с ...
Новогодний утренник в 1-й младшей группе «А» «Здравствуй, Ёлочка-краса»
Новогодний утренник для детей 2-3 лет...
Сценарий зимнего утренника в 1 младшей группе "Здравствуй, ёлочка-краса"
Дети идут в гости к ёлочке....
Сценарий новогоднего утренника для группы раннего возраста "Здравствуй, ёлочка краса!"
Сценарий новогоднего утренника...
«Здравствуй, ёлочка - краса! Сценарий праздника для детей УО в легкой степени 2019г.
Зажигает свои огоньки елочка – краса, ждет на праздник своих ребяток. Встреча добрых и веселых друзей, которые помогают позвать самого главного гостя ...
Новогодний утренник "Здравствуй ёлочка-краса!"
Новогодний утренник "Здравствуй ёлочка-краса!"...
Конспект новогоднего утренника в первой младшей группе «Здравствуй, Ёлочка – краса!»
laquo;Здравствуй, Ёлочка – краса!» Ход утренника:Под музыку дети входят в празднично украшенный зал. Дети окружают ёлку и радостно рассматривают её – какая она большая, красива...