Выступление "Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования"
методическая разработка по теме
Наглядно-практический метод обучения – моделирование (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддъяков и др.). Суть его состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объектов или явлений природы, их свойств и признаков, связи с окружающими условиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_prezentatsii.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования
Выступление на педагогических чтениях по теме «Реализация комплексно-тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сада»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Исаева Ф.В.
2014 г.
Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) – это новый ориентир в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В связи с введением этого документа появились и проблемы по реализации определенных в нем принципов и подходов. Одним из сложных вопросов, на стадии его внедрения, стала реализация принципа интеграции образовательных областей. Потребовалось также искать способы и средства решения такой задачи образовательной области «Познание», как формирование целостной картины мира (ознакомление с природой), потому что ранее мы, педагоги, основное внимание уделяли запоминанию, усвоению знаний об окружающем мире, а сейчас необходимо уделять внимание развитию мышления детей, чтобы обеспечить целостное восприятие окружающего мира.
Таким эффективным средством решения проблем в моей педагогической деятельности стал наглядно-практический метод обучения – моделирование (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддъяков и др.). Суть его состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объектов или явлений природы, их свойств и признаков, связи с окружающими условиями.
- Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, о человеке и обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели.
Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.
Метод моделирования я применяю для замещения реальных предметов и объектов, схематическими изображениями, знаками, символами, буквами , цифрами.
- Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.
- Актуальность этой темы заключается в том, что она имеет большое значение в решении творческих задач, в сложных эмоционально-насыщенных ситуациях, при смене ведущего вида деятельности. По мнению Л.С. Выготского, важно у детей дошкольного возраста развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе (память, внимание, воображение, мышление, речь и т.д.). А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково-символической деятельности дошкольников.
- Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
- На начальном этапе были изучены теоретические основы интеграции (М.В. Лазарева, М.В. Крулехт и др.), установлены группы моделей для использования в образовательном процессе.
Предметные модели
Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений: разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)
ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
Существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке — при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) — при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений — листьев, стеблей и т. д.
- Графические модели (Мнемотехника)
Передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Например, календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
- Моделирование я использую в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, ознакомлении детей с художественной литературой и природой
- В последующем определено содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей, которое интегрируется с помощью моделей.
ИНТЕГРАЦИЯ
«Здоровье», «Физическая культура»,
- «Социализация», «Труд »,
- «Безопасность», « Коммуникация»,
- С помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) организую моделирование при ознакомлении детей с природой (объектами и явлениями органического и неорганического мира). Все это помогает при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок об овощах, фруктах, одежде, посуде, животных, временах года и позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов, формирует обобщенные представления и элементарные понятия о природе.
- «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»,
- «Музыка», «Познание»
- Исходя из того, что модели многофункциональны, они используются мной в образовательном процессе, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, апробированы в непосредственно образовательной деятельности. При показе мастер- класса по темам: «Моделирование на занятии по экологии», «Семья» были использованы круги разного размера и разного цвета.
- Прошу обратить внимание на следующую модель, которая была использована на занятии по ознакомлению детей с временами года. Она помогла дошкольникам прослеживать логику изменений, происходящих с природными объектами и явлениями, выделять основные признаки времен года и объяснять те или иные их закономерности, закреплять названия времен года, месяцев и последовательность их наступления.
- Применение кругов в теме «Семья». Здесь дети сами догадались, почему круги синего и красного цвета, почему одни члены семьи обозначены большими кругами, а другие - маленькими.
В процессе занятий при использовании заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей.
- Как я уже отметила, любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов, знаков и ассоциативных рисунков. Использование ассоциативных рисунков заключается в ММЧ. Эта работа способствует пониманию детьми процесса перехода воды из одного состояния в другое. С помощью этого метода дети составляют схемы воды в жидком, твердом, газообразном состояниях.
Модели доступны воспитанникам – внесены в предметно-развивающую среду группы (в группе создан уголок моделирования). В данном уголке содержатся: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы проведения опытов, экспериментов и др.). Всё это помогает создать условия для самостоятельной деятельности детей по «чтению», составлению, рисованию моделей и развитию умений действовать в соответствии с ними.
Моделирование используется в работе с родителями. Результаты наблюдений в природе, дети совместно с родителями фиксируют в виде схем, моделей, а потом с помощью них рассказывают сверстникам о результатах наблюдений.
- Анализируя свою деятельность, можно сделать вывод, что интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ с помощью моделирования дает возможность устанавливать содержательные связи между разными образовательными областями: расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому («Социализация»), развивать эстетические переживания, связанные с природой («Художественное творчество»), решать задачи развития речи («Коммуникация») и т.д.
Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности, а также способствует развитию интегративных качеств дошкольника, что является главным результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Анализ результатов работы показал, что дети, которые научились применять метод моделирования, способны творчески подходить к поставленным проблемам, быстрее решают нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением.
Поиск решения проблем привел к обобщению собственного педагогического опыта и его моделированию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область"Безопасность" Образовательная область"Развитие речи и обучение грамоте"
Конспект занятия для старшей возрастной группы. Это комплексный, интегрированный подход в реализации программы.На занятии использован метод проектной деятельности,что очень актуально на сегодняшний де...
комплексная непосредственно образовательная деятельность по теме "Я б в строители пошел, пусть меня научат" подготовительная к школе группа, образовательная область" Музыка", образовательная область"Познание"
Обобщение знаний детей о труде строителей,о строительных профессиях....
«Внедрение и показательные результаты развития интегративных качеств образовательных областей и образовательной области «Музыка» в старшем дошкольном возрасте»
«Проектирование целей – систематизирующее условие,обеспечивающие гармоничное и целостное развитие ребёнка»А.Г.Гогоберидзе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4566526","attributes":{"alt"...
Интеграция и реализация образовательных областей в образовательной области Чтение художественной литературы Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»
Тема: Интеграция и реализация образовательных областей в образовательной области Чтение художественной литературы. Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди» Основной вид интегр...
Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям
Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям...
Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям Непосредственно образовательная деятельность
СрокиТема неделиОбразовательная областьРаздел программы (учебный предмет/дисциплина)Образовательная деятельность(тема, цель, программно-методическое обеспечение)31 – 4 сентябряДень знанийСоциально –ко...
"Планирование содержания образовательной работы по Образовательной области "Речевое развитие" для детей раннего возраста с учетом лексических тем"
В данной методической разработке представлено перспективное планирование образовательной работы по ОО "Речевое развитие" для детей раннего возраста на учебный год. В нем отражены лексические темы по м...