Выступление "Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования"
методическая разработка по теме

Исаева Флора Вялиулловна

 

Наглядно-практический метод обучения – моделирование (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддъяков и др.). Суть его состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объектов или явлений природы, их свойств и признаков, связи с окружающими условиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_prezentatsii.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования

Выступление на педагогических чтениях по теме «Реализация комплексно-тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сада»

                                               Подготовила:

                                                воспитатель высшей    

                                              квалификационной

                            категории

                               Исаева Ф.В.

                                           

                                   

2014 г.

Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования

       Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) – это новый ориентир в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

        В связи с введением этого документа появились и проблемы  по реализации определенных в нем принципов и подходов. Одним  из сложных вопросов,  на стадии его внедрения, стала реализация принципа интеграции образовательных областей. Потребовалось также искать способы и средства решения такой задачи образовательной области «Познание», как формирование целостной картины мира (ознакомление с природой), потому что ранее мы, педагоги, основное внимание уделяли запоминанию, усвоению знаний об окружающем мире, а сейчас необходимо уделять внимание развитию мышления детей, чтобы обеспечить целостное восприятие окружающего мира.

       Таким эффективным средством решения проблем в моей педагогической деятельности стал наглядно-практический метод обучения – моделирование (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддъяков и др.). Суть его состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объектов или явлений природы, их свойств и признаков, связи с окружающими условиями.

  • Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, о человеке и обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели.

       Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.

       Метод моделирования я применяю для замещения реальных предметов и объектов, схематическими изображениями, знаками, символами, буквами , цифрами.

  • Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.
  • Актуальность этой темы заключается в том, что она имеет большое значение в решении творческих задач, в сложных эмоционально-насыщенных ситуациях, при смене ведущего вида деятельности. По мнению Л.С. Выготского, важно у детей дошкольного возраста развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе (память, внимание, воображение, мышление, речь и т.д.). А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково-символической деятельности дошкольников.

  • Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.  

  • На начальном этапе были изучены теоретические основы интеграции (М.В. Лазарева, М.В. Крулехт и др.), установлены группы моделей для использования в образовательном процессе.

Предметные модели

   Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений: разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)

ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ 

       Существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке — при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) — при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений — листьев, стеблей и т. д.

  • Графические модели (Мнемотехника)

Передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Например, календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

  • Моделирование я использую в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке,  ознакомлении детей с художественной литературой и природой

  • В последующем определено содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей, которое интегрируется с помощью  моделей.

ИНТЕГРАЦИЯ

 «Здоровье», «Физическая культура»,

  • «Социализация», «Труд »,
  • «Безопасность», « Коммуникация»,  
  • С помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) организую моделирование при  ознакомлении детей с природой (объектами и явлениями органического и неорганического мира). Все это помогает   при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок об овощах, фруктах, одежде, посуде, животных, временах года и  позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов, формирует обобщенные представления и элементарные понятия о природе.
  • «Чтение художественной литературы»,  «Художественное творчество»,
  •  «Музыка», «Познание»
  • Исходя из того, что модели многофункциональны, они используются мной в образовательном процессе, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, апробированы в непосредственно образовательной деятельности. При показе мастер- класса  по темам: «Моделирование на занятии по экологии», «Семья» были использованы круги разного размера и разного цвета.
  • Прошу обратить внимание на следующую модель, которая была использована на занятии по ознакомлению детей с временами года. Она  помогла дошкольникам   прослеживать логику изменений, происходящих с природными объектами и явлениями, выделять основные признаки времен года и объяснять те или иные их закономерности, закреплять названия времен года, месяцев и последовательность их наступления.
  • Применение кругов в теме «Семья». Здесь дети сами догадались,  почему круги синего и красного цвета, почему одни члены семьи обозначены большими кругами, а другие - маленькими.

          В процессе  занятий при использовании заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей.

  • Как я уже отметила, любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов, знаков и ассоциативных рисунков. Использование ассоциативных рисунков заключается в ММЧ. Эта работа способствует пониманию детьми процесса перехода воды из одного состояния в другое. С помощью этого метода дети составляют схемы воды в жидком, твердом, газообразном состояниях.

        Модели доступны воспитанникам – внесены в предметно-развивающую среду группы (в группе создан уголок моделирования). В данном уголке содержатся: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы проведения опытов, экспериментов и др.). Всё это помогает создать условия для самостоятельной деятельности детей по «чтению», составлению, рисованию моделей и развитию умений действовать в соответствии с ними.

    Моделирование используется в работе с родителями. Результаты наблюдений в природе, дети совместно с родителями фиксируют в виде схем, моделей, а потом с помощью них рассказывают сверстникам о результатах наблюдений.      

  • Анализируя свою деятельность, можно сделать вывод, что интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ с помощью моделирования дает возможность устанавливать содержательные связи между разными образовательными областями: расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому («Социализация»), развивать эстетические переживания, связанные с природой («Художественное творчество»), решать задачи развития речи («Коммуникация») и т.д.

          Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности, а также способствует развитию интегративных качеств дошкольника, что является главным результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

        Анализ результатов работы показал, что дети, которые научились применять метод моделирования, способны творчески подходить к поставленным проблемам, быстрее решают нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением.

Поиск решения проблем привел к обобщению собственного педагогического опыта и его моделированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область"Безопасность" Образовательная область"Развитие речи и обучение грамоте"

Конспект занятия для старшей возрастной группы. Это комплексный, интегрированный подход в реализации программы.На занятии использован метод проектной деятельности,что очень актуально на сегодняшний де...

«Внедрение и показательные результаты развития интегративных качеств образовательных областей и образовательной области «Музыка» в старшем дошкольном возрасте»

«Проектирование целей – систематизирующее условие,обеспечивающие гармоничное и целостное развитие ребёнка»А.Г.Гогоберидзе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4566526","attributes":{"alt"...

Интеграция и реализация образовательных областей в образовательной области Чтение художественной литературы Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»

Тема:  Интеграция и реализация образовательных областей в образовательной области Чтение художественной литературы. Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»   Основной вид интегр...

Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям

Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям...

Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям Непосредственно образовательная деятельность

СрокиТема неделиОбразовательная областьРаздел программы (учебный предмет/дисциплина)Образовательная деятельность(тема, цель, программно-методическое обеспечение)31 – 4 сентябряДень знанийСоциально –ко...

"Планирование содержания образовательной работы по Образовательной области "Речевое развитие" для детей раннего возраста с учетом лексических тем"

В данной методической разработке представлено перспективное планирование образовательной работы по ОО "Речевое развитие" для детей раннего возраста на учебный год. В нем отражены лексические темы по м...