Методическое пособие "Дидактическая игра и ее характерные особенности"
методическая разработка (младшая группа) по теме
1
"Дидактическая игра и ее характерные особенности".
Воспитатель: Мачкалян Г.А. МДОУ № 4 г. Курганинска
ЧТО ТАКОЕ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель ее учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.
Поскольку в дидактических играх задачи умственного воспитания сочетаются с деятельностью, они являются эффективным средством обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Содержание дидактической игры это всегда осуществление какой-либо умственной задачи. Выполнение правил способствует воспитанию мышления, воображения, памяти и т.д.
Например, в дидактической игре "Где находится?" дети должны найти спрятанный предмет. Требуется сноровка и умение ориентироваться в пространстве. В этой же игре решаются и речевые задачи.
Следовательно, дидактическую игру можно широко использовать в дошкольном обучении.
Для того чтобы дидактическая игра выполняла свои функции и назначения, она должна иметь специальную структуру:
а)задачу,
б) действие,
в) правило
г) результат, заключение игры.
Задача в игре должна возбуждать интерес у детей, привлекать их внимание, чтобы они с охотой брались за ее реализацию. Она должна слагаться из таких действий, которые требуют от детей определенного умственного усилия к выполнение которых доставит им приятное и радостное чувство удовлетворения.
Действие в игре это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.
Правила являются необходимой частью дидактической игры и занимают в ней такое большое место, что часто дидактические игры по праву называют "играми с правилами". *
Правила подчиняются задаче игры. Они раскрывают и организуют деятельность так, чтобы она наверняка была направлена на выполнение задачи в игре. Поэтому деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать
«ВЫБОР ДИДАКТИСКОИ ИГРЫ,ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЕ»Чтобы добиться наиболее успешного осуществления дидактических игр необходимо: правильный выбор дидактических игр их организация и проведение.
При выборе игры следует, прежде всего, осуществлять принцип идейности. Задача игры всегда должна соответствовать целям воспитания.
При выборе дидактической игры следует исходить из знаний, полученных детьми, иначе дидактическая игра не будет действенным воспитательным средством.
Как мы знаем, большинство дидактических игр может осуществляться при условии, что дети в процессе занятий твердо овладели программным материалом. Исходным пунктом при выборе игр является ее содержание.
Например: в дидактической игре «Когда ты это делаешь?», « Скажи что- нибудь о картинке» и др. воспитатель должен подчеркнуть в игре и воспитательную сторону этих правил, т.е указать на то ,как важно выполнять их регулярно.
При выборе дидактических игр воспитательница должна согласовывать их содержание с задачами, которые ставились на занятии, причем она использует возможности дидактических игр для того, чтобы практически применить, проверить и систематизировать знания детей.
И еще самое главное при выборе, должно учитываться возраст детей. В разновозрастной группе нужно выбирать либо две группы для младших и старших, либо организовывать общую, но правила или упросить или, напротив, усложнить так, чтобы они соответствовали и возрастным возможностям детей. Например, в дидактической игре «Кто найдет цветок для мотылька?»
Если взять детей младшей группы берутся основные цвета, но, проводя игру с подготовительной группой, мы берем различные оттенки и выносим игру на площадку или лужайку. Здесь от детей требуется больше навыков, умений и знаний.
Выбрав игру, воспитатель приступает к ее непосредственному проведению. При этом важно, чтобы игра не только основывалась на предшествующих знаниях детей ,но и способствовала их дальнейшему развитию. Для этого очень важно найти соответствующий способ, метод ее проведения и организации.
Выбор дидактической игры, правильность ее проведения и способ организации - решающие условия успеха ее воздействия.
Первоочередным и главным условием успешной организации дидактической игры является активный интерес детей. Поэтому нельзя ни на минуту забывать о необходимости возбуждать и поддерживать интерес детей к игре.
«ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙРЕБЕНКА»
Дидактическая игра помогает закреплять пройденный материал, является дополнительным или же самостоятельным методом при проведении занятия в детском саду.Широкое использование дидактических игр в детских садах объясняется возрастными особенностями детей в дошкольный период: внимание, память, воображение, воля и мышление ребенка не настолько развиты, чтобы уже на дошкольной ступени могли быть использованы методы и средства школьной работы в таком объеме, как в школе.
Дидактическая игра-это метод обучения, способствующий силам и возможности детей дошкольного возраста.
Выполнение условий игры, главным образом соблюдение правил, осуществление задач требует от ребенка сосредоточенного внимания, наблюдательности, запоминания и воспроизведения, что приближает игру к дошкольному обучению.
Функция игры (дидактической) при получении знаний и навыков зависит от деятельности в игре. Если исходит из указанной точки зрения, то дидактические игры можно разделить на две группы, к первой игры, позволяющие воспитателю давать детям наглядные объяснения, т.е. вести их к начальному усвоению без нарушения характера игры; ко второй, гораздо большей группе мы отнесли бы игры, которые могут развиваться только тогда, когда дети уже усвоили некоторые знания и навыки. К этой большинство игр, связанных со счетом: в них закрепляются и применяются знания, которые дети приобрели во время занятий.
«КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА»
Цель. Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
Материал. Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.
Ход игры
Взрослый начинает занятие с чтения потешки:
— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить! ч
— Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит «Курочка у нас будет белого цвета». Демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки».
В отверстие панели взрослый вставляет белую мозаику, еше раз напоминает, что курочка будет такого, белого цвета. Следом за белой мозаикой помещает одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикот и предлагает найти еще одного цыпленка и устроить его рядом с братишкой — пусть идут следом за мамой-курочкой.
Если ребенок неуверенно выполняет задание, взрослы! помогает ему и просит найти еще двух-трех цыплят. После того, как все цыплята будут найдены и размещены гуськом позади курочки, малыш еще раз выполняет задание самостоятельно.
Предположим, ребенок допускает ошибки. Взрослый может подсказать: «Посмотри: все ли цыплятки у тебя одинаковые? Какого цвета бывает цыпленок?» и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 51.37 КБ |
Предварительный просмотр:
1
по теме:
Что такое дидактическая игра и ее характерные особенности.
Воспитатель: Мачкалян Г.А. МДОУ № 4 г. Курганинска
ЧТО ТАКОЕ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель ее учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.
Поскольку в дидактических играх задачи умственного воспитания сочетаются с деятельностью, они являются эффективным средством обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Содержание дидактической игры это всегда осуществление какой-либо умственной задачи. Выполнение правил способствует воспитанию мышления, воображения, памяти и т.д.
Например, в дидактической игре "Где находится?" дети должны найти спрятанный предмет. Требуется сноровка и умение ориентироваться в пространстве. В этой же игре решаются и речевые задачи.
Следовательно, дидактическую игру можно широко использовать в дошкольном обучении.
Для того чтобы дидактическая игра выполняла свои функции и назначения, она должна иметь специальную структуру:
а)задачу,
б) действие,
в) правило
г) результат, заключение игры.
Задача в игре должна возбуждать интерес у детей, привлекать их внимание, чтобы они с охотой брались за ее реализацию. Она должна слагаться из таких действий, которые требуют от детей определенного умственного усилия к выполнение которых доставит им приятное и радостное чувство удовлетворения.
Действие в игре это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.
Правила являются необходимой частью дидактической игры и занимают в ней такое большое место, что часто дидактические игры по праву называют "играми с правилами". *
Правила подчиняются задаче игры. Они раскрывают и организуют деятельность так, чтобы она наверняка была направлена на выполнение задачи в игре. Поэтому деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать
«ВЫБОР ДИДАКТИСКОИ ИГРЫ,ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЕ»Чтобы добиться наиболее успешного осуществления дидактических игр необходимо: правильный выбор дидактических игр их организация и проведение.
При выборе игры следует, прежде всего, осуществлять принцип идейности. Задача игры всегда должна соответствовать целям воспитания.
При выборе дидактической игры следует исходить из знаний, полученных детьми, иначе дидактическая игра не будет действенным воспитательным средством.
Как мы знаем, большинство дидактических игр может осуществляться при условии, что дети в процессе занятий твердо овладели программным материалом. Исходным пунктом при выборе игр является ее содержание.
Например: в дидактической игре «Когда ты это делаешь?», « Скажи что- нибудь о картинке» и др. воспитатель должен подчеркнуть в игре и воспитательную сторону этих правил, т.е указать на то ,как важно выполнять их регулярно.
При выборе дидактических игр воспитательница должна согласовывать их содержание с задачами, которые ставились на занятии, причем она использует возможности дидактических игр для того, чтобы практически применить, проверить и систематизировать знания детей.
И еще самое главное при выборе, должно учитываться возраст детей. В разновозрастной группе нужно выбирать либо две группы для младших и старших, либо организовывать общую, но правила или упросить или, напротив, усложнить так, чтобы они соответствовали и возрастным возможностям детей. Например, в дидактической игре «Кто найдет цветок для мотылька?»
Если взять детей младшей группы берутся основные цвета, но, проводя игру с подготовительной группой, мы берем различные оттенки и выносим игру на площадку или лужайку. Здесь от детей требуется больше навыков, умений и знаний.
Выбрав игру, воспитатель приступает к ее непосредственному проведению. При этом важно, чтобы игра не только основывалась на предшествующих знаниях детей ,но и способствовала их дальнейшему развитию. Для этого очень важно найти соответствующий способ, метод ее проведения и организации.
Выбор дидактической игры, правильность ее проведения и способ организации - решающие условия успеха ее воздействия.
Первоочередным и главным условием успешной организации дидактической игры является активный интерес детей. Поэтому нельзя ни на минуту забывать о необходимости возбуждать и поддерживать интерес детей к игре.
«ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙРЕБЕНКА»
Дидактическая игра помогает закреплять пройденный материал, является дополнительным или же самостоятельным методом при проведении занятия в детском саду.Широкое использование дидактических игр в детских садах объясняется возрастными особенностями детей в дошкольный период: внимание, память, воображение, воля и мышление ребенка не настолько развиты, чтобы уже на дошкольной ступени могли быть использованы методы и средства школьной работы в таком объеме, как в школе.
Дидактическая игра-это метод обучения, способствующий силам и возможности детей дошкольного возраста.
Выполнение условий игры, главным образом соблюдение правил, осуществление задач требует от ребенка сосредоточенного внимания, наблюдательности, запоминания и воспроизведения, что приближает игру к дошкольному обучению.
Функция игры (дидактической) при получении знаний и навыков зависит от деятельности в игре. Если исходит из указанной точки зрения, то дидактические игры можно разделить на две группы, к первой игры, позволяющие воспитателю давать детям наглядные объяснения, т.е. вести их к начальному усвоению без нарушения характера игры; ко второй, гораздо большей группе мы отнесли бы игры, которые могут развиваться только тогда, когда дети уже усвоили некоторые знания и навыки. К этой большинство игр, связанных со счетом: в них закрепляются и применяются знания, которые дети приобрели во время занятий.
«КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА»
Цель. Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
Материал. Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.
Ход игры
Взрослый начинает занятие с чтения потешки:
- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить! ч
- Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит «Курочка у нас будет белого цвета». Демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки».
В отверстие панели взрослый вставляет белую мозаику, еше раз напоминает, что курочка будет такого, белого цвета. Следом за белой мозаикой помещает одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикот и предлагает найти еще одного цыпленка и устроить его рядом с братишкой — пусть идут следом за мамой-курочкой.
Если ребенок неуверенно выполняет задание, взрослы! помогает ему и просит найти еще двух-трех цыплят. После того, как все цыплята будут найдены и размещены гуськом позади курочки, малыш еще раз выполняет задание самостоятельно.
Предположим, ребенок допускает ошибки. Взрослый может подсказать: «Посмотри: все ли цыплятки у тебя одинаковые? Какого цвета бывает цыпленок?» и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дошкольный возраст,характерные особенности психического развития в нём
Родителям на заметку...
Характерные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566365","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566369","at...
Характерные особенности при проведении игр по сенсорному воспитанию в младшей группе
Характерные особенности при проведении игр по сенсорному воспитанию в младшей группеПунтус Светлана Владимировна,воспитатель 1 младшей группы,ГБДОУ Детский сад № 78 Сенсорное воспитание нап...
Характерные особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дошкольного возраста
В материале представлены определения понятий "Дети- сироты", "Дети, оставшиеся без попечения родителей". Также, выделены группы детей, по степени эмоциональной недостаточности, опи...
Характерные особенности развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматривается понятие "выразительность речи". Описаны основные интонационные характеристики, особенности развития выразительности речи детей 6-7- лет....
Консультация для педагогов Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра.
.Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра....