Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов ДОУ.
статья на тему
Ни для кого не секрет, что для успешного проведения семинара, тренинга, беседы, собрания и т.д. очень важно установить доброжелательный контакт, ведь именно доверительная и доброжелательная атмосфера способствует эффективному и конструктивному взаимодействию сторон. Для этого можно использовать разные методы и приемы, но мой опыт показал, что кокология может оказаться незаменимым помощником в создании непринужденной атмосферы общения как с педагогами ДОУ, так и с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кокология | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов ДОУ.
«Те, кто озаряет жизнь других,
не останутся сами без света»
Джеймс Мэтью Барри
Ни для кого не секрет, что для успешного проведения семинара, тренинга, беседы, собрания и т.д. очень важно установить доброжелательный контакт, ведь именно доверительная и доброжелательная атмосфера способствует эффективному и конструктивному взаимодействию сторон. Для этого можно использовать разные методы и приемы, но мой опыт показал, что кокология может оказаться незаменимым помощником в создании непринужденной атмосферы общения как с педагогами ДОУ, так и с родителями.
В нашем ДОУ я успешно использую приемы кокологии как при проведении различных семинаров для педагогов, так и для создания позитивной атмосферы на педагогических советах и планерках.
Что же такое кокология? Термин «кокология» происходит от японского слова «кокоро», что переводится как дух, ум, сознание, а если еще шире, то «внутренний мир». Кокология занимается разработкой и интерпретацией легких и позитивных тестов, которые стимулируют воображение и заставляют человека логически или визуально дополнить ситуацию или картину. В настоящее время успешно развивается проект «Кокология», которым руководит профессор психологии Исаму Сайто (Университет Риссё) и его коллега Тадахико Нагао. Основной концепцией проекта является придумывание игр-тестов, в которых человек представляя себя в обыденных или фантастических ситуациях, не задумываясь, отвечает на простые вопросы. Ответы трактуются с точки зрения научной психологии.
Чтобы не разочароваться и получить максимально достоверные ответы, следует соблюдать простые правила кокологии - игры:
1. Запомните первый образ, который придет вам в голову и сконцентрируйтесь на нем. После этого найдите из предложенных вариантов ответов тот, что наиболее приближен к Вашему образному ответу.
2. Расслабьтесь и отвечайте первое, что приходит на ум.
3. Не путайте кокология - тесты с тестами на логику. Здесь она совершенно не нужна.
Кокология тесты – идеальный микс науки и развлечений. Пусть данные тесты нельзя назвать ни слишком серьезными, ни научно обоснованными (впрочем, у основателей кокологии несколько иное мнение на этот счет), зато с задачей поднять настроение, создать теплую и душевную атмосферу, наладить коммуникацию между людьми, удивить, рассмешить – они вполне справляются. А некоторые из педагогов нашего ДОУ, игравших в эту психологическую игру утверждают даже, что кокология помогла им по-новому взглянуть на себя, переосмыслить отношения с окружающими, разобраться в причинах собственных проблем…
Работа воспитателя или педагога дошкольного образования – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности. К педагогу дошкольного учреждения предъявляются особые и очень серьезные требования. Педагог должен уметь определять индивидуальные способности малышей, развивать их и обращать внимание родителей на успехи или проблемы их детей. А тут уже требуется знание приемов успешной коммуникации с взрослым человеком, ведь родители тоже все разные.
Так, что кокология направлена еще и на решение ряда важных задач:
- развитие творческой инициативы педагогов;
- развитие эмоциональной произвольности;
- совершенствование коммуникативных навыков;
- развитие навыков саморегуляции педагога;
- снятие психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения (педагога с педагогом, педагога с ребенком, педагога с родителями);
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал сновидения королевской дорогой к бессознательному. Создатели забавной психологической игры – кокологии утверждают, что их изобретение также способно помочь нам проникнуть в тайны собственного подсознания и узнать о себе много нового и неожиданного. И, в отличие от психоанализа, свой кокологический «диагноз» вы узнаете за 2-3 минуты.
В ее арсенале – ряд ситуативных тестов, предлагающих человеку, подключив воображение, ответить на определенные вопросы, дорисовать картинку, выбрать из предлагаемых вариантов тот, который больше по душе, представить и описать ту или иную ситуацию… В итоге, дав ответ на невинный, казалось бы, не имеющий к нам никакого отношения вопрос и получив интерпретацию ответа, участники игры зачастую узнают о себе немало интересного.
К примеру, представив себе птичку определенного цвета мы узнаем, … как скоро в нашей жизни произойдут долгожданные перемены. Описываем культпоход в музей и выясняем, … какое впечатление производим на людей при первой встрече.
Хотите сыграть в кокологию? Тогда запомните правила:
- По возможности, не играйте в одиночку. Конечно, не будет ничего страшного в том, что вы ответите на вопросы тестов в одиночестве, но поверьте: гораздо большее удовольствие вы получите, делая это в коллективе. Ведь кокология – не просто игра, а инструмент общения. И, кто знает, может, именно благодаря ей вам удастся понять причины тех или иных разногласий и конфликтов, которые порой возникают между вами и окружающими? Или найти множество точек соприкосновения с человеком, который недавно пришел работать к вам в коллектив.
- Будьте спонтанны. Не стоит долго размышлять над каждым вопросом, - отвечайте первое, что приходит в голову. Помните: правильных или не правильных ответов в данном случае не существует.
- Не старайтесь, во что бы то ни стало предугадать интерпретацию ответов, не забегайте вперед. Что с того, что вы приобретете в глазах окружающих славу Шерлока Холмса? Цель данной игры заключается не в демонстрации способностей к дедукции, а в познании себя и окружающих. Так не лишайте себя возможности узнать о себе много нового и неожиданного.
- Будьте честными и искренними, отвечая на вопросы. Какой прок в игре на самопознание, если мы будем давать лживые ответы?
- Прежде чем начать игру, приготовьте все необходимое. Речь идет о бумаге и ручке, - они могут понадобиться при выполнении некоторых заданий.
- И, наконец, последнее напутствие - Смотрите на мир шире, не стоит воспринимать все слишком буквально и чересчур серьезно.
Тест «Наши любимые животные»
Какие животные вам нравятся больше всего? Подумайте об этом и назовите трех из них в порядке предпочтения. При этом не забудьте как можно подробнее описать те качества, которые вам особенно симпатичны в каждом из зверей.
Например: 1) Кошка (ласковая, уютная, независимая и т.д.); 2) Собака (верная, веселая, хороший компаньон и т.д.); 3)Хомяк (милый, неприхотливый, забавный и т.д.)
Интерпретация ответов:
Суть теста: Три, названных вами животных, отражают три стороны вашей личности.
1) Животное, которое вы назвали первым, – это тот идеал, к которому вы стремитесь. Качества, которым вы наделили животное, помещенное на первое место, говорят о том, каким вы хотите быть.
2) Второе животное символизирует вашу сущность, те его характеристики, которые вы перечислили – отражают и ваши собственные черты характера.
3) Давая характеристику третьему животному, вы, вероятно, и не предполагали, что описываете то, каким вас видят со стороны окружающие вас люди. А это именно так.
Вот так непринужденно и с улыбкой можно помогать нашим педагогам познавать себя и делиться своим внутренним миром с окружающими.
Я очень часто использую кокологию и в работе с детьми, и со взрослыми. Просто палочка - выручалочка. Всем очень нравиться!
Список использованной литературы:
- Батаршев А., Алексеева И., Майорова Е. Диагностика профессионально важных качеств. - С-Пб.: «Питер», 2007г.
- Нагао Т., Сайто И. Кокология. Психологические игры. – Киев, Москва, С.-Петербург: «София», 2003г.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Создание благоприятной атмосферы в семье"
Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосфере....
Памятка для родителей по созданию благоприятной атмосферы
Памятка для родителей по созданию благоприятной атмосферы в семье....
Памятка для родителей: "Создание благоприятной атмосферы в семье"
Советы родителям по созданию благоприятной атмосферы в семье...
"Создание благоприятной атмосферы в семье"
Семья – это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми.Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к мате...
Индивидуальный план самообразования «Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии»
Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии в дошкольном учреждении...
Семинар-практикум "Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе" для педагогов младших групп
Конспект семинара-практикума...
Консультация для педагогов по созданию благоприятной атмосферы в дошкольном учреждении.
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитате...