Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора.
консультация по теме
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult._dlya_vospitateley.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
Нельзя быть равнодушным к истокам – Национальной культуре, особенно к
русской культуре, пребывающей в
некоторой степени в кризисе.
Мы забыли свою культуру. И что обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая как русская, – нет. А мы знаем, что через культуру воспитывается эстетическое восприятие. Стремление к прекрасному – естественная потребность человека, и её надо воспитывать с раннего детства. Через музыку, песни, художественное слово ребёнок в возрасте от 2 до 7 лет жадно познаёт всё многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.
Праздники и развлечения радуют малышей, создают у них приподнятое настроение. Музыка, песни, художественное слово (потешки, сказки, стихи) – самые доступные и эффективные средства эстетического развития маленьких детей. Кроме того, они воспитывают у малышей чувство товарищества, любовь к природе и родной земле. Различные виды художественной деятельности, основа которых – народное творчество, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Знакомясь с народным искусством, они учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Так, слушая фольклорную сказку, получают представления о добре и зле, слушая музыкальное произведение, учатся понимать и эмоционально реагировать на содержание.
Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Детский фольклор – это ценное средство в воспитании ребёнка. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и эмоциональную отзывчивость.
Часто используйте народный фольклор как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми: в играх, когда обыгрываю игрушку, например, берем игрушку кошечки и читаем малышам потешку:
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубы белые.
Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ,
И петух и курица
С деревенской улицы
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
Используйте потешки и на прогулках, при определённых явлениях погоды (когда идёт дождь или светит солнце, дует ветер или наблюдаем радугу).
«Радуга-дуга не давай дождя,
Давай солнышко-колоколнышко.»
Используйте скороговорки при закреплении определённых звуков:
От топыта копыт пыль по полю летит.
«Мышонок да мышь: Ты всё шуршишь - не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Шапка да шубка – вот и весь мишутка.
Баран - буян залез в бурьян.
У осы не усы, а усики.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Соломы воз возница вёз.
На возу коза. Под возом лоза.
Дети с удовольствием слушают прибаутки, потешки, заклички. Обыгрывайте действия с куклой (укладываем спать, моем перед едой руки и т.д.), пойте колыбельные песенки, читайте потешку «Водичка, водичка...». Использую мирилки:
«Мирись – мирись
И больше не дерись,
- А если будешь драться,
- Я буду кусаться,
- А кусаться ни почём,
- Буду драться - кирпичом,
- А кирпич сломается,
- Скоро дружба - начинается»!
Проводите с детьми небольшие театрализованные представления в сказках «Репка», «Колобок», «Курочка-ряба», где дети надевают маски дети ещё не совсем до конца понимают смысл всего происходящего, но им нравится переодеваться, играть в эти игры.
В наше время, время хитов, невольно задумываешься о том, чему учатся наши дети, какую они слышат речь, современный сленг и хочется научить их слушать и слышать нашу народную речь через потешки, русские народные сказки, слушать русские песенки, знакомить их с русскими праздниками. Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА"
Материалы из опыта работы....
Доклад на тему "Актуальность художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства."
Предлагаемая мною программа. "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с хохломской росписью" — одно из педагогических условий р...
Художественно-эстетическое воспитание детей̆ дошкольного возраста средствами народного фольклора
Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в...
Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной игры. (тема по самообразованию)
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольног возраста средствами народной игры....
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами казачьего фольклора»
Знакомство подрастающего поколения с национальными традициями, обычаями, культурным прошлым, своего народа. Глубже познакомиться с методами, приёмами и способами воспитания детей пат...
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.
В статье рассказывается о овладении детьми дошкольного возраста навыками рисования, обогащения техники рисования через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Яркие образы народных иг...