Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй
методическая разработка по теме

Колесникова Светлана Валерьевна

практический семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konfliktnye_situatsii_v_rabote_pedagoga_s_roditelyami.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» Практический семинар для воспитателей

Колесниковой Светланы Валерьевны

                                                             педагога-психолога

                                                             МКДОУ д/с «Подснежник»

                                                             пгт Подосиновец Кировской области

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в безобразную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации.

Упражнение «Яблочко и червячок»

Ведущий (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Ведущий: А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог – родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.                                                                                           Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно. Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.                                                                                                                Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

▪ возникновение конфликта (появление противоречия);

▪ осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;

▪ конфликтное поведение;

▪ исход конфликта.

Конфликт «педагог – родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществить на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций

Ведущий: Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и собственным.

(Ведущий раздает участникам семинара заранее приготовленные распечатки модели «Способы выхода из конфликтной ситуации»).

Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу)

Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

(Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы, где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, «плюсы» и «минусы» этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал).

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Соревнование

Стремление добиться своего в ущерб другому.

Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью.

Необходимость срочного разрешения конфликта.

Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.

Большая вероятность испортить отношения.

Уклонение

Уход от ответственности за принятие решений.

Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время.

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов.

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты.

Отсутствие власти.

Нерешенность конфликта.

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок.

Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов.

Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей.

Получение только половины ожидаемого.

Лишь частичное устранение причин конфликта.

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников.

Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта.

Заинтересованность обеих сторон.

Четкое понимание точки зрения противника.

Желание обеих сторон сохранить отношения.

Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.

Ведущий: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

(Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их.)

Выполнение антистрессового упражнения

Ведущий: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.                                                                      Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стират»ь с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.                                                                           В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй"

Данный семинар является помощью педагогам-психолгам. Раскрывается понятие конфликта. Описаны способы выхода из конфликтных ситуаций....

Способы выхода из конфликтных ситуаций при работе с семьёй

практикум для воспитателей по выходу из конфликтных ситуаций с родителями...

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

Практический семинар "Способы выхода из конфликтной ситуации в работе с семьёй"

В условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения происходит полноценное воспитание дошкольников. Поэтому, наша основная задача сделать так, что бы родители стали нашими активными помощ...

«Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй»

           Практический семинар для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй»Теоретическое обоснование конфликтов в ...