Практический семинар для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй"
методическая разработка по теме
Данный семинар является помощью педагогам-психолгам. Раскрывается понятие конфликта. Описаны способы выхода из конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskiy_seminar_dlya_vospitateley.odt | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический семинар для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Заблуждаться – это человеческое
Прощать – это божественное
Конфликтовать – это дьявольское
Ход семинара:
Упражнение «Яблоко и червячок»
Ведущий (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Чтобы вы ответили червяку? Предлагаю открыть глаза и записать свой ответ.
Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог – родитель»
Теперь я расскажу вам о конфликтах и способах их разрешения. Слова «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако, конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, помогает прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя очень важно.
Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Конфликтные ситуации могут возникать в работе даже высокопрофессиональных, опытных воспитателей, а страдает в результате наиболее уязвимое звено – ребенок.
Выделяют 4 стадии прохождения конфликта:
возникновение конфликта, то есть появление противоречия;
осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
конфликтное поведение;
исход конфликта.
Конфликт «педагог – родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обуславливает поведение педагога как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессию даже у самого миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Способы выхода из конфликтной ситуации
Существует 5 способов выхода из конфликтной ситуации: конкуренция, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество.
Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера, стремление добиться своего в ущерб другому. Этот способ применятся при наличии заинтересованности в победе, при обладании определенной властью, при необходимости срочного разрешения конфликта. Возможный результат: испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе и большая вероятность испортить отношения.
Избегание или уклонение характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. Человек уходит от ответственности за принятие решений. Данный способ применяется, когда не очень важен исход, отсутствует власть. Собеседник желает выиграть время. Недостаток данного способа заключается в тот, что конфликт может перейти в скрытую форму.
Приспособление – это сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов. Данный способ используется, если есть желание сохранить мир, участник осознает собственную неправоту. В результате конфликт может быть нерешен.
Компромисс – поиск решений за счет взаимных уступок, то есть достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. Компромисс обычно применяется при условиях одинаковой власти, при необходимости срочного разрешения конфликта, и если другие способы неэффективны. Недостатком компромисса является получение только половины ожидаемого.
Сотрудничество. Данный способ выхода из конфликтной ситуации позволяет учесть интересы обеих сторон. Применяется данный способ при наличии времени, необходимого для разрешения конфликта, при заинтересованности обеих сторон выйти из конфликтной ситуации при помощи сотрудничества, при желании обеих сторон сохранить отношения, и когда есть четкое понимание точки зрения противника. Не смотря на эффективность этого способа, существуют недостатки – это временные и энергетические затраты и негарантированность успеха.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее правильными способами выхода из конфликта являются компромисс и сотрудничество. Однако любой способ может оказаться эффективным, поскольку у каждого есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».
(Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их.)
Примерные ответы участников:
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри какая там симпатичная груша».
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам».
Приспособление: «Такая видимо у меня доля тяжкая»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкуснее».
Выполнение антистрессового упражнения
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Я хочу предложить вам упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте по - удобнее, расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Теперь нужно произвести проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» ее до полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений происходит адаптация к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
Антистрессовое упражнение «Стирание» конфликтной ситуации
Цель упражнения: поддержания стабильного психологического состояния, профилактика различных профессиональных психосоматических расстройств.
Ход упражнения
Сядьте по - удобнее, расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Теперь нужно произвести проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» ее до полного исчезновения.
Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений происходит адаптация к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
Способы выхода из конфликтной ситуаци
Способ выхода из конфликтной ситуации | Стиль поведения | Условия применения данного способа | Недостатки |
Конкуренция (соревнование) | Стремление добиться своего в ущерб другому | Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта | Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения |
Избегание (уклонение) | Отсутствие внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера | Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время | Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму |
Приспособление | Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов | Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти | Нерешенность конфликта |
Компромисс | Поиск решений за счет взаимных уступок | Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей | Получение только полвины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта |
Сотрудничество | Поиск решения, удовлетворяющего всех участников | Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника.Желание обеих сторон сохранить отношения | Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй
практический семинар для педагогов...
Способы выхода из конфликтных ситуаций при работе с семьёй
практикум для воспитателей по выходу из конфликтных ситуаций с родителями...
Семинар- практикум "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей"
Семинар- практикум "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей"...
Семинар - практикум "«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Для старших воспитателей, педагогов ДОУ...
Раздаточный материал для педагогов «Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" разных стилей» на практической консультации "Конфликтолология. Способы выхода из конфликтной ситуации при работе с семьей"
раздаточный материал для педагогов "Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы разных стилей."...
Практический семинар "Способы выхода из конфликтной ситуации в работе с семьёй"
В условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения происходит полноценное воспитание дошкольников. Поэтому, наша основная задача сделать так, что бы родители стали нашими активными помощ...
«Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй»
Практический семинар для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй»Теоретическое обоснование конфликтов в ...