Рабочая программа группы раннего
рабочая программа (младшая группа) на тему

Корчёмкина Марина Александровна

Пояснительная записка

    

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «РАДУГА» под редакцией Т.Н. Дороновой, В.В Гербовой. Расширение программного содержания осуществляется за счёт внедрения парциальной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ -  в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста.

        Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 2 младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

1.    Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

2.    Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

3.    Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.

4.    Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1.    Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

2.    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3.    Самостоятельная деятельность детей.

4.    Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей  программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

      Данная рабочая программа разработана в связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ.

1.1.          Возрастные особенности детей 3-4 лет

      В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

     Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

      Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

     Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

     Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

     Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.

      Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

     Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

     Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

     Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

     В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

 

1.2.Цели и задачи рабочей программы

 

Цель рабочей программы:

- обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи рабочей программы:

1.     Укрепление и сохранение физического и психического здоровья каждого ребенка, их физического развития и эмоционального благополучия.

2.     Создание общности пространства детско-взрослого взаимодействия в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

3.     Формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

4.     Оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого воспитанника.

5.     Взаимодействие с семьей в рамках осуществления полноценного развития ребенка.

Ведущая идея рабочей программы – развитие личности ребенка в единстве образования, воспитания и здоровьесбережения.

Показателями рабочей программы являются:

· Построение целостного педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей;

· Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

· Гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;

· Развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;

· Организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;

· Право выбора самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.

 

1.3.Принципы и подходы к формированию рабочей программы

 

         При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:

· Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

· Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)

· Отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);   

· Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;    

· Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;    

· Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;  

· Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

· Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.  

·  Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей;

· Учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

· Направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

 

 

2.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

2.1.Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей

 

Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания в ДОУ: с 700 до 1730 часов.

Образовательный процесс осуществляется с первого сентября по тридцать первое мая. Летний период – с первого июня по тридцать первое августа.

Режим дня устанавливается в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей и способствует их гармоничному развитию. При составлении и организации режима дня учитываются обязательные, повторяющиеся (стереотипные) компоненты:

- время приема пищи;

- укладывание на дневной сон;

- общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часов. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. Общая продолжительность сна для детей дошкольного возраста в период нахождения в ДОУ составляет 2,0 - 2,5 часа (дневной сон).

 При проведении режимных процессов в ДОУ соблюдаются следующие позиции:

·       Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании);

·       Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;

·       Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;

·       Формирование культурно-гигиенических навыков;

·       Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;

·       Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;

·       Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа в группе раннего возраста.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Введение

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ, с учётом регионального компонента, в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста.

Ведущими целями является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе освоения детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Освоение образовательных областей ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением через разнообразные виды детской деятельности.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

1.1 Возрастные особенности детей 2-3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.2 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -10°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2, 5 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. Для эффективного решения программных задач крайне желательно ежедневное чтение. Для детей 2-3 лег длительность чтения с обсуждением прочитанного рекомендуется до 5-10 минут.

Примерный режим дня в первой младшей группе

Прием детей, самостоятельная деятельность 7.10-8.10

Подготовка к завтраку, завтрак 8.10-8, 30

Самостоятельная деятельность 8.30-9.00

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) 9.00-9.10-9.20

Подготовка к прогулке 9.20-10.00

Прогулка 10.00-11.00

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду 11.00-11.20

Обед 11.20-12.10

Подготовка ко сну, дневной сон 12.10-15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность 15.00-15.15

Полдник 15.15-15.30

Самостоятельная деятельность 15.30-15.45

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) 15.45-15.55-16.05

Подготовка к прогулке 16.05-16.20

Прогулка, самостоятельная деятельность, уход детей домой 16.20-17.30

В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.

1.3 Перечень основных видов организованной образовательной деятельности

По действующему СанПиН для детей ясельного возраста от 1, 5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут (СапПиН 2.4.1.1249-03) .

Образовательные области Виды занятий Количество занятий в неделю Количество занятий в год

Физическое развитие

Физическая культура и здоровье физкультурное 3 87

Познавательно – речевое развитие

Познание Формирование целостной картины мира -

Развитие элементарных математических представлений -

Конструирование 1 29

Коммуникация Развитие речи 1 29

Чтение художественной литературы Ознакомление с художественной литературой 1 29

Художественно – эстетическое развитие

Художественное

творчество Рисование 1 29

Аппликация -

Лепка 1 29

Музыка Музыкальное 2 58

ИТОГО: 10 290

2. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО_- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

(РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ)

2.1 Содержание психолого-педагогической работы

по образовательной области «Здоровье»

в группе раннего возраста

Разработал воспитатель:

Корчёмкина М.А.

Пгт Усть-Абакан

2013г.

Пояснительная записка

«Содержание образовательной области „Здоровье"(направление «Физическое развитие») в первой младшей группе направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

• воспитание культурно гигиенических навыков;

• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Сохранение и укрепление Физического и психического здоровья детей

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) .

Во время еды учить детей правильно держать ложку.

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) ; в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки —смотреть, ушки —слышать, носик - нюхать, язычок — пробовать (определять) на вкус, ручки—хватать, держать, трогать; ножки—стоять, прыгать, бегать, ходить; голова—думать, запоминать; туловище — наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

Содержание психолого-педагогической работы

Месяц Сохранение и укрепление физического и психического здоровья

Воспитание культурно-гигиенических навыков Формирование представлений о здоровом образе жизни

Сентябрь

Утренняя гимнастика

Подвижные игры.

Физминутки.

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика

Дыхательные упражнения

Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.

Октябрь Во время еды учить детей правильно держать ложку.

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) ;

в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду

Беседы

Чтение художественной. литературы

Рассматривание иллюстраций

Консультации для родителей

Информационные стенды

Беседа «Наши глазки»

Игра Вижу - не вижу»

«Кто спрятался»

«Найди предмет»

«Разноцветные игрушки»

«Найди такой же предмет» язычок — пробовать (определять) на вкус, голова—думать, запоминать; туловище — наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

Беседа «Ушки чтобы слышать»

Игры «Как нужно ухаживать за собой»

Ноябрь Памятка для родителей «Как предотвратить опасность? »

Декабрь Беседа «Что у меня есть? »

Игры «Ручки—хватайки, ножки—побегайки»

Потешки и попевки о человеке, его здоровье и теле.

Январь Беседа «Носик – нюхать»

Игры «Ветерок под носом»

«Дышим носиком»

Февраль Беседа «Люди и машины»

Беседа «Правила поведения в транспорте»

Игры «Если я сделаю так»

Памятка для родителей «Правила дорожного движения»

Март Беседа «Как я двигаюсь» .Игры «Ручки и ножки», «Почему мы кушаем»

Стихи «Витамины»

Л. Зильберг

Апрель Беседа «Наши зубы»

Чтение потешек о воде, гигиене и человеке

Май Повторение пройденного материала

2.2 Содержание психолого-педагогической работы

по образовательной области «Социализация»

Пояснительная записка

"Содержание образовательной области „Социализация" (направление «Социально-личностное развитие) направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

• развитие игровой деятельности детей;

• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) ;

• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые игры

Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Подвижные игры

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание) .

Театрализованные игры

Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт, расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор) .

Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и нет живой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм) .

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых) .

Дидактические игры

Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник) ; составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков) ; сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина) .

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало? » и т. п.) ; слуховой дифференциации («Что звучит? » и т. п.) ; тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый —холодный», «Легкий —тяжелый» и т. п.) ; мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.) .

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

(в том числе моральным)

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого) ; излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

Образ Я. Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада. Закреплять умение называть свое имя.

Семья. Развивать умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.) .

Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

Родная страна. Напоминать детям название города (поселка, в котором они живут.

Театрализованные игры Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Содержание психолого-педагогической работы

Сентябрь С/р «Семья»

С/р «К нам гости пришли»

С/р «Дочки-матери»

С/и. «Путешествие» Диагностика

Беседа «Поделись игрушкой»

Игра «Подари подарок»

С/р игры «Семья»,

«Подарки»

Игра «Мячик к деткам», «Кто у нас хороший»

Октябрь С/р «Шоферы»

С/и «Зайка заболел»

С/р «Больница»

С/р «Семья» С/р игры «Семья»,

«Подарки»

Беседа с рассматривание

а льбома «Моя семья», «Мы в детском саду»

Ноябрь С/р «Семья»

С/р «Айболит»

С/р «Больница»

С/р «Поездка на машине»

Игры-развлечения «Дружные ребята», «Дружат дети»

Обыгрывание «Мои любимые игрушки»

Декабрь С/р «Паррикмахерская»

С/р «Встречаем гостей» Беседы .«Жадность» «Поговорим о доброте»

Игры по теме «Радость» Игры «Дружные ребята», «Дружат в нашей группе… »

Январь С/р «У кукол Новый год»

С/р «Семья - праздник ёлки»

С/р «Парикмахерская»

«Шаловливые игры»

Игры по теме «Страх», «Радость» Хороводные игры, развлечения «Наш весёлый хоровод»

Февраль С/р «Больница»

С/р «Магазин игрушек»

С/р «Семья»

С/р «Автобус»

Игра «Злой язычок»

Игра «Давайте жить дружно» Беседа «Где гуляли наши ножки», «Что есть у нас на участке»

Рассматривание иллюстраций о военных

Март С/р «Готовимся к празднику»

С/р «Птешествие»

С/р «Шофёры»

С/р «На бабушкином дворе»

Игры .«Учимся понимать чувства других людей»

Игры по теме «Мальчики и девочки» Беседа о семье, об имени, Игра «Мячик к деткам»

Апрель С/р «Парикмахерская»

С/р «Семья»

С/р «Поездка в магазин»

С/р «Путешествие»

Игровые ситуации

«Учимся доброжелательности»

Игры по теме «Давайте жить дружно»

Дидактическая игра «Матрёшки стали в хоровод»

Май Повторение знакомых игр Беседа : «Добрые и злые поступки»

Игры по теме: «Наши эмоции»

2.3 Содержание психолого-педагогической работы

по образовательной области «Труд»

Пояснительная записка

Содержание образовательной области „Труд" (направление «Социально-личностное развитие») направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

• развитие трудовой деятельности;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека»".

Развитие трудовой деятельности

• Обучать детей порядку одевания и раздевания; формировать умение складывать в определенном порядке снятую одежду. Приучать к опрятности. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.

• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

• Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

• Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

• Воспитывать интерес к труду взрослых. Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.

• В помещении и на участке привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит) .

• Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т. д. )

Содержание психолого-педагогической работы

Месяц

Сентябрь Обучать детей порядку одевания и раздевания Приучать поддерживать порядок в игровой комнате

Наблюдение за трудом дворника

Октябрь Обучать детей порядку одевания и раздевания Приучать поддерживать порядок в игровой комнате

Наблюдение за трудом дворника

Ноябрь Обучать детей порядку одевания и раздевания

Формировать умение складывать в определенном порядке снятую одежду.

Приучать к опрятности.

Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате

По окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Наблюдение за трудом дворника

Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель:

Ознакомление с трудом строителей

Ознакомление с трудом доктора, медсестры

Ознакомление с трудом повара

Наблюдение за трудом дворника

Май Повторение пройденного

2.4 Содержание психолого-педагогической работы

по образовательной области «Безопасность»

Пояснительная записка

Содержание образовательной области „Безопасность" (направление «Социально-личностное развитие») направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

• передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям».

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей и т. д.

Объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, никакие предметы нельзя засовывать в ухо или в нос —это опасно!

Учить детей правилам безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице; держаться за перила.

С помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения.

О правилах безопасности дорожного движения. Дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения: автомобили ездят по дороге (проезжей части) ; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый—двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку.

Рассказать детям, что по дороге ездят различные автомобили. Ведет автомобиль водитель. В автобусах люди едут на работу, в магазин, в детский сад.

Объяснять элементарные правила поведения детей в автобусе (в авгобусе дети могут ездить только со взрослыми; разговаривать нужно спокойно не мешая другим; слушаться взрослых и т. д.) .

Читать детям рассказы, стихи, сказки по теме «Дорожное движение».

Формирование предпосылок экологического сознания

Формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.

Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя.

Содержание психолого-педагогической работы

Сентябрь Мониторинг

«Поплотнее кран закрой, осторожней будь с водой»

Мониторинг

Рассматривание уголка природы в группе

Октябрь Игры по ПДД «Машины и светофоры» Рассматривание осенних цветов

Ноябрь Беседа «Запомните, детки, таблетки – не конфетки» Рассматривание кошечки

Декабрь Беседы: «Опасные предметы»

«Скорая помощь» Беседа «Наши друзья – животные»

Январь Беседа «Только с мамой я гуляю»

Рассматривание фикуса, уход за растением

Февраль Чтение потешек и стихов о ПДД Рассматривание кролика

Совместно с воспитателем изготовление огорода в уголке природы

Март Беседа о правилах поведения среди сверстников «Хорошо и плохо» Наблюдение за веткой тополя. Наблюдение за появлением всходов

Апрель Игры «Едем на автобусе», «Идём в гости к бабушке» Труд на участке. Сеем цветы на клумбе, копаем грядку.

Май Беседа с чтением и рассматриванием иллюстраций. «Кошка и собака - наши соседи» Поливаем всходы. Ухаживаем за огородом

2.5 Содержание психолого-педагогической работы

по образовательной области «Познание»

Пояснительная записка

Содержание образовательной области „Познание" (направление «Познавательно-речевое развитие») направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов; интеллектуального развития; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»

Сенсорное развитие

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч) .

Формировать умение называть свойства предметов.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

Способствовать пониманию пространственных соотношений.

Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.) .

По окончании игры приучать убирать игрушки на место.

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.

Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, шишки, камешки и т. п.) .

Формирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много — один (один - много) .

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.)

Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар) .

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада) .

Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Предметное и социальное окружение

Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки,

посуда, одежда, обувь, мебель.

Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина) ; сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п., подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару, группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.) .

Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Ознакомление с природой

Знакомить детей с доступными явлениями природы.

Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) : называть их.

Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка, за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т. д.) .

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде) .

Сезонные наблюдения

Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.) .

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Содержание психолого-педагогической работы

Сенсорное развитие

(ФЭМП) Формирование целостной картины мира:

предметное и социальное окружение;

ознакомление с природой Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Сентябрь

 Д/у «Один – много» (матрешки)

 И/у «Выкладывание разноцветных и одноцветных дорожек» *Д/и «На игрушку посмотри и картинку подбери»

Знакомство с домашними животными и их детенышами.

Д/и «Найди свою маму» «Строим и играем»

«Домик для куклы»

«Домик для куклы»

«Машина»

«Мостик»

«Башенка»

По замыслу

Октябрь Д/и «Отберем предметы одинаковой величины»

Д/у «Построим башенки одинаковые по цвету»

Д/и «Собери матрешку»

Д/у «Назови части своего тела»

Игры с втулочками

Игры на прогулке с использованием стрелок - указателей 1.*Дикие животные

Д/и «Кто живет в лесу? »

Я и мои друзья.

 Д/и «Как тебя зовут? »

Мир вещей – дом и предметы быта.

Игра «Что есть дома? »

Профессии.

 Д/и «Спрячь картинку»

Ноябрь Д/и «отбери предметы одинаковой формы»

 «.И Д/и «Куда покатился мяч Д/и «Куда пошла кукла? »

Д/и «Матрешка в гостях у малышей»

Игры с занимательной коробкой. Игры с занимательной коробкой.

Овощи.

Д/и «Волшебное лукошко»

 «Узнай на вкус»

 Фрукты.

Д/и «Где растут фрукты? »

 «Волшебный сундучок».

Д/и «Какой? »

 Я и моя семья.

Беседа на тему «Как я помогаю своей маме». «Горка»

«Заборчик»

«Горка с воротцами»

«Поезд»

«Гараж»

«Широкая и узкая дорожки»

«Мебель для кукол» (стол и стульчик)

«Автобус»

Декабрь Д/и «Отберем предметы одинаковой формы»

Д/у «Построй башенки разные по цвету»

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Д/и «Какой? »

Пальчиковые игры «Пальчик –мальчик», «Пальчики дружат» Д/и «Чей голос»

Рассматривание комнатных растений (фикус, бальзамин) .

 Деревья.

 Сравнение летнего и зимнего дерева

Одежда.

 Д/и «У кого, что? »

Посуда.

Д/и «Мы посуду называем».

Январь Д/и «Спрячь мышку Игры с вкладышами. »

Д/и «Соберем кукле Игры упражнения с флажками бусы»

Д/и «Чудесный мешочек» (фрукты, овощи)

Д/и «Собери пирамидку» 1.*Мебель.

 Д/и «Где лежат игрушки? »

Продукты питания.

 Игра «Съедобное – несъедобное».

 Наблюдения за золотой рыбкой

Птицы.

Игра «Птичий двор».

«Паровоз»

«Рельсы для паровоза»

«Изгородь для животных»

«Построй, что хочешь»

«Качели»

«Лесенка»

«Мебель для кукол» (кроватка, диванчик)

«Комната куклы»

«Скамейка»

«Автомобиль на дороге»

«Пароход»

«Улица»

«По мосту едет машина»

По замыслу

Повторение пройденного

февраль Д/и «Какой? »

Д/и «Чудесная коробочка»

Д/и «Сложи цветок»

Д/и «Больше – меньше»

Птицы.

 Рассматривание картины «Птицы нашего села».

 Д/и «Куда, что положить? »

Транспорт.

 Д/и «Что делают машины? »

Март Д/у «Слоники и собачки»

Д/и «Логическое ведерко»

Д/и «Собери матрешку»

Игры с шариками (прокатывание в воротца)

Игры со шнуровками, застежками. 1.*Труд взрослых

Д/и «Кому, что нужно? »

Насекомые.

Д/и «Кто машет крылышками? »

Окружающие предметы.

Д/и «Назови и расскажи».

Средства коммуникации.

 Чтение К. Чуковского «Телефон» (отрывок)

Апрель Д/и «Угадай на вкус»

Д/и «Шумящие баночки» М. Монтессори

Д/у «Где звенит? Д/и «Найди и покажи»

Д/и «Подбери по цвету» 1.*Времена года. Весна.

Беседа на тему: «Что бывает весной? »

 Знакомство с новой куклой.

 Рассматривание одуванчиков

Беседа о цветах.

Май Повторение пройденного материала

«Сложи узор» Б. Никитина

«Обезьянка» Б. Никитина

Повторение пройденного материала.

Образовательная область «Коммуникация»

Пояснительная записка

«Содержание образовательной области „Коммуникация" (направление «Познавательно-речевое развитие») направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

• практическое овладение воспитанниками нормами речи»*.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне. », «Предупреди Митю. Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил? ») .

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку») ; называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом») ; имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок») .

Обогащать словарь детей:

•существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

•глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться) ;

•прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький,

•наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко) .

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.

Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов)

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь! », «Кто пришел? », «Кто стучит? ») .

Грамматический строй речи

Совершенствовать грамматическую структуру речи.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под) .

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла? ») .

Связная речь

Помогать детям отвечать на простейшие («что? », «кто? », «что делает? ») и более сложные вопросы («во что одет? », «что везет? », «кому? », «какой? », «где? », «когда? », «куда? ») .

Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Содержание психолого-педагогической работы

Способствовать развитию речи как средства общения.

Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми

(«Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел»,

«Узнай у тети Оли и расскажи мне. », «Предупреди Митю. Что ты сказал Мите?

И что он тебе ответил? ») .

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.

Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях

(например, о повадках и хитростях домашних животных) .

На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Повторение и закрепление пройденного

Рассматривание сюжетных картинок.

Сентябрь

Д/и «Найди нужный предмет»

Дом и предметы быта.

Д/и «Что есть дома? », «Я ходил и положил»

Различение и называние цвета предметов.

Д/у «Паровоз»

Тематический цикл «Игрушки»

Д/и «Раздадим игрушки».

октябрь Знакомство с овощами.

*Д/и «Огород»

Чтение А. Барто «Игрушки».

*Игра «Встали дети в круг»

*Д/и «Кто к нам пришел? »

Тематический цикл «Домашние животные»

*Д/и «Песенки животных»

Ноябрь *Рассматривание картины «Веселые путешественники»

« медвежья семья »

*Рассматривание картины «Коза с козлятами»

«Знакомство с игрушечным зайцем»

Д/и «Научим куклу раздеваться после прогулки»

Декабрь

 «Зима»

 «Ёжик»

Рассматривание сложной картины «Лиса с лисятами»

« Как зверята готовятся к празднику ёлки»

*Совместное сочинение воспитателем и детьми рассказа на тему «Зима».

*Д/и «Где снежинка? »

Рассматривание картины «Катаем шары» (автор серии

Е. Батурина)

*Д/и «Прокати шарик в ворота»

Январь *Зимние забавы

 «Лесные жители »

«Устроим кукле комнату»

Февраль

 «Такие разные предметы»

«Наблюдение за птичкой»

«Сочинение рассказа как мы птичек кормили»

д/и «Угадай по голосу»

Март

«Ознакомление с качествами предметов»

д/и «Угадай по голосу»

«Выбираем игрушки для прогулки»

«Рассматривание комнатных растений и веток с почками»

Апрель

Д/и «кукла Маша идет гулять».

Тематический цикл «Дикие животные».

«Рассматривание картины  «Весна»

д/у «Кто живёт в лесу»

Май

повторение

2.7 Содержание психолого-педагогической работы

по образовательной области «Чтение художественной литературы»

Пояснительная записка

Содержание образовательной области „Чтение художественной литературы" (направление «Познавательно-речевое развитие») направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных

представлений;

• развитие литературной речи;

•приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного

восприятия и эстетического вкуса»*.

Формирование интереса и потребности в чтении

Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это? », «Что делает? ».

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.

Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для  группы раннего возраста,

 Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям  играть в хорошо знакомую сказку.

Содержание психолого-педагогической работы

Повторение русской народной сказки «Репка».

*Д/и «Кто, что ест? »2. Чтение рассказов об осени

*Чтение потешки «Пошел котик на Торжок».

Русский фольклор

 *Инсценирование потешки.

* Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки»

* Заучивание наизусть стихотворения «Зайка». Повторение песенок, потешек, сказок,

прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.

Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра. »; «Пошел котик на Торжок. »; «Заяц Егорка. »;

«Наша Маша маленька. »; «Чики, чики, кички. », «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»;

«Из-за леса, из-за гор. »; «Бежала лесочком лиса с кузовочком. »;

«Огуречик, огуречик. »; «Солнышко, ведрышко. ».

Сказки. «Козлятки и волк»,

обр. К. Ушинского; «Теремок»,

обр. М. Булатова; «Маша и медведь»,

Фольклор народов мира

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;

«Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского;

«Ой ты заюшка-пострел. »; пер. с молд. И. Токмаковой;

«Ты, собачка, не лай. », пер. с молд. И. Токмаковой;

«Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина;

«Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б, Заходера.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла "Игрушки»)

«Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь, «Петушок»;

С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;

Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.) ; Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар. »;

Н. Саконская. «Где мой пальчик? »;

А. Пушкин.

«Ветер по морю гуляет. » (из «Сказки о царе Салтане») ; М. Лермонтов. «Спи, младенец. » (из стихотворения «Казачья колыбельная») ; А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев, в Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше. », «Был у Пети и Миши конь. »; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

Произведения поэтов и писателей разных стран

С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой. П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака. Д. Биссет. «Га-га-га! », пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья».! из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько.

2.8 Содержание психолого-педагогической работы

по образовательной области «Художественное творчество»

Пояснительная записка

Содержание образовательной области „Художественное творчество" (направление «Художественно-эстетическое развитие») направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) ;

• развитие детского творчества;

• приобщение к изобразительному искусству».

Развитие продуктивной деятельности

Рисование

Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.

Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Поощрять желание следить за движением карандаша по бумаге.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует малыш)

Формировать умение бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.

Приучать держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: пластилином, пластической массой .

Развивать умение отламывать комочки пластелина от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.) .

Формировать умение раскатывать комочек пластелина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники) ; делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок, два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать детей класть пластелин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

Развитие детского творчества

Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками,пластелином. Формировать представление о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из пластелина лепят.

Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, подводить к простейшим ассоциациям: на что это похоже.

Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами.

Побуждать дополнять изображение характерными деталями; осознанно повторять ранее

получившиеся штрихи, линии, пятна, формы.

Приобщение к изобразительному искусству

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др., их форму, цвет.

Эстетическая развивающая среда. Развивать интерес детей к окружающему: обращать их внимание на то, в какой чистой, светлой комнате они играют и занимаются, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки, на которых они спят.

На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

Содержание психолого-педагогической работы

Сентябрь 1. Знакомство с карандашом и бумагой.

«Чудо – палочки» (карандаши)

Знакомство с красками и кистью (гуашь) .

«Волшебная кисточка».

Октябрь 1. «Дождик: кап – кап» (фломастеры)

«Листопад» (краски)

Ноябрь.

«Баранки для зверят» (пластилин)

«Яблоки для куклы» (краски)

«Веточка для птички»(карандаш)

«Зёрнышки для мышонка» (пластилин)

Декабрь.

«Мячики для котят» (краски)

«Волшебные ворота» (фломастеры)

 «Ёлочные шары» (карандаши)

«Палочки для крыши» (карандаши)

Январь.

«Тарелочка» (пластилин)

«Штанишки для мишки» (краски)

«Снежная улица» (краски)

Февраль.

«Украсим тарелочку» (краски)

«Блюдца» (пластилин)

«Червячок» (карандаши)

«Печенье для щенка» (пластилин)

Март.

«Морские волны» (краски)

«Красивый зонтик» (краски)

«Лучики для солнышка» (пластилин)

«Пирожки для бабушки» (пластилин)

Апрель.

«Весенняя травка» (пластилин)

«разноцветные колечки» (карандаши)

«Заборчик» (карандаши)

«Яйцо» (пластилин)

Май.

«Лесенка» (пластилин)

«Огуречик» (пластилин)

«Сосиска для киски» (пластилин)

«Разноцветные мячи» (карандаши)

                                    Список литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа группы раннего возраста №1.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский садкомбинированного вида № 13 г Туймазы муниципального района  Туймазинскийрайон Республики Башкортостан....

Рабочая программа группы раннего возраста №2.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский садкомбинированного вида № 13 г Туймазы муниципального района  Туймазинскийрайон Республики Башкортостан....

Рабочая программа группы раннего возраста. ФГОС.

Рабочая программа группы раннего возраста (1.5-3 лет).ФГОС....

Рабочая программа группа раннего возраста по программе "Радуга"

Пояснительная запискаРабочая программа разработана в соответствии   с пунктом 6 части 1 статьи Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-и ФЗ «Об образовании в Российской Федераци...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группе раннего возраста (от2-х до 3-х лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой Срок реализации программы - 2019-2020 учебный год Воспитатели: Бузня Т. Х.

Рабочая программа группе раннего возраста(от2-х до 3-х лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группе раннего возраста (от2-х до 3-х лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой Срок реализации программы - 2019-2020 учебный год

Рабочая программа группе раннего возраста(от2-х до 3-х лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой ...