Беседа "Чему и как мы учим детей!"
материал (подготовительная группа) по теме

Литюшкина Ольга

Беседа о подготовке детей к школе, о том, какими качествами должен обладать будущий первоклассник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский д/с №3 комбинированного вида»

БЕСЕДА

для родителей

«Чему и как мы учим детей?»

 Провела:

                                   Воспитатель

 Литюшкина О.В.

Часто родители интересуются «чему и как учат сына или дочь в детском саду: как ведёт себя на занятии; справляется ли с заданием; чему учить ребёнка дома; в чём заключается помощь  родителей будущему первокласснику и т.д.»

Подготовка детей к школе- процесс многоплановый, это результат всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемый детским садом в содружестве с семьёй на протяжении всего дошкольного детства не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Многие родители подготовку к школе понимают односторонне и потому стараются обучать его чтению, письму, счёту, в общем, побольше дать ему «умных» сведений. Но не только этим определяется успех в учебе. Школа ждёт не столько «образованного» ребенка, сколько психологически подготовленного к учебному труду, т.е. будущий первоклассник должен обладать нравственно- волевыми качествами: настойчивостью и трудолюбием, прилежанием и усидчивостью, терпением и чувством ответственности, организованностью и дисциплинированностью. От этого во многом зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратиться для него в тяжкое бремя. Дети не обладающие перечисленными выше качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, а схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Именно по этому часто даже способные дети не могут хорошо учиться.

«Терпение и труд все перетрут», - говорит народная пословица. В ней заключена мудрая мысль: если человек трудолюбив, способен проявлять упорство, терпение, он легче преодолевает трудности. А учение, как известно, всегда сопряжено с их преодолением. К сожалению, некоторые родители вспоминают об этом лишь у порога школы.

- Неусидчив и нетерпелив, - жалуется мать завтрашнего первоклассника. Берется сразу за тысячу дел и тут же бросает, не закончив ни одного. Книгу листает второпях, не успевая всмотреться в картинку. Конструктор начнет собирать и, не  закончив, бросит где попало. Заставь убрать после себя вещи или игрушки- не откажется. Но что это за уборка! Все сметет в кучу, так и оставит, лишь бы побыстрей отделаться.

Пока ребенок не стал школьником, взрослые терпимо относятся к тому, что у него нет усидчивости, даже оправдывают отсутствие этого качества тем, что ребенок должен быть энергичным, подвижным, надеются на то, что нравственно- волевые качества проявятся позже.

Первые уроки терпения и усидчивости ребенок получает еще тогда, когда впервые пытается что- то делать самостоятельно. Малыш, уклоняясь от помощи, заявляет: «Я сам!» И от того, как взрослые воспримут это заявление, будет во многом зависеть дальнейшее развитие его волевых качеств. Ведь это драгоценное «я сам» всегда связано с необходимостью проявить настойчивость. Присмотритесь к малышу. Делая что- то самостоятельно, он непременно встречается с затруднениями: одеться, застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки, умыться- все это не просто для него, т.к. он еще не имеет необходимой сноровки. Но ребенок сосредоточен , терпелив, упорен, и взрослые совершают ошибку, стараясь оказать ему «скорую помощь» в его начинаниях.

С «я сам» начинает складываться привычка к усилию, эта же привычка лежит в основе формирования трудолюбия, с нее же начинается и стремление к приобретению знаний.(«Трудно, но сам добьюсь результата!»)

В подготовке ребенка к школе особая роль отводится к труду. В процессе трудовой деятельности (посильной для ребенка) возникает ответственное отношение к делу, умение обдумывать ход работы и достигать намеченного. И главное, ребенок получает представление о труде как о деле, связанном с мобилизацией усилий. Учение же в школе- это тоже труд, но еще более ответственный, требующий умственного, физического, нравственно- волевого напряжения. Поэтому жизнь ребенка в семье должна быть наполнена трудом, не только интересным, но и обязательным, требующим усилия добиваться, преодолевать, ждать. « Не хочу, но надо»- вот главный закон, которому приходится следовать ребенку, выполняя каждодневные обязанности.

В особом внимании нуждаются дети- непоседы, которым с трудом дается выполнение поручений, требующих усидчивости, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Они вездесущи, как солнечные зайчики. Шумные игры, возня для них более естественны, чем дела, требующие тишины и сосредоточенности; на занятиях они, случается, плохо себя ведут, т.к. утомляются от неподвижности. У подобного типа детей особенно важно формировать сдержанность, например, переключать их от подвижных игр на спокойные, следить, чтобы они были постоянно чем- то заняты, и вместе с ним давать возможность разрядить энергию в движении, интересных занятиях.

Непоседа с увлечением мастерит игрушку- самоделку, что- то обдумывает, рассматривает, переделывает. Не торопите его, хотя, может быть, пора обедать или готовиться ко сну. Ведь от этого он не станет быстрее думать, а его руки более ловко действовать. Лучше поступиться минутой- другой времени ради того, чтобы он смог завершить свой замысел.

Загадки по праву можно назвать спортом мысли. Они будят смекалку, воображение, память, поднимая из ее тайников то, что уже известно ребенку, учат мыслить образно, находить сходство в предметах, делать сопоставления. Однако дети часто не зная ответ и содержание загадки, отвечает механически, не вдумываясь в ее смысл. Пусть докажет правильность своего ответа. Так, к загадке: «Пусты поля. Мокнет земля, дождь поливает- когда это бывает?»- можно поставить дополнительные вопросы: «Почему ты догадался, что это осень?», «Почему пусты поля осенью?» и др.

А вот маленькие спорщики что-то выясняют очень важное. Не торопитесь вмешиваться в их жаркие и порой нелепые, с нашей точки зрения, доказательства. Ведь это своеобразное состязание в умении логически убеждать, отстаивать свою точку зрения. Чтобы доказать свою правоту, спорщикам требуется мобилизация всех своих знаний, быстрая реакция, сообразительность, умение опровергнуть все новой и новой аргументацией доводы своего оппонента. И какими бы наивными ни выглядели их суждения, пусть потренируются в умении доказывать.

Слово взрослого будет последним. Пусть оно прозвучит не как готовый ответ, а побуждая детей к самостоятельному поиску в раскрытии «истины». С этой целью полезно расспросить каждого из спорщиков: «Почему ты так считаешь?», «Откуда ты это узнал?», «Как ты догадался, что это так?», «Так кто же по- вашему прав?» и т.д.

Среди множества задач, связанных с подготовкой ребят к школе, взрослые решают и проблему воспитания у будущих школьников культуры поведения на занятиях, от которой в немалой степени зависит культура учебного труда, качество усвоения материала, умение укладываться во времени при выполнении задания, рационально и экономно работать в нужном темпе и ритме, согласовывая свои действия с действиями сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....