Становление межличностных отношений у детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме
Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Поэтому проблема становления и развития межличностных отношений детей является актуальной. Именно в дошкольные годы, как показывают специальные исследования А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, завязываются первые отношения между детьми. И к старшему дошкольному возрасту, ребенок явно предпочитает общество сверстника обществу взрослого.
Следует отметить, что немаловажную роль в этом отношении играет дошкольное учреждение. Ведь жизнь в детском саду способствует развитию межличностных отношений.
Группа детского сада первичная социально - психологическая общность, первое «детское общество», которое оказывает, наряду с семьёй, определяющее влияние на становление личности дошкольника. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становиться одной из главных. В 4-5 лет ребёнок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.
Межличностные отношения существуют внутри каждого вида общественных отношений. Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 47.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение
Тема выступления:
«Становление межличностных отношений у детей дошкольного возраста».
Подготовила: Ильинская Е.А.
Педагог-психолог МБДОУ №81
г. Муром,2013
Тема: «Становление межличностных отношений детей дошкольного возраста».
Цель: Выявление закономерности становления (развития) отношений, складывающихся между детьми дошкольного возраста.
Содержание:
- Вступительное слово и исторический экскурс
- Становление межличностных отношений у детей дошкольного возраста
- Игра, как средство становление межличностных отношений дошкольников
- Межличностные отношения и конфликты в группе
- Методы и методики, которые используют для исследования межличностных отношений дошкольников
- Заключение
- Список литературы
- Вступительное слово и исторический экскурс.
Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Поэтому проблема становления и развития межличностных отношений детей является актуальной. Именно в дошкольные годы, как показывают специальные исследования А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, завязываются первые отношения между детьми. И к старшему дошкольному возрасту, ребенок явно предпочитает общество сверстника обществу взрослого.
Следует отметить, что немаловажную роль в этом отношении играет дошкольное учреждение. Ведь жизнь в детском саду способствует развитию межличностных отношений.
Группа детского сада первичная социально - психологическая общность, первое «детское общество», которое оказывает, наряду с семьёй, определяющее влияние на становление личности дошкольника. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становиться одной из главных. В 4-5 лет ребёнок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. Межличностные отношения существуют внутри каждого вида общественных отношений. Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Как известно, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко, психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С.Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме межличностных отношений. В отечественной психо-педагогической науке проблемами взаимоотношений в группе детского сада изучались в трудах Я.Л. Коломенского [1964], [1970], [1976], А. В. Киричука [1964], Л.В. Артемовой [1970], а также ряд исследований, выполненных под руководством Л.И. Уманского, А.А. Бодалева, А.В. Петровского. Исследованиями данной проблемы также занимались Спиваковская, Божович, Лисина и многие другие педагоги и психологи. Касаясь зарубежных исследований взаимоотношений детей – дошкольников, следует отметить, что хотя их количество и велико Кох (H.Koch) [1933], Е. Хагман (e.P. Hagman) [1933], Р.Липпит (R. Lippit) [1941], Е. Френкель (E.B. Frankel) [1946] и др., но они содержат в основном выводы, не вытекающие из анализа отношений детей друг к другу в реальной детской группе. Полученные данные, авторы этих работ, часто пытаются использовать для обоснования положения о врожденной агрессивности детей, стремление к доминированию.
- Становление межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
Межличностные отношения - по определению А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского, - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.
Важнейшая специфическая черта межличностных отношений - эмоциональная основа, то есть они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства. Направленность человека на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) является важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения.
Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Межличностные отношения в группе сверстников существенно отражаются на развитии личности ребенка. В детском саду отношения и связи представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок занимает определенное место.
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми:
- Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон - ребёнок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые проявляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду.
- Чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения - повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми.
В общении со сверстниками у ребёнка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.
- Нестандартность и нерегламентированность общения - если в общении с взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определённых общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность и ненормированность.
- Преобладание инициативных действий над ответными - особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из - за отсутствия ответной активности партнёра. Для ребёнка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает.
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения.
Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы. От двух до семи лет отмечаются два таких перелома: первый происходит приблизительно в четыре года, второй - около шести лет.
Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребёнка. Если к моменту своего возникновения и в течение 1-2 лет после этого потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, то у четырёхлетних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь они начинают явно предпочитать общество других детей взрослому или одиночной игре.
Второй перелом внешне выражен менее чётко, однако он не менее важен. Он связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трёх этапов в развитии общения детей. Эти этапы были названы формами общения дошкольников со сверстниками:
- Эмоционально - практическое общение со сверстниками (1,5,2 - 4 года).
Потребность в общении со сверстниками складывается в раннем возрасте. На втором году у детей наблюдается интерес к другому ребёнку, повышенное внимание к его действиям, а к концу второго года появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать его ответную реакцию. В 1,5 года в репертуаре детей появляются особые игровые действия, в которых выражается отношение к ровеснику как равному существу, с которым можно баловаться, соревноваться, возиться. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность.
В младшем дошкольном возрасте содержание потребности в общении сохраняется в том виде, как оно сложилось к концу раннего возраста: ребёнок ждёт от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и недостаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддерживал и усиливал общее веселье. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого, как правило, не замечают.
На данном этапе общение детей ещё не связано с их предметными действиями и отдалено от них. Основные средства общения - локомоции или экспрессивно - выразительные движения. После трёх лет общение всё больше опосредуется речью, однако, речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.
- Ситуативно – деловое общение со сверстниками (4 – 6 лет).
После четырёх лет у детей, сверстник, по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать всё большее место в жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений и на уровне реальных отношений, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета.
В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой - переходя на уровень ролевых отношений, дети подчёркнуто меняют манеры, голос, интонации. Это может свидетельствовать и о том, что дошкольники отчётливо разделяют ролевые и реальные отношения, причём эти реальные отношения направлены на общее для них дело - игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Наряду с потребностью в сотрудничестве отчётливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребёнок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах, мимике признаки отношений к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упрёки партнёров. Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнёров, остро реагируют на оценку взрослого, данную другому человеку. Таким образом, сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено уже не на обнаружение общности, а на противопоставление себя и другого. Итак, в ситуативно - деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети много разговаривают друг с другом (примерно в 1,5 раза больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. 3. Общение со сверстником приобретает черты вне ситуативности – (6-7 лет). Это означает, что содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми (дружба). К старшему дошкольному возрасту, ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и целостной личностью. Эти изменения в отношении к сверстнику отражают определенные сдвиги в самосознании дошкольника. К шести годам значительно возрастает количество просоциальных действий (т.е. поведение, которое проявляется в действиях ребенка в пользу другого: в способности ребенка помочь товарищу, уступить ему, поделиться с ним важными для самого ребенка предметами (игрушками, вещами, сладостями)), эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Это объясняется развитием произвольности поведения и усвоением моральных норм. Потребность общения дошкольника неразрывно связана с мотивами общения. Мотивы – это побудительные силы деятельности и поведения индивида. В отечественной психологии выделяют три категории мотивов общения старших дошкольников со сверстниками: деловые, познавательные и личностные. На каждом этапе действуют все три мотива: положение ведущих в два-три года занимают личностно-деловые; в три-четыре года – деловые, а также доминирующие личностные; в четыре-пять – деловые и личностные, при доминировании первых; в пять-шесть лет – деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении; в шесть-семь лет – деловые и личностные. Таким образом, вначале ребёнок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем. С учётом особенностей проявления отношений между детьми выделяют три основных их вида: собственно-личностные отношения, оценочные и «деловые». К собственно-личностным были отнесены отношения симпатии, безразличия и неприязни со множеством эмоциональных градаций внутри них. Эти отношения более непосредственные и эмоционально окрашенные, чем отношения оценочные и деловые. Оценочные отношения – это отношения осознанные, опосредованные целями и задачами совместной деятельности. Различные качества сверстника оцениваются ребенком одновременно в зависимости от выраженности этих качеств у сверстника, от особенностей его ценностных ориентаций, оценочных эталонов, из которых исходит тот или иной ребенок. Под «деловыми» отношениями имелись в виду те отношения, которые возникают в различных видах совместной деятельности детей. Как известно, в социально-психологических исследованиях наряду с личными отношениями выделяют отношения официальные, или деловые, связанные с выполнением человеком определенных общественных функций. Большое значение в формировании этих отношений, которые мы условно будем называть деловыми, имеет сюжетно-ролевая игра, являющаяся для ребенка дошкольника, как справедливо указывал А.С. Макаренко, не менее серьезным занятием, чем труд для взрослого. В ней ребенок фактически обучается тем взаимоотношениям, в которые ему придется вступать, когда он станет взрослым. Таким образом, межличностное общение выступает как непременное условие и одновременно порожденный жизненными потребностями человеческого общества и общения многоцелевой механизм формирования личности в дошкольном возрасте ребенка в ходе усвоения им социально-исторического опыта человека.
3.Игра, как средство становление межличностных отношений дошкольников.
Отношение ребенка к сверстнику можно увидеть в действиях направленных на него, которые ребенок проявляет в различных видах деятельности. Особое внимание необходимо обратить на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игровую деятельность. Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Одним из видов сюжетно-ролевой игры, является подвижная игра. Подвижная игра является ведущим методом как физического, так и всестороннего воспитания. Она оказывает всестороннее воздействие на ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят окружающее, а так же устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. Именно подвижная игра выступает, способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных процессов, развитию творческой активности детей. Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции. Помещение, в котором можно проводить игру – это спортивный зал, который содержит спортивный инвентарь: кегли, обручи, кубики, мячи и другое. В процессе игры необходимо направлять ребенка на достижение цели. Игры должны быть направлены как на совместную деятельность, командное взаимодействие, так и игры где ребенок может выразить себя индивидуально. Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Игры для детей дошкольного возраста:
- «Перелет птиц» - Дети – птицы собираются на одной стороне зала (площадки), напротив гимнастической скамеек. По сигналу «Полетела!» птицы разлетаются по всему залу, расправив руки, как крылышками, и помахивая ими. По сигналу «Буря!» птицы летят к деревьям (дети забираются на гимнастическую скамейку). Когда воспитатель говорит: «Буря прошла!», птицы спокойно опускаются с деревьев, продолжают летать.
- «Цветные автомобили» - Дети располагаются на одной стороне площадки (зала), они автомобили. Каждому дают цветной круг – руль (обруч). В руках у водящего (педагог) два цветных флажка. Он поднимает флажок зеленого цвета – и дети, имеющие кружок соответствующего цвета разбегаются по всей площадке в любом направлении. Они гуляют, подражая автомобилю. Педагог поднимает флажок другого цвета, например синего, - и дети второй группы также разбегаются. Через некоторое время флажки опускаются вниз и играющие останавливаются. Игра повторяется. Предварительно педагог дает указания – бегать в разных направлениях и, не наталкиваясь друг на друга, иначе будет авария.
- «Кто живет в избушке» - В лесу стоит избушка. В ней живут разные звери. Нужно отгадать, кто именно живет в избушке. Дети делятся на две группы: одни изображают животных, живущих в избушке, другие отгадывают. Ребята выходят по одному из домика, изображая зайца, лису, медведя, белочку и др. через движения они передают повадки, настроения, состояния животных.
- «Часы» - Несколько циферблатов рисуются на асфальте или обозначаются на полу. Дети делятся на подгруппы по четыре человека. Педагог объясняет, из каких деталей состоят часы: кукушка, и стрелочки (минутная, часовая и секундная). Самый маленький и быстрый двигает секундную стрелку, другой, что побольше и помедленней, - минутную, а самый большой и медленный управляет часовой стрелкой. Предлагается поиграть в часы. Педагог подходит к каждой подгруппе помогает распределить роли, называет каждой из групп свое время. Игра заканчивается тогда, когда часовая стрелка подойдет к своей цифре и прокукует кукушка, поэтому лучше называть время, приближающееся к этому часу. Затем дети меняются ролями.
5. «Заводные игрушки» - дети делятся на пары: один ребенок – «заводная игрушка», другой – ее хозяин. У каждого хозяина есть пульт управления, которым он управляет игрушкой. Игрушки будут двигаться по комнате и следить за движениями своего хозяина, а хозяин должен будет ими управлять, следя за тем, чтобы его игрушка не столкнулась с остальными. Затем дети меняются ролями.
- «Змейка» - Дети стоят друг за другом. Педагог предлагает им поиграть в змейку: «Я буду головой, а вы - туловищем. У нас на пути будет много препятствий. Внимательно следите за мной и повторяйте мои движения так же, как я. Готовы? Тогда поползли». Когда дети освоились с упражнением, воспитатель переходит в хвост змейки, а ребенок, который был за ним, становится следующим ведущим.
- «Сиамские близнецы» - Педагог говорит: «В одной стране жил-был Злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединил каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок, и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т. д». Затем детям предлагается поиграть в заколдованных друзей, разделившись на пары. Педагог выбирает двоих детей и показывает остальным, как они могут ходить. Если детям нравится игра, можно предложить им вместе умыться, причесаться, сделать зарядку и пр.
Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы. Соответственно, можно выделить некоторые рекомендации по применению подвижных игр для формирования межличностных отношений: - Детям предлагается главные роли, в подвижной игре, тем самым ребенок понимает свою значимость и осознает ту ответственность, которая ему предоставлена, а также повышается статус ребенка в глазах его сверстника. - Давать детям большую самостоятельность при выборе игры, распределении ролей, выбора спортивных атрибутов и т.д. когда ребенок может проявить свои просоциальные действия по отношению к сверстнику, т.е. показать свою эмоциональную вовлеченность, оказать помощь, уступить, сопереживать и т.д. - Предлагать детям игры на парное и командное взаимодействие, где у детей формируются необходимые качества (согласованность, сплоченность, оказание помощи, сопереживание и т.д.) для развития межличностных отношений. Игра больше, чем какая-либо другая деятельность в дошкольном возрасте, требует от ребенка проявления определенных нравственных качеств. Здесь ребенок делает первые шаги, устанавливая отношения со сверстниками. Игра – это школа воспитания общественного поведения детей.
4.Межличностные отношения и конфликты в группе.
Под групповым конфликтом понимается столкновение различных тенденций в межличностных отношениях, связанных с выраженными отрицательными эмоциональными состояниями его участников.
Конфликты могут различаться по разным признакам: по источнику - возникающие при столкновении различных взглядов, ценностей, мотивов и т.д.; по содержанию - деловые и личные; по эффекту, который они оказывают на жизнь группы, и т.д. Конфликты могут носить как внутригрупповой (межличностный), так и межгрупповой характер.
Как межличностные, так и межгрупповые конфликты порождаются несовместимостью ценностей, норм и целей, которая становится препятствием для общения.
Уже в старших группах детского сада взаимодействие дошкольников вызывает конфликтные ситуации.
Чаще всего такие ситуации возникают в игре, в которой наряду с игровыми отношениями, задаваемыми взятыми детьми на себя ролями, обнаруживаются и реальные отношения детей, которые привносятся в игру из повседневного общения.
В дошкольном возрасте конфликтные ситуации, как правило, разрешаются взрослыми, так как содержание самого общения детей, практически полностью зависящего от взрослого, порождает стремление к «правилосообразности» поведения, нарушение которого влечет конфликт. Разрешение конфликтов в дошкольном возрасте, следование необходимым нормам поведения во многом зависят от взрослого.
Предотвращение и правильное разрешение конфликтов зависит от уровня развития группы - чем он выше, тем менее индивидуализм может стать причиной конфликтных отношений.
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Общение положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре, а также область отношений с ним.
Владение способами общения важное условие налаживания отношений между детьми в игре.
Преодоление (снятие) конфликта - путь к совершенствованию отношений.
5.Методы и методики, использующиеся для исследования межличностных отношений дошкольников.
Для того, чтобы дать объективную оценку межличностным отношениям в группе необходимо комплексное использование методов изучения межличностных отношений. На основе изученной и проанализированной литературы выделяют следующие методы и методики изучения межличностных отношений в группе: 1. Наблюдение - метод позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, даёт много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребёнка в естественных для него условиях. Наблюдения проводятся в свободных видах деятельности: в играх. Критерии наблюдения: общительность ребёнка с детьми; умеет ли организовывать детей в игру; умеет ли без конфликта играть с другими детьми; охотно ли делится игрушками ; сочувствует ли другому ребёнку; часто ли обижает других; как реагирует на обиду со стороны сверстника; всегда ли бывает справедливым во взаимоотношениях со сверстниками.
2. Социометрия - позволяет выявить лидеров, так называемых «звёзд» и «аутсайдеров» группы.
3.Проективные рисуночные тесты («Рисунок группы», «Я и мои друзья»)
После того, как рисунки закончены, ребёнку задаются следующие вопросы: Кто здесь нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Выделяют следующие критерии, по которым целесообразно интерпретировать изображённое на детском рисунке: состав, последовательность выполнения, пространственное расположение, особенности выполнения фигур. 4.Методика «Лесенка» - на выявление особенностей восприятия сверстников и самосознания ребёнка. При анализе результатов важно, на какую ступеньку, ребёнок себя поставил сам и на какую ступеньку предположительно поставят его сверстники. 5.Методика «Два домика» - цель, которой выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей.
На основе анализа всех методов изучения межличностных отношений можно дать объективную оценку межличностным отношениям в группе.
6.Заключение.
Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и деловым) и лишь частично проявляются в общении и поведении детей, требуя специальных методик для обнаружения.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Для приобретения социально-психологического опыта ребёнок нуждается в постоянном расширении круга общения. В дошкольном возрасте в жизни ребёнка все большее место начинают занимать другие дети. Так, дети в общении со сверстниками проводят от 50 до 70% времени. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создаёт определённые предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Сверстник - это партнёр по совместной деятельности. Взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью (ссоры и примирения друг с другом происходят по нескольку раз в продолжение дня), но это общение - необходимое условие усвоения определённых норм взаимодействия.
Общение - это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Наблюдая процесс общения, можно выделить целый ряд причин или, как говорят психологи, мотивов, побуждающих человека взаимодействовать с окружающими. Чаще всего люди объединяются ради улучшения, облегчения или повышения эффективности совместной деятельности.
Таким образом, группа детского сада – целостное образование, представляющая из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.
7.Список литературы
1. Аверин В.А. «Психология развития детей дошкольного возраста» Конспект лекций СПБ-2000 г.;
2. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» М: Просвещение 1987 г.;
3. Губанова Н.В. «Развитие игровой деятельности» Мозаика-Синтез 2008 г.;
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология, развитие ребёнка от рождения до 17 лет. - М., 1997.;
5. Куницина В.Н. «Межличностное общение» СПб: Питер 2002 г.;
6. Кураев Г.А, Пожарская Е.Н. «Возрастная психология» Курс лекций. Ростов-на-Дону, 2002 г.;
7. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. сада: [Пер. с англ.] – М.: Просвещение,1991г.;
8. Мухина В.С. «Шестилетний ребёнок» М: Просвещение 1984 г.;
9. Обухова Л.Ф. «Детская (возрастная) психология» Учебник М - Российское педагогическое агентство 1996 г.;
10. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996г.;
11. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. -М. : ВЛАДОС, 1996г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная методическая разработка «Развитие эмпатии в межличностных отношениях у детей дошкольного возраста»
Можно быть широко образованным человеком, но перемещаться по миру вслепую, не замечая других и нечаянно задевая их чувства. Как научить малыша состраданию и умению ставить себя на место другого?...
Межличностные отношения у детей дошкольного возраста
Данный опыт работы посвящен проблемам межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Комплекс диагностических методик и описание общей стратегии развивающей и коррекционной работы ...
"Межличностные отношения у детей дошкольного возраста"
Отношение с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивновно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом оп...
Формирование межличностных отношений у детей дошкольного возраста
Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только...
Статья " Театрализованная игра как средство развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста"
Проблема межличностных отношений актуальна в наше время, поскольку агрессивность, жестокость, отчуждённость, замкнутость наблюдаются всё больше у детей уже в дошкольном возрасте. Проблема развити...
Тренинг для родителей Роль семьи в формировании межличностных отношений у детей дошкольного возраста
Данный материал поможет воспитателям ДОУ в интересной форме провести тренинг с родителями воспитанников. И тем самым повысить уровень родительской компетентности в вопросах формирова...