Аттестация теория
учебно-методический материал по теме
Все виды музыкальной деятельности являются действенным методом в экологическом воспитании дошкольников, через эмоции и чувства вызываемыми ими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsiya_teoriya.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Я очень сожалел бы, если бы моя музыка
только развлекала моих слушателей:
я стремился их сделать лучше.
Гендель.
Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух,
Но как одно из величайших средств трогать души
и возбуждать чувства.
Глюк.
Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель.
М. Мусоргский.
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.
Д. Кабалевский.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и глубоко общественное значение.
На каждой возрастной ступени складывается определённый психофизиологический уровень, от которого во многом зависят результат развития, структура и функциональные возможности будущей личности. Дошкольный возраст – благоприятное время для интенсивного развития сложных форм восприятия пространства и времени, наглядно – образного мышления, творческого воображения, в эти же годы складываются и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, предпочтения, интересы, формируется отношение к окружающему миру.
Развитие ребёнка представляет собой не механическую совокупность
различного рода интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций, а сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребёнка.
Вопрос о мотивах деятельности и поведения дошкольника – это вопрос о том, что конкретно побуждает ту или иную деятельность или поступок ребёнка. Воспитание у дошкольника общественно ценных мотивов поведения – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами.
Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций. Эмоции играют определённую роль как в реализации уже существующих у ребёнка конкретных мотивов отдельных видов деятельности, так и в формировании новых мотивов более высокого уровня, таких как познавательный, альтруистический, нравственный, экологический, трудовой. Исключительную роль в становлении личности ребёнка и формировании его активной жизненной позиции играют нравственные эмоции. Это эмоции, которые имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт.
Роль эмоций в возникновении мотивов, как регуляторов деятельности и поведения ребёнка огромна. В свою очередь музыкальная деятельность является ведущей в развитии детской эмоциональности. Музыка – язык души и самый верный и короткий путь к воспитанию добрых, отзывчивых, гуманных членов нашего общества. Именно в музыкальной деятельности, которая является самым мощным побудителем нравственных эмоций, можно проследить, как из радости рождается чувство доброты и желание поделиться радостью с другими, из печали - чувство сопереживания и бережное отношение к окружающим, из любования – желание понять, сохранить, не нарушить такую хрупкую красоту окружающего нас мира. Не будет преувеличением сказать, что такие великие чувства, как патриотизм, милосердие, бережное отношение к природе, человечность, любовь берут своё начало в музыке.
Дети – будущие хозяева нашей земли, и как сложатся их отношения с природой, исправят ли они ошибки, допущенные нашим поколением или их «хозяйствование» заведёт цивилизацию в тупик, зависит от нас. Видя загрязнённые водоёмы, трубы Троицкой ГРЭС, засыпающие золой огромные территории вокруг, загрязнённые. сожженные. вырубленные леса, бесследно исчезающих животных, трудно переоценить значимость экологического воспитания.
Даосские мудрецы говорят: «Когда срываешь травинку – Вселенная вздрагивает». Давайте учить наших детей не уничтожать без всякой нужды растения, не давить насекомых, не мучить и не лишать жизни животных, не загрязнять леса. водоёмы. Давайте учить завтрашних хозяев земли любить и беречь природу, ведь от этого зависит, будет ли это завтра .
Музыка - самый короткий путь к сердцу малыша, и самый верный способ сделать это сердце добрым. Несомненно, главная функция музыкальной деятельности с детьми – воспитательная, которая реализуется через непосредственное воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Следовательно, в различной музыкальной деятельности открываются огромные возможности для экологического воспитания детей. Тема природы в музыке для детей отражена достаточно широко: Это и музыка для слушания начиная от простейшего – «Дождик» р.н.м.; «Танец медвежат», «Лисичка поранила лапку» до «Времён года» Чайковского; детские песни, музыкальные игры, танцы. Музыка учит детей любоваться окружающим миром, понимать, беречь и любить его обитателей. Разве малыш, поющий: «В траве сидел кузнечик…» и сочувствующий судьбе этого самого кузнечика в песне, задавит его, встретив на своём пути? И девочки, перевоплотившись в танце в прекрасных бабочек, после, хочется надеяться, не будут «развлекаться» отрывая им крылья. Всё большое начинается с малого, экология не исключение. Поэтому человечность по отношению к жукам, деревьям, кошкам, собакам, птицам, воспитанная в детстве, вырастет вместе с нашими детьми и мир станет чище и добрее. «Поделись улыбкою своей – и она к тебе не раз ещё вернётся»! М. Пляцковский.
Теоретическая часть.
Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного(эмоции в широком значении слова).Через эмоции, как систему сигналов человек узнаёт о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, стеническими (повышающими активность личности) и астеническими (снижающими её активность).Эмоции формируют чувства. Чувство – отражение в сознании человека его отношений к действительности. По направленности чувства делятся на: моральные( переживания, связанные с отношением к другим людям, к самому себе, Родине, соц. учреждениям, политике); интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью – сомнение, уверенность, любознательность, любовь к истине и т.д.); эстетические (переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни – чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т.д.).Все перечисленные чувства возникают вместе с нравственными и обогащаются за счёт последних.
Необходимо отметить, что отдельных психологических теорий эмоций не существует, все они затрагивают физиологические и иные связанные с ними вопросы, так как всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленными физиологическими изменениями в организме.
Эволюционная теория Ч. Дарвина исходит из того, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ, как приспособительные (адаптационные) механизмы к обстоятельствам жизни.
У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когниции (знания). Исходя из этого были предложены новые концепции эмоций.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера исходит из того, что положительные эмоциональные переживания возникают тогда, когда ожидания человека сбываются и когниции претворяются в жизнь, когда реальные результаты поведения находятся в соответствии с намеченными. отрицательные же эмоции возникают, когда между ожидаемым и наступившим результатами имеются несоответствия, расхождения.
Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотделимы от неё. Эмоции прежде всего отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.
в эмоциональном плане люди, как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмоций. Но главное различие в силе и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесённости. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека, как личность.
Эмоциональность является врождённой, но аффекты и чувства развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такое развитие связано:
1. с включением в эмоциональную сферу человека новых объектов
2. с повышением уровня сознательного волевого управления и контроля своих чувств
3. с постепенным включением в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т. д.)
Эмоции оказывают доминирующее влияние на формирование мотивов.
Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденной системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое или неосознаваемое им вообще. Возникновение, продолжительность и устойчивость поведения, его направленность, смысловая целостность – всё это требует мотивационного объяснения.
Общественные мотивы поведения должны в своей простейшей форме складываться уже на самых ранних ступенях развития индивида. Формирование у детей эмоций, способствующих возникновению мотивов к устойчивому морально – нравственному поведению приобретает в настоящее время первостепенное значение.
Воспитание чувств ребёнка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом будет зависеть от характера отношения ребёнка к людям и к окружающей действительности.
В работах психологов имеются общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.
Для того, чтобы ребёнок не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребёнка, в опыте его деятельности. Причём решающую роль здесь играет включение дошкольника в содержательную, интересную, насыщенную эмоциями деятельность. она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определённых норм и правил для достижения важных и интересных целей.
Итак, эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.
Нравственные чувства развиваются у ребёнка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. У детей 2-3 летнего возраста при подчинении требованиям взрослых ещё не возникает чувство ответственности за порученное дело. Эмоциональные реакции у малышей вызываются в этом случае лишь отношением к ним близкого человека, его одобрением или порицанием выполненных действий.
На 4-5 году жизни у ребёнка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребёнка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.
Характер развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживания и сочувствия) является одним из существенных условий того, что в одних случаях нравственные нормы и принципы усваиваются детьми и регулируют их поведение, а в других – они остаются только знанием, не побуждающим к действию.
Какие же условия жизни и деятельности детей способствуют возникновению у них активного, действенного отношения к другим людям, событиям окружающей действительности? Это разнообразная совместная деятельность, труд, творчество и несомненно музыкальная деятельность. Из этого можно сделать вывод: внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает из его взаимодействий с этой действительностью и что новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно – предметной деятельности.
Воспитательный потенциал музыки имеет огромное значение в развитии у детей эстетических, нравственных, социальных качеств, творческой активности, в обогащении и гармонизации их эмоциональной сферы. Понимание воспитательной функции музыки, владение образно – игровыми способами взаимодействия с детьми и навыками музыкально – психологического воздействия представляются фундаментом профессиональной самореализации современного педагога – музыканта.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе. жестах, во всём поведении. Для практического психолога поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения со взрослыми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
Когда мы наблюдаем восход солнца, гуляем, слушаем музыку, мечтаем, то наряду с разными формами познавательной деятельности, мы проявляем своё отношение к познаваемому миру. мы можем радоваться или огорчаться, испытывать удовольствие или разочарование. Радость. грусть, боязнь, страх. восторг, досада – вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и влияющий на его протекание.
Если в восприятии, ощущении, познавательных процессах отражаются разнообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет своё отношение к содержанию познаваемого. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Так между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями (их удовлетворением или неудовлетворением), мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли и характера.
Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам и поступкам, всему поведению своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют в творческих поисках и дерзаниях.
Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции. По современным оценкам, приблизительно 80% всех физиологических медицинских проблем включают эмоциональные компоненты.
Проведённые американским учёным Левинсоном исследования, целью которых являлась попытка установить, вызывает ли конкретная эмоция какие – либо специфические реакции, характерные только для неё, позволили обнаружить, что отрицательные эмоции (страх, гнев. печаль) вызывают более сильные физиологические реакции, чем положительные.
Исследования функций головного мозга показывают, что левое полушарие мозга «отвечает» за положительные эмоции, а правое – за отрицательные.
Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонации и тембров голоса – возникновение и проявление эмоций и чувств всегда связано со сложной комплексной работой коры головного мозга, подкорки и вегетативной нервной системы.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Взрослые не только знакомят малыша с тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают своё отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов. речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребёнок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребёнок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам.
В дошкольном возрасте появляются следующие особенности формирования эмоциональной сферы:
- более спокойный уравновешенный эмоциональный тон восприятия;
- эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание – представление – действие – эмоция;
- эмоциональные процессы более управляемы;
- развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым). При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. при положительном результате действия ребёнок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;
- аффект – первое звено в цепочке реакций;
- происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;
- самооценка несколько завышена, что помогает усваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается;
- соподчинение мотивов( мотивы приобретают разнуюсилу и значимость), появление новых мотивов( мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система( выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности);
- появляется способность оценивать своё поведение.
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребёнка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Так, для раннего дошкольного возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с желанием ребёнка. Ребёнок эмоционально реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, легко переносятся на героев сказок, возникают по отношению к животным. игрушкам, растениям. Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие в дошкольном возрасте, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребёнок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.
На протяжении детства особенности эмоций( их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребёнка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребёнка с окружающим миром. У ребёнка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определённые нормы и правила поведения. Регулирование эмоций – одна из сторон детского психосоциального развития.
В возрасте 3-7 лет желания ребёнка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. механизм эмоционального предвосхищения подробно рассмотрен и описан А. В. Запорожцем. Его суть в том, что ещё до того. как дошкольник начнёт действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат и оценку со стороны взрослого. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребёнок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Поэтому пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка. как уже подчёркивалось, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребёнка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной.
Всё, во что включается дошкольник – игра, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребёнок, в силу возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.
У детей эмоциональность может быть развита в большей или меньшей степени, в зависимости от типа нервной деятельности, врождённых особенностей и среды воспитания. Шкала оценки эмоционального состояния включает в себя три степени:
Степень выраженности | характеристика | Способы проявления |
1-я степень | Равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно | _____ |
2-я степень | Эмоциональные проявления выражены средне | Мимика, поза слова и т. д. |
3-я степень | Эмоции выражены сильно | Мимика, речь, двигательная активность |
Развить эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции, управлять ими, сформировать с помощью эмоций мотивацию к морально – нравственному отношению с окружающим миром задача педагогов дошкольного воспитания.
Развить эмоции дошкольников и использовать их воспитательную силу можно с помощью:
1. Ролевых игр, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность – неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
2. Игры и задания, направленные на развитие воображения.
3. Игры - драматизации . Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять своими поступками. Все упражнения объединяются содержанием сюжетно – ролевой игры. в сюжетные игры вставляются творческие предложения и идеи самих детей.
4. Психогимнастика выражает какой – либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Такие упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребёнок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя весёлым зайчиком, играющим на барабане. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движений.
5. Мимические и пантомимические этюды, в которых изображаются отдельные эмоциональные состояния. С помощью этих этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, походкой, позой.
6. Арттерапия: рисование, ритмопластика, танец, музыкально – ритмические движения, мимические и пантомимические этюды, сказкотерапия.
7. Использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, графических изображений; различного музыкального материала для слушания, музыкально – ритмических движений, пения, игра на музыкальных инструментах.
Огромное значение в развитии детской эмоциональности принадлежит музыкально – игровой деятельности: творчество на основе игровых моделей детского фольклора, коммуникативные игры и танцы, двигательные, танцевальные, интонационно – ритмические, темброво – шумовые импровизации (на основе методов элементарного музицирования), «рисование» музыки, музыкальные драматизации и др.
Рассматриваю музыкальную игру как родственную детской игре вообще, т.е. как активное воспитательное средство, направленное на развитие личности ребёнка в целом. Музыкальная игра - разновидность полихудожественной деятельности: она опирается на художественные образы различных видов искусств, но при этом выходит за пределы каждого из них – музыки, хореографии, изобразительного искусства, поэзии, т.е. находится в области выразительного речевого интонирования, ритмических движений, тембровой, шумовой, цветовой, графической, двигательной импровизации. В музыкально – игровую деятельность дети входят с позиции творцов: пользуясь элементарными доступными им средствами, они могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания. важным компонентом музыкально – игровой деятельности является двигательное и интонационное самовыражение ребёнка.
Ребёнок одновременно является и исполнителем и создателем музыкальной игры, которая дарит радость творческого перевоплощения и самовыражения, помогает оказаться «внутри» музыки, приобрести опыт эмоциональных переживаний.
Развивающий потенциал игровой деятельности очень велик и включает в себя:
- гармонизация эмоциональной сферы детей и совершенствование связанных с ней психических процессов;
- развитие эмоциональной выразительности в интонационно – ритмических играх;
- совершенствование двигательной культуры и танцевального творчества;
- развитие коммуникативных умений;
- формирование положительной самооценки;
- развитие творческой активности;
- приобщение к гуманистическим и эколого-ориентированным ценностям.
Развитие гармоничного, позитивного мироощущения в целом занимает первостепенное место в современной дошкольной педагогике. Дошкольный возраст – это период активного формирования социально – психологических основ личности, приобщения к культуре.
Закрепляясь в раннем детстве, эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения, к формированию характера.
Детское переживание радости в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
Напротив, затянувшееся отрицательное эмоциональное состояние играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребёнка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.
Умение принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру - факторы, определяющие судьбу ребёнка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться. Голосовое и двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее естественное средство развития ребёнка: все чувства обнажены, явны, открыты, эмоциональный мир буквально, «дословно» проявляется и материализуется в движениях и звуках. С помощью движений и голосовых проявлений ребёнка легко воздействовать на его эмоциональную сферу, развивая её в нужном направлении. Адекватная же выразительность моторики и голосового интонирования выступает как показатель нормального развития психики ребёнка.
Итак, музыка, голосовое интонирование, слитые с танцем, являются фундаментом становления личности, здоровой во всех смыслах – физическом, психическом и духовном.
Музыкально – игровая деятельность, направленная на гармонизацию эмоциональной сферы личности, приобретает особую актуальность в наши дни, когда отмечается значительное снижение уровня психосоматического здоровья детей. Музыкально – игровая деятельность – феномен творческой активности, реализующий многие психические функции ребёнка, именно поэтому она является эффективным диагностическим средством.
Гармоничность эмоциональной сферы детей определяется следующими показателями:
- Эмоционально – психологическая комфортность, выражающаяся в музыкально – игровой деятельности как уравновешенность, способность к переключению и гибкой регуляции эмоциональных проявлений. естественность. раскрепощенность и разнообразие эмоциональных проявлений в движении и интонировании, их адекватность игровой ситуации, пластичность, ритмичность, координированность движений, свободное определение себя в игровом пространстве, удовольствие от движений и пения.
- эмоциональная выразительность, проявляющаяся в музыкально – игровой деятельности, как способность в интонациях. жестах. мимике, движениях, передать разнообразные эмоции.
- двигательно – звуковая творческая активность, выражающаяся в музыкально – игровой деятельности как увлечённость игрой, оригинальность воплощения в игре художественных образов с помощью мимики, жестов, движений, интонаций, темброво – шумовых эффектов.
- положительная самооценка, выражающаяся в музыкально – игровой деятельности как естественность поведения в роли ведущего игры, отсутствие скованности и боязни оказаться в центре внимания, положительная реакция на проигрыш, стремление выиграть в следующий раз, желание демонстрировать себя в игре, как положительного героя.
Характеристика уровней эмоционально – психологической комфортности в музыкально – игровой деятельности.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Выполняет игры – упражнения с полноценным мышечным напряжением, получая удовольствие от движений и самого участия в игре. | Участвует в игре с желанием, реагирует на неё оживлённо,с интересом, но в процессе отмечаются перепады настроения, капризы, беспричинная потеря интереса, переключение на другую деятельность. | В игру вступает с нежеланием, так как часто испытывает обиду, раздражение, замкнут на своих переживаниях, погружен в них. |
Беспричинные перепады настроения отсутствуют, преобладает уверенность в своих действиях. эмоциональная уравновешенность. | Неуверенно определяет себя в пространстве, стесняется сделать что – нибудь не так, боиться проявить инициативу в выстраивании танцевально – игровых линий и фигур. | В игре может проявлять агрессивность, излишнее возбуждение, может намеренно сорвать игру беспорядочным движением, мешать остальным. |
Ориентируется и уверенно определяет себя в пространстве, берёт на себя инициативу в выстраивании игровых и танцевальных линий. телесно реагирует на музыкальный метроритм и точно воплощает его в движениях, движения пластичные, свободные хорошо скоординированные. | Движения выполняет старательно, но с заметным напряжением, неточно координируя или не точно управляя нужной группой мышц. Не всегда попадает в движение на сильную долю, хотя в целом ритмичен. | Движения может выполнять замедленно, с опозданием, сами движения являются скованными, угловатыми, вялыми, плохо координируемыми, неритмичными. Наблюдается боязнь пространства. неумение определить себя в нём, привязанность к одному месту. нежелание выйти за его границы. |
Интонации выразительные. естественные. эмоционально окрашенные | Напряжен. маловыразителен в речевом интонировании | Может переходить на крик. когда требуется спокойствие, или наоборот, вяло интонировать, отмалчиваться в ситуациях. требующих голоса. |
В играх на релаксацию быстро переходит от возбуждения к расслаблению. | В релаксационных играх не может самостоятельно снять мышечное напряжение. | В релаксационных играх не может снять мышечное напряжение, с большим трудом выходит из состояния возбуждения. |
Характеристика уровней эмоциональной выразительности
в музыкально – игровой деятельности.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Адекватно владеет игровой ситуацией, может выразительно передавать разнообразную гамму чувств в жестах, мимике , пантомимике, вокальном интонировании. Способен управлять телом и голосом в музыкальных играх – импровизациях. | Выразителен в моменты полной раскованности, в знакомой игровой ситуации, в присутствии же незнакомых людей тушуется, становится незаметным. невыразительным, или нарочитым в выражении эмоций, неадекватным игровой ситуации. Не всегда может выразить в интонациях и движениях то, что хотел бы выразить в связи с игровой ролью. | Выразительно проявляет себя только в рамках определённых эмоций, как правило связанных с негативными состояниями(плаксивость. обида, агрессивность. раздражительность и т.д.) С трудом и нежеланием включается в исполнение игровых ролей, часто не справляется с ними. |
Легко осваивает предложенные педагогом разнообразные графические модели эмоций. Быстро по картинкам. пиктограммам определяет различные эмоциональные проявления, находит среди них соответствующие музыкальному образу. называет их. свободно воплощает их в мимике. пластике и интонациях. | При определении эмоций по картинке или пиктограмме часто нуждается в помощи взрослого. Не различает нюансов, путает похожие состояния ( например: счастье – удовольствие), затрудняется в подборе картинок – пиктограмм, соответствующих музыкальному образу. | Из предложенных педагогом графических моделей определяет лишь самые традиционные эмоции (злость, радость, грусть), часто называет их наугад, путается и ошибается. не может соотнести их с музыкальным образом и воплотить в собственной пластике и интонации. |
Подытоживая всё вышесказанное, хочется отметить ведущую роль эмоционального воспитания в формировании полноценной, всесторонне развитой, нравственной и духовно богатой личности. Различная музыкальная деятельность именно благодаря своей ориентированности на эмоциональную сферу ребёнка имеет ведущее значение в воспитании дошкольников.
Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. Не является исключением и экологическое воспитание. Роль музыки в экологическом воспитании состоит не в передаче ребёнку определённого багажа экологических знаний, а в формировании соответствующего отношения к окружающей природе. Используя в своей работе музыкальный материал экологической направленности, с помощью вызываемых у ребёнка эмоций , формируется бережное отношение к природе. Приобщение к гуманистическим, эколого ориентированным ценностям, закрепление в сознании ребёнка природосберегающих мотивов, происходящее через призму эмоционального восприятия, глубже закрепляется в сознании детей. Включается в работу цепочка: через любование к желанию узнать, изучить и сберечь. Музыкальный материал, используемый на занятиях, в развлечениях, повседневной жизни изобилует песнями, инструментальными произведениями, посвященными животным, природе. Образ природы передаётся в музыке ярко, эмоционально, многогранно. Используя такую музыку для слушания, для проведения музыкальных игр, воспитатель целенаправленно формирует в детском сознании гуманное отношение к окружающей природе. Известно, что малыши «очеловечивают» растения, животных. насекомых, наделяя их всеми человеческими чувствами . Такие образы вызывают целую гамму эмоций, что в свою очередь является прекрасным и самым действенным способом воспитания добрых, умеющих сострадать, стремящихся прийти на помощь, гуманных индивидуумов.
Выражаясь общечеловеческим языком: мы знаем, что природу нужно беречь, но действеннее: нам необходимо беречь природу – мы это чувствуем.
«…И тогда воробей песенкой разбудит, а царапать и кусать вас никто не будет!» Пляцковский.
Практическая часть.
Музыкальные занятия, развлечения, праздники, игры. досуги, музыка в повседневной жизни играют огромную роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Экологическое воспитание красной нитью проходит через все виды музыкальной деятельности в течение года.
Музыкальные занятия могут включать в себя как элементы экологического воспитания, так и быть тематическими и полностью посвящёнными природе. В своей работе я использую темы смены времён года, каждый квартал одно тематическое занятие посвящено наступающему времени года. Такое занятие включает в себя слушание музыки (например: «Времена года» Чайковский), рассматривание соответствующих иллюстраций, пение песен в которых отмечено состояние природы в данное время года, игры, характерные для этого времени года, использую подходящие атрибуты, декорации, художественное слово. Названия таких занятий говорят сами за себя: « Праздник первого снега», «Встреча птиц», «В гости к солнышку».
Почти все музыкальные занятия так или иначе включают в себя элементы экологического воспитания:
1. В слушании – «Птичка» ,«Собачка», «Лошадка» М. Раухвергера, «В лесу» Тиличеева, «Осенняя песенка» Александрова, «Дождик» р.н.м., «Ах, ты, берёза» Раухвергер, «Воробушки» Красев, «Гроза» Жилинский,
2. В пении –«Кошка» А. Александрова, «Бобик» Т. Попатенко, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Птица и птеньчики» Е. Тиличеева, «Жук» Карасёвой, «Воробей» Герчик, «Цветик» В. Карасёвой, «Гуси» Тиличеева, «Лошадка Зорька» Ломова,
3. Музыкально – ритмические движения – «Зайка» р.н.м., «Зайчики и лисичка» Финаровского, «Я на лошади скачу» Филлипенко, «Кошечка» Ломовой,
4. Музыкальные игры –«Игра с лошадками» Кишко, «Жуки» Венг. н.м., «Перелёт птиц», «Котята и щенята» Ломова, «Курочка и петушок» Фрид, «Лошадки в конюшне» Раухвергер, «Что ты хочешь, кошечка?» Зингер, «Гуси – лебеди и волк» Тиличеева и т.д. Перечислять можно до бесконечности, и каждый год появляются новые замечательные песни, танцы, игры, сюжет которых связан с природой. Знакомя детей на занятии с такими музыкальными произведениями, я большое внимание уделяю беседе, в которую включаю элементы экологического воспитания. Например: «Жук» Карасёвой - после первого прослушивания, в беседу по содержанию песни включаю следующие вопросы: Где живут жуки? Чем они питаются? Как вы поступите, увидев жука на дорожке? На занятие приношу жука – игрушку, общаюсь с детьми от его лица, рассматриваем его, любуемся его гладкой, блестящей спинкой, маленькими лапками, после разучивания песни провожу игру «Жуки» - как интересно детям стать «жуками», летать по залу, громко жужжа, и, вдруг упасть на спинку и перебирать лапками, пытаясь перевернуться. Такая работа по разучиванию песни оставляет глубокий след в сознании ребёнка, благодаря не только полученным знаниям, но перевоплощению, «проживанию» жизни жука, любованию им.
«Лошадка Зорька» - замечательная песня Ломова, в которой перечислены все составляющие бережного, заботливого отношения к животному. Эта песня нравится всем детям, несмотря на «городской» образ жизни большинства из них. Многие видят лошадей в основном только на картинках, но как замечательно кормить Зорьку, купать её и скакать на ней верхом. В процессе заучивания песни, бесед по её содержанию, обыгрывание сюжета песни в движении, у детей формируется на ряду с багажом практических знаний и положительно окрашенное эмоциональное отношение к этому прекрасному животному.
Очень многие музыкальные произведения из детского дошкольного репертуара посвящены кошкам, что не удивительно, ведь эти маленькие пушистые любимцы проживают вместе с нами, они знакомы и близки детям. Содержание таких произведений рассказывает о повадках животных, описывает их внешний вид, характер и наряду с познавательностью, благодаря эмоциональной окрашенности и образности подаваемого материала воспитывает у детей правильное отношение к домашним животным. А игры, в которых определённую роль занимают коты, являются одними из самых любимых детьми. Концентрируя данный материал в рамках одного занятия получаем эмоционально насыщенное, воспитывающее любовь и бережное отношение, полностью раскрывающее данный образ и обобщающее знания тематическое занятие : «Васька – кот». (см. приложение № 1).
Особую роль в воспитании, благодаря своей эмоциональной насыщенности играют праздники и развлечения, сюжеты которых в основном построены на использовании образов природы и животного мира. Например: праздники осени включают в себя песни об этом красивом времени года, танцевальные упражнения имитирующие перелётных птиц, кружащиеся золотые листья, Сюжет часто построен на темах подготовки зверей к зимовке, прогулке по осеннему лесу. (приложение№1 «Серая шейка» праздник осени в подготовительной группе). Новогодние праздники несут детям эмоционально окрашенную информацию о зимовке зверей, об особенности зимней погоды, о необходимости беречь хвойные растения. так нещадно вырубаемые в канун праздника. В процессе подготовки и проведении весенних праздников внимание детей обращается на приметы приближения весны, на повадки и поведение зверей весной, на необходимость беречь лесные цветы от уничтожения, гнёзда птиц от разорения. ( приложение №1 «Цыплёнок и лиса» весенний утренник средняя группа). Весенний праздник на улице «Встреча птиц»(приложение№1) построен как эмоционально – игровое действие, дети с помощью звукоподражания, ритмопластики, танцевальной импровизации создавали образы птиц, использовались загадки, игры – соревнования, творческие задания, сказочные герои –взрослые. сюрпризные моменты. Насыщенная программа, предшествующая художественно – практическая деятельность, способствовала свободе самовыражения детей.
Использую интеграцию Изо в музыкальные занятия, особенно продуктивной формой считаю рисование по слушанию. Близки друг другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи. Занятия на которых слушание музыки сочеталось с рисованием, строились, как правило следующим образом: детям предлагалась для прослушивания музыкальная пьеса или музыкальный фрагмент , который они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Музыку повторно прослушивали, вспоминали, делились впечатлениями, а затем «рисовали её». Иногда дети воплощали в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но в таком случае рисованию предшествовали беседа о музыке и её анализ. Хорошо, когда музыка звучит и в процессе рисования, как необходимая эмоциональная подпитка, вызывая ассоциации и продолжая волновать. Ещё одна форма работы – рисование по слушанию как «домашнее задание», дети создают свой рисунок дома или в группе, рисуя самостоятельно, свободно, воссоздавая. вспоминая своё эмоциональное состояние во время слушания. (приложение№3).
Театр является одной из самых ярких. красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, будит множество разнообразных эмоций, способствует формированию базиса личностной культуры ребёнка. По эстетической значимости и влиянию на эмоциональное развитие ребёнка, театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место.
Обширные возможности для полноценного эмоционального развития детей предоставляет театральная деятельность, в которой дети могут быть и зрителями и участниками. Предпосылками к детской театральной деятельности является сюжетно – ролевая игра, игра - драматизация, которые всё же существенно отличаются от театрализованных игр. Театрализованные игры – это игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям. Театрализованные игры отличаются от сюжетно – ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми – представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, формирующих морально – нравственные качества личности. Используя данный момент в своей работе, я, с целью коррекции личностных качеств, предлагаю роли не свойственные характеру детей, тем, кто в этом нуждается. Результат такой деятельности очевиден. Так, Антонов Владик, мальчик с непростым, резким, агрессивным характером, исполняя роль мягкого, доброго и даже слабого персонажа сам становится мягче и добрее, Шумакова Настя исполняя роль принцессы, лисы становится увереннее в себе, движения становятся более пластичными, преобладает мимика радости, эмоционально зажатая девочка раскрепощается, Алёша Германенко свою несобранность, неумение согласованно действовать в коллективе «прорабатывает» исполняя роль пчелы, обладающей противоположными качествами. Этот приём опробован мною в работе и даёт прекрасные результаты в коррекции поведения детей, благодаря проживанию и прочувствованию в роли несвойственных данным детям качеств.
Используя в работе театральные постановки, в которых роли исполняются взрослыми (приложение№1 «Сказка о зайчике. который не хотел учиться.») особое значение уделяю активному участию и сопричастности детей театральному действию. Так дети разговаривают с персонажами кукольного театра, участвуют в развитии сюжета, исполняют стихи и песни. Стимулируя детскую активность во время театрального представления, получаю ещё больший эмоциональный отклик детей от сопричастности происходящему.
Уникальную возможность как можно глубже эмоционально прочувствовать праздничные события, закрепить знания, лежащие в основе детских утренников, предоставляет использование театрализации в проведении праздников. Если у младших дошкольников роли на праздничных утренниках исполняют взрослые (приложение№1 «Лиса и цыплёнок»), а детям предоставляется возможность активно участвовать в театральном представлении, то старшие дошкольники сами являются участниками праздничных театральных представлений. исполняют все роли и даже сами являются ведущими праздника( приложение №1 «Серая шейка» осенний утренник подготовительной к школе группы). В основном сюжеты театрализаций используемых мной для работы с дошкольниками имеют основную или второстепенную экологическую направленность. Героями театральных сюжетов являются животные, их повадки, характеры, поведение в природе, что позволяет в свою очередь в эмоциональной атмосфере праздника закрепить полученные ранее знания о живой и неживой природе, и гораздо более эффективно. чем на занятиях и в повседневной жизни формировать развитие морально – нравственных качеств. в том числе направленных на природосбережение.
Особое значение в процессе эмоционального воспитания принадлежит коррекции и развитию базовых эмоций и чувств дошкольников.
Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребёнка, является состояние удовольствия и радости. При переживании этой эмоции ребёнок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен. чувствует себя легко и свободно, он раскрепощен.В радостном состоянии повышается способность к обучению, формируется взаимное доверие между детьми и педагогами. Высшее призвание музыкального руководителя – дарить детям радость, используя для этого огромный потенциал различной музыкальной деятельности в комплексе с другими видами творческой деятельности.
К сожалению, прямое обучение радостным переживаниям невозможно. Однако взрослые могут научить им ребёнка косвенно, разделяя с ним свою радость, демонстрируя такой стиль жизни и взаимного общения, который будет благоприятствовать позитивным переживаниям. для знакомства с эмоцией радости на занятиях используются различные упражнения:
Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при походе в зоопарк. в цирк. Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.
Этюд «После дождя» Жаркое лето, только что прошёл дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом. расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
Этюд «На лесной полянке» На полянке собрались
Лисы, белки. звери.
Песни, пляски завели
У зелёной ели.
Детям предлагается помощью мимики, жестов показать как радуются звери, собравшиеся на полянке и поводить хоровод.
этюд «Танец радости» Дети становятся в круг, беруться за руки, затем вместе скачут, как радостные воробушки в солнечную погоду, подставляют бока солнышку, как радостные котята, а потом прыгают как радостные ребята на солнечной прогулке.
Психогимнастика «Ручеек радости» Дети садятся на пол по кругу, беруться за руки, расслабляются. Ведущий предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, весёлый ручеек. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, тёплая. Ручеек был маленьким и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте, давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная. тёплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.
В идеале всё время пребывания ребёнка в детском саду должно быть эмоционально – психологически комфортным, в особенности зона такого комфорта должна распространяться на музыкальную деятельность. И, в свою очередь, музыкальная деятельность - лучшее средство для подуцирования положительных эмоций у детей. Мною было отмечено, что вновь поступившие в садик дети лучше адаптируются к новой обстановке, преодолевают страх остаться на время без родителей значительно легче, если начинать музыкальные занятия сразу и до максимума заполнить время пребывания в детском саду музыкальной деятельностью. Отмечу, что дети никогда не плачут на музыкальном занятии. В этом случае музыка является действенным приёмом психотерапии для детей 1 младшей группы.
Музыкально – игровая деятельность оказывает существенное влияние на уровень эмоционально – психической комфортности ребёнка и является в свою очередь показателем этого уровня. Протестировав в течении года детей средней группы, отметила, что уровень комфортности в музыкально – игровой деятельности существенно возрос.
Характеристика уровней
эмоционально – психической комфортности в музыкальной деятельности. Средняя группа.
Ф.И. ребёнка | 09.2008г. | 03.2009г. | ||||
выс | сред | низ | выс | сред | низ | |
Внукова Катя | + | + | ||||
Глотко Никита | + | + | ||||
Гузеева Яна | + | + | ||||
Лаптев Ваня | + | + | ||||
Летягина Аня | + | + | ||||
Нейкур Лида | + | + | ||||
Петраш Никита | + | + | ||||
Сурайкин Никита | + | + | ||||
Федченко Катя | + | + | ||||
Цегельник Никита | + | + | ||||
Шерстобитова Злата | + | + | ||||
Соболев Андрей | + | + | ||||
Федорченко Ваня | + | + | ||||
Нигматулина Диана | + | + | ||||
Штангельд Маша | + | + | ||||
Подлесецкий Илья | + | + | ||||
Ганова Катя | + | + | ||||
Шашура Милена | + | + | ||||
Филатова Полина | + | + | ||||
Сущенко Ваня | + | + | ||||
Мишин Максим | + | + | ||||
Морозов Максим | + | + |
Как видно из диаграммы, в течение года уровень эмоционально – психологической комфортности возрос.
Одной из основных характеристик всех видов музыкальной деятельности (слушание, исполнительство, творчество) является её эмоциональная направленность. Это качество является мощнейшим инструментом формирования активного и гармонически развитого человека, целенаправленного формирования у него социальных эмоций и чувств.
Создание условий для экологического воспитания посредством музыкальной деятельности, опираясь на развитие детской эмоциональности, обеспечивает существенный воспитательный эффект, формирует новый эмоциональный опыт и развивает нравственные побуждения детей.
«Творение человека – высшее напряжение всех ваших духовных сил, это и жизненная мудрость и мастерство и искусство. Дети - это счастье, созданное вашим трудом.» В. А. Сухомлинский. Совершенно очевидно, что в достижении этой высокой цели воспитания личности музыкальная деятельность заслуженно занимает одно из ведущих мест, в том числе благодаря своей направленности на чувства и эмоции детей. Таким образом все виды музыкальной деятельности являются действенным методом в экологическом воспитании дошкольников, через эмоции и чувства вызываемыми ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аттестация, Заявление на аттестацию на первую категорию старший воспитатель
Всегда бывает сложно писать заявление на аттестацию, особенно первый раз. Делюсь со старшими воспитателями детских садов своим заявлением, с которым успешно прошла аттестацию на первую квалификационну...
АТТЕСТАЦИЯ Консультация для воспитателей "Что необходимо знать об аттестации"
В данном материале предложены вопросы по прохождению аттестации и ответы на них...
Аттестация педагога-психолога ДОУ. Презентация к выступлению на аттестацию 1КК.
Как составить презентацию, наполнить ее педагогической деятельностью и наработками с детьми? Большая информационная поддержка и помощь для психологов к аттестации....
Аттестация 2019. Портфолио по аттестации
Продуктивность образовательной деятельности педагогического работника.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования....
Аттестация 2019. Портфолио по аттестации воспитателя
Продуктивность образовательной деятельности педагогического работника.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования....
Аттестация 2019. Портфолио по аттестации воспитателя
Продуктивность образовательной деятельности педагогического работника.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования....
Полезно ли знать современному педагогу теории Э. Эриксона и Ж. Пиаже? Что дает знание этих теорий учителю-предметнику и педагогу-воспитателю
Полезно ли знать современному педагогу теории Э. Эриксона и Ж. Пиаже? Что дает знание этих теорий учителю-предметнику и педагогу-воспитателюОбучение и воспитание подрастающего поколения представляет с...