Проект "Мама, папа и я - волшебная семья"
проект (средняя группа) по теме

Макарова Татьяна Владимировна

Проект направлен на  обеспечение единого пространства развития детей в  ДОУ и в семье. Основная идея проекта: социальное партнёрство  ДОУ и семьи. Продолжительность проекта: 4 месяца (февраль – май)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_makarovoy_t._v._semya_srednyaya_gruppa.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

                   ПРОЕКТ: «Мама, папа, я – волшебная  семья»

Автор: Макарова Т. В., воспитатель, МБДОУ комбинированного типа № 77 г. Энгельс.

 

Участники: Воспитатели средней группы N 3 Макарова Т. В. Каламыцева Т.Н.; Родители; Дети.

Проект направлен на  обеспечение единого пространства развития детей в  ДОУ и в семье. Основная идея проекта: социальное партнёрство  ДОУ и семьи. Продолжительность проекта: 4 месяца (февраль – май)

Актуальность
      В возрасте от рождения до семи лет  ребёнок наиболее чувствителен к влияниям окружающего социума. Особенно  близких людей – родителей. Однако, как отмечают  психологи (В.В. Давыдов. В.А. Петровский, А.Б.Орлов и другие), в обществе наблюдается отторжение мира детства от мира взрослых.       На  вопрос: «Кто является  первыми педагогами вашего ребёнка?» родители отвечают «Воспитатели». На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала  изолированно от семьи полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей. И сейчас, зачастую родители уделяют недостаточное внимание воспитанию и развитию ребёнка дома, возлагая всю ответственность на дошкольное учреждение.
     Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с изменением структуры семьи (много неполных семей либо семей в неузаконенных отношениях). Большинство семей  воспитывает одного  ребёнка, бабушки и дедушки часто проживают отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, так как они не видят образец общения поколений, умения уступать, уважать интересы других людей.
       В   договоре между  ДОУ  и родителями  (лицами, их заменяющими) указана обязанность  родителей «взаимодействовать с  ДОУ по всем направлениям воспитания и обучения ребёнка». В соответствии   с  Законом  РФ «Об образовании» (ст.52. ч.1), родители  имеют право «защищать законные интересы ребёнка,  принимая участие в управлении  образовательным учреждением»
     Роль, обязанности и ответственность  ДОУ  при взаимодействии с родителями основывается на признании ст.10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах», согласно которому семье должна предоставляться помощь  «в выполнении своих обязанностей по воспитанию детей». Примерный  Устав  ДОУ  в РФ  (п.4.6) определяет сотрудничество с семьёй по вопросам воспитания и обучения детей как обязанность педагога ДОУ.
Противоречие
     Между педагогами и родителями  нет должного взаимопонимания и доверия, а в результате не возникает сотрудничество в вопросах воспитания и развития  ребёнка. Основные трудности во  взаимодействии: - преимущественно односторонняя инициатива в общении; 
-  отсутствие взаимопонимания в результате  некомпетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей. Анкетирование  по выявлению возможностей и затруднений педагогов показало, что наибольшие затруднения у педагогов  вызывает изучение особенностей  и потребностей семей и организация на этой основе взаимодействия с ними.
Гипотеза проекта
Налаживание  партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема партнёрства  предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение   социальной  компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных  форм сотрудничества) и педагогической грамотности родителей.
Цель:  создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и в семье.
Задачи:

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
  • Повышение уровня педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
  • Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ так и в семье позитивного психологического климата
  • Поднятие престижа семьи, её традиций
  • Создание условий для осознания ребёнком своей индивидуальности. уникальности  и самоценности.
  • Обогащение социального опыта детей, формирование способов межличностного общения со взрослыми и сверстниками.
  • Выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребёнку в  ДОУ и дома, общего подхода  к воспитанию.

Миссия:  объединить сообщество детей и воспитывающих их взрослых
Участники: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Мотивация: личная заинтересованность всех участников проекта
Возможные риски: нежелание родителей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях.
Продукт: Создание системы целенаправленного  продуктивного взаимодействия субъектов педагогического процесса в ДОУ

 

Предполагаемый результат:  

  • создание положительного эмоционального микроклимата  в ДОУ
  • повышение педагогической грамотности родителей
  • повышение профессиональной компетентности педагогов
  • обогащение опыта межличностного общения детей, родителей  и педагогов
  • продуктивное творческое взаимодействие  педагогов и родителей.

Наличие в  ДОУ специалистов  даёт возможность осуществлять информационную поддержку родителей, оказывать  квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и развития детей.


Контингент воспитанников

Группу  посещают  дети из  27 семей, среди которых:

  • 3 - многодетные семьи
  • 9 – семей с двумя детьми
  • 4 - неполные семьи

В трех семьях за последние полтора года родились младшие братья и сестры.
Материально-техническая база
     В ДОУ созданы необходимые условия  для организации совместных мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по их запросам: изолированные музыкальный и физкультурный зал, кабинет для индивидуальных занятий с логопедом и психологом, методический кабинет, обеспеченный литературой, пособиями, играми.

      Таким образом, созданные в  ДОУ условия должны способствовать  успешной реализации проекта.

  
Разработка и выполнение проекта:

  • Разработка концепции проекта, оценка и утверждение
  • Создание творческой группы педагогов
  • Составление перспективного плана работы – определение целей, результатов, планирование системы мероприятий, определение сроков, выбор и назначение ответственных.
  • Разработка сценариев мероприятий
  • Продуктивная деятельность всех участников проекта.

 


План реализации проекта

N П\П

Этап

Дети

Родители

Педагоги

Срок

1

1 этап

Мониторинг 
(опросник «Моя семья»)

-социальный опрос семей (выявление социального статуса)
-участие в оснащение развивающей среды (закупка игрушек и оборудования, литературы),
-пошив костюмов для игр в бытовом уголке

-Подбор методической литературы, 
-оснащение развивающей среды (дидактические игры.)
-создание картотек
-приобретение демонстрационного и картинного материала

Февраль

2

2 этап

Беседа «Что такое семья»
«Мама и папа», «Наши бабушки и дедушки», «Младшие и старшие братья и сестры».
«Мамы и папы имеют имена и отчества»
«Дом моей семьи»
Дидактические игры «Настроение», «Страна колобков», «Родословная»
словесные игры «Назови ласково», «Волшебные слова», «Комплименты»
Рисование «Моя семья»
«Портрет мамы», «Портрет папы», 
Аппликация «Букет для мамы», «ракета для пап »
Экскурсии –
занятия «Кем работают наши мамы, папы, бабушки и дедушки»
 Беседа – занятие «Наши папы – защитники Родины»
Спортивная эстафета «Юные солдаты»
«Наши любимые мамы» - праздник.
Заучивание стихов о маме, папе, бабушке, дедушке. 
Разучивание песен о маме, папе, бабушке.
Чтение художественных произведений о семье. 
Конструирование «Со своей семьей дружно в доме мы живем»
Презентация ребенком своей семьи, опираясь на семейное древо.  
Сюжетно-ролевая игра “Семья”, отображающая отношения между её членами.

Участие в родительских четвергах 
«Я – медицинская сестра»,
«Я – плотник в детском саду»,
« Я мама и воспитатель»
«Я бабушка -  работник прачечной»
Участие в выставке фотографий «Моя семья»
 Журнал с рецептами блюд «Любимое блюдо семьи », «Традиции нашей семьи»
Составление семейного древа с презентацией.  

Подбор материалов для занятий с детьми.
Создание фотоальбомов. 
Консультации «Чем занять ребенка в свободное время »
«Что значит крепкая семья»
«Типология семьи»

Мастер-класс «Пальчиковые игры и развитие ребенка»
Альбом детей группы «Наши дружные семьи»
Знакомство родителей с картотекой стихов, поговорок и пословиц о семье.
 

 

Февраль-апрель

3

3 этап

Итоговый мониторинг (опросник)

Участие в работе круглого стола, с целью эффективности реализации проекта. 
Книга отзывов группы.

Проведение круглого стола с родителями «Семья глазами наших детей»
Самоанализ педагогов.

Май


 

Управление проектом осуществляется через систему контроля и анализа  деятельности участников проекта -  всех субъектов педагогического процесса.
Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности взаимодействия ДОУ  и семьи:

  • Использование экспресс-методов сразу после проведения того или иного мероприятия:

- оценочные листы
- книга отзывов
- самоанализ педагогов
- фотовыставки  о проведении мероприятий

  • Анкетирование родителей
  • Анализ показателей эффективности работы ДОУ с семьёй

- появление у родителей интереса к жизни  детей в ДОУ, содержанию деятельности и т.д.
- возникновение дискуссий по инициативе родителей
- увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся формирования личности, воспитания и развития детей
- повышение активности в мероприятиях, проводимых в ДОУ.

 Презентация проекта

  • Оформление  фотостенда «Мама, папа, я – волшебная  семья»
  • Презентация проекта педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Папа,мама,я - дружная семья" - сценарий праздника к Международному Дню Семьи

Праздник проводился в рамках проекта "Семейная гостиная". Представленный материал показывает как можно весело и интересно проводить совместный отдых детей и родителей....

Сценарий праздника «Папа, мама, я - дружная семья» для детей и родителей ко Дню семьи

Сценарий праздника «Папа, мама, я - дружная семья»для детей и родителей ко Дню семьиЦель: показать значимую роль семьи для каждого человека. Задачи: Воспитывать уважительное и бережное ...

«ПАПА, МАМА, Я – ТВОРЧЕСКАЯ СЕМЬЯ» Тема: «Семья вместе, душа на месте».

Программное содержание: 1.                Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством (песенки, пословицы, ...

сценарий спортивного праздника приуроченного ко дню СЕМЬИ " Мама, папа и я - спортивная семья" 8 июля 2011 год

Цель:Доставить детям радость, удовольствие от спортивного мероприятия и тем самым формировать ценностное отношение к занятиям физической культурой. Задачи:Закреплять у детей интерес к физку...

Конспект совместного мероприятия детей и родителей "Папа,мама,я-спортивная семья или вместе с папой,вместе с мамой отправляюсь я на поиски клада"

В представленном материале показано взаимодействие инструктора по физической культуре с семьями воспитанников ....

Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности "Папа. мама, я - дружная семья".

Праздник, посвященный Дню семьи,любви и верности, воспитывает у детей любовь к своим родственникам, уважение к ним....