Опыт работы на тему "Обогащение сенсорного опыта ребенка"
материал по теме

Актуальность данной темы обусловлена тем, что сенсорное развитие ребенка является основой для развития его мышления, мыслительных операций, познавательных процессов.

Здоровье ребенка, физическое и духовное зависит от того, каким он увидит окружающий мир. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек, предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно каждый ребенок, так или иначе, воспринимает это. Но, без разумного педагогического руководства взрослых, восприятие оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходимо последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Ю.А. Силкин, А.С. Большов отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общественного развития. Следовательно, возникает необходимость глубокого изучения системы Монтессори, так как большое место в методике отводится формированию сенсомоторных навыков.

Мое  исследование посвящено сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста.

Цель: обогащение сенсорного опыта детей 3-7 лет.

В соответствии с проблемами, целью, мною были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую  и методическую       литературу.

2. Определить уровень сенсомоторного развития детей группы.

3. Определить условия, наиболее благоприятные для обогащения сенсомоторного опыта дошкольников.

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей сенсорного развития дошкольников.

 Первым педагогическим произведением, в котором дана оценка роли чувственного опыта в развитии и воспитании ребенка явилась «Материнская школа» Яна Амоса Каменского, в которой противопоставлено «действенное» воспитание словесному и учитывается необходимость организации восприятия детьми явлений внешнего мира посредством всех органов чувств.

Песталоций полагал, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

Задачи сенсорного воспитания нашли свое отражение в педагогике детского сада, созданным Ф.Фребелем. Им разработана последовательная система ознакомления детей  с формой, цветом, величиной и другими качествами предметов через пособия и дары.

Е.И.Тихеева предложила использовать «естественный» (шишки, цветы и пр.) материал и включить  в сенсорное воспитание ознакомление детей со свойствами реальных предметов. Также ей предлагались экскурсии по помещению, в ходе которых дети знакомились с предметами посредством разных органов чувств, а также дидактические игры.

   Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б.Г.Ананьев,  А.В.Запорожец и другие. Что бы больше узнать о фрукте или овоще, ребенку обязательно надо его попробовать. Только тогда он узнает, какой он на вкус, кислый, горький  или сладкий. Чтобы познакомиться с предметом, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и так  далее. Таким образом, рука изучает предмет:

*Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и так далее.

*Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материала.

*Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, форму, размер и так далее.

*Надавливание дает возможность определить мягкость-твердость предмета, из какого материала он сделан.

*Ощупывание предмета дает больше всего информации о предмете.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятие, соединяя их со слуховыми, зрительными, и обонятельными анализаторами в целостные образы и представления, позволяет анализировать, сравнивать, делать выводы. Следует научить ребенка планомерному наблюдению за объектом, рассматривая, ощупывая, только тогда создается целостность восприятия предмета.

Для того, что бы правильно ориентироваться в окружающем мире, необходимо воспринимать не отдельный предмет, а комплекс предметов в целом. К.К.Платонов, Г.Г.Голубев считают, что восприятие это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого.

Восприятие, даже какого-нибудь простого предмета, отмечает А.В.Запорожец очень сложных процесс, который включает работу сенсорных, двигательных и речевых механизмов.

        На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет в его жизни чувственный опыт. Н.М.Шелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

О роли конструктивной деятельности, а также рисования в развитии зрительного восприятия, говорили А.Р.Лурия,  Н.Н.Подъяков, В.П.Сохина, З.М.Боусловская, Н.П.Сакулина. Исследования показывают, что под влиянием этих деятельностей, у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем, объединять их в целое, прежде чем, подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

Проанализировав, методическую литературу, можно отметить важность сенсорного развития и воспитания дошкольников. Авторами было отмечено, что сенсорные способности не являются врожденными и их надо развивать. А начинать надо как можно раньше. Также была отмечена роль взрослого в сенсорном развитии детей, без помощи которого восприятие оказывается поверхностным.

Проанализировав методическую литературу,  мною был сделан вывод, что необходимо:

1. Развивать и совершенствовать  у детей все виды восприятия

2. Формировать системы персептивных действий.

3. Развивать устойчивость, целостность и обобщенность восприятия.

4. Формировать умение обозначать сенсорные признаки и действия со словом

        5. Повышать уровень знаний по сенсорному развитию и воспитанию родителей.

                          

 Глава 2. Практическая часть.

Родителей часто интересует готов ли их ребенок к школе. Как было отмечено выше, готовность  дошкольников к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связаны с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В процессе восприятия, у них нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается им поверхностно. Ориентируясь на решение данной проблемы, поставила перед собой следующие  задачи:

1. Помочь ребенку упорядочить процессы восприятия и научить воспроизводить предмет целенаправленно.

2. Создать условия наиболее благоприятные для сенсомоторного развития.

Прежде всего, была проведена диагностика сенсорного развития детей.

На первом этапе особенности сенсорного развития изучались на основе наблюдения за детьми в ходе занятий, свободной деятельности и во время проведения режимных моментов. Наблюдение за свободной деятельностью детей я проводила в игровом уголке в процессе их деятельности с сюжетными и дидактическими игрушками. Я обратила  внимание, что играя с дидактическими играми – вкладышами, детям трудно подобрать необходимые детали. Им приходится  использовать большое количество практических действий, то есть зрительно проанализировать и подобрать нужную деталь им сложно. Так же, я отметила, что все дети без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет. В этом случае ни  количество частей,  ни направление разреза не вызывает у них затруднений. Однако, при усложнении сюжета, увеличение количества  частей  вызвало у детей затруднения, то есть заранее составить и продумать план действий детям сложно.

В ходе наблюдения за режимными моментами было установлено, что большинству детей доступны продуктивные контакты, и они способны включится в целенаправленную деятельность. Однако я заметила, что у дошкольников недостаточен уровень развития действий, направленных на обследование предметов, игр. Детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их деятельности, до наглядной демонстрации способа выполнения.

На втором этапе обследование детей проводилось по индивидуальным заданиям. Ребенку предлагаются диагностические задания «Найди одинаковые по цвету» (форме, величине), «Покажи то, что я назову», «Покажи такой же цвет». Цель этих заданий - выявить степень сформированности представлений о форме, величине, цвете, умение сравнивать предметы с учетом указанных признаков, умение детей использовать рациональные способы действий. Важно понять, какой тип инструкции понятен детям (словесный; словесный, сопровождаемый показом). Во время диагностики, часть детей правильно выполняли инструкцию, содержащую основное обозначение признака, например, дать красный карандаш. Но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затруднялись.

Проанализировав  результаты обследования, я сделала вывод, что не все дети владеют сенсорными эталонами, у них возникают трудности при назывании цвета, назывании геометрических фигур. Многим детям необходима помощь взрослого. Дети способны выполнять действия по образцу, по жестовой инструкции, но при выполнении действий по словесной инструкции - часто испытывают затруднения. Ориентировочно – исследовательская деятельность несовершенна.

На третьем этапе обследование детей проводилось в процессе продуктивных видах деятельности. Результаты показали, что у детей слабо развиты сенсомоторные навыки.

С помощью педагогической диагностики я определила уровень развития сенсорных способностей каждого ребенка. Проведя диагностику,  проанализировав результаты, я определила задачи сенсорного воспитания для детей своей группы:

1. Освоение эталонов – образцов цвета, величины, формы, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов, о свойствах материалов.

2. Освоение предметно – практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств предметов.

3. Освоение продуктивных видов деятельности, способствующих сенсорному развитию ребенка.

4. Уточнение, обогащение систематизации словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.

5. Развиватие макро и микромоторики дошкольников.

     Г.А.Урунтаева сказала: «Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависит от того,  насколько полной системой обследования владеет дошкольник». Передо мной стоит цель научить ребенка планомерному наблюдению за объектом, рассматривая, ощупывая, только тогда создаться целостность восприятия предмета. Поэтому в своей работе отвожу как можно больше места сенсорным действиям.

И так, чтобы сенсорное развитие детей проходило полноценно, необходима целенаправленная ежедневная работа по сенсорному воспитанию. Задачи по коррекции и развитию сенсорного воспитания должны осуществляться в условиях повседневной жизни детей в процессе игр, труда, прогулки,  что способствует обогащению чувственного опыта через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей. При этом решаются задачи развития восприятия через освоение предметного мира ( сведения о названии и назначении предметов, испытания ощущения от прикосновения с ними); через освоение пространства; эстетику быта; через ознакомление с природой ( свойства воды, песка, глины); в ходе подвижны игр и развлечений.

Педагогический процесс был организован  в нескольких направлениях.

1. Использование дидактических игр и упражнений на закрепление цвета, формы, величины, развитие тактильных ощущений,  слухового анализатора.

2. Проведение игр – экспериментов на развитие всех видов восприятия, занятия по поисково-экспериментальной деятельности.

4. Использование продуктивной деятельности.

5. Использование режимных моментов.

6.  Целенаправленная работа с родителями.

7. Создание предметно – развивающей  среды.

Во-первых, я использовала дидактические игры и упражнения,  традиционные игры и пособия-вкладыши, пирамидки, матрешки, «лото».

Игры и упражнения на закрепления цвета.

Такие, как «Помоги рыбкам», «Собери капельки», «Собери бусы». «Разноцветные колечки», «Цветное лото», «Привяжи шарик к веревочке», «Сыр и мыши» и другие.

В дидактической игре «Помоги рыбкам» просили помочь мамам рыбкам найти своих деток : «Чьи это детишки запутались в водорослях?» Детишки-рыбки такого же цвета,  как и мама рыбка. В другой игре «Собери капельки в стакан», просили собрать капельки в  стакан: «Наберем целый стакан одинаковых капелек». В игре «Привяжи шарик к веревочке» - необходимо подобрать шар, такого же цвета, как и нитка. Дидактический материал вызвал у детей большой интерес, желание действовать. Они обменивались  предметами, сравнивали их. Делали умозаключения, сравнивая цвета : «Такая же капелька, такая же рыбка, одинаковые бабочки». Затем задания усложнялось, в игре «Сыр и мыши» нужно подобрать по цвету не только хвостики, но и тарелочки.

Дети полюбили и подвижные игры на закрепления цвета. Игра «Собери колечки». Разбрасывались колечки двух цветов, дети бегали и собирали  колечки, раскладывали их по коробкам в соответствии с цветом.

«Найди сою пару». Раздаются детям флажки разного цвета. Под музыку  дети разбегаются по комнате, по окончании музыки, останавливаются и ищут каждый свою пару – ребенка, у которого флажок того же цвета.

Зайки – попрыгайки». Взрослый раскладывает  изображения  зайчиков определенного цвета. Отдельно кладет е цветные карточки. Воспитатель  и ребенок вместе выполняет движения под песенку:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так!

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Во так, вот так!

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка в домик убежал!

Ребенок берет изображения зайчика и несет в домик – карточку соответствующего цвета.

Особое внимание мы обращали на эстетическую сторону дидактического материала. Использовали чистые цветовые тона.

Игры и упражнения на закрепление величины.

Очень активно дети играют в такие игры, как «Большая и маленькая игрушка»,  «Одень кукол» (предлагаются куклы разного размера и соответствующая одежда для них), «Соберем грибы» (большие, средние и маленькие), «Накорми мишек» (медведи и посуда разного размера). Со старшими  детьми играли в игры «Сверни ленту», «Большие и маленькие» , «Расставь по порядку».

«Сверни ленту». Взрослый предлагает ребенку свернуть ленты на стержне (разной длины). Какую ленту быстрее сворачивать, длинную или короткую? Развернуть ленты, наложить друг на друга, сравнить их по длине.

«Большие и маленькие». Взрослый говорит, что к ним пришла в гости кукла, и просит сделать для нее бусы. Дает ребенку большие бусы и маленькие (можно заменить пуговицами), просит нанизать пуговицы в определенной последовательности, например, две маленькие, за тем одну большую.

«Расставь по порядку». Ребенку предлагают сопоставить и расставить предметы по одному признаку. Например, расставить цилиндры по порядку от самого низкого до высокого, разложить бусы по длине (от длинных до коротких или наоборот).

Игры и упражнения на закрепление формы.

Игра «Коврик». Ребенку предлагается рассмотреть коврик из геометрических фигур.   Он рассматривает его и называет, из каких геометрических   фигур он состоит. Предложить малышу самому  составить коврик из различных геометрических фигур.

«Какая фигура лишняя».   Предлагаются наборы из четырех геометрических фигур. Например, три четырех угольника и один треугольник, три овала и один круг и другие.     Требуется определить лишнюю фигуру и объяснить.

«Незаконченные картинки». Детям предлагаются незавершенные изображения предметов. Для их завершения предлагается подобрать элементы разной формы.    Предложить детям узнать, что изображено на картинках, и доделать  рисунок.   

«Птички прилетели». Перед ребенком раскладываются карточки с изображением птичек в геометрической фигуре, отдельно лежат геометрические фигуры (овал, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Дети выполняют движения под слова песенки:        

Прилетели птички,

Птички – невелички

Летали – летали

Крыльями махали.

Так они летали,   

Крыльями махали.

На дорожку прилетели

Зернышки клевали.

Спать захотели,

Спрятались в домике.

Ребенок должен помочь птичкам укрыться в своих домиках. Он закрывает карточки с птичками соответствующими геометрическими формами.

Игры и упражнения на развитие тактильных ощущений.

На развитие тактильных ощущений, мы проводили такие  игры, как «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь»,  «Магазин», «Платочек для куклы», «Угадай овощ».

«Магазин». Продавец ощупывает образец ткани и находит в мешочке точно такой же на ощупь.

«Платочек для куклы». Детям предлагали трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия.

Также мы подбирали  игры, цель которых – открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем - то важном. В этих играх дети учатся различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных и людей.

«Кто что услышит». Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в бубен, барабан, играли на дудочке и так далее. Предлагали отгадать. Каким предметом произведен звук.

«Узнай по звуку предмет». Для этой игры использовали различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (ложки, книжка и так далее). Дети сидели спиной, а мы за ширмой производили шумы и звуки различными предметами. Дети догадывались, чем был произведен звук.

«Цапля и воробушки». Показываю детям картинку с цаплей и говорю: «У цапли ноги длинные, она ходит важно, медленно, как звучит сейчас бубен». Я медленно стучу в бубен, дети подражают медленной походке цапли. За тем, показываю картинку, где нарисован воробей, говорю: « воробей прыгает так быстро, как звучит сейчас бубен».  Дети  скачут как воробышки.

«Тихо – громко». В этой игре развивали умение менять силу голоса. Для этого подбирали игрушки разных размеров ( большую и маленькую собачку, кошку и другие игрушки, звук которых можно имитировать). Показывали детям двух собачек и проговаривали голосом разной тональности.

Для развития слухового ощущения использовали  записи детских песенок и музыкальных произведений. Технические средства повысили интерес детей, сделали процесс обучения более занимательным.

Так же мы с детьми играли и в другие игры.

Во-вторых, в своей работе я учитываю ведущий вид деятельности дошкольника и соблюдаю действенный подход к восприятию окружающего мира. Этим условием, в наибольшей степени отвечает такая форма организации активной детской деятельности, как игры - экспериментирования. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В процессе экспериментальной деятельности дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, обогащая сенсорный опыт.

В группе специально разработали картотеку опытов и экспериментов.

Так же  создали центр воды и песка, которые способствуют обогащению сенсорного опыта детей. Дети могли переливать воду, пускать в тазик с водой игрушки, сделанные из разных материалов. Играя с песком, они его пересыпали, просевали через сито, строили из сырого песка. В центре воды и песка, у детей развивались тактильные восприятия, они знакомились со свойствами, качествами воды и песка.

Очень интересно проходили игры с крахмалом. Дети чувствовали, как он скрипит, говорили, что похож на снежок.

Дети среднего возраста знают, что такое металл, резина, пластмасса, могут назвать их качества и свойства. Ознакомление с материалом организовывала так, чтобы, каждый ребенок практическим путем (действуя с материалом) мог выявить его свойства и качества. Например, надувая шарик, дети узнали, что резина эластичная, может растягиваться. Уточнили, что резина не пропускает воду, она водонепроницаемая. В серию «Игры-эксперименты» можно включить такие игры, как «Узнай все о себе шарик», «Веселые кораблики», «Разноцветные льдинки».

Передо мной стояла цель, чтобы дети старшего дошкольного возраста уже не только могли сказать, что предмет сделан из металла, кожи, пластмассы, стекла, но и могли назвать разновидность материала: бумага салфеточная, оберточная. А также определить их свойства и качества (структура поверхности, твердость — мягкость,  хрупкость — прочность, блеск, звонкость, температура поверхности). Помогают мне в этом специально созданные ситуации, а так же игры эксперименты такие как, «Легкая пластмасса», «Волшебные нити». Играя в них, дети углубляют представление, о том, что правила пользования предметами определяются свойствами и качествами материалов, из которых они сделаны. Например, для поделки  оригами они выбирают самую прочную бумагу.

Я считаю, что экспериментальная деятельность обогащает чувственный опыт детей через совершенствование всех видов анализаторов. 

В- третьих, особое внимание в своей работе я уделяю продуктивной деятельности, так как считаю, что продуктивная деятельность имеет большое познавательное и коррекционное значение. Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение этих деятельностей теснейшим образом связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, так как, то, что не воспринято, не может быть отражено. Работа по сенсорному воспитанию детей на занятиях по изобразительной деятельности сводится к следующему: совершенствование отдельных анализаторов и накопление представлений о конкретных признаках предметов  (форме, цвете, величине). Для того,  чтобы, эта работа проходила эффективнее, я использую в своей работе нетрадиционные методы и приемы рисования, лепки, аппликации, прибегая к необычным материалам: семенам, крупам, разным видам  бумаги, ниткам, соленому тесту.

    Таким образом, я считаю, что специально организованная работа по изобразительной деятельности способствует развитию всех органов чувств и различных анализаторов, обогащает сенсорный опыт детей.

    Опыта детей я использовала режимные моменты. Когда дети моют руки, обращала внимание на запах мыла, вытирая руки полотенцем, у детей работают тактильно-двигательные анализаторы. Перед обедом, прошу детей, закрыв глаза, понюхать, чем пахнет. На прогулке наблюдали за красотой природы, деревьями, цветами. У детей обогащается сенсорный опыт в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Знакомя их с природой, обращала внимание на шум ветра, в осенний период на окраску и форму листьев, шуршание их, прощальные крики птиц, шум дождя. Я предлагала детям подойти к дереву и погладить ствол. Затем дети рассказывали о своих ощущениях, какой ствол? Зимой рассматривали снежинки, предлагала почувствовать ощущения от их прикосновения. Проводили опыты со льдом, снегом, закрепляли свойства снега (липкий, не липкий сырой, хрустит, рассыпчатый). Вдыхали морозный воздух, весной вдыхали аромат весны, летом - свежесть дождя. Все это позволяет открывать новые признаки в восприятии окружающего.

    Для успешной работы по сенсорному воспитанию в группе была создана развивающая среда - сенсорный уголок. Назначение сенсорного уголка — развитие всех видов восприятия, создание условий для сенсорных способностей, положительного  отношения к предметам и действиям с ними.   Он выполняет ряд определенных функций:

*стимуляция сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.).

*развитие мелкой моторики;

*Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности детей;

*повышение самостоятельности формировании экспериментальной деятельности дошкольников.

      При организации сенсомоторного уголка в первую очередь выбрали  место для его расположения в групповом помещении. Учли то, что оно должно быть удобным для доступа детей. Особое внимание уделили  подбору сенсомоторных объектов для уголка, влияющих на развитие зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья детей. Уголок содержит  постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

В сенсорном уголке своей группы поместили центр воды и песка, сухой бассейн. Так же собрали различные предметы, сделанные из разных материалов. Мы оформили коллекции бумаги, тканей, ракушек. Оформили коллекцию «дары природы», в которой подобрали материал, созданный самой природой (шишки, семена, плоды).  Детям очень нравится  выкладывать узоры по образцу из различных круп, семян, шишек, ракушек, камушков. Составляя композиции из природного материала, дети знакомятся со свойствами многих материалов, развивают тактильные ощущения, обогащают сенсорный опыт. Создали  так называемые массажные ванночки для рук, наполнили их горохом, фасолью. Дети с большим удовольствием играют, познавая форму, величину, развивают  мелкую моторику.

  Для развития мелкой моторики сделали панно «Чудо город». Ребятишек увлекает это панно. Они с удовольствием пристегивают яблочки, «сажают» цветы, прикручивают крышки – колеса к машине. Это панно развивает мелкую моторику рук, дети закрепляют знания о форме, величине, цвете.

    В подготовительной группе, мы поставили перед собой задачу исследовать природу через привлечение внимания детей к запахам. Была оформлена коллекция запахов. Привлечение детей к запахам значительно обогащает сенсорный опыт детей.

 

    Сенсомоторный уголок можно использовать в воспитательно-образовательном процессе, как на организованных занятиях воспитателей, так и в самостоятельной  игровой, экспериментальной деятельности детей.

    Проводя коррекционную работу, я уделяла особое внимание работе с родителями. Цель - повышения уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции мультимедиа презентации, семинары, пособия, родительские уголки,  индивидуальные беседы, групповые консультации, круглые столы. В группе создали клуб «Мамина школа», в котором провели цикл практических обучающих занятий.

Цель клуба: повысить знания родителей о роли сенсорного развития детей; совершенствовать знания родителей о взаимодействии  мелкой моторики  и речевого развития детей. Вовлечь родителей в процесс совместной игровой деятельности в домашней обстановке, используя различные материалы.

Цикл обучающих занятий клуба «Мамина школа»:

«Игры на кухне», «Игры с бросовым материалом», «Игры с бумагой».

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа, использование дидактических игр помогает развивать познавательную активность детей, развивает речь.

Проведя, диагностику в конце эксперимента, можно отметить положительную динамику развития детей.

Таким образом, применение предлагаемых направлений  позволяет обогащать сенсорный опыт, позволяет открывать новые признаки в восприятии окружающего, расширять представление о мире.

И так, можно сделать вывод: сенсорные способности у детей дошкольного возраста можно развивать при помощи специально организованной работы (коррекционно-развивающей), обогащая их сенсорный опыт.

Важную роль в развитии сенсорного развития детей играет совместная деятельность педагога и детей. Как было отмечено выше, совершенство восприятия зависит от сенсорного опыта, умения использовать различные способы для обследования. Поэтому, задача взрослого научить ребенка разнообразным способам обследования предметов. Для этого большое место отводилось предметно-практической деятельности, способствующей выявлению свойств предметов. А также освоению продуктивных видов деятельности, сопутствующих обогащению сенсорного опыта детей.

Перспективный план по сенсомоторной деятельности в средней группе.

месяц

неделя

содержание

Форма работы

литература

 

 

сентябрь

1

Организация уголка «Почемучка»

Работа с родителями

«Организацияэкспериментальной деятельности» Л.Н.Прохорова

2

Организация уголка «умелые ручки»

игра

3

Организация уголка «волшебная бумага»

игра

4

Организация сенсомоторного уголка

Игра-занятие

 

октябрь

1

Рисование мелками

игра

«Развиваем руки -чтоб учиться писать и красиво рисовать» С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина

2

Шнуровка «Поможем Кате»

Дид. игра

3

 «Волшебный дом» (моторика)

самомассаж

4

«Пирожки для мишки»

эксперимент

 

ноябрь

1

«Найди свой домик»(моторика

вкладыши

2

Пальчиковая гимнастика

игры

3

Закладка ажурная (апплик.)

Игра-занятие

4

«Прятки под водой»

эксперимент

 

 

декабрь

1

«Сделай узор» (штампование)

упражнения

«Игры с пальчиками» О.В.Узорова, Е.А.Нефедова

2

«Клубочки» (моторика)

Графические упражнения

3

«Парашютисты» (моторика)

4

«освобождение бусинок из ледяного плена»

эксперимент

январь

3-4

Диагностика «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова).

 

февраль

1

«Птичка»(оригами)

занятие

 

 

«Развивающие игры с пальчиками» Е.Ф.черенкова

2

«Сухой бассейн с крупой»

игра

3

«Почему летит воздушный шар?»

эксперимент

4

Рисование пальчиками

Игра-занятие

 

 

март

1

Пластилинография

упражнения

2

Работа с трафаретами

упражнения

3

«Продолжи узор»

упражнения

4

«Ветки в вазе»

опыт

 

апрель

 

Эти разные материалы

игра

 

Соедини точки (рисование)

упражнения

 

«Тонет, не тонет»(материалы)

опыт

 

«Рваная мозаика» аппликац.

занятие

 

май

 

«Когда это бывает?»

игра

 

«Эта разная бумага»

опыты

 

Диагностика уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

 

Перспективный план по сенсомоторной деятельности в старшей гр.

месяц

неделя

содержание

Форма работы

литература

 

сентябрь

1

Пополнение уголков – центров по сенсомоторной и экспериментальной деятельности

Работа с родителями

 

 

«Организация экспериментальной деятельности  дошкольников» Л.Н.Прохорова.

2

«Утяша в гостях у детей» (знакомство с персонажем)

игра

3

«Сделай человечка»  (прищепки)

игра

4

Посадка лука (свет, вода, земля)

эксперимент

 

октябрь

1

«Прятки» (свойства воды)

эксперимент

2

«живая бумага»

оригами

3

Коллекция семян (органы чувств)

занятие

4

«Фартук для Почемучки»

эксперимент

 

ноябрь

1

«Осенний узор» (семена)

пластелинография

 

«Игры с пальчиками» О.В.Узорова, Е.А.Нефедова

2

«Чего не стало?» (моторика)

Сухой бассейн

3

«Сенсорный коврик»

упражнения

4

«Кораблик для путешествия»

опыт

 

декабрь

1

«Снегири  на ветке»

пластелинография

2

«Горькое, сладкое, соленое»

занятие

3

«Кукла Зина в гостях» (резина)

игра

4

«Помоги умыть Хрюшу» (вода, гуашь)

эксперимент

 

январь

3

Выбор деятельности

диагностика

Л.Н.Прохорова

4

«Маленький исследователь»

диагностика

 

февраль

1

«Подарок папе»

Ручной труд

 

2

«Звучащие перчатки»

Музыкальная игра

3

«Рваная мозаика» (моторика)

аппликация

 

4

Рисование корабликов

штампы

«Развивающие игры спальчиками» Е.Ф.Черенкова

 

март

1

«Подарок маме»(бросовый матер.

труд

2

Графический диктант

упражнения

3

Посадка рассады

труд

4

«Испытание магнита»

эксперимент

 

апрель

1

Измерение жидкости

опыт

2

«Подснежник»

пластелинография

3

«Чем мы дышим?» (воздух)

опыты

4

Работа с спирографом (рисование

упражнения

 

май

1

«Как увидеть воздух, откуда дует ветер?» (флюгер)

эксперимент

2

«Декоративная пластина» ,семена

Ручной труд

3

«Почему идет дождь?»

опыт

4

Диагностика  уровня овладения детьми  эксперимента

Льной деятельностью

         

Перспективный план по сенсомоторной деятельности в под. группе

Месяц

неделя

содержание

Формы работы

литература

 

сентябрь

1-2

Пополнение уголков – центров по сенсомоторной и экспериментальной деятельности

Работа с родителями

 

«Неизвестное рядом» занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина

3-4

Эксперименты прошлого года «Что мы узнали»

Игры -эксперименты

 

октябрь

1

Теплота «Горячо-холодно»

эксперимент

2

«Живая бумага» (цветы)

оригами

3

Коллекция семян (органы чувств)

занятие

4

«осенний узор»(семена, листья)

Ручной труд

 

ноябрь

1

«Осенний узор» (бросовый материал)

пластелинография

2

«Чего не стало?» (моторика)

Сухой басейн

 

 

 

«Детское экспериментирование» И.Э.Куликовская

3

«Сенсорный домик»

упражнения

4

«Интересное вокруг нас»

Занятие-экспериментирование

 

декабрь

1

«Свет вокруг нас»

опыт

2

«Наши помошники» (органы чувств

занятие

3

Волшебные магниты

эксперимент

4

«Зимний узор»

Ручной труд

январь

3

«Ветер-невидимка»

занятие

4

«Мы фокусники»

опыты

 

февраль

1

«Звуки вокруг нас»

опыты

2

«Парашют-зонтик»(стр.169)

Ручной труд

3

«Рваная мозайка»

аппликация

4

«подарок папе»

Бросовый материал

 

март

1

Подарок для мамы

Ручной труд

2

«Чудо прическа» (стр.99)

опыт

3

Изготовление термометра

Ручной труд

4

Посадка рассады

труд

 

апрель

1

«Свечка в банке» (стр.45)

опыт

 

«Старший дошкольный возраст! Н.Н.Совгир

2

Измерение сыпучих продуктов

опыты

3

«Подснежник»

Ручной труд

4

«Как увидеть молнию»

Опыт(стр.45)

 

май

1

Высадка рассады

труд

2-3

Диагностика уровня овладения детьми эксперименталь

Ной деятельности

      

 

                                                       Литература

1) Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1998.

2) Богословский В. В. Общая психология. М., 2001.

3) Болотина Л. Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических

Институтов. М.: Просвещение. 1997. 4) Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. И др. Сенсомоторное

Развитие дошкольников.- М.: Владос.-2001.

5) Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка-М.:

Просвещение-1998.

6) Григорьева Л. П. Развитие восприятия у ребёнка-М. Школа-Пресс.2001.

7) Запорожец А. В. Усова А. П. Сенсорное восприятие дошкольников

М.: Академия педагогических наук.-2003.

8) Игнатьева Е. И. Громов М. Д. Лукин И. С. Психология. М.

Просвещение.-1965.

9) Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя

Диагностика и коррекция.- М.: Просвещение, 1992.

10) Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2000.

11) Немов Р. С. Психология. М.: Просвещение, 1990.

12) Обучение детей с ЗПР/ Под ред. Власовой Т. И., Лубовского В. И.

М., 2001.

13) Практикум по детской и педагогической психологии: Для студ.

Сред. Пед. Учеб.

14) Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М.:

Просвещение, 1983.

15) Платонов К. К., Голубев К. С. Психология — высшая школа.-1977.

 16) Шабаева М. Ф. Константинов Н.А. Мединский. История

Педагогики. М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.pptx875.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыты и эксперименты с воздухом.

Слайд 2

Опыты и эксперименты с воздухом. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Слайд 3

Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Слайд 4

Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Слайд 5

Опыт 3. Детям предлагается опустить в таз с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря) . Вывод: Воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Слайд 6

Опыт 4. Детям предлагается подуть на вертушку. Выдыхаемый воздух, попадая на лопасти, начинает их вращать. Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, заставил вращаться лопасти вертушки. Вывод: Воздух может двигать предметы.

Слайд 7

Опыт 5. Детям предлагается запустить «ракету» (выпустить воздух из шарика). Для этого надуть воздушный шарик, придерживаем рукой отверстие, чтобы шарик не сдулся. Продеть нитку через трубочку. Один конец нити привяжем к какому-нибудь предмету, другой конец держим в руке. Скотчем прикрепляем трубочку к шарику. Теперь отпускаем шарик. Он как настоящая ракета полетит от одного конца нити к другому, пока из него не выйдет весь воздух Вывод: Воздух легкий, шарик летает

Слайд 8

Опыт 6. Для этого опыта возьмем из холодильника пустую, открытую пластиковую бутылку. Наденем на горлышко воздушный шарик. Бутылку, на которую надели шарик, поставили в таз и нальем горячую воду. Что же произошло с шариком? Воздуху стало тесно, он расширяется и выходит из бутылки прямо в шарик. Поэтому шарик надувается. Вывод: Теплый воздух легче, чем холодный.

Слайд 9

Опыт 7. Возьмем таз с газированной водой и опустим кусочки пластилина. Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому пластилин всплывает. Вывод: Воздух легче воды .

Слайд 10

Опыт 8 Сравниваем листья с растущих у дороги деревьев, с листьями растений из глубины двора. Обсуждаем, на каких из них больше пыли (где листья наиболее загрязнены? Почему? Пыль всегда есть в воздухе, но у дороги ее больше. Почему? Из работающих двигателей автомобилей выходят выхлопные газы (как правило, они хорошо заметны) .

Слайд 11

Вывод: Гулять у дороги, у гаражей, возле работающих автомобилей вредно для здоровья. Выхлопные газы очень вредны для здоровья людей, растений и животных. Вместе с воздухом они попадают в наш организм, поэтому гулять около дороги вредно для здоровья. Возле дороги и растения растут плохо. Их листья загрязняются, им тоже трудно дышать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»

   В данной работе я  раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных недостатков у...

Опыт работы Тема: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста

- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности; - разрабатывать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации в работу с детьм...

Опыт работы об освоении сенсорных эталонов посредством изобразительной деятельности "Я рисую, обучаюсь, развиваюсь»

Опыт работы об освоении сенсорных эталонов посредством изобразительной деятельности "Я рисую, обучаюсь, развиваюсь»...

Опыт работы по развитию сенсорных эталонов у детей во второй группы раннего возраста

Именно в детстве закладываются основы личностной культуры человека. Дети учатся ориентироваться в природе, предметах, которые создает человек, явлениях собственной жизни и деятельности. Они накапливаю...

Опыт работы по теме "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно...

Опыт работы "Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР"

Осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ТМНР, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр и упражнений, предметно-практической деятельности, взаимодействия со взросл...