ОРГАНИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
статья по теме
Известно, что иностранный язык - один из наиболее универсальных средств, способных обогатить дошкольное образование, так как дети этого возраста обладают врожденной и еще неутраченной способностью к овладению языками, а языки, в свою очередь, могут стать действенным средством развития детей:
- Развитие коммуникативных способностей детей
- Развитие речевых способностей (фонематического слуха, чувства языка, способности к имитации и др.)
- Развитие психических функций (внимания, памяти, речевого мышления в том числе, так как в процессе изучения английского языка дети вольно или невольно анализируют, сравнивают его с родным языком, то есть непрерывно осуществляют мыслительный процесс.
- Развитие речевого аппарата (овладение англоязычными звуками, которых нет в системе родного языка, способствует развитию и сохранению гибкости речевого аппарата детей) и развитие речи дошкольников в целом.
- Обогащение словаря: расширение словарного запаса за счет усвоения англоязычной лексики, а также лингвострановедческого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
Известно, что иностранный язык - один из наиболее универсальных средств, способных обогатить дошкольное образование, так как дети этого возраста обладают врожденной и еще неутраченной способностью к овладению языками, а языки, в свою очередь, могут стать действенным средством развития детей:
- Развитие коммуникативных способностей детей
- Развитие речевых способностей (фонематического слуха, чувства языка, способности к имитации и др.)
- Развитие психических функций (внимания, памяти, речевого мышления в том числе, так как в процессе изучения английского языка дети вольно или невольно анализируют, сравнивают его с родным языком, то есть непрерывно осуществляют мыслительный процесс.
- Развитие речевого аппарата (овладение англоязычными звуками, которых нет в системе родного языка, способствует развитию и сохранению гибкости речевого аппарата детей) и развитие речи дошкольников в целом.
- Обогащение словаря: расширение словарного запаса за счет усвоения англоязычной лексики, а также лингвострановедческого материала.
Очень важно отметить, что таких результатов можно достигнуть только при грамотной организации процесса обучения.
В настоящее время является дискуссионным вопрос о методике преподавания английского языка дошкольникам: преимуществах различных методов, целях обучения (конечном результате), объеме и содержании знаний и умений как минимальном стандарте (уровне языковой и коммуникативной компетенции в дошкольном возрасте). Нет единой образовательной программы по иностранному, в том числе, английскому, языку для дошкольников. Недостаток методического обеспечения в реализации процесса обучения обусловливает то, что некоторые преподаватели вынуждены проектировать программы обучения в конкретных дошкольных образовательных учреждениях.
Традиционно обучение английскому языку в детском саду реализует классно - урочную систему, а именно: проведение занятий 2-3 раза в неделю по 30 минут в специально отведенном для этого кабинете. Условия отдельных кабинетов по английскому языку не всегда предоставляют возможность интеграции его с различными видами детской деятельности, а также реализацию физической активности дошкольников на занятиях.
Кроме того, отсутствие единого образовательного пространства ввиду использования английского языка только в определенном кабинете ведет к формированию так называемых «кабинетных» знаний, которые дети зачастую не могут продемонстрировать в изменившихся условиях, в другой среде, даже в группе и на прогулках.
Подобная организация процесса обучения не способствует решению задачи, актуальной на современном этапе развития системы образования, а именно - задачи сохранения психофизиологического здоровья детей.
Реализуя, таким образом, социоцентрический подход, в рамках которого основной целью обучения является овладение определенными знаниями, умениями и навыками, не происходит ориентации на личность каждого ребенка. При подобной форме обучения дошкольников не уделяется также достаточного внимания становлению эмоциональных и духовных качеств личности.
В качестве альтернативы нами был выбран и реализуется гуманистический подход, основанный на идее, что в каждой личности изначально заложено стремление к полной самореализации. Знания и умения в сфере английского языка, таким образом, становятся не целью, а средствами развития и саморазвития личности. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития.
Для этого очевидна необходимость иной формы организации процесса обучения иностранному языку в детском саду.
Особую практическую и теоретическую значимость имеет проблема моделирования здоровьесберегающего образовательного пространства внутри дошкольного учреждения: совокупности принципов, методов и приемов педагогической работы, которые дополняют технологию обучения английскому языку, наделяют ее признаками здоровьесбережения.
При разработке модели здоровьесберегающего пространства необходимо опираться на принципы экологической психологии и психологической дидактики, учении о закономерностях психического развития Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина; теории формирования поэтапных умственных действий П.Я. Гальперина и определить условия, способствующие реализации поставленной задачи:
1. Уход от классно-урочной системы и организация языковой среды по обучению дошкольников английскому языку непосредственно в группах - основное условие эффективного пути реализации технологии здоровьесбережения. Педагоги по английскому языку, участвуя в жизни детей, используют английский язык во время различных режимных моментов (одевании на улицу, прогулок, приемов пищи), в сюжетно – ролевых играх, на детских праздниках.
2. Внедрение в обучение лингвострановедческих знаний: знакомство с детской субкультурой страны изучаемого языка, проведение традиционных английских праздников (Christmas, St. Valentine’s Day).
В этом случае дети получают возможность почувствовать иностранный язык в максимальном объеме, погрузиться в него как в целостную систему. Это подразумевает усвоение разнообразной лексики, многих грамматических конструкций.
3. Обучение организуется на основе различных видов детской деятельности: образовательной, игровой, творческой. Педогог использует на занятиях различные методы и приемы, повышающие эмоциональный настрой детей, мотивацию, заинтересованность в происходящем (пальчиковый и перчаточный театр, аутентичную детскую литературу, традиционные детские песенки и игры). Происходит объединение мыслительной, эмоциональной, двигательной деятельности детей. Задействованы различные виды памяти детей: моторная, ассоциативная, визуальная, аудиальная. Включение различных видов продуктивной деятельности (лепки, аппликации, рисования, конструирования и др.) и, соответственно, различных анализаторов, способствует более прочному усвоению материала.
4. Обучение детей английскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду (например, пожелание приятного аппетита в обеденном зале перед приемом пищи). Действия педагогов направлены на закрепление у детей потребности обращаться к педагогам и другим детям с различными просьбами на английском языке.
Таким образом, знания, полученные в процессе обучения английскому языку, дети постоянно реализуют на практике.
Такие условия способствуют более легкому и интересному овладению дошкольниками английским языком. Хочется отметить, что дошкольный возраст является сензитивным в овладении иностранным языком, поэтому создание подобных условий именно в этот возрастной период является наиболее эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация обучения дошкольников английскому языку
В данном материале рассказывается о средствах, способствующих развитию интереса к иностранным языкам....
Проект по оснащению пространственной-развивающей среды в ДОУ по обучению дошкольников английскому языку
Оформление лестниц ДОУ лексико- дидактическим материалом, телефонная будка в английском стиле, оформление стен ДОУ фотографиями в рамках "Достопримечательности Великобритании", разработка ст...
Доклад "Инновационные подходы к расширению языковой среды при обучении дошкольников татарскому языку"
Доклад на зональной конференции...
Общее родительское собрание (Презентация)на тему "Создание языковой среды по обучению дошкольников государственным языкамР.Т.с использованием УМК по обучению русскоязычных детей4 -7 лет татарскому языку
Тема: Создание языковой среды по обучению дошкольников государственным языкам Р.Т. с использованием УМК по обучению русскоязычных детей 4 - 7 лет татарскому языку...
ПРОГРАММА раннего обучения дошкольников английскому языку «Английский язык для малышей»
Предполагаемая программа рассчитана на 3 года обучения...
«Инновационные подходы к расширению языковой среды при обучении дошкольников татарскому языку»
Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с ...
Инновационные подходы к расширению языковой среды при обучении дошкольников татарскому языку
Инновационные подходы к расширению языковой среды при обучении дошкольников татарскому языку...