Нетрадиционные формы работы с родителями
статья по теме

В работе детского сада важным является слаженная работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы с родителями

(Из опыта работы педагога)

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Стало необходимо совершенствовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования активной педагогической позиции родителей.

В нашем дошкольном учреждении педагоги используют разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся:

Информационно-аналитические:

* анкетирование, опрос.

Наглядно-информационные:

* сайты ДОУ и педагогов,

* выпуск стенгазеты «Я расту»,
* паспорт здоровья,
* открытый показ непосредственно образовательной деятельности для родителей,
* мини-библиотека,
* информационные стенды,
* нетрадиционные дни открытых дверей.

Познавательные:

* практикумы,
* нетрадиционные родительские собрания,
* совместная работа по тематическому плану, проектам,
* маршруты выходного дня или экскурсии.

Досуговые:

* совместные праздники, досуги, развлечения;
* совместные зарядки, спартакиады;

* семейный театр
* участие родителей в конкурсах, выставках.

Трудовые или хозяйственные:

  1. организация развивающей среды группы в соответствии с рекомендациями министерства образования о примерном перечне игрового оборудования для учебно-материального обеспечения ДОУ,
  2. благоустройство детского сада, озеленение,
  3. праздничное оформление детского сада,
  4. экологические акции («Кормушка для птиц», «Золотая осень» (сбор природного материала для образовательной деятельности)).

Остановимся подробнее на некоторых из них.

В ДОУ регулярно проводится анкетирование и опросы с целью выявления социального заказа родителей в образовательном процессе, для выявления степени удовлетворённости родителей работой педагогов ДОУ, для выявления проблем в индивидуальном развитии детей. Анкетирование позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по различным темам.

Для совершенствования образовательного процесса и информирования родителей детский сад создал свой сайт, куда выкладываются нормативно-правовые документы ДОУ, информация о сотрудниках, памятки и консультации, новости из жизни ДОУ и т.д.

Некоторые педагоги имеют персональные мини-сайты, где размещают полезную информацию для родителей.

Таким образом, у родителей появился новый домашний собеседник и профессиональный консультант по наиболее актуальным вопросам и волнующим проблемам. Родители получили возможность высказывать свою точку зрения, задать свой вопрос и, наконец, просто узнать полезную информацию.

Бывает, что у родителей возникают такие проблемы в воспитании или развитии детей, что короткая беседа с педагогом или даже объёмная консультация не помогают решить возникшие трудности. В таких случаях воспитатели ДОУ прибегают к своей педагогической мини-библиотеке и дают родителям необходимую литературу для изучения или рекомендуют то или иное издание.

В каждой группе детского сада педагогами оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах детей, конкурсах, рекомендации по развитию детей. Там же помещаются фотографии, сочинения детей, продукты индивидуального и коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: “Наша безопасность»”, “Ребёнок и право»” и т.д.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. На каждое наше собрание приходит не менее 90% родителей.

Следует отметить такие родительские собрания из нашего опыта:

  1. « Педагогическая лаборатория», на которой обсуждалось участие родителей в различных мероприятиях ДОУ. Анализировались прошедшие мероприятия, затем воспитатель знакомил родителей с мероприятиями, запланированными на год, выслушивались предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а также их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
  2. « Семинар – практикум». На собрание в старшую группу был приглашён логопед. Вначале она рассказала родителям о возрастных особенностях развития речи их детей. Затем совместно с родителями решались проблемные ситуации, присутствовали элементы тренинга. Полученные знания родители смогли применить при возникновении трудностей в развитии речи детей. На собрании в подготовительной группе был организован практикум «Игры и игровые упражнения по развитию речи». Родители активно участвовали в изучении данной темы, брали на себя роли детей (заканчивали предложения, подбирали слова с заданными звуками и т.д.).
  3. « Душевный разговор». Собрание было рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: ребенок – левша. Таковых в группе выявилось 5 человек. Воспитатели предложили родителям различные упражнения для установления степени леворукости у ребенка (слабая или выраженная). Проблема обсуждалась со всех сторон. Родителям были даны рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Следует отметить, что рекомендации давал не только воспитатель, но и родители, которые более глубоко изучали данную тему. Родителям предлагались различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждались психологические проблемы, связанные с леворукостью. Родители обменялись информацией о магазинах, где можно купить различные предметы для леворуких детей.
  4. « Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. У нас прошёл такой мастер-класс по трудовому воспитанию. Родителям было предложено провести маленький урок для «коллег», таких же родителей. Родители сами объясняли, как привить ребёнку трудолюбие: одна мама рассказала, как её пятилетняя дочка ухаживает за обувью, вторая – как убирается в комнате, третья – как сын ухаживает за животными. Родители, любящие своего ребёнка, всегда рады показать его лучшие стороны. И, главное, родители дают практические, действенные советы. В конце собрание был подведён итог.
  5. В яслях мы использовали такую форму родительского собрания как «Ток–шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступали родители и воспитатели, учитывалась оценка детей психологом и врачом. Темой собрания был кризис 3-х лет. Родителям предложили различные ситуации, их нужно было рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументировать. Совместно с педагогом было определено понятие кризиса 3х лет, выделены причины, затем зачитаны мнения психологов. Все позиции совместно обсуждались. Родители сами определяли пути решения проблемы.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, оформление стендов и мн. др. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

То же можно сказать и о совместной работе над тематическим планом. К примеру, в этом году мы начали изучение Конвенции о правах ребёнка. И знакомить с данным документом пришлось не только детей, но и родителей. Когда по тематическому плану мы проходим времена года, без родителей тут никак не обойтись: они расширяют знания детей при помощи прогулок в лес, парк и т.д. Когда мы готовимся ко Дню защитников Отечества или к 9 Мая, именно родители посещают с детьми музеи, памятники, библиотеки и т.д.

Огромную помощь оказывают нам, педагогам, те родители, которые участвуют в организации маршрутов выходного дня. Это посещение выставок , театров, музеев, экскурсий по городу и т.д.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Именно этот интерес мы используем при организации выставок поделок, рисунков и др.

Традиционно родители принимают участие в конкурсах, соревнованиях и развлечениях (23 февраля, 8 марта, День Матери, «В гостях у сказки» и мн. др.). Все участники обязательно награждаются грамотами. В детском саду также есть опыт проведения совместных зарядок (дети, родители, педагоги).

Семейный театр - конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями. В процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, оформление зала, подготовка к театральным представлениям и т.д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребёнка, даёт опыт совместных переживаний, изменяет характер поведения, намерений, действий. Примером такой работы является постановка в ДОУ сказки «Три поросёнка».

Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)

Проект по работе с родителями " Давайте будем дружить друг с другом":  Внедрение в практику нетрадиционных форм и методов взаимодействия педагогов с семьей с целью повышения активности родителей ...

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Командная работа»

То, как ребенок общается со своими родителями – определяет его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Опыт и модель общение внутри семьи – формирует поведение ребёнка в реальном мире. Общение ...

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями по формированию ЗОЖ

Использование "Дневничка-Здоровячка" в работе с родителями...

Нетрадиционные формы работы с родителями "Все работы хороши"

Конспекты и сценарии работы с родителями на тему "Все работы хороши"...