КАТАЛОГ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
материал (старшая группа) по теме
Формирование умения творчески развивать сюжет игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produkt_levchenko_n.a._mdou_no._1_rodnichok.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
КАТАЛОГ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
(старший дошкольный возраст)
Неделя | Название сюжетно-ролевой игры | Цель | Игровой материал | Подготовка к игре |
СЕНТЯБРЬ | ||||
I | «Школа» | Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых. | Куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, ручки, тетради, карандаши), предметы заместители. | Экскурсия в школу, беседа с учителем начальных классов. Беседа «Что значит быть школьником». Изготовление атрибутов к игре. Чтение художественной литературы:
|
II | «Семья» | Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви и т.д.). | Куклы, игрушечная мебель, посуда, игровые атрибуты (косынки, передники), музыкальные инструменты, предметы – заменители. | Игры – занятия: «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Рисование: «Я и моя семья» или изготовление семейного альбома. Чтение художественных произведений по этой теме. |
III | «Детский сад» | Закрепить знание детей о работе медсестры и врача, прачки, повара и других работников детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре. | Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заметсители. | Экскурсии по детскому саду. Наблюдение за работой медсестры, врача, прачки. Беседа «Кто и как работает в нашем саду», Рисование на тему «Мой детский сад», лепка продуктов для игры «повар». Чтение художественной литературы: Чтение рассказа Кардашовой А. «Наш доктор» |
IV | «Магазин» | Научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи. Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. | Игрушки, изображающие на витрине товары, которые можно купить в магазине. Игрушечный кассовый аппарат, жетоны (деньги). | Экскурсия в ближайший магазин. Беседа «Универсам», Лепка овощей, фруктов. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы: стихотворение Ю. Тувима «Овощи». |
ОКТЯБРЬ | ||||
I | «Дочки-матери» | Развивать дружеские взаимоотношения во время игры, умение распределять роли, переносить опыт своей семьи в игру. | Игрушечные прогулочные коляски, куклы, детская посудка. | Беседа «Как я помогаю маме» Конструирование из бумаги игрушеч-ной мебели Составление генеалогического дерева. Рисование «Моя мама и я». Чтение художественной литературы: Юршина Г. «Все работы хороши», Житкова Б. «Что я видел ?» |
II | «Туристическое агентство» | Формировать предпосылки поисковой деятельности. Способствовать расширению знаний дошкольников о родном городе, стране, мире. Вызвать интерес к путешествиям. Расширить представление о труде людей, работающих в сфере туризма. | Предметы-заменители, куклы, строительный материал. | Рассматривание иллюстраций, альбома «Мой родной край», «Москва - столица нашей Родины». Беседа «Достопримечательности моего города, Рисование рекламы. Изготовление атрибутов к игре: путевки, страховка, реклама. Чтение художественной литературы: Житкова Б. «Что я видел ?», Баруздин С. «Страна, где мы живем?» |
III | «Путешествие» | Формировать умения творчески развивать сюжет игры. Закрепить представление детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе. Воспитание уважительного отношения к труду. | Строительный материал. Игрушки: заводные машины, катера, теплоходы, предметы-заменители. | Беседы о работниках флота. Рисование «Как я путешествовал на пароходе». Изготовление атрибутов для игры «Бюро находок», лепка судов. Чтение художественной литературы: Маркова М. «Про Топку- моряка», Льва Ф. «Мы плывем на самоходке», Баруздин «Страна, где мы живем» |
IV | «ШБДД» | Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитать уважение к труду работников инспекции безопасности движения. Развивать диалогическую речь. | Игрушки: машины, автобус, руль, одежда для инспектора, набор «Дорожные знаки», предметы - заменители. | Изготовление атрибутов для игры: палка инспектора, деньги, билеты. Рисование транспорта. Беседа о работе инспектора ГИБДД. Чтение художественной литературы: Соколовский А. «Здравствуй, товарищ милиционер», Чтение и рассматривание иллюстраций по теме транспорт. |
НОЯБРЬ | ||||
I | «Завод» | Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения. Формирование представлений дошкольников о том, что такое завод и что он производит. | Легковые машины, грузовой подъемный кран, строительный материал. | Беседа о труде рабочих. Просмотр слайдов. Рисование на тему «Наш завод». Составление альбома о труде взрослых на заводе. Чтение художественной литературы: Маяковский В. «Кем быть?», Авдиенко В. «Все работы хороши», Арро В. «Встань пораньше» |
II | «Почта» | Развивать сюжет игры. Расширение и закрепление знаний о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к близким и друзьям. | Плакат почта, почтовый ящик, открытки, конверты, журналы, газеты, деньги и кошельки. | Экскурсия на почту. Беседа о работниках почты. Рассматривание картины «На почте» и беседа по ней. Изготовление атрибутов к игре: конвертов, марок, почтового ящика, денег и кошельков. Чтение художественной литературы: Григорьева Н. «Ты опустил письмо», Шейкина А. «Вести приходят», Маршак С.Я. «Почта» |
III | «Школа» (учебный процесс) | Научить самостоятельно, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Расширять сферу социальной активности ребенка и его представление о жизни школы. | Тетради, учебники, ручки, карандаши, звонок, пеналы. | Экскурсия в школу, беседа с учителем. Рассматривание картины «На уроке» беседа по ней. Изготовление атрибутов к игре: пеналов, маленьких тетрадей, альбомов для рисования. Рисование на тему: «Школа». Чтение художественной литературы: Чтение детских книг по теме «Школа» |
IV | «Подводники» | Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни. | Строительный материал, штурвал, рация, бескозырки, флажки, корабли, машины, предметы заместители. | Рассматривание иллюстраций. Аппликация, рисование на тему: «Подводный мир». Беседа о подводниках. Складывание из бумаги пароходов и лодочек. Чтение художественной литературы: Чтение из детской энциклопедии «Подводный мир» |
Неделя | Название сюжетно-ролевой игры | Цель | Игровой материал | Подготовка к игре |
ДЕКАБРЬ | ||||
I | «Редакция газеты» | Закрепить ролевые действия работников редакции, показать, что их труд – коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закрепить знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни. | Предметы – заменители, набор букв, картинки. | Беседа о работниках редакции «Какое значение имеет газета в нашей жизни». Изготовление атрибутов к игре. Чтение художественной литературы: на тему: «как появилась впервые бумага » |
II | «Детский сад» | Закрепить знания детей о работе медсестры, врача и других работников детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развивать умение применять полученные знания, в коллективной творческой игре. | Куклы, игрушечная посудка, телефон, набор «Доктор», предметы – заменители. | Экскурсия в кабинет врача. Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Наблюдение за работой воспитателя и музыкального работника. Чтение художественной литературы: Чтение рассказа Кардашовой А. «Наш доктор» |
III | «Ателье» | Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитание уважение к труду швеи, модельера и закройщика. | Кукольная одежда, лекало, выкройки, отрезки тканей, журналы мод, предметы – заменители. | Беседа о работниках ателье Рисование одежды, составление альбома «Ткани». Изготовление атрибутов к игре: выкройки и бланки. Чтение художественной литературы: Чтение литературы на тему: «Ателье», рассматривание иллюстраций. |
IV | «Зоопарк» | Расширить представление детей о труде взрослых, работающих в зоопарке. Об основных трудовых процессах по ухаживанию за животными, об образе жизни животных в естественных условиях и о содержании их в неволе. | Фигурки животных, строительный материал, машины, конструктор, ведерки, корм для животных. | Просмотр телепередачи «В мире животных». Д/и «Зоологическое лото», «Земля и ее жители», «Кто где живет», «Животных жарких стран». Беседы с детьми о посещении зоопарка, ветлечебниц. Беседы об особенностях животного мира в других климатических зонах. Чтение художественной литературы: Маршак С.Я. «Детки в клетках», Чуковский К. «Айболит», Шевченко Л. «В зоопарке» |
ЯНВАРЬ | ||||
I | Праздничные дни | |||
II | ||||
III | «Магазин» | Совершенствовать умение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закреплять знания о функционировании магазина. Закреплять навыки культурного поведения в общественных местах. | Прилавки, кассы, игрушечные весы, предметы-заместители, кошельки, сумки, деньги. | Беседа о культуре поведения в общественных местах, в том числе и в магазине. Экскурсия в магазин. Изготовление атрибутов к игре, изготовление хлебо-булочных изделий, овощей из соленого теста. Чтение художественных произведений на эту тему. |
IV | «Встречаем гостей» | Стимулировать желание угощать гостей, Закреплять культурные навыки, сообщить детям некоторые знания по домоводству (сервировка стола, уборка комнаты). | Кукольная посуда, предметы-заместители, столы, скатерти, чайные приборы, чай, пироги. | Этические беседы «Ждем гостей», «Идем в гости» Изготовление из соленого теста булочек, пирожков, пирогов, Чтение художественной литературы: Разучивание песенки «К нам гости пришли» |
ФЕВРАЛЬ | ||||
I | «Поликлиника» | Формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли между собой. Воспитывать уважение к профессии врача | Игровой набор «Доктор» предметы-заменители, градусники, некоторые реальные предметы. | Посещение медицинского кабинета в детском саду. Беседа о работе врача, Изготовление атрибутов к игре: горчичники, бланки рецептов, градусники, карточки для больных. Чтение художественной литературы: Ю. Яковлева «Больной», И. Турчин «Человек заболел». |
II | «Летчики» | Формировать умения творчески развивать сюжет игры. Закрепить знания о воздушном транспорте. | Строительный материал, игрушка-самолет, куклы, предметы–заменители, штурвал. | Беседа о работниках аэропорта. Рисование самолета. Аппликация «Мы пилоты». Изготовление атрибутов к игре. Рассматривание иллюстраций о работе летчиков. Чтение художественной литературы: Винокуров И. «На аэропорте». |
III | «Военные» | Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о военных. Расширение представлений о военной технике. | Игрушки: пистолеты, автоматы, погоны, санитарные сумки, рации, вата, бинт, телефон, бинокли. | Беседа о службе военных. Рисование на тему: «Граница». Рассматривание альбома «Наша служба и опасна и трудна». Изготовление атрибутов. Чтение художественной литературы: Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое», Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо». |
IV | «Салон красоты» | Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии парикмахера. | Бигуди, игрушечный набор «Парикмахерская», различные флаконы, расческа, предметы-заменители. | Изготовление альбома «Модели причесок». Рассматривание иллюстраций по теме. Беседа о труде парикмахера. Изготовление атрибутов к игре. Чтение художественной литературы: Чтение произведений о работе парикмахера. |
МАРТ | ||||
I | «Театр» | Закрепление представлений детей о театре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Развивать сюжет игры. | Ширма, билеты, деньги, кошельки, таблички «Театр», «Касса», настольный и кукольный театр. | Изготовление атрибутов к игре: билетов, денег, афиш. Беседа о театре. Просмотр диафильмов или слайдов о театре. Кукольный спектакль. Чтение художественной литературы: Чтение стихотворений о театре. |
II | «МЧС спешит на помощь» | Расширить знания детей о работе МЧС. Научить их быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях. Воспитать смелость, ответственность, желание прийти на помощь людям. Расширить словарный запас. | Оборудование для работы пожарника. Медицинские инструменты. Игрушки собаки. | Беседа о работниках МЧС. Рисование на тему «Осторожно огонь». Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы: Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое». |
III | «Семья» | Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование нравственных чувств. | Куклы, игрушечная мебель, посудка. | Беседа с детьми о взаимоотношениях в семье. Составление генеалогического дерева. Рисование на тему «Моя семья», «Мамин праздник». Чтение художественной литературы |
IV | «Путешествие по реке» | Развивать сюжет игры. Формирование представлений о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых-работников речного порта. | Строительный материал, фуражки, руль. | Беседа о порте. Рассматривание иллюстраций. Сооружение из строительного материала причалов. Рисование различных кораблей. Изготовление карты-схемы реки. Чтение художественной литературы: Лева Ф. «Мы плывем на самоходке» |
АПРЕЛЬ | ||||
I | «Космическое путешествие» | Расширять тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе. Воспитывать смелость, выдержку. Расширять словарный запас. | Строительный материал, инструменты-заменители, игрушечные фотоаппараты. | Рассматривание иллюстраций о космосе, беседа «Покорение космоса», рисование «Космический корабль». Изготовление атрибутов, просмотр слайдов о космонавтах. Чтение художественной литературы: А. Андреев «Звездный», очерки о космонавтах. |
II | «Поход в музей изобразительного искусства» | Учить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними. Развивать речь детей, обогащать словарь детей. | Касса, билеты, указка, картины русских художников, | Беседа о творчестве русских художников, рассматривание иллюст-раций о музеях, экскурсия в музей. Рисование «Что мне понравилось в музее» |
III | «Библиотека» | Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Воспитывать интерес и любовь к книгам, бережное отношение к ним. | Книги знакомые детям, картотека, наборы открыток, карандаши, формуляры. | Экскурсия в библиотеку. Беседа о труде библиотекаря. Рассматривание картины «Библио-текарь» Изготовление формуляров, выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений. Чтение художественной литературы С. Жупанина «Я библиотекарь» |
IV | «Строительство» | Продолжать знакомить с такими строительными профессиями, как кровельщик, сварщик и др. Воспитывать дружеские отношения в игре. Развивать речь детей, обогащать словарь детей. | Машины, строительный материал, каски, подъемный кран. | Экскурсия на стройку. Беседа с детьми о труде строителей. Рисование «Строительство дома» Чтение художественной литературы Сказка «Теремок», С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Маркушин «Здесь будет город» |
Неделя | Название сюжетно-ролевой игры | Цель | Игровой материал | Подготовка к игре |
МАЙ | ||||
I | «Дочки-матери» | Развивать у детей желание подражать взрослым. Воспитывать любовь, заботливое отношение к родителям, братьям, сестрам, интерес к их деятельности. | Детские игрушки: мебель, куклы, посуда, одежда, коляски. | Беседы с детьми о взаимоотношениях в семье. Рисование «Любимый праздник в семье», рассматривание иллюстраций на тему «Семья». |
II | «Пограничники» | Способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников. Воспитание у них смелости и выносливости. | Игрушки: пистолеты, погоны, пилотки, санитарные сумки, предметы-заместители. | Рисование «Граница». Беседа о службе пограничников, изготовление атрибутов к игре. Чтение художественных произведений о пограничниках. |
III | «На дорогах города» | Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Познакомить с ролью регулировщика. Воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге. | Игрушечные машины, флажки для регулировщика, красный, зеленый. | Беседа с детьми «Безопасность на дорогах» yастольно-печатные игры «Дорожные знаки», «Азбука безопасности», «Азбука пешехода». Рисование «Внимание дорога». Чтение художественной литературы Г. Шалаева «Безопасная улица», С. Волков «Про правила дорожного движения», Г. Косова «Безопасная дорога», С Буланова «Правила поведения на дороге» |
IV | Сюжетно-ролевые игры по интересам детей |
ЛИТЕРАТУРА
- К.Ю.Белая, В.М.Сотникова «Разноцветные игры»
- Н.В.Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для дошкольного возраста»
- И.В.Ткаченко, Н.А.Богачкина «Играю - значит интересно живу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур
Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...
Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»
Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...
каталог сюжетно - ролевых игр
сюжетные игры. материалы и организация...
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...
Каталог дидактических,сюжетно-ролевых,подвижных игр по лексическим темам в работе с детьми с ОВЗ
Данный каталог может использоваться в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...