"Шаг за шагом (описание опыта работы)
материал по теме
"Шаг за шагом" (описание опыта работы)
Скачать:
Предварительный просмотр:
В условиях новой языковой ситуации в республике я выбрала своей методической темой “Обучение детей татарскому языку в период реализации федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе ” и поставила перед собою цель :
- достичь высокого качества в обучении детей татарскому языку.
Работа моя начинается с детей раннего возраста. Я прихожу к ребятам играть, в игре многократно повторяю новые слова на татарском языке, при следующем посещении вновь закрепляю их. Дети знакомятся с татарскими словами в непренужденной обстановке: в центрах активности, в совместной деятельности, в режимных моментах.
В основу моей работы положен системно-деятельностный метод. Что это такое? Это когда ребёнок приобретает знания, умения, навыки через деятельность, формирование умения учиться через самостоятельное добывание информации, использование в работе с детьми их собственного опыта, партнерские взаимоотношения детей и взрослых. Данная позиция обусловливает бережное отношение к ребенку как к развивающейся личности, уважения его индивидуальности, принятия его таким, какой он есть. При этом коренным образом меняется и позиция педагога: он теперь не транслятор знаний, а помощник, проводник каждого ребенка в саморазвитии и самовоспитании личности. Ведущий принцип проектирования образовательного процесса ДОУ, обеспечивающий индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, - принцип интеграции разных образовательных областей на основе комплексно-тематического планирования.
С принятием закона РТ №44 от 28.07.2004г. «О государственных языках РТ и других языках РТ», и приказом Министерства образования и науки РТ №463 от 29.06.2001г. «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ», определивших татарский и русский язык как государственные, сформированы правовые основы для создания целостной системы обучения татарского языка в условиях новой языковой ситуации..
Обучения татарскому языку в детском саду обусловлена практической потребностью, в связи, с чем возникает необходимость теоретических и практических разработок, которые могут быть положены в основу совершенствования учебно-методических комплексов по татарскому языку.
Я осуществляю свою деятельность по «Региональной программе дошкольного образования» Шаеховой Р.К. и учебно-методическим комплектам: по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», разработанная творческой группой под руководством Зариповой Зифы Мирхатовны.
Целью образовательной программы является обучение детей татарскому языку, создавать у детей желание общаться на татарском языке, используя современные технические инновационные средства обучения, игровые ситуации, наглядность, изучение занятий по обучению детей татарскому языку, используя новый УМК.
Задачи:
- Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей татарскому языку.
- Разработать специальный цикл занятий по проектам.
- Пробудить интерес к татарскому языку.
- Развивать словарный запас, умение участвовать в простейших диалогах, запоминая слова.
- Развивать память и мышление.
Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои занятия насыщенными, продуктивными и современными. Ведь задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей в своем предмете, привлечь внимание детей.
Достижение высоких результатов в обучении дошкольников второму языку зависит от создания благоприятной психологической атмосферы на занятиях, положительной мотивации.
Одним из наиболее оптимальных средств повышения мотивации к изучению татарского языка является использование на занятиях информационно-комуникационных технологий.
Предлагаемый цикл занятий - это результат направленных поисков и размышлений о том, с помощью каких средств и методов дать детям необходимые знания по изучению татарского языка. Специальный цикл занятий рассчитан на 1 год обучения.
Методическая разработка предлагает усвоение языкового материала на основе разнообразных тем («Повторение», «Овощи», «Продукты», «Посуды», »Одежды», »Личная гигиена», »Мебель», «Праздник», «День рождение», "Праздник»Сабантуй»» и др.). По тематическому признаку проводится и отбор словарного минимума необходимого для элементарного общения. Прежде всего, занятия направлены на развитие устной разговорной речи.
Для данной разработки характерно большое внимание к слову в обучении. А это очень важно, ведь слово минимальная единица языка, необходимая для создания предложений. Работа над словом – это не только введение новой лексики и организация ее запоминания, но и начало работы над связной речью.
Образовательно-воспитательные задачи
1. Пробуждать интерес к изучению татарского языка.
2. Активно помогать каждому ребенку в освоении программы по обучению детей татарскому языку.
3. Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи.
4. Формировать умения строить предложения, учить отвечать на вопросы, точно употребляя слова по смыслу.
5. Развивать восприятие, внимание, память детей; интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности.
6. Воспитывать интерес и уважение к культуре, традициям и обычаям татарского народа.
7. Воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата. .
Воспитатели, не владеющие татарским языком, в совместной деятельности , вместе с детьми повторяют слова татарского языка, затем закрепляют их в режимных моментах.
Используемое оборудование:
- компьютер;
- демонстрационно-раздаточный материал;
- аудио -и видеозаписи;
- рабочие тетради;
- полумаски;
- пальчиковый театр;
- игрушки;
- пиктограммы.
УМК состоит из трех проектов. Каждый проект включает в себя:
- Тематический план;
- Календарный план;
- Рабочие тетради для детей;
- Аудиоматериалы;
- Мультипликационные сюжеты;
- Раздаточно-демонстрационный материал;
- Диагностика.
Проект «Минем өем» для детей 4-5 лет.
Проект «Уйный-уйный үсәбез» для детей 5-6 лет.
Проект «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар» для детей
6-7лет.
Каждый проект включает в себя 60 детских видов деятельности НОД (непосредственно образовательная деятельность)
Порядок введения тем:
1-й год обучения:
1.”Семья”
2.”Продукты”
3.”Игрушки”
4.”Числа”
2-й год обучения:
- «Повторение»
- «Овощи»
- «Продукты»
- «Посуды»
- «Одежда»
- «Личная гигиена»
- «Мебель»
- «Праздник»День рождение»
- «Праздник»Сабантуй»
3-й год обучения:
- «Әйдәгез, танышабыз»
- «Бу нәрсә?»
- «Кем нишли?»
- «Кафега барабыз»
- «Күңелле уеннар»
- “Бәйрәмгә барабыз”
- “Безнең дуслар”
- “Чана шуабыз”
- “Әйдә, бие”
- “Мияуның бүлмәсен бизибез”
- “Күңелле сәяхәт”
- “Мәктәптә”
- “Өстәл театры “Теремкәй”
- “Өстәл театры”Кем нәрсә ярата?”
- “Белем иленә сәяхәт”
- “Могҗизалар кыры”
17“Без инде хәзер зурлар- мәктәпкә илтә юллар”-
В процессе обучения по общеобразовательной программе МБДОУ, использование учебно-методического комплекта по обучению татарскому языку у детей возникает важное новообразование - осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво с раннего возраста учатся организованности, что ведёт к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей самоорганизованности - формируется предпосылка на всю жизнь к организации своей деятельности, учёбы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе.
УМК предусматривает совместную работу с детьми педагогов ДОУ, родителей в различных видах деятельности и в семье.
Работа детей в тетрадях совместно с воспитателями групп и с родителями запланирована в удобном для них варианте: задания даны на русском языке.
Творческая тетрадь поможет ребенку:
- усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал;
- поддерживать интерес к занятиям;
- привлечь родителей активно включиться в процессе развития своего малыша.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить эффективность занятия.
Работая с детьми, я очень радуюсь, когда вижу, что дети с удовольствием занимаются на занятиях, и что мои старания не прошли даром. Анализируя свою работу, я могу сделать вывод, что дети на начало учебного года при усвоении программы в обучении татарскому языку имеют:
-старшая группа- высокий уровень 37%
-средний уровень 63%
-низкий уровень -
-подготовительная группа - высокий уровень 86%
-средний уровень 14%
-низкий уровень -
Этому подтверждение мы видели на районном конкурсе «Знайки»,где дети показали хороший уровень знания татарского языка.
В общении с родителями понимаю как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольном учреждении.
Я считаю, что настоящий воспитатель должен учиться всему и постоянно; иметь глубокие и разносторонние знания по дошкольной педагогике и методике воспитания, владеть и успешно применять в практической деятельности современные программы и инновационные педагогические технологии. В связи с этим стремлюсь к постоянному повышению своего профессионального и культурного уровня. Слежу за новинками современной детской, художественной, научной и методической литературы. Стараюсь применять на практике передовые технологии, публикуемые на страницах периодических изданий «Ялкын», «Сабантуй», «Тылсымлы куллар», «Салават күпере».
В театрализованных постановках русскоязычные дети вступают в диалоги с детьми из татарских семьей совершенно на равных. В детском саду систематически проводятся праздники, развлечения, тематические вечера, на которых создаётся абсолютная языковая среда. Дети знакомятся с произведениями татарских авторов, композиторов, с традициями татарского народа: “Сюмбеля”, “ Науруз”, “Новый год”, “ Вечер, посвященный Габдулле Тукаю” ...
А так же посещения музеев прививают любовь и интерес к истории татарского народа, праздникам, традициям и языку.
Жители Республики Татарстан должны владеть двумя государственными языками, будь это татарский или русский. Для достижения более высоких результатов нашим Правительством была проведена большая работа по обучению русскоязычных воспитателей необходимому минимуму по овладению татарским языком. Ведь наша цель- научить детей говорить на татарском языке с удовольствием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»
Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...
Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»
В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"
Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....