Экологическое воспитание дошкольников с использованием оборудования детского сада и экологической тропы.
статья на тему
Материал содержит основные методы и приемы для экологического воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников с использованием оборудования детского сада и экологической тропы.
«Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение,
что прекрасный ландшафт имеет такое огромное
воспитательное влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать влиянию педагога».
К.Д. Сухомлинский.
Удивительный мир природы …. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, присмотреться, прислушаться, задуматься..
Бесконечно разнообразный, он пробуждает у детей живой интерес, любознательность, пробуждает к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления- знания об объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней важнейшие задачи экологического образования.
Строя свою «школю радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал, необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю» .
Давайте же попробуем вместе присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.
Наше дошкольное образовательное учреждение расположено в сельской местности, что дает огромные возможности педагогическому коллективу осуществлять в полной мере развитие у дошкольников экологической культуры, наблюдать в естественных условиях проживание и развитие различных животных и растений, знакомить детей с раннего возраста с трудом в природе и посильного участия в нем.
Через уход за растениями и животными ребенок получает знания о росте, потребностях, о том, как эти потребности удовлетворяются. Узнает он и о свойствах, качествах природного материала, об орудиях труда и их применении. В труде ребенок получает удовлетворение от хороших результатов, у него появляется интерес к иным существам.
В нашем педагогическом коллективе были проведены консультации и семинары для педагогов : «Экологическая тропа ДОУ», «Методы и приемы экологического воспитания», «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности», « Труд и наблюдения – детей в природе», «Работа с родителями по экологическому воспитанию» .
Совместно с педагогами детского сада был создан экологический паспорт детского сада, в котором была собрана информация о местонахождении детского сада, об экологических объектах, которые находятся на территории детского сада. Разработаны экскурсии в природу, создана экологическая тропа, которая позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно выполнять познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию, тем самым обогащая знания детей по экологическому воспитанию.
Работа по экологическому воспитанию в детском саду строится с учетом воспитательно – образовательных задач. Для осуществления этих задач необходимо, чтобы дети имели возможность ежедневно наблюдать за растениями и приобретать трудовые навыки.
Так, в каждой групповой комнате был создан уголок природы, здесь же находится мини-лаборатория, которая позволяет ребенку участвовать в простейших экспериментах «Свойства песка», «Проращивание растений из семян», Мыльные пузыри», «Водица сестрица».
Дидактические игры по экологии, энциклопедическая и художественная литература, экспонаты природных материалов, гербарии, творческие работы педагогов, макеты природных зон все это позволяет активизировать познавательную деятельность ребенка, воспитывать эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни.
Условия для устройства уголка природы и экологической тропы в сельской местности особенно благоприятны они дают возможность , не выходя за пределы детского сада, наблюдать за ростом и развитием растений. Здесь ребенок не только может удовлетворить свою любознательность, но и активно действовать, трудиться.
В нашей экологической тропинке есть несколько уголков – лесной, луговой, огород, полянка, цветник.
Уголок леса включает в себя разнообразие деревьев, здесь и клен и береза и каштан. Много пеньков по которым можно не только наблюдать , но и походить по ним.
Огород представлен разными видами овощей :салат, морковь, капуста, горох, огурец, помидор. На огороде дети не только наблюдают, но и участвуют в посадке растений, ухода за ними, в сборе урожая.
Луговой уголок включает в себя разнообразие лекарственных трав, таких как мята перечная, календула лекарственная, подорожник, одуванчик лекарственный, душица, мать-и мачеха, тысячелистник обыкновенный . Дети не только знакомятся с растениями, но проводят сенсорное обследование их семян, биологическими и лечебными свойствами
Полянка, на которой расположено место отдыха для детей, растут травянистые растения.
Цветник благоухает разнообразием цветов, вот здесь можно наглядно показать жизнь насекомых, рассказать об их пользе.
Организуя наблюдения в природе, педагог решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать , воспитывает эстетически.
Немало важную роль занимает совместная работа с родителями, которая позволяет повысить грамотность родителей по экологическому воспитанию, делая их не только пассивными участниками, но и активными. Участвуя в праздниках, акциях, таких как: « День земли», «Скворечник», «Посади дерево», «Вырасти цветок». Организуя выставки и субботники по благоустройству территории ДОУ, дает возможность ребенку осознать себя в экосистеме человек – природа – общество.
Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умением различать, наблюдать, трудовыми умениями, недостаточно дать знания о том, какие растения есть в лесу, в поле, на лугу; необходимо различать, узнавать наиболее распространенные из них по характерным признакам.
Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако, несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы; они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное – положат начало осознанному отношению к природе.
Список литературы:
- Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников .
- Книга дошкольник «Мир детства», издание 2-е, дополненное. Москва «Педагогика»,1987
- Сельский детский сад. Уголок природы. Москва «Просвещение» 1983
- Как знакомить дошкольников с природой, Москва «Просвещение», 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Конспекты занятий по экологическому воспитанию дошкольников для старшей группы детского сада
Подборка примерных конспектогв по экологии да учебный год для старшей группы....
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является э...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ : «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ФГОС. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »
Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель» города Б...
Эффективные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях современного детского сада
экологическое воспитание дошкольников...