Экологическое воспитание дошкольников с использованием оборудования детского сада и экологической тропы.
статья на тему
Материал содержит основные методы и приемы для экологического воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников с использованием оборудования детского сада и экологической тропы.
«Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение,
что прекрасный ландшафт имеет такое огромное
воспитательное влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать влиянию педагога».
К.Д. Сухомлинский.
Удивительный мир природы …. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, присмотреться, прислушаться, задуматься..
Бесконечно разнообразный, он пробуждает у детей живой интерес, любознательность, пробуждает к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления- знания об объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней важнейшие задачи экологического образования.
Строя свою «школю радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал, необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю» .
Давайте же попробуем вместе присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.
Наше дошкольное образовательное учреждение расположено в сельской местности, что дает огромные возможности педагогическому коллективу осуществлять в полной мере развитие у дошкольников экологической культуры, наблюдать в естественных условиях проживание и развитие различных животных и растений, знакомить детей с раннего возраста с трудом в природе и посильного участия в нем.
Через уход за растениями и животными ребенок получает знания о росте, потребностях, о том, как эти потребности удовлетворяются. Узнает он и о свойствах, качествах природного материала, об орудиях труда и их применении. В труде ребенок получает удовлетворение от хороших результатов, у него появляется интерес к иным существам.
В нашем педагогическом коллективе были проведены консультации и семинары для педагогов : «Экологическая тропа ДОУ», «Методы и приемы экологического воспитания», «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности», « Труд и наблюдения – детей в природе», «Работа с родителями по экологическому воспитанию» .
Совместно с педагогами детского сада был создан экологический паспорт детского сада, в котором была собрана информация о местонахождении детского сада, об экологических объектах, которые находятся на территории детского сада. Разработаны экскурсии в природу, создана экологическая тропа, которая позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно выполнять познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию, тем самым обогащая знания детей по экологическому воспитанию.
Работа по экологическому воспитанию в детском саду строится с учетом воспитательно – образовательных задач. Для осуществления этих задач необходимо, чтобы дети имели возможность ежедневно наблюдать за растениями и приобретать трудовые навыки.
Так, в каждой групповой комнате был создан уголок природы, здесь же находится мини-лаборатория, которая позволяет ребенку участвовать в простейших экспериментах «Свойства песка», «Проращивание растений из семян», Мыльные пузыри», «Водица сестрица».
Дидактические игры по экологии, энциклопедическая и художественная литература, экспонаты природных материалов, гербарии, творческие работы педагогов, макеты природных зон все это позволяет активизировать познавательную деятельность ребенка, воспитывать эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни.
Условия для устройства уголка природы и экологической тропы в сельской местности особенно благоприятны они дают возможность , не выходя за пределы детского сада, наблюдать за ростом и развитием растений. Здесь ребенок не только может удовлетворить свою любознательность, но и активно действовать, трудиться.
В нашей экологической тропинке есть несколько уголков – лесной, луговой, огород, полянка, цветник.
Уголок леса включает в себя разнообразие деревьев, здесь и клен и береза и каштан. Много пеньков по которым можно не только наблюдать , но и походить по ним.
Огород представлен разными видами овощей :салат, морковь, капуста, горох, огурец, помидор. На огороде дети не только наблюдают, но и участвуют в посадке растений, ухода за ними, в сборе урожая.
Луговой уголок включает в себя разнообразие лекарственных трав, таких как мята перечная, календула лекарственная, подорожник, одуванчик лекарственный, душица, мать-и мачеха, тысячелистник обыкновенный . Дети не только знакомятся с растениями, но проводят сенсорное обследование их семян, биологическими и лечебными свойствами
Полянка, на которой расположено место отдыха для детей, растут травянистые растения.
Цветник благоухает разнообразием цветов, вот здесь можно наглядно показать жизнь насекомых, рассказать об их пользе.
Организуя наблюдения в природе, педагог решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать , воспитывает эстетически.
Немало важную роль занимает совместная работа с родителями, которая позволяет повысить грамотность родителей по экологическому воспитанию, делая их не только пассивными участниками, но и активными. Участвуя в праздниках, акциях, таких как: « День земли», «Скворечник», «Посади дерево», «Вырасти цветок». Организуя выставки и субботники по благоустройству территории ДОУ, дает возможность ребенку осознать себя в экосистеме человек – природа – общество.
Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умением различать, наблюдать, трудовыми умениями, недостаточно дать знания о том, какие растения есть в лесу, в поле, на лугу; необходимо различать, узнавать наиболее распространенные из них по характерным признакам.
Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако, несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы; они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное – положат начало осознанному отношению к природе.
Список литературы:
- Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников .
- Книга дошкольник «Мир детства», издание 2-е, дополненное. Москва «Педагогика»,1987
- Сельский детский сад. Уголок природы. Москва «Просвещение» 1983
- Как знакомить дошкольников с природой, Москва «Просвещение», 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/09/picture-491667-1412875616.jpg)
Конспекты занятий по экологическому воспитанию дошкольников для старшей группы детского сада
Подборка примерных конспектогв по экологии да учебный год для старшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-999130-1516597718.jpg)
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является э...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/10/picture-1237876-1589133131.jpg)
СТАТЬЯ НА ТЕМУ : «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ФГОС. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »
Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель» города Б...
Эффективные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях современного детского сада
экологическое воспитание дошкольников...