Работа воспитателя в коррекционной группе
материал (подготовительная группа) на тему

Бейдиева Хамида Нежвединовна

Специфика работы воспитателя в  коррекционной группе определяется  имеющимися  у каждого такого дошкольника:

·         Речевыми недостатками;

·         Неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью( внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики)

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. К  коррекционным задачам воспитателя относятся следующие:

·         Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

·         Проведение фронтальных занятий по развитию речи;

·         Пополнение, уточнение, активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;

·         Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;

·         Развитие у детей внимания, памяти - процессов тесно связанных с речью;

·         Совершенствование словесно - логического мышления ребёнка как одной из функций речи;

·         Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_gorodskoy_seminar.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа воспитателя в коррекционной группе

Специфика работы воспитателя в  коррекционной группе определяется  имеющимися  у каждого такого дошкольника:

  • Речевыми недостатками;
  • Неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью( внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики)

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. К  коррекционным задачам воспитателя относятся следующие:

  • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
  • Проведение фронтальных занятий по развитию речи;
  • Пополнение, уточнение, активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
  • Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
  • Развитие у детей внимания, памяти - процессов тесно связанных с речью;
  • Совершенствование словесно - логического мышления ребёнка как одной из функций речи;
  • Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики.

   Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся во второй половине дня (логопедический час). Мы занимаемся индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних логопедических занятий.

  Фронтальные занятия по развитию речи проводим по особой системе. На занятиях в течение одного месяца используем все виды работ в рамках 4-х лексических тем («Осень», «Деревья осенью», «Овощи», «Фрукты»). Все виды работ по каждой теме планируем с учётом общедидактического принципа: от простого к сложному (Рассматривание, сравнение, разбор и пересказ короткого текста, составление короткого описания). Такая концентрация на определённой теме – «лексическая замкнутость»- позволяет стойко формировать обобщающие понятия, детально прорабатывать каждую лексическую тему, значительно пополнять недостаточный словарный запас детей, поэтапно формировать у них связную речь. В течение длительного времени на занятиях используем только «простые» виды работ: чтение, разбор рассказов, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов. Коллективное разучивание стихов проводится только тогда, когда большинство детей уже овладели правильным произношением.

Большое внимание на занятиях уделяем уточнению и заучиванию  большого количества понятий. Все виды работ на занятии обеспечиваем наглядным материалом. Это наборы предметных и сюжетных картинок, разнообразные пособия для дидактических игр, пейзажные картины, наборы игрушек и предметов. Литература систематизирована с учётом лексических тем. Всё это облегчает планирование занятий.

   Формирование речи и закрепление усвоенных навыков осуществляем как на занятиях, так и во время большинства режимных моментов. Мы находимся с детьми  в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, на прогулке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса. Как же это происходит? В умывальной комнате предлагаем детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть. На улице во время прогулки спрашиваем: «Какое небо?», «Какие листья лежат на земле?», «Что делает ветер?» и т.д.

Кроме речи, организованной по побуждению воспитателя, мы поощряем инициативную речь ребёнка. Не останавливаем детей, не подавляем их желание высказаться, а, наоборот, поддерживаем инициативу, расширяем содержание разговора вопросами, создаём интерес к теме разговора, вовлекаем и других детей в беседу.

На основе развития интереса к предметам и явлениям окружающего мира мы учим воспринимать обращённую речь. Главное правило для нас: «Нельзя говорить в пространство». Ведь дети иногда слушают,

но не слышат, смотрят, но не видят. Если они устали, мы переключаем детей на другой вид деятельности, либо вводим различные игровые приёмы, сюрпризные моменты, драматизацию. Мы придаём словесным упражнениям дух соревновательности: «Кто больше придумает, кто больше назовёт, кто быстрее ответит, кто больше заметит?»

   Совершенствование словесно-логического мышления, которое неразрывно связано с речью, происходит во время игр, прогулок, режимных моментов. Мы учим детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, телепередач, кино.

   Закрепление лексической темы проходит красной нитью через все продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию. На этих занятиях детей мы знакомим с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребёнок знакомится с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различает и употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.  С целью формирования  у детей умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных изо материалов и инструментов и  развития  творческих способностей, фантазии, воображения, мелкой моторики пальцев рук в группе №9 компенсирующей направленности организована работа кружка «Очумелые ручки».  

   Пальчиковая гимнастика, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры подчинены одной теме.  В результате такого изучения одной лексической темы на разных занятиях дети хорошо усваивают весь словарь данной темы и активно пользуются им в дальнейшем.

   Помимо работы, выполняемой в массовом детском саду, мы выполняем и специфические  формы работы с родителями. Первой такой формой работы с родителями является объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребёнка. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом, принцип выполнения задания. Также мы следим за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, так как без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.

Второй специфической формой работы является – собрания и открытые занятия. Как показывает опыт, полезно объединять занятия с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. Чтобы добиться положительного результата, мы работаем в тесном контакте с родителями и специалистами ДОУ.

Бейдиева Х.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая работа воспитателя в логопедической группе

Коррекционно - развивающая работа воспитателя в логопедической группе. Определены цели, задачи и содержание работы воспитателя в логопедической группе....

Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с нарушениями речи. Работа воспитателей на логопедических группах.

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе...

Коррекционно-развивающая работа воспитателя в логопедической группе ДОУ

материал будет интересен педагогам, работающим с детьми с нарушенями речи...

Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе ( условиях введения ФГОС )

Коммуникативно-деятельностный подход.Речевая характеристика детей с ОНР. Специфика работы воспитателя. Цели и задачи коррекционной работы.Характер нарушения познавательнойдеятельности. Направления кор...

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы воспитателя в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР с 6 до 7 лет на 2019-2020 учебный годСоставлена с учето...

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Рабочая программа коррекционно–развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР с 5 до 6 лет составлена с учетом комплексной образовательной прогр...

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ...