пальчиковая гимнасттика
материал по теме

Пономарева Анна Ильинична

Пальчиковая гимнастика.

  Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Пальцы органически связанны с мозговыми центрами и внутренними органами. Работа руками способствует совершенствованию мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей связана в большей степени с развитием действий рук.

Одной из активных форм развития мускулатуры кисти является пальчиковый массаж. Он усиливает кровообращение мышц, делает их более эластичными, улучшает контроль центральной нервной системы за состоянием мышечно-связочного аппарата. Применение пальчиковой гимнастики – это и есть опосредованное тренировочное воздействие, ускоряющее и способствующее становлению навыков письма.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

это высказывание принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.

«Рука – это своего рода внешний мозг» писал Кант.

«Рука – это инструмент всех инструментов» сказал еще Аристотель

Пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и ум ребенка, стимулируют развитие творческих способностей, фантазии, смекалки и речи. Методика и смысл игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, для таких игр используются небольшие стишки, считалки, песенки.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

 

Пальчиковая гимнастика:

«Улитка»

 

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.

- Улитка-улитка,

- Отвори калитку,

- выходи из дома,

- Будем знакомы!

Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.

- Улитка-улитка,

- Высуни рога,

- Дам пирога!

Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.

- Улитка-улитка, пошли гулять!

На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).

- Поползли, поползли, поползли…

«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.

- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!

(При повторении – до свидания, улитки!)

«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

- Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.

Пальчиковые игры

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

 Пальчиковая гимнастика

Взять руку ребенка и пощекотать:

Здесь пень (запястье),

Здесь колода (локоть),

А здесь ключевая водица (подмышки).

Пальчиковые игры

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

Никто больше не шумит.

- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

Ивану Большаку – дрова рубить.

Ваське-Указке – воду носить.

Мишке Среднему – печку топить.

Гришке Сиротке – кашку варить.

Крошке Тимошке – песенки петь,

Песенки петь и плясать.

- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

«Флажок»

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».

- Мама, мама!

- Что, что, что?

- Гости едут.

- Ну и что.

- Здравствуй, здравствуй.

Чмок, чмок, чмок.

- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

У печи, печи, печи

Испечем мы пироги.

- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.

Этот пальчик – маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

И снова открыл,

И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

Четыре братца высоки да тонки,

Держатся вместе, а пятый в сторонке.

Но чуть за работу приходится браться,

Четверо кличут пятого братца.

- Ладонь расположена вертикально, указательный, средний, безымянный и мизинец прижаты друг к другу, большой палец смотрит в сторону. На последней строчке четыре сложенных вместе пальцев начинают сгибаться (звать к себе).

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

- Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.

 Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

 У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

- Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.

 Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

- Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперёд. Локти слегка развести.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пальчиковая гимнасттика21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика.

  Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Пальцы органически связанны с мозговыми центрами и внутренними органами. Работа руками способствует совершенствованию мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей связана в большей степени с развитием действий рук.

Одной из активных форм развития мускулатуры кисти является пальчиковый массаж. Он усиливает кровообращение мышц, делает их более эластичными, улучшает контроль центральной нервной системы за состоянием мышечно-связочного аппарата. Применение пальчиковой гимнастики – это и есть опосредованное тренировочное воздействие, ускоряющее и способствующее становлению навыков письма.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

это высказывание принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.

«Рука – это своего рода внешний мозг» писал Кант.

«Рука – это инструмент всех инструментов» сказал еще Аристотель

Пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и ум ребенка, стимулируют развитие творческих способностей, фантазии, смекалки и речи. Методика и смысл игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, для таких игр используются небольшие стишки, считалки, песенки.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Пальчиковая гимнастика:

«Улитка»

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.

- Улитка-улитка,

- Отвори калитку,

- выходи из дома,

- Будем знакомы!

Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.

- Улитка-улитка,

- Высуни рога,

- Дам пирога!

Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.

- Улитка-улитка, пошли гулять!

На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).

- Поползли, поползли, поползли…

«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.

- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!

(При повторении – до свидания, улитки!)

«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

- Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.

Пальчиковые игры

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

 Пальчиковая гимнастика

Взять руку ребенка и пощекотать:

Здесь пень (запястье),

Здесь колода (локоть),

А здесь ключевая водица (подмышки).

Пальчиковые игры

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

Никто больше не шумит.

- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца. 

Ивану Большаку – дрова рубить.

Ваське-Указке – воду носить.

Мишке Среднему – печку топить.

Гришке Сиротке – кашку варить.

Крошке Тимошке – песенки петь,

Песенки петь и плясать.

- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот. 

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках. 

«Флажок»

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».

- Мама, мама!

- Что, что, что?

- Гости едут.

- Ну и что.

- Здравствуй, здравствуй.

Чмок, чмок, чмок.

- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

У печи, печи, печи

Испечем мы пироги.

- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.

Этот пальчик – маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

И снова открыл,

И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

Четыре братца высоки да тонки,

Держатся вместе, а пятый в сторонке.

Но чуть за работу приходится браться,

Четверо кличут пятого братца.

- Ладонь расположена вертикально, указательный, средний, безымянный и мизинец прижаты друг к другу, большой палец смотрит в сторону. На последней строчке четыре сложенных вместе пальцев начинают сгибаться (звать к себе).

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

- Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.

 Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

 У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

- Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью. 

 Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

- Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперёд. Локти слегка развести.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая игротека и пальчиковые сказки

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.Пальчиковые игр...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Страничка для родителей. Консультация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 - 4 лет. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома".

На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет....

Бодрящая гимнасттика

Бодрящая гимнастика ....