Опыт работы по теме «Влияние художественно – продуктивных навыков на развитие творческих способностей детей»
методическая разработка на тему

Сепливенко Елена Алексеевна

 Данный  опыт работы посвящен проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно – продуктивной деятельности  в процессе творческих способностей детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_vospitatel.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Слайд    

 «Творчество – особый вид деятельности,                                                                               оно в самом деле несет удовлетворение».
                         (С. Моэм.)

       На сегодняшний день проблема влияния художественно продуктивной деятельности на творческие способности  у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Выбор темы моей работы, ««Влияние художественно – продуктивных навыков на развитие творческих  способностей детей», посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно – продуктивной деятельности детей в процессе творческих способностей возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально – культурных запросов, Федеральных государственных  требований, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.

     Актуальность данной  темы в том, что  в настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.  Одной из важных задач в развитии ребенка играет художественно  продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.              

        Слайд   Наметив план деятельности поставила цель: развитие художественно – продуктивных навыков детей посредством выполнения поделок из различных материалов.

 Слайд     Для успешного достижения цели я определила  задачи, которые вы видите на слайде.  

  • развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей; 
  • развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных   замыслов;
  • привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
  • помочь ребенку  проявить свои художественные способности в различных видах  художественно – продуктивной деятельности.

Слайд      

  • Имеют представление о различных материалах и их свойствах;
  • Умеют видеть необычное в обычном предмете;
  • Развита мелкая моторика рук, художественный вкус, творческие способности и фантазия;
  • Тесное сотрудничество педагогов, семьи в развитии художественно – продуктивной деятельности.

      Прежде чем приступить к решению поставленных задач, определила этапы работы.

Слайд      На 1 этапе – подготовительном   – была проведена следующая работа:      Слайд               

1. Изучение программа И.А. Лыковой «Цветные ладошки», методической литературы (журналы «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика», «Коллекция идей», учебное пособие «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду», А.С Абрамова «Веселая мастерская» и т.д.)

   2. Слайд     В группе была оформлена предметно – развивающая среда,

(  которая способствует творческим проявлениям и активной продуктивной деятельности детей (уголок по художественно – продуктивной деятельности, оформлены различные альбомы «Виды художественно – продуктивной деятельности»; «Коллекция бумаги»; «Виды искусства»).

3.   Слайд       На подготовительном этапе был проведен мониторинг развития детей.

Количество детей  - 20 человек.

1 балл – низкий уровень – 15 детей – 75%;

2 балла – средний уровень – 4 человека – 20%;

3 балла – высокий уровень – 1 человек – 5%.

Вывод: уровень развития детей на начало года обучения по данной теме составил 2,1 балла.

 Слайд       II этап основной.

 Слайд       В процессе непосредственно образовательной деятельности  я использовала  следующие формы работы: нетрадиционные, интегрированные, комплексные, практические и занятия познавательного цикла.

Слайд      Методы, в основе которых лежит способ организации образовательной деятельности:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
  • эвристический  (проблемно – исследовательское образование).

   Освоение любого способа работы требует от детей усилий, напряжения сил, терпения. Чтобы занятия были интереснее, а обучение прошло легко и незаметно для детей,  Слайд    я использовала мотивацию детской деятельности, которая бывает двух типов: 

  Мотивация личного интереса, создание игрушек, поделок

для себя, в своё личное пользование.

  Мотивация общения со взрослым, достаточно значима и привлекательна для детей, так как они хотят быть рядом со взрослым и охотно помогают ему во всём.

        Свою работу  по развитию художественно – продуктивной деятельности  я начала во 2 младшей группе со знакомства с различными видами бумаги,  (Слайд       (картоном, тонкой бумагой, цветной, папиросной, гофрированной калькой, бархатной, вощёной, глянцевой, и т.д.) и свойствами природного материала,  так как это хорошо доступный  детям материал.

    Чтобы дети испытывали радость от своего труда, этот труд должен быть хорошо организован. Поэтому на каждое занятие подбирала   Слайд     пособия, инструменты и материал, необходимые  для  каждого ребёнка.

     Слайд      Так же организовала   самостоятельную деятельность  в уголке художественного труда, в котором проводила работу по изготовлению поделок с детьми.  Слайд                    В уголке делали сувениры и подарки на праздники для детей и кукол, атрибуты для спектаклей и игр .

     Безусловно, в группе были такие дети, которые не испытывали интереса к этому виду деятельности. Я не принуждала, не настаивала, а старалась заинтересовать необычной, интересной игрой и ненавязчиво вовлекала его в работу в уголке труда.  Старалась научить детей переживать чувство радости от самостоятельно выполненных действий, приучала преодолевать трудности. Поддерживала детей доброжелательным отношением, похвалой.

     Изготовление поделок сгибанием бумаги - самый распространенный способ. Он пришел к нам из Японии и называется «оригами  Этот вид деятельности  очень понравился детям.        Учила детей сгибать лист бумаги прямоугольной формы, добиваясь, чтобы дети совмещали углы и стороны. Полученная поделка у нас превращалась в альбом, поздравительные открытки, книжки – малышки. (слайд     )

  В следующий раз такой же сложенный лист у нас превращался в автобус, машину Слайд      приклеив окна и колеса.   Слайд         Дети  увлеченно играют со своими поделками, обыгрывая сюжет.

      Следующий этап - выполнение поделок из квадратов, где  путем наложения треугольника на треугольник и прорисовывании мелких деталей   у детей получилась елочка, девочка в русском сарафане, разнообразные животные.

    В процессе знакомство с природным материалом, мы с детьми рассмотрели поделки изготовленные из него. Знания о свойствах мы почерпнули из книг, художественных иллюстраций, фотоальбомов.

    На занятиях я предлагала  детям природный материал: шишки, желуди, семена растений и деревьев, скорлупа грецкого ореха, яичная скорлупа, крупа, нитки  Слайд    

      Слайд          На занятиях по развитию у детей навыков ручного труда приобретается всё, что так необходимо ребёнку к школе       – воспитывается усидчивость, аккуратность, терпение, развивается образное и пространственное мышление, ловкость рук, точность глазомера, овладение технологическими операциями и прежде всего творческий подход к любой работе.

   Для закрепления знаний, полученных на занятиях, в работе с детьми использую дидактические игры: «Собери узор из геометрических фигур», «Цвет и форма», «Пальчиковые игрушки – забавы». Знания,  полученные на занятиях используются детьми в организованной образовательной деятельности Слайд   (Познание, художественной творчество, социализация, безопасность), так и вне занятий (изготовление персонажей к театрализованной деятельности, изготовление атрибутов к С/р играм, оформление группы).

   Слайд     Традиционно в детском саду проходит выставки художественного творчества детей и родителей. Ребята  приняли активное участие в конкурсе поделок из природного материала «Балл цветов»,  Слайд   «Осенний вальс», «Дары осени»,  несколько лучших работ  заняли призовые места,  Слайд       

      Так же ребята принимали участие во Всероссийском конкурсе «В гостях у сказки», Слайд        и  получили сертификаты  

   При систематической работе дети уже  хорошо знают, что они хотят сделать, следуют к своей цели, преодолевая препятствия, становятся  способным изображать всё, что вызывает у них интерес. Дети овладели приемами создания художественного образа.

     Сколько искренней радости, восторга  приносят детям поделки, сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются Слайд нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.  

     Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

  В свое работе с родителями использую формы работы Слайд  

  1. Информационно-аналитические («Почта доверия», «Волшебный сундучок», «Ларец пожеланий и предложений».
  2. Познавательные   ( аукцион, круглый стол, читательская конференция, душевнй разговор)
  3. Досуговые   (ток –шоу, мастер – класс, акции,  веселая мастерская)
  4. Наглядно-информационные   (выпуск газет, копилка добрых дел, родительский уголок)

Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей группы.

Слайд   Так же   практикуется совместная подготовка и проведение праздников,    (8 Марта, Новогодний утренник),      изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним,   изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, Слайд    совместных творческих выставок детей и родителей   Слайд          «Творческий вернисаж»

    Слайд        В совместной деятельности детей, родителей и  педагога были реализованы следующие проекты:    Слайд        «Царевна лягушка», «Осенние зарисовки»,      Слайд        

   Слайд     Работы родителей украшают не только интерьер нашей группы, но и игровую площадку на участке.     

   Перед Новогодними праздниками  вместе с родителями провели семинар-практикум «Мастерская по изготовлению игрушек-самоделок».  Слайд  

Слайд   Результат активности родителей   можно увидеть  на слайде  

Вывод: наблюдается положительная динамика развития интереса к художественно – продуктивной деятельности Уровень     активности родителей за 2011 – 2013 учебные годы повысился на 40%

   Слайд       На завершающем этапе   Слайд         по результатам анализа и  мониторинга детских работ отмечен, устойчивый интерес к продуктивной деятельности, дети овладели способами практических действий. Вывод: средней уровень развития художественно – продуктивных навыков  за 2010 – 2013 учебные годы составил 2,8б., что соответствует высокому уровню развития.

   Поставленная цель достигнута, задачи выполнены, предполагаемый результат достигнут.

     Таким образом, подводя итоги своей  работы, направленной на развитие художественно – продуктивной  деятельности детей дошкольного возраста в процессе творческой  деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественно продуктивной деятельности, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Слайд          Надеюсь, что смогла заразить  детей  своей увлечённостью,  умением и они с благодарностью и теплотой будут вспоминать то время, когда вместе со мной учились делать разные самоделки, узнавали много нового и интересного.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эфф...

опыт работы по теме: "Влияние развития мелкой моторики в коррекции звукопроизношения"

содержание написанного является практическим опытом логопедической работы по коррекции фонетической стороны речи с включением развития мелкой моторики в коррекционном процессе....

Опыт работы по теме:"Влияние классической музыки на физическое и психическое здоровье детей. Элементы арт - педагогики в работе с детьми дошкольного возраста."

Особенностью данного опыта является использование музыки и других видов искусствакак сильного фактора воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, включение элементов арт - педагогики во все виды детск...

Опыт работы по теме: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста»

Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов): C середины 80-х годов доказано известен тот факт, что развитие мелких мышц пальцев руки стимулирует развитие определенных зон го...

Опыт работы по теме "Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника"

Материал содержит описание опыта работы по данной теме, его актуальность, цели, задачи, диагностику полученных результатов....

Опыт работы на тему: «Русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко...

Опыт работы на тему: «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Актуальность данной проблематики заключается в том, что одним из навыков, который должен быть сформирован у детей к тому времени, когда они пойдут в школу – это развитие мелкой моторики, координ...