Игровые методики в ДОУ
учебно-методический материал по теме
Дана характеристика игровых методик в ДОУ, функции игры и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-teoriya.docx | 42.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые методики в ДОУ
«Игра порождает радость,
свободу, довольство, покой в себе
и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Элькони- на игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спон- танного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспи- тания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей про- изводить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реаль- ных объектов.
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает от- дых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обу- чения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Еще в древних Афинах (VI-IV века до н.э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, му- зыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры - маневры, штабные учения, разыгрывание «боев». В Х веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в част- ности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы тол- кования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания, импровизации. В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле.
Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. В XV-XVII веках Я.А. Коменский (1987) призывал все «школы - каторги», «школы-мас- терские» превратить в места игр. Всякая школа, по его мнению, может стать универ- сальной игрой и надо все осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрас- том в школе детства, отрочества, юности и т.д. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Ж.-Ж. Руссо, ставя задачи гражданского воспитания чело- века, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества Как педагогическое явление игру одним из первых клас-сифицировал Ф.Фребель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать куль- турой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.
Особую роль в современном становлении игрового обучения сыграло стихийное раз- витие игротехнического движения, опиравшегося в первую очередь на использование деловых игр, которые послужили основой развития большой группы методов обучения, получивших название методов активного обучения. Теоретически их использование бы- ло обосновано в ряде концепций, в первую очередь в теории активного обучения.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать иг- рушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логичес- ки связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
- Функции игры
- развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопоз- нание в процессе игры;
- функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвое- ние норм человеческого общежития.
- Четыре главные черты присущие игре:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ре- бенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от резуль- тата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное нап- ряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логи- ческую и временную последовательность ее развития.
- Структура игры как деятельности –
- Целеполагание
- Планирование
- Реализация цели
- Анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
- Структура игры как процесс –
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, ус- ловными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в иг- ре.
Понятие «игровые методики» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком -четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим резуль- татом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Типология педагогических игр по характеру игровой методики
1. предметные
2. сюжетные
3. ролевые
4. деловые
5. имитационные
6. игры-драматизации
Специфику игровой методики в значительной степени определяет игровая среда. Различают игры:
- с предметами и без предметов;
- настольные;
- комнатные;
- уличные, на местности;
- компьютерные и с ТСО;
- с различны ми средствами передвижения.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровое обучение отличается от других педагогических методик и технологий тем, что игра:
1. Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любо- го возраста.
2. Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и спо- собное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре зна- чительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
3. Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
4. Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубин- ного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет ока- зывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некото- рых случаях, и лечить.
5. Многофункциональна, ее влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все ее возможные воздействия актуализируются одновременно.
6. Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
7. Нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
В деятельности с помощью игровых методик у детей развиваются психические процессы.
Игровые методики, направленные на развитие восприятия.
Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы ме- шают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).
Игровые методики могут быть направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредо- точиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.
К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве лис- тья), а ребенок должен ее заметить.
Игровые методики помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “За- помни узор” и “Нарисуй, как было” и другие.
Игровые методики способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе ис- пользования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.
Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое сущест- венное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуа- цию, а на образные представления.
На развитие образного и логического мышления направлены многие дидакти- ческие игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых методик развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих вы- бора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышле- ние. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, ис- торий) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры-при думки, игры-фантазирования.
Комплексное использование игровых методик разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дош- кольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудни- чества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требовани- ями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудни- чества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со зву- ковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Таким образом, игровые методики тесно связаны со всеми сторонами воспитатель- ной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педа- гогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механиз- мов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективнос- ти. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Игровая методика К.Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ"
В презентации сформулированы основные положения и ценность Орфовской методики музыкальных занятий с детьми, выделены новые формы работы с детьми, составляющие основу методики....
Игровая методика обучению чтения "Ребус - метод" детей 4-7 лет
Методики обучения чтению используя игровую технологию. можно использовать в своей работе воспитателям, учителям - логопедам и родителям как отдельные игры - упражнения так и отдельными занятиями....
Игровые методики развития речи у детей с 6 месяцев до трёх лет
В статье рассматриваются основные особенности развития речи детей от шести месяцев до трёх лет и даны методические рекомендации по использованию игровых технологий в процессе развития речи у детей. Ст...
Психокоррекционная программа по снижению психоэмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного учреждения с использованием игровых методик
Предлагаемая психокоррекционная программа «Волшебное путешествие по стране Гудвина» содействует снижению психоэмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного уч...
Использование игровых методик и татарских народных игр в обучении младших дошкольников второму языку.
Методы и приемы обучения младших дошкольников татарскому языку в режимных моментах....
Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста.
Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста. Почётный работник общего образования,инструктор высшей квалификационной категориипо физической культуреГ...
Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста.
Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста....