Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте
материал по теме
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный английским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и педагогами разных стран в работе с детьми начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palochki_kyuizenera.docx | 34.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте.
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный английским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и педагогами разных стран в работе с детьми начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Числовые фигуры; количественный состав числа из единиц и меньших чисел – эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада.
Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а так же и самостоятельно.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным особенностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создпть полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.
С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного практического исследования»). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерение.
С помощью цветных детей легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше», «больше – меньше на …», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в заполнении числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Набор содержит 116 палочек. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют различную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например , в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство зеленых» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное семейство.
Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе; с палочками можно «играть» и на полу.
Для детей разных возрастов предполагаются следующие дидактические пособия:
- Альбом-игра (для детей 2-3 лет) «Волшебные дорожки»
- Альбом-игра (для детей 3-5 лет) «Дом с колокольчиком»
- Игра «Посудная лавка» математикам 5-8 лет
- Игра «Кростики» математикам 4-7 лет
- Игра « На златом крыльце сидели»
В качестве рекомендации предлагается следующая литература:
- Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Х. Кюизинера как средство предматематической подготовки дошкольников.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.А. логика и математика для дошкольников
- Сумина И.В., Михайлова З.А., Серова З.А. формирование элементарных математических представлений с использованием игровых предметов.
- Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения.
План работы
с детьми II младшей группы.
Тема: Знакомство детей с палочками Кюизенера.
Задачи:
1.Познакомить детей с палочками Кюизенера.
2.Закрепить понятия « цвет», « величина».
3.упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине.
месяц | Тема, задачи. | д/игры, упражнения. | Игровой материал. |
Сентябрь. | Знакомство с палочками Кюизенера. Рассматривание. | Выкладывание палочек в определенной последовательности. « Покажи такую же». | Палочки Кюизинера. |
Октябрь. | Цвет. Учить детей понимать слова обозначающие основные цвета, оперировать ими в игровой деятельности, развивать внимание, восприятие; учить находить сходство и различие; закрепить названия цветов. | « Покажи палочку определенного цвета». « Назови цвета палочек». « Выбери палочки одного цвета». | Палочки Кюизенера. |
Ноябрь. | Величина. Учить понимать слова длинный – короткий, высокий – низкий. Классифицировать палочки по длине, оперировать ими в игровой деятельности. Закрепить умение классифицировать предмет по цветам. | « Длинный – короткий» . «Высокий – низкий». « Гусеничка». | Палочки Кюизенера. |
Декабрь. | Закрепить понятия « цвет», «величина» | «Составь поезд». «Найди длинную – короткую палочку». | Палочки Кюизенера. |
Январь. | Цвет, величина. Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине. Учить находить предмет по сходству. Развивать смекалку, умение видеть характерные признаки предметов. | « Составь фигуру». « Покажи такую же». « На что похоже?» | Палочки Кюизинера. |
Февраль. | Цвет. Закрепить представления о цвете. Научить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета. Учить выделять части самолета( корпус, крылья, хвост) | « Подбери по цвету». Конструирование « Самолет» | Палочки Кюизинера. |
Март. | Учить детей располагать предметы в порядке убывания величины. Учить делать грузовую машину используя палочки разной длины. | Матем. игра «Лесенка». Конструирование « Машина». | Палочки Кюизенера. |
Апрель. | Учить детей накладывать палочки на рисунок. Продолжать закреплять знания цветов. | « Волшебные дорожки» | Палочки Кюизенера. Дид/пособие «Волшебные дорожки» |
План работы
с детьми средней группы
Тема: Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов через палочки Х. Кюизенера.
Цель: Формирование представлений о числах первого десятка, как о существенных признаках явлений окружающего мира.
Задачи:
1. Формировать представление о числе, как о существенном признаке явления.
2. Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.
3. Развивать логическое мышление.
месяц | Тема, задачи | Д/и, упражнения | Игровой материал |
сентябрь | Как мы умеем играть. Сравнение показателей освоения игр в прошлом учебном году. | Игры с использованием дидактического материала. Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера игровое пособие. «Дом с колокольчиком» |
октябрь | Число 1. Учить соотносить число и цвет палочки. Выкладывание по образцу. Учить работать со схемой, накладывать палочки на изображение. | «Гусеничка», «Посуда» выкладывание цифр из палочек. Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера Д/пособие «Посудная лавка» |
ноябрь | Число 2. Учить соотносить число и цвет палочки. Животные: развивать фантазию, формировать умение придумывать модель. | «Поезд», Схемы – картинки, выкладывание цифр из палочек, Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера Д/пособие: «На златом крыльце», раздаточный материал. |
декабрь | Число 3. Учить соотносить число и цвет палочки. | «Поезд», выкладывание цифр из палочек. Игры с картинками из пособия. Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера игровое пособие. «Дом с колокольчиком» |
январь | Числа 1-3. Закрепление. | Выкладывание цифр из палочек. Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. Картинки с изображением цифр. |
февраль | Числа 4-5. Учить соотносить число и цвет палочки. Знакомство с принципом окраски палочек. «Цветные семейки. | Чтение дидактической сказки «Улицы разноцветных палочек» Выкладывание цифр из палочек. «Коврик». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера Д/пособие: «На златом крыльце», |
март | Числа 6-7. Учить соотносить число и цвет палочки. Чтение дидактической сказки «Сказочный город» | Выкладывание цифр из палочек. Схемы – картинки из дид. пособия Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера Д/пособие: «На златом крыльце», |
апрель | Число 8. Учить соотносить число и цвет палочки. Зоопарк. Закрепление навыков работы со схемой. | Выкладывание чисел из палочек. Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера Картинки – схемы. |
май | Число 9. Учить соотносить число и цвет палочки. Закрепление. | Работа со схемой. Соотношение цвета, длины и цифры; комбимоторика, моторика пальцев, интерес к игре. Самостоятельное творчество . | Палочки Кюизенера Картинки – схемы. Д/пособие |
План работы
с детьми старшей группы.
Тема: Палочки Кюизенера, как средство предматематической подготовки дошкольников.
Цель: Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Развивать начала логического мышления.
2.Формировать элементарные математические представления.
3.Закреплять понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда.
Месяц. | Тема. Задачи. | Д/И, упражнения | Игровой материал. |
Сентябрь. | «Цветные палочки» Повторить числовое значение счетных палочек, принципы окраски палочек. | Выкладывание цифр из палочек. Веселая улица для разноцветных палочек. Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. Картинки с изображением цифр. |
Октябрь. | « Равно - не равно». «Больше-меньше ». Учить сравнивать предметы по размеру. | « Весы», « Магазин», « Вагончики». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. |
Ноябрь. | «На сколько больше, на сколько меньше». Познакомить с понятием « лишний», « не хватает». | « Лесенка», « Календарик». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. |
Декабрь. | Изменения. Научить детей определять, какие характеристики предметов изменились в той или иной ситуации, а какие остались неизменными, сохранились. | «Неделька». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. |
Январь. | Повторение . | Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. |
Февраль. | Сложение. Познакомить с арифметическим действием сложение» | Найти палочку равную…. (фиолетовая + розовая) | Палочки Кюизинера. |
Март. | Вычитание. Познакомить с арифметическим действием « вычитание» | Подобрать третью палочку так, чтобы вместе с фиолетовой они были = вишневой по длине. | Палочки Кюизенера. |
Апрель. | Линия( прямая, ломаная). Познакомить детей с понятием «линия», её видами. | « Цветные тропинки», « Флажки» | Палочки Кюизенера. Дид .пособие: « Волшебные дорожки». |
Май. | Построение геометрических фигур. Повторение. | «Коврики». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. Дид. Пособие: Дом с колокольчиком. |
План работы
с детьми подготовительной группы.
Тема: Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста.
Цель: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.
2. Развивать соотношение числа из ряда палочек.
3.Воспитывать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
№ | месяц | Тема, задачи. | Д\и , Упражнения. | Игровой материал. |
1. | Сентябрь. | Сравнение показателей освоения игр в прошлом учебном году. Самостоятельная Деятельность. | Игры с использованием дидактического материала. Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. |
2. | Октябрь | «Сериация по размеру» Развивать умение находить место в числовом ряду, развивать внимание. | « Лесенка» «Найди такую же». | Палочки Кюизенера. |
3. | Ноябрь | Состав числа 3и 4. Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел. | Выкладывание цифр из палочек. «Кто здесь живет?» | Палочки Кюизенера. Д/пособие «На златом крыльце сидели» |
4. | Декабрь. | Состав числа 5 и 6. Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел. | Выкладывание цифр из палочек. «Магазин» | Палочки Кюизенера. Д/пособие «Посудная лавка» |
5. | Январь. | Состав числа. Закрепление знаний о составе числа. | Составь число из палочек определенного цвета. | Палочки Кюизинера. |
6. | Февраль. | Состав числа 7 и 8. Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших. | Выкладывание цифр из палочек. Составь число из палочек определенного цвета. | Палочки Кюизенера. |
7. | Март. | Состав числа 9и 10. Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел. | « Составь число» « Поезд» | Палочки Кюизинера. |
8. | Апрель. | Закрепление. | Составь число из палочек определенного цвета. | Палочки Кюизенера. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.
Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера, математической игрой развивающего характера, началось с использования его как просто игрового материала для игр детей в группе. ...
«Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Ханты-Мансийский автономный округ-Югра ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ...
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста.
Мнение о том, что математическое мышление совсем не обязятально в жизни, что оно может пригодиться только на уроках математики, очень ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, ...
Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте.
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный английским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике в разных странах, в работе с детьми начиная...
Палочки Кюизенера-средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24930180","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Палочки Кюизенера средство развития математических представлений дошкольников
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение ...
Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте
Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки - призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочк...