Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте
материал по теме

 

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный английским математиком Х. Кюизенером.  Он предназначен  для обучения математике и   педагогами  разных стран в работе с детьми начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Основные  особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palochki_kyuizenera.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте.

        

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный английским математиком Х. Кюизенером.  Он предназначен  для обучения математике и   педагогами  разных стран в работе с детьми начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Основные  особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Числовые фигуры; количественный состав числа из единиц и меньших чисел – эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада.

Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а так же и самостоятельно.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным особенностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В  мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создпть полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.

С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного практического исследования»). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерение.

 С помощью цветных   детей  легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше»,  «больше – меньше на …»,  познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в заполнении числа из единиц и двух  меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета»,  «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Набор содержит 116 палочек. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют различную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например , в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство зеленых»  состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное семейство.

Палочки дают возможность выполнять  упражнения и в горизонтальной в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе; с палочками можно «играть» и на полу.

Для детей разных возрастов предполагаются следующие дидактические пособия:

  • Альбом-игра (для детей 2-3 лет) «Волшебные дорожки»
  • Альбом-игра (для детей 3-5 лет) «Дом с колокольчиком»
  • Игра «Посудная лавка» математикам 5-8 лет
  • Игра «Кростики» математикам 4-7 лет
  • Игра « На златом крыльце сидели»

В качестве рекомендации предлагается следующая литература:

  1. Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Х. Кюизинера как средство предматематической подготовки дошкольников.
  2. Носова Е.А., Непомнящая Р.А. логика и математика для дошкольников
  3. Сумина И.В., Михайлова З.А., Серова З.А. формирование элементарных математических представлений с использованием игровых предметов.
  4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения.


План работы

с детьми II младшей группы.

Тема: Знакомство детей с палочками Кюизенера.

Задачи:

1.Познакомить детей с палочками Кюизенера.

2.Закрепить понятия « цвет», « величина».

3.упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине.

месяц

Тема, задачи.

д/игры, упражнения.

Игровой материал.

Сентябрь.

Знакомство с палочками Кюизенера. Рассматривание.

Выкладывание палочек в определенной последовательности.

« Покажи такую же».

Палочки

Кюизинера.

Октябрь.

Цвет. Учить детей понимать  слова обозначающие основные цвета, оперировать ими в игровой деятельности, развивать внимание, восприятие; учить находить сходство и различие; закрепить названия цветов.

« Покажи палочку

определенного цвета».

« Назови цвета палочек». « Выбери палочки одного

цвета».

Палочки Кюизенера.

Ноябрь.

Величина. Учить понимать слова длинный – короткий, высокий – низкий. Классифицировать палочки по длине, оперировать ими в игровой деятельности. Закрепить умение классифицировать предмет по цветам.

« Длинный – короткий» . «Высокий – низкий».

« Гусеничка».

Палочки Кюизенера.

Декабрь.

Закрепить понятия « цвет», «величина»

«Составь поезд». «Найди длинную – короткую палочку».

Палочки Кюизенера.

Январь.

Цвет, величина. Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине. Учить находить предмет по сходству. Развивать смекалку, умение видеть характерные признаки предметов.

« Составь фигуру».

« Покажи такую же».

« На что похоже?»

Палочки Кюизинера.

Февраль.

Цвет. Закрепить представления о цвете. Научить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета. Учить выделять части самолета( корпус, крылья, хвост)

« Подбери по цвету».

Конструирование

« Самолет»

Палочки

Кюизинера.

Март.

Учить детей располагать предметы в порядке убывания величины.

Учить делать грузовую машину используя палочки разной длины.

Матем. игра «Лесенка».

Конструирование

« Машина».

Палочки

Кюизенера.

Апрель.

Учить детей накладывать палочки на рисунок. Продолжать закреплять знания цветов.

« Волшебные дорожки»

Палочки

Кюизенера.

Дид/пособие

«Волшебные дорожки»

        

        


План работы

с детьми средней группы  

Тема: Формирование элементарных математических представлений с  использованием игровых приемов через палочки Х. Кюизенера.

Цель: Формирование представлений о числах первого десятка, как о существенных признаках явлений окружающего мира.

Задачи:

1. Формировать представление о числе, как о существенном признаке     явления.

2. Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.

3. Развивать логическое мышление.

месяц

Тема, задачи

Д/и, упражнения

Игровой материал

сентябрь

Как мы умеем играть. Сравнение показателей освоения игр в прошлом учебном году.

Игры с использованием дидактического материала. Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера игровое пособие.

«Дом с колокольчиком»

октябрь

Число 1. Учить соотносить число и цвет палочки. Выкладывание по образцу. Учить работать со схемой, накладывать палочки на изображение.

«Гусеничка»,

«Посуда» выкладывание цифр из палочек.

Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Д/пособие

«Посудная лавка»

ноябрь

Число 2. Учить соотносить число и цвет палочки.

Животные: развивать фантазию, формировать умение придумывать модель.

«Поезд», Схемы – картинки, выкладывание цифр из палочек, Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Д/пособие: «На златом крыльце», раздаточный материал.

декабрь

Число 3. Учить соотносить число и цвет палочки.

«Поезд», выкладывание цифр из палочек. Игры с картинками из пособия. Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера игровое пособие.

«Дом с колокольчиком»

январь

Числа 1-3. Закрепление.

Выкладывание цифр из палочек. Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера.

Картинки с изображением цифр.

февраль

Числа 4-5. Учить соотносить число и цвет палочки. Знакомство с принципом окраски палочек. «Цветные семейки.

Чтение дидактической сказки «Улицы разноцветных палочек» Выкладывание цифр из палочек. «Коврик». Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Д/пособие: «На златом крыльце»,

март

Числа 6-7. Учить соотносить число и цвет палочки. Чтение дидактической сказки «Сказочный город»

Выкладывание цифр из палочек. Схемы – картинки из дид. пособия  Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Д/пособие: «На златом крыльце»,

апрель

Число 8. Учить соотносить число и цвет палочки. Зоопарк. Закрепление навыков работы со схемой.

Выкладывание чисел из палочек.

Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Картинки – схемы.

май

Число 9. Учить соотносить число и цвет палочки. Закрепление.

Работа со схемой. Соотношение цвета, длины и цифры; комбимоторика, моторика пальцев, интерес к игре. Самостоятельное творчество .

Палочки Кюизенера

Картинки – схемы.

Д/пособие

План работы

 с детьми старшей группы.

Тема: Палочки Кюизенера, как средство предматематической  подготовки дошкольников.

Цель: Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 1.Развивать начала логического мышления.

 2.Формировать элементарные математические представления.

  3.Закреплять  понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда.

Месяц.

Тема. Задачи.

 Д/И, упражнения

Игровой материал.

Сентябрь.

«Цветные палочки»

Повторить числовое значение

счетных палочек, принципы

окраски палочек.

Выкладывание цифр из палочек.

Веселая улица для разноцветных    палочек. Самостоятельное творчество.

Палочки

Кюизенера.

Картинки  с

изображением

цифр.

Октябрь.

« Равно - не равно».

«Больше-меньше ».

Учить сравнивать предметы по размеру.

«  Весы», « Магазин», « Вагончики».

Самостоятельное творчество.

Палочки

Кюизенера.

Ноябрь.

 «На сколько больше, на сколько меньше».

Познакомить с понятием

« лишний», « не хватает».

« Лесенка», « Календарик».

Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера.

Декабрь.

Изменения.

Научить детей определять, какие  характеристики предметов изменились в той или иной ситуации, а какие остались неизменными, сохранились.

«Неделька».

Самостоятельное творчество.

Палочки

Кюизенера.

Январь.

Повторение .

Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера.

Февраль.

Сложение.

Познакомить с арифметическим действием сложение»

Найти палочку равную….

(фиолетовая + розовая)

Палочки Кюизинера.

Март.

Вычитание.

Познакомить с арифметическим  действием « вычитание»

Подобрать третью палочку так, чтобы вместе с фиолетовой они были = вишневой по длине.

Палочки Кюизенера.

Апрель.

Линия( прямая, ломаная).

Познакомить детей с понятием   «линия», её видами.

« Цветные тропинки»,

 « Флажки»

Палочки Кюизенера.

Дид .пособие:

 « Волшебные дорожки».

Май.

Построение геометрических фигур. Повторение.

«Коврики». Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера.

Дид. Пособие:

Дом с колокольчиком.

План работы

с детьми подготовительной группы.

Тема: Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста.

Цель: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.

2. Развивать соотношение числа из ряда палочек.

3.Воспитывать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.

месяц

Тема, задачи.

Д\и , Упражнения.

Игровой материал.

 1.

Сентябрь.

Сравнение показателей освоения игр в прошлом учебном году. Самостоятельная

Деятельность.

Игры с использованием дидактического материала. Самостоятельное творчество.

Палочки

Кюизенера.

2.

Октябрь

«Сериация по размеру»

Развивать умение находить место в числовом ряду, развивать внимание.

« Лесенка»

«Найди такую же».

Палочки Кюизенера.

3.

Ноябрь

Состав числа 3и 4.

Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.

Выкладывание цифр из палочек.

«Кто здесь живет?»

Палочки Кюизенера.

Д/пособие

«На златом крыльце сидели»

4.

Декабрь.

Состав числа 5 и 6.

Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.

Выкладывание цифр из палочек.

«Магазин»

Палочки Кюизенера.

Д/пособие

«Посудная лавка»

5.

Январь.

Состав числа.

Закрепление знаний о составе числа.

Составь число из палочек определенного цвета.

Палочки Кюизинера.

6.

Февраль.

Состав числа  7 и 8.

Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших.

Выкладывание цифр из палочек.

Составь число из палочек определенного цвета.

Палочки Кюизенера.

7.

Март.

Состав числа 9и 10.

Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.

« Составь число»

« Поезд»

Палочки Кюизинера.

8.

Апрель.

Закрепление.

Составь число из палочек определенного цвета.

Палочки Кюизенера.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.

Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера, математической игрой развивающего характера, началось с использования его как просто игрового материала для игр детей в группе. ...

«Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ Ханты-Мансийский автономный округ-Югра ГОРОД  ОКРУЖНОГО  ЗНАЧЕНИЯ  НИЖНЕВАРТОВСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ...

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста.

Мнение о том, что математическое мышление совсем не обязятально в жизни, что оно может пригодиться только на уроках математики, очень ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, ...

Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте.

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный английским математиком Х. Кюизенером.  Он предназначен  для обучения математике в разных странах, в работе с детьми начиная...

Палочки Кюизенера-средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24930180","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Палочки Кюизенера средство развития математических представлений дошкольников

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение ...

Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте

Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки - призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочк...