Цикл занятий по психологической готовности детей к школе
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Данный цикл развивающих занятий составлен на основе полученных результатов исследования психологической готовности детей к школе (недостаточно развита социально-личностная сфера).
С этой целью подобраны игры, упражнения, мини-беседы, задания для выполнения в парах. Все задания соответствуют возрастным особенностям детей, воспитывают интерес детей к учению, желание учиться.
Для обеспечения положительного настроя детей на предстоящее занятие, использованы упражнения, при выполнении которых будущие первоклассники узнают, что такое школа и чем они в ней будут заниматься. Задачи данных занятий:
- развивать познавательную потребность;
- способствовать формированию учебно-познавательного мотива и развитию мышления;
- учить детей выделять, анализировать и оценивать поведение с точки зрения эталонов и образцов;
- развивать умение чувствовать и понимать другого человека;
- повышать самооценку детей, их уверенность в себе;
- воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого человека;
- развивать коммуникативные навыки сотрудничества со сверстниками.
Цикл развивающих занятий предусмотрен для работы с детьми 6-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятия 25-30 минут. Всего 12 занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий
по психологической готовности детей к школе
Тематическое планирование
№ занятия | Цели и задачи | Наименование форм работы |
1. | Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве. Цель: расширить знания детей об истории создания школ, о профессии «учитель». Цель: развитие мелкой моторики, щепоти, необходимой для подготовки руки к письму; умение выполнять совместную деятельность с соседом по парте. | 1.Игра-разминка / «Игра с письменными принадлежностями» 2.Мини-беседа «Что такое школа?» 3.Игра-упражнение «Выложи по контуру» |
2 | Цель: положительный настрой детей на предстоящее занятие. Цель: расширение знаний детей о том, как можно правильно и вежливо обратиться с просьбой. Цель: восприятие формы, цвета, размера; развитие щепоти; умение выполнять совместную деятельность с соседом по парте. | 1.Игра-разминка / «Что не так?» (нелепицы на школьную тему) 2.Мини-беседа «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой» 3.Игра-упражнение «Разложи по ячейкам» (набор геометрических форм) |
3 | Цель: развитие связной речи, активизация словаря. Цель: расширение знаний детей о том, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении к ним. Цель: развитие мелкой моторики; умение выполнять совместную деятельность с соседом по парте. | 1.Игра-разминка / «Вставь в предложение пропущенное слово» 2.Мини-беседа «Как можно пожалеть» 3.Игра-упражнение «Ловкие пальчики» (перебирание фасоли и гороха) |
4 | Цель: развитие слухового внимания. Цель: предупреждение возможных негативных ситуаций для ребенка, упражнение детей в правильном поведении: с кем общаться, к кому обращаться в сложной ситуации. | 1.Игра-разминка / «Будь внимателен» 2.Мини-беседа «Если ты потерялся» 3.Игра-упражнение в парах «Выложите узор по образцу» (Из геометрических форм). |
5 | Цель: развитие слухового внимания. Цель: формирование нравственных качеств, умения дружить и дорожить дружбой; развитие умения рассуждать, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности. Цель: умение договариваться для успешного сотрудничества. | 1.Игра-разминка /«Будь внимателен» 2.Мини-беседа «О дружбе» 3.Игра-упражнение в парах «Выложите фигуру по образцу» (из счетных палочек) |
6 | Цель: умение выделять существенные признаки предметов, описанных в стихотворной форме. Цель: расширение представлений детей о щедрости и великодушии. Цель: умение договариваться, работая в парах. | 1.Игра-разминка / «Отгадай загадки» (школьная тема) 2.Мини-беседа «Щедрость и жадность» 3.Совместный рисунок «На прогулке» |
7 | Цель: внимательность, словесная память, счет. Цель: предупреждение возможных негативных ситуаций для ребенка; знакомство детей с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми. Цель: умение договариваться работать в парах на результат. | 1.Игра-разминка /стихотворение-загадка «Семь вещей у нас в портфеле» 2.Мини-беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми» 3.Совместный рисунок «Игра в футбол» (восковыми мелками) |
8 | Цель: активизация словаря. Цель: упражнение детей в правильном поведении в сложившейся ситуации. Цель: умение сотрудничать с партнером по игре и вместе планировать свою деятельность. | 1.Игра-разминка / «Скажи наоборот» (школьная тематика) 2.Мини-беседа « Как вести себя в школе, если…» 3.Игра-упражнение «Настольный лабиринт» в парах. |
9 | Цель: умение использовать в речи сложные предложения. Цель: формирование у детей навыков безопасной жизнедеятельности; предупреждение возможных негативных ситуаций для ребенка, если он находится один в доме или на улице. Цель: умение договариваться, при необходимости уступить. | 1.Игра-разминка / «Продолжи предложение» (школьная тематика) 2.Мини-беседа «Ты один дома, а в дверь позвонили» 3.Игра-упражнение «Выложите фигуру без образца» (счетные палочки, геометрические формы) |
10 | Цель: умение подбирать слова по теме в контексте предложения. Цель: умение рассуждать, развитие внимательности. Цель: умение договариваться для получения положительного результата в работе. | 1.Игра-разминка / «Закончи предложение» Задачки на внимание 2.Игра-упражнение 3.«Строительство башни втроем» (из кубиков дляконструирования) |
11 | Цель: умение обосновывать свой ответ. Цель: внимательность, умение рассуждать. Цель: развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешной совместной деятельности будущих школьников. | 1.Игра-разминка «Хитрые вопросы» (на школьную тему) 2.Умные задачки 3.Упражнение-соревнование «Чья пара быстрее?» (разрезные сюжетные картинки) |
12 | Цель: умение здороваться разными способами: как с лучшим другом, как с взрослым, как с другом, которого давно не видел и соскучился. Цель: обучение простым интересным играм, в которые можно поиграть в школе на переменках. | 1.Игра-разминка / «Приветствие» 2.Игра «В школу»(Роль учителя по очереди исполняют дети). (Задания детям: «Чему ты будешь нас учить?». «Объясни игрушкам, что делают ученики в школе». «Объясни, почему нужно учиться?» «Нарисовать (любой предмет)» 3.Игра-упражнение «На перемене» |
Занятие № 1
Материалы к занятию: письменные принадлежности по количеству детей, разноцветные кнопки, рабочие дощечки из пенопласта с нарисованными контурами различных узоров.
Игра-разминка / «Игра с письменными принадлежностями»
Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве.
- Разложи письменные принадлежности так, чтобы ручка лежала выше ( ниже всех, правее, левее) всех.
- Положить ручку справа от линейки, а линейку – справа от карандаша.
- Положить карандаш выше линейки, но ниже ручки.
- Положить линейку справа от ручки, но слева от карандаша.
Мини-беседа «Что такое школа?» с использованием презентации.
Цель: расширить знания детей об истории создания школ, о профессии «учитель».
- Ребята, что такое школа? (Ответы детей).
Школа – это большое здание, в котором школьники учатся читать, писать, считать... (слайд №1).
Когда то, давным-давно, на Руси многоэтажных школ не было. Детей, которые хотели учиться, собирали всех сразу в одной деревянной избе (слайд №2).
Грамотного человека, который обучал детей счету, письму, чтению все называли уважительно «Учитель» (слайд №3).
Позже стали строить 2-х этажные просторные здания и называть их «Школа». В таких школах детей стали обучать разные учителя. Они дают им знания о звездах, подводном мире, разных странах… (сдайд №4).
Учебные кабинеты просторные: большие окна, удобные парты (слайд №5).
Если, что-то не получается, учитель обязательно поможет (№6).
Между уроками обязательно есть перемены, чтобы ученики могли отдохнуть (слайд №7).
Здесь, в школе, можно сходить в библиотеку и выбрать интересную книжку (слайд №8).
Можно покушать в школьной столовой (слайд №9).
Занятия физкультурой проходят в большом спортивном зале (слайд №10).
В кабинете информатике ученики занимаются на компьютерах (слайд №11).
Все школьные праздники проходят в большом актовом зале (слайд №12).
В школе есть раздевалка (слайд №13).
Современные школы стали строить еще выше и просторнее, чтобы школьникам было интересно в них учиться (слайд №14).
Физминутка / «Как живешь?»
(Дети отвечают любыми жестами на вопросы ведущего)
- Как живешь? – вот так!
- А плывешь?
- А бежишь?
- Вдаль глядишь?
- Ждешь обед…
- Машешь вслед…
- Утром спишь…
- А шалишь…
Игра-упражнение «Выложи по контуру»
Цель: развитие мелкой моторики, щепоти, необходимой для подготовки руки к письму; умение выполнять совместную деятельность с соседом по парте.
Рефлексия
Совместное обсуждение прошедшего занятия.
Дети делятся впечатлениями от проведенных игр, упражнений и полученных знаний.
Использованная литература:
- Алябьева Е. А. коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. Москва: Сфера 2005.
- Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. Санкт-Петербург: Речь 2007.
- Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками. Санкт-Петербург: Речь 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность детей к школе
ВведениеСтарший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизио...
Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.
Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....
буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»
Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...
Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"
Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...
Памятка для родителей "На пороге школы. О психологической готовности детей к школе"
Буклет "Психологическая готовность к школе"...