Программа кружка "Смышленый ребенок"
рабочая программа по теме
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретет черты, характерные для мыслительных действий взрослых. Начинать развитие логического мышления следует значительно раньше.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_smyshlennyy_rebenok.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа "Смышленый ребенок"
(развитие логического мышления детей 4–5 лет)
Вечеркова Анастасия Игоревна
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам. В последнее время актуальным является экологическое направление, художественно-эстетическое и интеллектуальное.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, педагогов-психологов не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Кроме того, последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретет черты, характерные для мыслительных действий взрослых. Начинать развитие логического мышления следует значительно раньше.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Цель программы – овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления.
Задачи:
- Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
- Учить детей ориентироваться в пространстве.
- Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
- Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Ожидаемый результат – овладение детьми среднего дошкольного возраста приемами логического мышления.
Способ проверки результатов работы: обобщающие занятия после каждого раздела и 2 диагностики (промежуточная (январь) и итоговая (май)) уровня усвоения операций логического мышления.
Критерии диагностики:
- Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
- Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
- Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
- Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет, которые по результатам педагогической диагностики имеют уровень развития мышления не ниже среднего.
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Сроки реализации программы – учебный год.
Режим занятий – 2 занятия в неделю во второй половине дня после дневного сна продолжительностью 20 минут.
Количество детей – 10 человек.
Формы и приемы работы:
- игра;
- самостоятельная деятельность детей;
- игра-путешествие;
- рассматривание;
- чтение художественной литературы.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:
- Разминка.
- Основное содержание занятия – изучение нового материала.
- Физминутка, пальчиковая гимнастика.
- Закрепление нового материала.
- Развивающая игра, рисование, шнуровка.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Физминутки и пальчиковая гимнастика позволяют детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствуют развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
Развивающая игра, рисование в конце занятия являются своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Содержание программы
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
Перспективное планирование занятий
Раздел, тема занятия | Кол-во | Цель, задачи | Материал |
Сравнение «В гостях у зайчика» |
1 |
– учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; | – игрушка-заяц, Незнайка, Кот в сапогах, |
Обобщение «Витаминка путешествует» |
2 1 |
– учить детей мысленно объединять и предметы в группы по их свойствам; |
– изображения фруктов, овощей, домашних и диких животных, транспорта, посуды, |
Ограничение «В гостях у лисы» |
2 |
– учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; |
– игрушка-лиса, |
Промежуточная диагностика | 2 | – оценить уровень владения детьми логическими операциями (сравнение, ограничение, обобщение) | С.Д.Забрамная, О.В.Боровик «Психолого-педагогическое обследование детей», «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А.Стребелевой; |
Анализ-синтез «Ёжик-портной» |
1 |
– учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; |
– игрушка-ёжик, |
Систематизация «Ученый Кот» |
2 1 |
– учить детей выявлять закономерности; |
– игрушка-кот, мышка |
Классификация «Пчелка Майя» | 1 |
– учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам; |
– изображение пчелки, |
Умозаключения «Да, но…» |
1 |
– учить детей при помощи суждений делать умозаключения, |
– изображение осьминога, птиц, Логика (человечек из геометрических фигур) |
Диагностика | 2 | – оценить уровень развития логического мышления детей 4-5 лет | – «Скоро в школу» для детей 4-7 лет (наглядный и диагностический материал); |
Методическое обеспечение программы
Игры и упражнения на развитие логического мышления являются средством достижения заявленной цели программы.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным.
Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т.к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.
Классификация игр:
1. Предметные игры:
– дидактические;
– развивающие (имеющие несколько уровней сложности);
– игры на развитие пространственного воображения (игры со строительным материалом);
– игры со счетными палочками (развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение, представления о форме, количестве, цвете).
2. Словесные игры:
– загадки;
– логические задачи.
3. Пальчиковые игры и игры-шнуровки (активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности).
Литература.
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984.// www.pedlib.ru
- Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
- Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.
- Светлова И. Логика. М., 2007.
- Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Учебно- методическое пособие- СПб.:"ДЕТСТВО- ПРЕСС", 2010. - 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»
Требования Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012 части 1 статьи 79 гласят: «… содержание образования и условия...
Образовательная программа "Здоровый ребенок- счастливый ребенок"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК - СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЕНОК» на 2018-2023гг...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20
Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка....
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...
Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к инклюзии. Методические рекомендации к составлению адаптированной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
1 слайдОдной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от...
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка....