Проектная деятельность в ДОУ
проект (средняя группа) по теме
Проект "Ознакомление детей с профессией "Архитектор" поможет познакомить детей с новой профессией. В ходе проекта, дети наблюдают, экспериментируют, играют, рисуют, сочиняют рассказы и сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ. ПРОЕКТ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЕЙ «АРХИТЕКТОР»
Золотарева Т.Л.
Метод проекта все активнее входит в детские учреждения. Он дает широкие возможности в воспитании и обучении детей.
Впервые о “Методе проектов” заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал “проектную систему обучения” (“метод проектов”). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. “…плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить” (Ф.А.Дистервег).
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Проект «Ознакомление детей с профессией «Архитектор» нами выбран не случайно. Во многих программах для детских дошкольных учреждений последних лет выделен новый раздел – знакомство дошкольников с архитектурой. Детей необходимо учить видеть облик своей улицы, города; видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей; учить сравнивать старинные и современные здания, видеть их различия; знакомить с садово-парковой архитектурой, выделять элементы сказочной архитектуры, отражать их в рисунках, аппликации.
Работа по проекту строилась нами на основе интегрированного и деятельностного подходов. Выполняя задания, дети наблюдали, экспериментировали, играли, рисовали, слушали музыку, сочиняли рассказы и сказки.
Огромную роль в развитии детей играет практическая исследовательская деятельность в естественных условиях. Практика показала, что дошкольники, педагоги и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.
Теперь перейдем к нашему проекту.
Визитная карточка проекта
Возрастная группа участников проекта:
подготовительная к школе группа №9 «Семицветик»
Тема проекта:
«Ознакомление детей с профессией «Архитектор»
Творческое название проекта:
«Что нам стоит дом построить…»
Цель проекта:
- Создать условия для воспитания у детей ценностного отношения к труду взрослых, его результатам;
- Способствовать формированию системных знаний о трудовом процессе, как единице труда; выработке положительного отношения и уважения к труду.
Задачи проекта:
- Вызвать интерес к окружающему миру;
- Формировать и расширять представления и знания детей о профессии архитектор;
- Сформировать понятие о том, что архитекторы создают разного типа сооружения; умение видеть характерные особенности архитектурных стилей;
- Развивать конструктивные способности, воображение и мышление;
- Воспитывать уважительное отношение к труду архитектора и бережное отношение к архитектурным памятникам.
Основополагающий вопрос:
«Нужна ли нашему городу профессия архитектор?»
Проблемные вопросы темы:
- Почему все здания в городе разные?
- Кто проектирует красивые здания?
Тема исследования:
«Архитектор – кто он?»
Формы представления результатов:
1. Презентация «Моя мама…»;
2. Календарь профессий;
3. Вернисаж профессий в рисунках детей;
4. Развивающее занятие «Мастерская архитектора»;
5. Сотрудничество с родителями;
6. Подготовка альбома «Профессия – архитектор»;
7. Модель трудового процесса архитектора;
8. Создание макета города.
Этапы и сроки проведения проекта:
Сентябрь – подготовительный этап:
Формулирование темы исследования;
Выбор творческого названия проекта (педагог совместно с детьми).
Октябрь – ноябрь – реализация проекта:
Планирование работы с детьми;
Поиск возможных источников информации;
Самостоятельная работа детей;
Выбор принципов оформления проекта;
Сюжетно-ролевые игры;
Подготовка презентации по отчету о проделанной работе.
Подготовительный этап:
I. 1. Беседа «Что такое профессия?»
Цель: уточнить представления детей о профессиях, их важности в жизни каждого человека. Заинтересовать темой исследовательской работы.
2. Беседа «Профессия – архитектор»
Цель: дать представление о профессии архитектор, его роли в создании зданий.
II. Экскурсия «Знакомство детей с архитектурой».
Цель: наблюдение за архитектурными сооружениями города,
их разнообразием, назначением различных зданий.
III. Сюжетно-ролевая игра «строители»
Цель: закрепить знания и впечатления, полученные в ходе экскурсии.
IV. Формулирование темы исследования.
Во время одной из бесед с детьми о профессии архитектор, Андрей спросил: «Архитектор – кто он?». Ребятам было предложено вместе искать ответ на этот вопрос. А назвать эти исследования так и решили – «Архитектор – кто он?».
V. Выбор творческого названия проекта.
«Что нам стоит дом построить…».
VI. Объяснение задач проекта детям.
VII. Выбор объекта исследования.
Дома и здания нашего города.
VIII. Работа с родителями.
- Объяснение темы исследования и ее задач;
- Опыт по трудовому воспитанию ребенка в семье.
IX. Подготовка материала и оборудования для исследования:
фотоаппарат, иллюстрации и фотографии с изображением разных зданий, фломастеры, карандаши, альбом, строительные наборы, мольберты.
X. Оформление альбома «Профессия – архитектор» - с использованием детских рисунков, фотографий, сказок и рассказов.
Исследовательский этап:
1.Составление плана работы по ознакомлению детей с архитектурой.
2. Экскурсия в управление архитектурой города: знакомство с мастерскими, оборудованием, процессом работы архитектора.
3. Сбор информации совместно с родителями о профессии архитектор (фотографии, рисунки, вырезки публикаций из газет и т.д.).
4. Изучение модели трудового процесса архитектора.
5. Составление детьми рассказов на тему: «Дома на моей улице».
6. Организация сюжетно-ролевой игры «Мастерская архитектора».
7. Определение взаимосвязи профессий архитектора и строителя.
8. Составление справочника архитектора.
9. Проведение занятия «Ознакомление детей с архитектурными стилями».
10. Подбор литературы по теме.
Обобщающий (заключительный) этап
анализ и обобщение результатов исследования
- Сочинение рассказов:
а) «Моя мама…» - о профессии мамы;
б) «Дома на моей улице».
2. Изобразительная деятельность:
а) Презентация «Моя мама…»;
б) Дома на моей улице»;
в) Вернисаж профессий в рисунках детей.
3. Дидактические игры:
а) «Юный архитектор»;
б) «Построй здание»;
в) «Кто чем трудится?»
г) «Кем быть»;
д) «Азбука профессий».
4. Выставка книг, альбомов со стихами, загадками, пословицами о труде, о профессии строителя и архитектора.
5. Создание рекламы о труде архитектора совместно с детьми.
6. Создание знаков по охране архитектурных памятников.
7. Составление рекомендаций.
8. Выдвижение новой проблемы «Участие в конкурсе на создание лучшего макета города».
Реализуя проект, мы строили свою работу таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, чтобы осознавал: проект – это интересные задания, которые кроме него никто не может выполнить.
Мы относились к любым наблюдениям ребят серьезно (хвалили чаще). Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого – прекрасный стимул для развития познавательного интереса.
Здесь также важно проявлять доброжелательность, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорить, что ребенок выполнил что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Ребенок не должен бояться ошибиться!
Работу в рамках проекта мы проводили регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания. Старались привлечь к участию в проекте членов семьи ребенка. Это способствовало формированию и поддержанию семейных традиций, сотрудничеству детей и родителей.
Использование проектного метода в организации познавательной деятельности дошкольника – новый подход к образовательному процессу, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...