Игры и упражнения для детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Малетина Светлана Владимировна

Предлагаю игры которые можно использовать в совместной деятельности с детьми в группах и на музыкальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx57.37 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста

Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций

Ласковое имя

 (с 5 лет).

Цели: данное упражнение позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт.

Инструкция. «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запоминать, кто каждому из вас        

бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя»

Представь свое имя в движении

(с б лет).

Цели: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, выражающее их имя. Это упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения

«Представься с помощью куклы»

(с 5 лет).

Цели: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Материал: две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.

Ход игры: ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять, например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная вещь на свете? О чем ты мечтаешь? и т. д.

Паровозик (дети сидят в кругу)

 (с 5 лет).

Цели: позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт, проявить активность.

Инструкция. «Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозиков не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух». Потом «паровозик» соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «паровозик чух-чух-чух» — и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым паровозиком, а первый — его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: «паровозик чух-чух-чух» — и назовет свое имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети»

Переходы (дети сидят в кругу)

 (с б лет).

Цели: игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.

Ход игры: А. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.

Б. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.

Пантомима «То, что я люблю делать».

Цели: формирует группу и повышает личную самооценку. Ход игры: образуйте круг и попросите детей средствами пантомимы показать то, что им особенно нравится делать. Не выдвигайте догадки о том, что изображается, раньше, чем закончится пантомима. Все желающие участвовать в пантомиме должны получить такую возможность

Ракета

(дети  сидят в кругу)

Цели: дает ребенку возможность почувствовать свою значимость. Игра вызывает положительные эмоции и способствует снятию напряжения.

Инструкция. «Давайте попробуем запустить в космос ракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле — на стуле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракету запускать». Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно приподнимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть

Игра «Жмурки»

(с 5 лет).

Цели: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев говорят: Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас! Не развязывая глаз! Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду

 

Игра «Жучок»

(с 5 лет).

Цели: создание положительного эмоционального фона, развитие тактильной чувствительности и наблюдательности.

Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки

Игра «Бип»

(с 5 лет).

Цель: сплочение группы.

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, на ком он сидит, говорит: «Бип»

Волны (дети сидят в кругу)

 (с 4 лет).

Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций. Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.

Инструкция. «Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, потому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать», как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас, мы любим вас».

Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя»

Котенок (дети сидят в кругу)

 (с 4 лет).

Цель: помогает Детям выразить свои эмоции, снять напряжение, проявить способность к сопереживанию.

Инструкция. «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого дома есть кошка? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, он ведь первый раз в новом доме. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. Приласкает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «котята» заснут, игра заканчивается

Потерялся ребенок

(с 4 лет).

Цели: развивает слуховое внимание, способствует распознаванию по голосу.

Инструкция. «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там^ делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал»

Елочка

 (с 5 лет).

(Дети стоят в кругу, один ребенок стоит в центре с шишкой в руке — он изображает елочку.)

Цели: вызывает положительные эмоции, способствует осознанию абстрактных понятий, развитию воображения. Дает ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания других.

Материал: шишка, серпантин, фонарики, мармеладные фигурки на ниточках.

Инструкция. «Давайте представим себе, что скоро Новый год и нам нужно Нарядить нашу елочку. Жаль, конечно, что у нас нет настоящих игрушек, но мы можем повесить на елочку волшебные игрушки. Пусть каждый из вас придумает, какую игрушку он хочет повесить на нашу елочку, а потом подойдет, повесит и скажет о своей игрушке вслух». Ведущий показывает, как надо «вешать игрушки», обязательно прикасаясь к «веточкам» — телу ребенка. Некоторые дети могут затрудниться придумать игрушку, ведущий может им помочь. Придуманные игрушки могут быть как предметными, так и абстрактными, например, можно повесить на елочку улыбку, дружбу, ласковое слово и т.д. Можно украсить «елочку» реальными предметами: серпантином, фонариками, мармеладными фигурками на ниточках. В конце игры каждый без помощи рук съедает одну мармеладную фигурку. Ребенку в роли елочки мармеладка торжественно вручается. Игра заканчивается хороводом вокруг елочки. Игра может повторяться в другие дни с разными елочками.

Салют

 (с 4 лет).

Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций. В игре все имеют шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Материал: листы цветной бумаги, салфетки, туалетная бумага, ножницы.

Ход игры: детям выбирают для себя материал, затем в течение нескольких минут рвут его на мелкие кусочки (либо нарезают ножницами), подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки — изображает свой салют, а остальные ему хлопают

Магазин зеркал

 (с 5 лет).

Цели: снимает напряжение, развивает наблюдательность, умение «присоединиться» к другому человеку. Дает возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры: воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Давайте представим, что в нашем лесу открылся магазин зеркал. Пусть те, кто сидит от меня по правую руку, будут зеркалами, а те, кто по левую, — зверушками. А потом мы поменяемся. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы и выбирают для себя зеркало. А в это время зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверушек». Дети-зеркала становятся в ряд, зверушки подбегают к ним, кривляются, дурачатся. Зеркала в точности копируют их движения. Взрослый следит за ходом игры и помогает детям

«Море волнуется...»

 (с5лет).

Цель: развитие воображения, выразительных движений, умения контролировать двигательную активность.

Ход игры: водящий произносит считалку: Море волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Морская фигура на месте — замри! Дети замирают, изображая какой-либо предмет. Водящий должен угадать, что это

Подарок (дети сидят в кругу)

 (с 5 лет).

Цель: создание положительных эмоций, групповой сплоченности. Развивает воображение и позволяет ребенку почувствовать себя в разных ролях, осознать свое отношение к ним

Инструкция: «Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и получать и дарить подарки, только выдуманные. Давайте представим, что мы можем подарить любой подарок своему соседу. Посмотрите на него внимательно и подумайте, какой подарок ему бы хотелось получить. А теперь давайте по очереди «дарить» друг другу подарки. А тот, кто получит подарки, не забывает поблагодарить». После того как дети «подарят» друг другу подарки, можно спросить, какой подарок им понравился больше всего и что было приятнее: дарить или получать подарки

Печем пирог

 (с 4 лет).

Цель: снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому, развитие воображения.

Материал: одеяло или плед.

Ход игры: кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. Когда «пирог» будет готов — он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается горячий, как будто пирог из печки. Упражнение проделывают с теми, кто хочет

Слон у папы на спине

 (с 3 лет).

Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.

Ход игры: все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе и закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудно, можно «пустить побегать» по их спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук можно ее воспроизвести

Все вместе

 (с б лет)

Цель: развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.

Материал: мелки для рисования или листы газет.

Инструкция. Надо нарисовать на полу круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Выигрывает команда, которая смогла разместиться на самом маленьком пространстве

 

Прорви круг

 (с 5 лет).

Цели: Эта подвижная игра способствует большей включенности детей в группу, позволяет попробовать разные тактики взаимодействия.

Ход игры: дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри него (возможны другие варианты проникновения в круг: подлезть в него снизу, просто попросить детей впустить). Разновидностью этой игры является игра «Разрывные цепи». Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10— 15 м. Одна команда вызывает участника из другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою. Если нет — сам становится в нее. Следующего - игрока вызывает другая команда

Мозаичные песни

 (с 5 лет).

Цели: развитие наблюдательности, умения действовать согласованно, сплочение группы.

Материал: почтовые открытки с картинками, ножницы, конверты, несколько музыкальных инструментов.

Ход игры: открытки разрезаются на части так, чтобы форма кусочков не была слишком сложной. Каждый ребенок получает один кусочек в конверте. По команде дети открывают конверты. Теперь игроки пытаются как можно скорее установить, с кем у них совпадают части открытки. Если группа детей правильно собрала свою мозаику, они договариваются и поют песню, сопровождая ее игрой на музыкальных инструментах. Хорошо, когда тема песни как-то связана с изображением на открытке

Бутылочка

 (с 4 лет).

Цели; создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Материал: бутылка.

Ход игры :дети садятся в кружок. Ведущий берет бутылку и, прежде чем раскрутить ее, предлагает задание, например: проскакать на одной ножке, спеть песенку, похлопать в ладоши, что-нибудь сосчитать или принести. Ребенок, на которого укажет горлышко бутылки, должен выполнить задание, а потом сам придумать новое

Воздушная кукуруза

(с 6 лет).

Цели: развитие двигательной координации, создание положительных эмоций.

Ход игры: в этой игре участвует четное количество играющих. У них в распоряжении очень маленькое игровое поле. каждый складывает руки на груди и прыгает, как воздушная кукуруза (попкорн). При этом он уклоняется от встреч с остальными. Если два зерна воздушной кукурузы прикоснутся друг к другу, значит, они «склеились» и должны теперь прыгать вместе. Игра окончена, если остались прыгать только «парочки»

Спина к спине

 (с 6 лет).

Цель: стимулировать детей к анализу процесса общения, осознанию и обсуждению своих чувств в процессе взаимодействия.

Ход игры: дети садятся спиной друг к другу. Задача — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся своими впечатлениями и ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось что-нибудь изменить?». Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь

«Пошли письмо»

 (с 6 лет).

Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, дает возможность каждому ребенку побывать в роли ведущего.

Ход игры: играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий — почтальон — в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона — «перехватить» письмо, т. е. увидеть, у кого из детей оно находится. Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

Буря

(с 5 лет).

Цель: развивает чувство группового единства.

Ход игры: ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед которым остановился ведущий, имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают потирать руки, когда ведущий двигается по кругу второй раз, щелкая пальцами и предлагая делать то же самое каждому участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обозначается полновесными ударами ног об пол. Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась настоящая буря. Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина

Снежинки

 (с б лет)

Цель: обучение сотрудничеству.

Материал: бумага, ножницы.

Ход игры: попросите каждого участника сложить 8 раз листок бумаги и вырезать звездочку, напоминающую снежинку. Когда все закончат работу, дети выкладывают на полу снежинки таким образом, чтобы получилась одна большая. Это упражнение можно выполнять небольшими группами детей, каждая из которых будет делать свою снежинку

Рисуем всей группой

(с 5 лет).

Цель: способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, пространство.

Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры. Инструкция. «Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер), но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками».

Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.

«Путаница»

 (с 6 лет).

Цель: формирование группового единства.

Ход игры: водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий входит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей

«Ладонь на ладонь»

 (с 5 лет).

Цель: развитие умения согласовывать действия с партнером.

Ход игры: дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может быть сооруженная ребенком гора или река. В игре может участвовать пара взрослый—ребенок

«Меняемся пуговицами

 (с 5 лет).

Цель: побуждает детей договариваться друг с другом, сотрудничать.

Материал: 100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Ход игры: ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми.

 От спины к спине (с 6 лет).

Цель: игра помогает детям установить хороший контакт друг с другом, объединиться для решения совместной задачи.

Материал: «летающая тарелка» — одноразовая картонная или пластмассовая тарелка. Дети разбиваются на группы по 8 человек и становятся в тесный плотный круг, плечом к плечу. Потом они встают на четвереньки, по-прежнему тесно прижавшись плечом к плечу. Ведущий кладет тарелку на спину одного из них. Играющие должны передавать тарелку друг другу спинами, без помощи рук. Когда тарелка сделает полный круг, всем вместе можно громко крикнуть: «Ура!»

 Передай апельсин (с 6 лет).

Цели: развивает ловкость и сообразительность, а также побуждает участников действовать слаженно.

Ход игры: участники игры становятся в ряд. Первый игрок удерживает апельсин подбородком около шеи. Необходимо без помощи рук передать апельсин следующему игроку.

Игры доверия

Помогают детям испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества. Использовать эти игры можно тогда, когда дети чувствуют себя довольно уверенно друг с другом. 

 Прогулка с завязанными глазами (с 5 лет).

Дели: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.

Ход игры: дети по желанию разбиваются на пары — ведомый с завязанными глазами и ведущий. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. Попросите детей поменяться ролями через некоторое время. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им больше всего понравилось

 Надежное падение (свеча) (с 6 лет).

Цель: игра формирует чувство единства и взаимного доверия.

Ход игры: попросите детей образовать небольшой тесный круг и крепко взяться за руки. Один ребенок стоит в центре круга и, стараясь держать свое тело прямо, падает

Материал: одеяло, любая игрушка.

Ход игры: двое взрослых (психолог и педагог) раскачивают за углы одеяло — это кораблик. При словах: «тихая, спокойная погода, светит солнышко» — все дети изображают хорошую погоду.

При слове «буря» они начинают издавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно отправить игрушку

 Ива на ветру.

Цель: способствует доверию и снимает напряжение.

Инструкция. «Вообразите теплую летнюю ночь. Стрекочут сверчки, легкий ветер раскачивает чуткие ветви ивы».

Ход игры: группа становится в тесный кружок, плечом к плечу, а в центре один ребенок — «ива». Легкие движения рук вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивающего иву. У ребенка — «ивы» ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те, кто стоит по кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней. Ветерки, раскачивая иву, поют ей колыбельную на какой-нибудь нежный мотив. Каждый из участников должен побывать «ивой».

Игры, снимающие напряжение

 Игра «Крепость».

Цель: игра дает детям возможность проявить агрессию в адекватной игровой форме. Интересна диагностика — кто с кем захочет быть в команде. Ход игры: дети делятся на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит для себя крепость (из мебели, напольного конструктора, модулей и т. д.). Одна команда защищает крепость, другая штурмует. Основное оружие — надувные шарики, мячи, мягкие игрушки

 «Реакля» (с 3 лет).

Цели: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.

Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.

Ход игры: ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек — они отлично пружинят

 Зоопарк (с 5 лет).

Цель: помогает снять напряжение.

Ход игры: дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат

 «Медвежата» (с 4 лет).

Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление.

Ход игры: ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек — греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.

Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения

 Из семечка в дерево (с 4 лет).

Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Взрослый — садовник — очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент — бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, пришла осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом), сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет. Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети «сворачиваются» на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.

 Волшебные превращения.

Цели: дать возможность ребенку снять напряжение, проявить агрессию, постепенно сводя их на нет. Игра учит детей соотносить свои действия с инструкцией, контролировать активность. Ход игры: взрослый произносит текст, для усиления эффекта можно показать детям картинку с изображением того образа, в который они будут превращаться. Например: «Представьте, что вы превратились в отважных львов. Вы — сильные и бесстрашные. От вашего рыка дрожат все звери в округе. Сейчас вы проголодались и идете охотиться. (Дети могут подвигаться, как львы, порычать, поточить когти и пр.) Чтобы не спугнуть добычу, вы потихоньку крадетесь в зарослях и принюхиваетесь. Но что это за шум? Вы ложитесь на живот и выжидаете. Шум приближается, и вы отчетливо слышите лай собак и человеческие голоса. А еще — выстрелы! (Можно произвести какой-нибудь громкий звук или проколоть воздушный шарик.) Пора спасаться! Скорей бегите в свое логово! (Дети бегут каждый в свое «логово».) Наконец-то вы дома! Можно перевести дыхание, и вы делаете несколько глубоких вдохов и выдохов. А потом сворачиваетесь клубочком, как домашняя кошка, и закрываете глаза — нужно немного отдохнуть». Через некоторое время ведущий просит детей открыть глаза, сладко потянуться и спрашивает: «Отдохнули? А теперь снова превращайтесь в мальчиков и девочек».

В зависимости от особенностей детской группы можно придумать любой текст.

  Ау!

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: 5—6.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

                              Змейка

Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.

Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, агрессивность.

Возраст: любой, но предпочтительно одинаковый.

 Количество играющих: 10 и более.

Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель — заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

Комментарий: взрослый занимает либо позицию наблюдателя, либо позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков.

Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

                             

                 Замок

Цель: развитие мелкой моторики, самомассаж.

 Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА.

Возраст: 3-4 года.

 Количество играющих: любое.

 Описание игры: ведущий читает стихотворение, а дети выполняют определенные движения, разученные заранее.

На двери висит замок. Движения типа «буравчик».

Кто открыть его бы мог? Дети быстро соединяют пальцы в «замок», это движение повторяется несколъко раз.

Потянули... Руки, соединенные «замком», вытягивают вправо, затем влево.

Покрутили...        'Руки, соединенные «замком», вытягивают вперед, затем к себе.

Постучали...

Пальцы в «замке», ладошками «аплодируют» несколъко раз.

И — открыли!

Пальцы разъединяют, ладони держат на весу параллельно друг другу.

Комментарий: такие имитационные игры, в основе которых лежат детские стихи, потешки, сопровождаемые движениями, можно придумывать самостоятельно, так как почти любое детское стихотворение имеет в своей основе ритмический рисунок, легко перекладываемый на движения.

         Слепые фотографы

Цель: развитие внимания, памяти, тактильной чувствительности.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 4 года

Количество играющих: трое или более. Описание игры: детям предлагают запомнить («сфотографировать») несколько предметов и их расположение, а после этого завязывают им глаза и перемешивают предметы. Играющие должны на ощупь определить предметы и расставить их так же, как они лежали. Если игра проводится в группе, то можно обратить внимание других детей на то, как «спорят» руки «фотографов».

Комментарий: эта игра направлена на развитие мелкой моторики или, другими словами, чувствительности и умелости пальцев рук детей, которая па уровне мозговых структур непосредственно связана с интеллектом. Поэтому такие игры должны занимать одно из основных мест в работе с дошкольниками.

Найди игрушку

Цель: снижение чувства страха, развитие внимания.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: не менее трех.

Необходимые приспособления: небольшая игрушка.

Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». За тем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте, где была найдена. Местоположение игрушки можно задавать, описав функцию помещения («моет посуду» или ее действия («лежит, закрыв глаза»).

Комментарий: эта игра поможет детям лучше ориентироваться в помещениях и комнатах. Поэтому она может использоваться в процессе сопровождения адаптации ребенка к условиям детского сада, так как часто у малышей наблюдается боязнь всего незнакомого, им трудно сориентироваться в новой обстановке.

                              Мышка

Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 4 года

Количество играющих: 3—6.

Необходимые'приспособления: мышка, бубен, платок.

Описание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях.

Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.

Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки тоже, как и люди, имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать.

После игры с первым участником нужно поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний.

Час тишины и час «можно».

Цель: развитие произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами — рисованием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется — бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т. д.

Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент. Например, когда нужно, чтобы разгоряченные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно».

                 

Зеваки

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: взрослый и группа детей.

Необходимые приспособления: колокольчик или погремушка.

Описание игры: дети становятся в ряд или в круги идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хлопают в ладоши четыре раза и идут в обратном направлении. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры. У детей младшего возраста выполнение этого правила может вызвать плач. Поэтому можно предложить ребенку, чтобы не расстраивать его, лишь посидеть 1—3 минуты на лавочке в качестве штрафа, а затем снова включиться в игру.

Комментарий: сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.

Высвобождение гнева

Цель: отреагирование негативных эмоций.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: любой.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления: мягкий стул или кучэ подушек.

Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

Комментарий: при ударе из подушки обычно летит пыль, поэтому лучше делать это на улице, а ребенку объяснить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.

Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.

Колдун (С. Чижова)

Цель: развитие невербальных средств общения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 4—6.

Описание игры: дети выбирают «колдуна». «Колдун» придумывает какое-либо действие, с помощью которого он лишает заколдованного ребенка способности говорить. Заколдованный должен с помощью жестов и мимики рассказать, как его поймал в плен «колдун», свои ощущения в момент пленения. Все его движения и выражение лица другие дети описывают словами. Заколдованный старается жестами выразить свое отношение к их описанию — правильно ли его поняли друзья.

Комментарий: все дети должны побывать в роли заколдованного и в роли «колдуна».

Чтобы разнообразить мимические этюды, можно задавать детям вопросы, касающиеся их эмоционального состояния, самочувствия и т. Д

Пожалуйста

Цель: развитие произвольности, слухового внимания.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: группа.

Описание игры: вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово — «Пожалуйста!». Ошибшийся выбывает из игры.

Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово — «Пожалуйста!». Ошибшийся выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание — любое придуманное ведущим.

Комментарий: первый вариант игры может использоваться в работе и с детьми 4—5 лет.

Второй вариант — эмоционально щадящий чувства детей, так как ошибшийся ребенок имеет возможность исправиться.

Придумай слова

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 5—6 лет.

 Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки с изображением сказочных персонажей.

 Описание игры: дети рассматривают рисунок, а потом они должны придумать как можно больше слов для характеристики того, кто изображен на картинке.

Комментарий: взрослый должен помнить, что в зависимости от рисунка и личностных особенностей детей характер героев может кардинально меняться. Это нужно принимать во внимание.

Оживлялки

Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально.

Нарушение: РДА, ЗПР. -

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки детей.

Описание игры: дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает.

Комментарий: интересно, если вариантов будет, несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на свое мнение.

Расставить посты

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.

Нарушение: СДВГ, застенчивоеть/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 6—8 человек.

Описание игры: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т. д.). Когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.

Комментарий: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый. Например, если в игре участвует застенчивый ребенок, весь процесс игры будет направлен на то, чтобы дать ему возможность почувствовать себя уверенно. В случае участия в игре детей с ЗПР или СДВГ акцент будет смещен на развитие у них чувства ответственности по отношению к другим людям.

Радость и грусть

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки.

Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы.

Комментарий: основная задача взрослого — помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой — грустным.

Музыкальная загадка

Цель: развитие воображения, эмпатийных способностей.

Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись музыкальных произведений.

Описание игры: дети слушают кассету с записью какого-то музыкального произведения, а потом они должны сказать, какую картину задумал взрослый.

 Комментарий: игру можно немного видоизменить, если предложить детям сначала нарисовать возникшую в процессе прослушивания картину, а потом уже рассказать о том, почему у них возникли именно такие образы

Волшебные превращения

Цель: развитие воображения, умения перевоплощаться.

Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: 3-6.

Описание игры: детям предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т. д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в... (пауза чтобы дети сконцентрировались) сад... (пауза каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!». После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.

Комментарий: взрослый (или ведущий-ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.

Сиамские близнецы

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5—6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Картонные башни

Цель: развитие навыков невербального общения, умения согласовывать свои действия.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: любое, не менее 6 человек.

Необходимые приспособления: 20 листочков цветного картона 6x10 см, скотч — для каждой группы.

Описание игры: дети разбиваются на группы по 6 человек. Их задача — за 10 минут построить башню. При строительстве нельзя разговаривать. Через некоторое время игру можно повторить, но уже разрешив вербальное общение.

Комментарий: игра развивает навыки конструирования, мышление, так как чтобы выполнить задание за определенное время, детям необходимо сначала наметить структуру башни, этапы ее строительства.

С первого раза дети, скорее всего, с заданием не справятся. Можно снять временное ограничение и разрешить им разговаривать. И уже после такой тренировки можно вводить основные правила игры: строить башню молча в течение 10 минут.

Небоскреб

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: 5—6.

Необходимые приспособления: складной метр; 2—3 деревянных кубика (можно — разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

     Использовались материалы авторов:

  • М. Сигимова;
  • И. Климина;
  • Р. Калинина;
  • Н. Кряжева;
  • М. Чистякова;
  • К. Рудестам;
  • К. Фопель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии....

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются опр...

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относител...

Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста

Дети-дошкольники особенно нуждаются в правильном физическом развитии. Именно эти в годы у них закладываются привычки и навыки к занятиям физическими упражнениями. Предлагаемые ниже упражнения помогут ...

Методическая разработка Тема: «Подвижные игры, спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка  Тема: «Подвижные игры, спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»...

Психологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста. Игры, направленные на повышение самооценки

Целью данных игровых упражнений является поддержка и преодоление трудностей с личностной самооценкой,возникшей на жизненном пути ребенка....