Роль семьи в развитии творческих способностей гиперактивных детей дошкольного возраста
статья по теме
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей (в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_graevskaya_i.b.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 32 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Роль семьи в развитии творческих способностей гиперактивных детей дошкольного возраста»
Воспитатель
ГБДОУ Детский сад № 32
Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Граевская Ирина Борисовна
Санкт-Петербург
2013 г.
«Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое - трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.»
С. Давидович
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей (в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»).
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Что касается гиперактивных детей, то им гораздо больше других нужно внимание со стороны родителей. Пожалуй, каждый родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Именно таким, особенным детям, присуще такое качество как большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта. Необходимыми составляющими творчества являются: свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия. Для того чтобы воспитать творческую личность, нужно измениться прежде всего самим взрослым. Современные родители выглядят слишком скованными и серьёзными, они не умеют играть, фантазировать вместе с ребёнком, шалить и веселиться, боясь нарушить "правила взрослого поведения". А ведь творчество, игра, фантазия — это прекрасные психотерапевтические средства, которые дадут, кроме всего прочего, возможность отдохнуть, снять напряжение, повысить эмоциональный тонус гиперактивного ребенка.
Творческие игры-фантазии, развивая ребёнка, помогут измениться и взрослым. Только личностно растущий взрослый способен поддержать рассказ ребенка о каком-нибудь игрушечном животном, которое ему подарили, перевоплотиться в него и построить домик, позвав в гости любимую плюшевую собачку и машинку. Совместное сочинение сказки или стихотворения, игра в рифмы - всё это фундамент творческой активности.
Интересно, что народная педагогика придает большое значение развитию воображения. Характерной её чертой является умение приспособить для игры любой предмет: катушку ниток, деревянные брусочки, палочки, ветки, пузырьки, цветные лоскутики и ленточки, набитый ватой и перевязанный рукав или носочек в виде головы с юбочкой и т.д. Занимаясь домашней работой, взрослый усаживает ребёнка рядом и даёт ему поиграть разными предметами. Когда ребёнок с ними познакомился, няня меняет способ использования предмета: он наделяется новыми свойствами. Деревянный брусок или ложку она кладет на полку, на головку ребёнка, скатывает по руке, с подушки, с колена, приглашая малыша полюбоваться, приговаривая при этом: "Ах, красиво! Вот куда забрался!.. Сверху на тебя посматривает, вон улыбается! Достань его... покатился!".
В народных творческих играх всякий предмет может мгновенно менять значение: горсть камешков из курочки с цыплятами превращается в поезд с вагончиками или солдатиков. Повязанная платочком деревянная ложка становится важной дамой, а если платочек развязать и покачать ложку на нём, как на качелях, то это уже баюкают малыша в люльке.
Широко используются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребёнок. С ним совершают мнимые действия: "Ой сейчас на облако заброшу такого непослушного ребёнка!" — и тут же: "Нет, не заброшу, моя Леночка, хорошая, послушная!" Всем известны игры, в которых взрослый изображает телодвижения какого-нибудь животного: лошадки, быка, на котором предлагают покататься ребёнку, причём он сам, всем своим телом, ощущает, как трудно удержаться на лошадке, когда она скачет галопом, или на быке, идущем вразвалку.
Все эти забавы не только способствуют развитию воображения ребенка, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.
Большое значение в народной педагогике придаётся ритму: это прибаутки и присказки, похлопывание и притопывание, сопровождающие игровые действия, ритмичные совместные игры, когда ребенок должен двигаться в такт со взрослым. Детям нравится всё ритмичное: под ритмичную простую мелодию легче запоминаются новые слова, целые стихотворные строчки. Скоро и сам ребенок начинает рифмовать слоги, слова, называть совершаемые действия и подбирать к названиям рифмы, создавая свои, новые слова, занимаясь, по существу, словотворчеством. Родителям важно не пропустить момент, когда это происходит, поддержать ребенка, отметив эту его новую способность, и стимулировать её дальнейшее развитие, предложив ребёнку короткое стихотворение, возможно даже на иностранном языке, песенку или танцевальные движения, сопровождаемые ритмичной мелодией и стихами.
Поощряя творчество ребёнка, надо быть готовым к тому, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем Вы. Обучая ребенка, не следуйте стереотипам, даже если у кого-то из Ваших знакомых есть положительный опыт, проверенный способ раннего обучения. Исходите из задатков самого ребёнка, создайте условия для раскрытия его потенциальных возможностей. В конце концов, главное - не воспитание таланта или гения, главное - будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. В свою очередь творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители и педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно речевой. Ребёнку необходимо помочь развивать ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребёнок не найдёт эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.
Тесное активное взаимодействие и сотрудничество родителей и педагога помогают в воспитании и развитии детей. Всегда будет успех, если семья работает вместе с педагогом.
Формы работы с родителями:
- Традиционные формы
- коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы),
- индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому),
- наглядно-информационные (выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки).
- Нетрадиционные формы
- Информационно-аналитические. Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности( проведение срезов, тренинги, опросы, «Почтовый ящик»)
- Наглядно-информационные. Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения по данному направлению( Информационные проспекты для родителей, выпуск газет, организация мини-библиотек)
- Досуговые. Цель: установление эмоционального контакта между педагогам, родителями и детьми( Досуги, праздники, выставки детско-родительских работ, семейные проекты, семейные вечера)
- Познавательные. Цель: ознакомление родителей с методами и приемами. Формирование у родителей практических навыков (Семинары, практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, семейный клуб, познавательно-игровые викторины, дни открытых дверей, открытые мероприятия).
Из всего вышесказанного следует, что предоставление информации и помощи родителям детей с синдромом гиперактивности – целесообразное и потенциально эффективное направление деятельности по работе педагогов ДОУ с этой проблемой. Если гиперактивный ребенок начинает фантазировать нельзя прерывать его, а наоборот, поддержать, развернуть, довести до законченного образа. Тогда из ребенка-непоседы в дальнейшем вырастет творческая личность с активной жизненной позицией. Это будет замечательный художник, писатель, а может быть даже математик или экономист. Важно только не пускать все на самотек. Дети, как цветы, которым необходимо тепло, внимание, любовь, участие и подпитка жизненной энергией взрослых. Очень важно, чтобы взрослые люди: родители, воспитатели, учителя дарили как можно больше ребенку внимания, любви и ласки. Все возвратится сторицей. Первостепенно нужно обеспечить ребенку счастливое детство. Тогда непоседа будет радовать окружающих своими успехами, достижениями и своей счастливой улыбкой. Главное не отчаиваться, быть до конца уверенным в своих силах и в этом маленьком, но таком неугомонном ребенке, который вынесет в свою взрослую жизнь кладезь знаний, умений и навыков, полученных в далеком счастливом детстве. Как гласит известная пословица: «Терпение и труд все перетрут».
«Только родители, которые считают детей высшим смыслом жизни, могут называться родителями в полном смысле этого слова. Для них интересы детей всегда стоят на первом месте, особенно тогда, когда их дети пребывают в самом драгоценном возрасте - от рождения и до шести лет»
(Глен Доман «Гармоничное развитие ребенка»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...
Роль семьи в развитии творческих способностей гиперактивных детей дошкольного возраста(презентация)
Презентация статьи...
Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста
Значение родительского отношения к формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста....
Семинар- практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Жан Жак Руссо писал: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Формирование творческой активности ...
Проект для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
laquo;Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»....
Семинар – практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников....
Семинар – практикум для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Цель: расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техник нетради...