Скоро в школу
статья по теме

Поступление в школу-это новый этап в жизни ребенка.Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Подготовка к школе ребенка является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста,ее решение  позволяет обеспечить целостное гармоничное развитие детей этого возраста и поможет избежать негативных эмоций у будущих  первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skoro_v_shkolu.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  по теме  «Скоро  в  школу»

 

 Буга Елена Ивановна

воспитатель

Цель  Определить круг индивидуальных качеств ребенка наиболее важных для начала школьного обучения.

Введение

Поступление   в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. За  школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе -цветы, улыбки, радостное волнение. Но все это проходит и наступают школьные будни, которые могут  омрачаться тревогой, страхом неизвестности. Необходимо определенное  время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке., новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогами и одноклассниками.

          «Психологическая готовность»

      К сожалению адаптация ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики.

Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к школьному обучению. Чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает к школьной жизни в первом классе, но и в последующие годы.

К.Д.Ушинский писал «...лучше начать ученье несколько позднее, чем несколько раньше, хотя, как то,так и другое, имеют свои дурные стороны.» Я считаю, что каждый ребенок индивидуален, прежде всего надо учитывать         «психологическую  готовность » к школе, а так же  все аспекты его индивидуального развития.

     В работе с дошкольниками я ориентируюсь на индивидуальные особенности развития ребенка и учитываю специфику его стартовой готовности к обучению в школе. Для  избежания негативных эмоций у будущих первоклассников, помощи им в адаптации к школе я использую сказкотерапию. Каждый день читаю сказки о школе (Школа. Сказки для детей автор М.А.Панфилова). В книге тридцать «лесных» сказок . Они раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников: адаптация к школе; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. После чтения я провожу беседу, ребята рисуют, играем в школу.

      Родителям  я рекомендую рассказывать о школе, не приукрашивая и не пугая. Поговорить о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителями, не запугивая .Главное чтоб ребенок знал, что если ему будет сложно, трудно, а и порой страшно, то родители ему помогут и вместе справятся с трудностями.

    Проводим совместно с учителями экскурсии в школу, где ребята знакомятся  с «внутренней школьной жизнью». Это: классные комнаты, спортивный зал, кабинет директора, библиотека. В библиотеке для нас проводят мероприятия различной тематики. Детям очень нравятся экскурсии в школу.

     Я  считаю что все приемы,методы, экскурсии которые я использую вместе с родителями в работе помогут детям справиться с трудностями в первом  классе, снизить уровень  тревожности, повысить учебную мотивацию.

 «Педагогическая готовность» 

Хочется  уделить внимание  «педагогической готовности» ребенка к школе. Для успешного обучения детей в школе необходимо уже с раннего возраста заниматься их многосторонним развитием. Одно из важных направлений — это подготовка руки к письму.

   Многие родители не задумываются о том, какие проблемы могут возникнуть из-за неподготовленности руки ребенка. Это неровные, дрожащие линии, не может писать в строчку, это боли в руке, а затем плачь и стресс.

  Для того чтобы у ребенка не возникало подобных проблем необходимо укреплять мышцы рук, постоянно тренировать руку и пальцы.

   Очень много в наше время литературы, методик, упражнений. Родителям я даю рекомендации, задания для домашнего задания, которые пишу в тетрадях.

В группе мы много пишем, раскрашиваем, штрихуем, ежедневно делаем пальчиковую гимнастику.

Одна из самых любимых «Зайчик»

Уши  длинные у зайки

Из кустов они торчат

Он и бегает и скачет

Веселит своих зайчат.

Большой палец удерживает безымянный и мизинец, а указательный и средний подняты вверх со словами сгибаем и разгибаем эти два пальца. Остальные не двигаются. Руки вытянуты вперед,кулачки прямо держим. Если ежедневно делать гимнастику мышцы руки будут подготовлены к письму.

Рисование  и раскрашивание

В своей работе с детьми использую и рисование пальчиками, штриховка элементов картинки в разных направлениях и всевозможные раскраски. Все это достаточно эффективно для развития зрительного анализа.

Рисуем и ручкой,карандашом, красками, фломастерами,мелом.  

    Особое внимание обращаем на «Рисование по клеточкам»Еще К.Д.Ушинский

отметил  полезность этих занятий  для подготовки детей к обучению грамоте и включил рисование по клеточкам как обязательные упражнения в учебник для начального обучения чтению и письму «Родное слово».

Ежедневно занимаемся в рабочих тетрадях (для подготовки к школе «Рисуем по клеточкам).Я учитываю настроение ребенка, его желание, моим детям очень нравится заниматься в них они просят об этом. Я клею различные наклейки дети обожают когда видят что у них в тетрадях интересная наклейка.

Играем с детьми в игры Б.Никитина — это домино, конструкторы, сложи узор идр. Они нравятся детям и очень эффективны для развития образного мышления и зрительного анализа.

Очень большое  внимание  уделяю формированию правильных пространственных представлений и умения ориентироваться на странице в тетради и книге.

Конечно, это далеко  не весь список игр, упражнений которые использую в своей работе я , и родители.

  «Физиологическая готовность»

Определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности ребенка к школьному обучению проводят медики.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная нагрузка, большой объем учебной нагрузки и т. д.

 Большое внимание в своей работе я уделяю и физиологическому развитию ребенка так же родителям даю советы, консультации по интересующим их вопросам.

Рассмотрим основные упражнения:

 развитие мелкой моторики рук (см.»педагогическая готовность»)

упражнения для развития мышц пояса и корпуса

Так как в процессе письма задействованы не только кисти рук, но и вся рука, мышцы плечевого пояса и спины, поэтому очень полезны на мой взгляд следующие игры:

«Улей», «Гусеница» и др.

упражнения, которые я провожу с детьми  например  №1

Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это в обратном порядке.

№2

Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца. И др.

Конечно чтобы подготовить ребенка к школе, нужно развивать не только отделы опорно-двигательной системы, но и важно создать также условия для полноценного физического развития ребенка, обеспечить двигательную активность.

Движение- главное условие нормального роста и развития организма.

С детьми очень любим играть в подвижные игры использую и традиционные народные игры «Жмурки  с колокольчиком», «Зрячие  жмурки», «Путаница» и др. цель которых воспитание традиционной народной культуры.

  Для профилактики детских неврозов , снятия нервного напряжения можно использовать релаксационные приемы и упражнения. «Кулачки», «Пружинки» и др.

Родителям следует помнить. Что здоровая нервная система- залог успешного обучения в школе. При поступлении в школу  определенные трудности у ребенка будут- они есть у всех первоклассников., но эти трудности преодолимы, если у ребенка не будет проблем с точки зрения здоровья.

Главная рекомендация больше любви и доброты в общении с ребенком , больше веры в его силы, больше терпения и выдержки и тогда все получится.

Заключение

   В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;дети осваивают формы позитивного общения с людьми, формируется позиция школьника.

  Прочный успех в учении зависит не от того, умел ли ребенок читать или писать до школы, а от стремления узнавать новое.

  Чтобы ребенок мог и хотел учиться в школе, у него должна быть сформирована высокая познавательная активность.

Только  совместными усилиями воспитателя и родителя дошкольника помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни.

Литература

  1. Н.В.Нижегородцева «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе»,М. «ВЛАДОС», 2001г.
  2. Е.И.Якубовская, Н.В.Еремина, Л.Н.Иванищенко «Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников», Спб,2008г.
  3. М.А.Панфилова «Школа:Сказки для детей», М. «Сфера»,2012г.

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"

Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...

Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"

Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы!  Целью проведения данного анкетирования является  выяснение психологической готовности к школе не только  будущ...

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...