1 | Наименование проекта | Математическая игротека «Умка» |
1.1 | Краткое обоснование выбранной темы | В настоящее время разработано много новых подходов к развитию познавательных интересов к математике.
Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в дошкольных учреждениях, В.А. Козлова, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая и др. говорят о трудностях формирования математических представлений у детей. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевые высказывания.
Выявление особенностей проявляются в большей степени у дошкольников, имеющих речевую патологию. Это связано с особенностями их развития, структурой дефекта: проблемы соматического здоровья, неравномерностью развития психических процессов, нарушение поведения. Специфика развития детей с речевыми нарушениями отражается на качестве усвоения ими математических знаний, приобретения умений и навыков. Актуальность проблемы обучения детей для современной системы образования отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. В ситуации снижения образовательного уровня населения страны, утечки интеллектуальных ресурсов, снижения заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии детей с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей, приоритетной задачей государства и общества в целом становится их выявление, поддержка, развитие и социализация. Данную проблему коллектив нашего учреждения в настоящее время считает актуальной. Для решения данной проблемы необходимо организовать новые формы, методы, содержание работы в тесном сотрудничестве с родителями, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, взаимодействия. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка. Задумавшись о том, какой должна стать система взаимодействия педагогов и родителей, чтобы максимально активизировать познавательную деятельность детей, разработчики проекта попытались найти новые формы, методы и содержание работы с родителями. Одним из наиболее содержательных вариантов явилось создание математической игротеки «Умка» с ее насыщенной информационной средой, а так же возможностью практической деятельности в ней. Таким образом, развивающая среда должна стать толчком для выбора ребенком того вида деятельности, который будет отвечать его любознательности, интересам, поможет сформировать содержательное общение не только педагогов с детьми, детей между собой, но и родителей со своим ребенком. |
1.2. | Целеполагание проекта
| Цель проекта: Создание устойчивой системы работы по развитию интеллектуальных способностей у детей во взаимодействии с родителями. |
|
| Задачи проекта: - Активизировать познавательную деятельность посредством использования игрового занимательного материала математической игротеки;
- закреплять и обогащать математические представления дошкольника;
- развивать умения взаимодействовать с родителями, как партнёрами;
- познакомить родителей с содержанием психолого – педагогической работы по развитию математических способностей у детей и методами игрового взаимодействия;
- помогать родителям увидеть процесс математического развития собственного ребёнка, оценить его достижения, коммуникативные навыки через активное включение в совместную деятельность.
|
2. Ожидаемые результаты |
|
|
|
| - внедрение эффективных форм, методов и содержания работы с детьми и их родителями; - вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление их заинтересованности в сотрудничестве с педагогом; - удовлетворенность родителей системой работы с детьми в детском дошкольном учреждении. - повышение качества подготовки детей к школьному обучению;
|
3. Ресурсное обеспечение проекта |
|
|
3.1. | Информационно -методическое | - Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2007.
- Соловьёва В.Е. Математика и логика для дошкольников. - М.: Просвещение, 2000.
- Гризик Т.И. Познаю мир. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». – 2004.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.ТЦ Сфера,2005.
- Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольника. СПб.2004.
- Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. М., Айрис-пресс,2006.
|
3.2. | Материально-техническое | Организована математическая игротека «Умка», оснащенная наглядным материалом, развивающими играми, познавательной литературой, материалом для индивидуальной работы родителей с детьми. |
4. Описание комплекса работ в рамках реализации направления |
|
|
4.1. | Срок реализации проекта, этапы | Реализация проекта предусматривает следующие этапы развития: I этап проекта - «Организационно-подготовительный» (2014 уч.г.) - Создание инициативной творческой группы.
- Подготовка методических, материально-технических условий для выявления, развития и поддержки детей с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей.
- Анализ уровня сформированности интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи» у детей старшего дошкольного возраста.
- Организация познавательно-игровой среды в группе и в математической игротеке «Лесенка-чудесенка».
- Разработка новой интерактивной модели взаимодействия с родителями.
II этап реализации проекта - «Основной» (2015уч.г.) - Организация работы игротеки.
Игротека размещена в отдельном помещении, где представлены следующие разделы по развитию элементарных математических представлений: количественный и порядковый счет, геометрические фигуры и тела, ориентировка в пространстве и во времени; логические задания и упражнения. Главный принцип игротеки заключается в следующем: все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, с этим можно играть и действовать (трогать, брать в руки, рассматривать и пр.). Взрослый выступает в роли наблюдателя и «научного консультанта». Математическую игротеку посещают дети с 5 лет с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей один раз в неделю со своими родителями в определенные дни в соответствии с расписанием под руководством педагога и самостоятельно. Здесь происходит содержательное общение родителей с ребенком, они вместе обсуждают, рассматривают, решают, играют. В каждой группе детского сада вывешен график работы игротеки, перечислены постоянное содержание и тематика мероприятий. Материал математической игротеки представлен дидактическими и настольно – печатными играми, иллюстрированными материалом разной тематики, игровыми панно (магнитными, бумажными, тканевыми и т.п.) и многим другим. Развивающая среда игротеки динамична. Весь материал снабжен пояснительными записками, которые направляют деятельность детей. Они предназначены для чтения взрослыми. В пояснительных записках даются: описание правил игр, лаконичная информация, задания и упражнения, вопросы. Так же указан возраст, на который рассчитаны сведения, задания и упражнения. Большой популярностью пользуется у родителей домашняя игротека «Игры напрокат». В пятницу дети берут из детского сада домой одну из игр математической игротеки, а в понедельник ее возвращают. В выходные дни у ребенка появляется возможность поиграть с близкими, показать родителям свои достижения в играх, объяснить правила. Один раз в два месяца проводятся развлечения и досуги. Итоговым мероприятием является математический праздник, в котором принимают участие дети, их родители и педагоги. - Внедрение индивидуальных программ развития способных детей дошкольного возраста.
- Включение родителей в активную совместную с детьми познавательную деятельность.
III этап – «Завершающий» (результативно-оценочный) (2016 уч.г.)
- Анализ эффективности работы по выявлению, развитию и поддержке способных детей дошкольного возраста.
- Мониторинговое исследование уровня интеллектуальных способностей детей.
- Обобщение положительного опыта в рамках реализации проекта.
- Рекомендации родителям об использовании в дальнейшем биографического метода диагностики способностей своего ребенка.
|
4.2. | Механизм самооценки | Для отслеживания эффективности реализации данного Проекта будут проведены мониторинговые исследования с детьми старшего дошкольного возраста по выявлению уровня интеллектуальных способностей детей по следующим критериям: - представления детей о количественном и порядковом счете предметов, их упорядоченности;
- представления детей о соотношениях (больше, меньше);
- представления детей о форме геометрических фигур и тел;
- умение видеть проблемы, рассматривать ситуации с разных сторон;
- умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- умение делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
|
4.4. | Перспективы развития проекта | - пополнение развивающей среды математической игротеки «Умка», создание галереи разнообразных игр и упражнений;
- увеличение количества родителей, вовлеченных в процесс сопровождения развития ребенка;
|