картотека
картотека (младшая группа) на тему

Жерновая Светлана Анатольевна

дидактические игры для детей дошкольного возраста по цветовосприятию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_did._igr_po_tsvetovedeniyu.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

КАРТОТЕКА

дидактических игр

для детей дошкольного возраста

             

Цель.  Приобретение навыков работы с акварелью по сырой бумаге, вливания одной краски в другую и получения новых цветов.

Ход игры. 

Педагог говорит: «Мы все художники – волшебники, творим на бумаге чудеса. Сейчас я покажу вам, как это делается. У меня два листа бумаги. Один – обыкновенная бумага, другой – смоченная волшебной водой. У вас на столах волшебная вода в стаканчиках. Я беру бумагу, смоченную волшебной водой (бумага должна находиться в стадии высыхания), кистью рисую три  лепестка малиновой краской (цветы получаются расплывающимися), потом три лепестка фиолетовой краской. Видите, как краски вплывают одна в другую. Вот и получились волшебные цветы.

Теперь давайте сделаем и вашу бумагу волшебной. Возьмем кисточку покрупнее, окунем ее в воду, смочим бумагу. Положим кисточки, держим руки над бумагой, закрываем глаза и медленно считаем: «Раз, два, три, бумага волшебная – смотри!».  Так  надо сказать три раза. Теперь мы можем создать волшебные цветы.

Цель. Развивать логическое мышление, внимание, учить подбирать предметы в определенной цветовой гамме.

Оборудование. Игровое поле.

Предварительная работа. Изготовить игровое поле - взять альбом с пружинами, по горизонтали разрезать его на три части длиной каждая по 10см. На каждой части нарисовать:

1- паровозики разного цвета,

2-3 - вагончики разного цвета.

Одинаковые по цвету части перепутать.

Ход игры.

  

Ребенку предлагается игровой блок с перепутанными частями. Решается игровая задача: собрать поезд в путешествие. Необходимо подобрать для поезда вагончики соответственного цвета.

 Усложнение игры - добавить детали другого цвета (например, желтые вагоны с красной крышей).

Цель. Формировать знания детей о цветах  и оттенках. Учить располагать цвета и оттенки по степени светлоты и насыщенности.

  Оборудование. Картинка с изображением моря и парохода, светящегося разноцветными огнями, кружки более насыщенных цветов.

Ход игры. 

Ставится задача: зажечь на пароходе огоньки – наложить кружки на соответствующие по цвету огоньки парохода.

Варианты игры для детей разного возраста: -огоньки могут быть разных оттенков одного и того же цвета. Расположение их может быть как по степени светлоты и насыщенности, так и без системы;

- вводится дополнительное условие игры- необходимо назвать цвет огней.

Цель. Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.

Оборудование. Цветные карандаши, листы бумаги.

Ход игры. 

Воспитатель раздает детям цветные карандаши, по одному карандашу каждому ребенку, листы бумаги и предлагает нарисовать этим карандашом любой подходящий по цвету предмет. Для этого отводится 10–15 минут. Затем дети поочередно показывают остальным свои рисунки, говорят, что на них изображено и каким цветом. Если ребенок нарисовал неподходящий, с точки зрения воспитателя, предмет (синее солнце, например), не надо критиковать ребенка – можно сказать, что в полете творческой фантазии предметы могут принимать любые формы и цвета.

   

Примечание: детей старшего дошкольного возраста можно разделить на команды и проводить соревнования – одним и тем же цветом нарисовать как можно больше предметов.

Цель. Закреплять происхождение розового, голубого, серого цвета; развивать логическое мышление.

Оборудование. Домики розового, голубого, серого цвета; гномики красный, белый, черный, синий.

Ход игры.

      Вспомнить с детьми, как на занятии получали розовую, голубую, серую краску.

    Детям предлагаются домики, в которые надо расселить гномов в цветной одежде.

  Розовый дом - красный и белый гномы,

 Голубой дом - синий и белый гномы, Серый гном - черный и  белый гномы.

Цель. Закреплять знания детей о происхождении цветовых оттенков у цвета. Развивать логическое мышление, внимание.

        Оборудование.  Паровозик,  раскрашенный цветами радуги, вагоны - оранжевый,  голубой, фиолетовый, желтый, зеленый, красный, синий.

 Гномики - 4 желтых, 4 красных, 5 синих и 1 белый.

        Ход игры.

        Детям предлагают паровозик, который повезет гномиков в путешествие. Задача детей - рассадить гномов по вагонам, учитывая цветовую гамму. В каждом вагоне должно быть по два гнома.

       Гномики отправляются путешествовать в вагонах, которые подобрали для них дети.

Цель. Продолжать знакомить детей с композицией, учить выделять главное и второстепенное в иллюстрации или репродукции, подвести детей к пониманию того, что в картине нет ничего лишнего и случайного.

Материал. Книжная иллюстрация или репродукция картины, трафареты, вырезанные из бумаги, в тон основному фону.

Ход игры.  Воспитатель вспоминает с детьми сказки, в которых главному герою помогали волшебные вещи: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка. Уточняется, с помощью какого предмета герой становился невидимым. Затем детям предлагается иллюстрация или репродукция картины и, заранее подготовленные трафареты. Воспитатель объясняет, что эти трафареты, как шапка-невидимка, помогут понять, что в картине главное и можно ли обойтись без какой-либо детали. Сначала дети под руководством воспитателя закрывают трафаретами нейтрального тона главных героев иллюстрации. Все вместе обсуждают, как изменился характер картины. Затем с помощью таких же трафаретов на картине закрываются мелкие, второстепенные детали. Дети видят, как меняется характер картины.

 Как вариант этой игры вместо тонированных трафаретов можно использовать изображения разнообразных предметов и персонажей из других иллюстраций и сказок. Например, окружить главного героя положительными или отрицательными сказочными персонажами, заменить второстепенные детали. Кроме того, можно поменять колорит иллюстрации, используя накладные трафареты разных цветов (например, вырезать трафареты одежды главного героя и второстепенных действующих лиц из бумаги теплой и холодной цветовой гаммы).

Цель. Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.

 

Материал. 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Правила игры.  Внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Ход игры. 

Изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.

Творческие задания.

 A) нарисуй «теплый» натюрморт;

 Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);

 B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

Цель.  Развивать зрительную память, цветовую зоркость, формировать знания по цветоведению (названия цветов, какие цвета следует смешивать, чтобы получить нужный цвет); совершенствовать навыки работы кистью.

      Ход игры. 

      Имеются карточки – задания с указанием, какие цвета следует смешивать, чтобы получить данный цвет, и наоборот, какие (нужно определить) два цвета нужно смешать, чтобы получить нужный.

       Каждый ребенок получает карточку – задание, которое он должен выполнить:

         а) два прямоугольника раскрашены, например, один желтым, другой коричневым цветом, между ними  поставлен знак «плюс», а третий прямоугольник остается не закрашенным. Дети смешивают два указанных цвета, а полученным на палитре раскрашивают третий прямоугольник.

        б) прямоугольник раскрашен цветом начала осени, например, зеленовато-желтым, рядом с ним – два не раскрашенных прямоугольника, соединенных знаком «+».

        Дети должны их раскрасить желтым и зеленым цветом, т. к. смешивая их можно получить зеленовато - желтый.  Чтобы придать упражнению занимательность, можно изобразить не прямоугольники, а изображения листьев и пояснить, что дождем смыт цвет с этих листьев.

Цель. Передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.

Игровые задания.

Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.

На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.

«Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.

После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.

Оборудование. 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.

Цель. Учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал. карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.

 

Правила игры. Взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.

Ход игры. Угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

Цель. Закреплять представление о цветовом круге.

Игровые задания.

 1. Построение с ленточками:

 А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;

 Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;

 В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.

 

2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку).

Оборудование. Цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д.Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).

Цель. Продолжить знакомство с цветовым многообразием, развивать чувство цвета.

Задание. Подобрать клубочки в соответствии с цветом корзинки, при этом называть цвет.

Материал. Картонные клубочки и корзинки соответствующих цветов.

Подобрать репродукции натюрмортов с изображением цветов, без вазы. Предложить детям вырезанные силуэты ваз разной формы и цвета. Дети подбирают вазы к данным букетам.

Карточки-задания с указанием цвета. Какие цвета нужно смешать, чтобы получить заданный, и наоборот:

Желтый +коричневый

Зеленый + желтый

Синий + желтый

Желтый +красный

Желтый +красный +синий

Красный +зеленый

Упражнение можно провести в начале занятия, связанного с осенней тематикой.

Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

Цель. Учится составлять из цветов букеты (теплая и холодная палитра), подбирать для них вазы соответствующего колорита.

Материал. Плоскостные (вырезанные из картона) цветы и вазы холодных и теплых тонов.

Цель. Развивать внимательность, чувство цвета «.

Задание. Подобрать чашку к блюдцу в соответствии с цветом и рисунком.

Материал. Плоскостное изображение чашки и блюдца.

Цель. Упражнять детей в различении цветов и оттенков цвета и использовать названия цветов и оттенков в речи. Упражнять в нахождении указанного числа.

Игровой материал.

1. Карточки с цветными квадратами (10-12 квадратов).

2. Кубик с шестью гранями. На гранях точки: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

3. Цветы-призмы.

Ход игры. 

Назначается ведущий. Детям раздают карточки с изображением цветных квадратов, каждый из которых имеет порядковый номер от одного до шести. Ведущий бросает кубик и называет число. Первый ребенок находит нужный квадрат, называет цвет, а также цвета соседних квадратов. Если ребенок все цвета называет правильно, он получает цветок-приз соседей квадрата. Затем карточки меняют.  Игра продолжается.

Цель. Упражнять в различении оттенков цвета.

Задание. Называть цветовые оттенки, которые получились путем наложения одного цвета на другой.

Цель. Ознакомить детей со спектральными «цветами.

Задание. Составить радугу из цветных полосок, располагая их в спектральном порядке

Цель. Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям, помогая друг другу на основе сравнения предметов.

Материал. 

Для каждого ребенка – разноцветные картонные мячи, куклы и зверюшки.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям, как подпрыгивает резиновый мяч, и загадывает загадку про мяч:

«Упадет – не плачет, ножек нет, а скачет».

Потом просит определить цвет мяча. Затем дети получают задание подобрать мяч для игрушек, ориентируясь по цвету игрушек или по другим каким-нибудь деталям.

Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета,  

которые есть на петушке.

Оборудование: панно «Петушок», цветные карточки

Цель. Упражнять детей в подборе оттенков одного цвета, с постепенным переходом от более светлого к более темному и наоборот. Закрепить знание холодных цветов. Закрепить в речи детей название холодных цветов.

Игровой материал. Листы белой альбомной бумаги на каждого ребенка и шесть полосок бумаги разного цвета (бледно-голубая, голубая, темно-голубая, синяя, темно-синяя, сине-зеленая) на каждого ребенка.

Ход игры. Детям раздают белые листы и полоски разного цвета. Воспитатель говорит детям, что они сегодня будут рисовать море. Море меняет цвет воды в зависимости от погоды. И на дне моря вода всегда темнее, поэтому дети должны быть внимательными. Если море тихое, спокойное, то какого оно цвета у берега? (бледно-голубое).

Дети кладут полоску нужного цвета себе на альбомный лист бумаги, в верхнюю часть листа, потому что вода наверху светлее. Подул ветер, и море чуть-чуть изменилось в цвете, каким оно стало? Дети ищут нужную полоску. Какого цвета у тебя полоска, Машенька? Правильно, молодец! (голубого).

Ветер усилился, и по небу побежали облака, пытаясь закрыть солнышко. Какую полоску надо взять детям и положить на свой листочек? (темно-голубую).

Облака превратились в тучи и закрыли солнышко и море,  стало каким? (синего цвета).

Из туч полил дождь, ветер стал дуть сильнее, и море поменяло свой цвет. Каким оно стало? (темно-синим).

Дождь и ветер усиливался, начался шторм, поднялись большие волны. Со дна моря поднялись водоросли. Небо  стало темным-темным, а море стало каким? (сине - зеленым).

После выполнения игрового упражнения дети могут нарисовать море.

 

Цель. Учить детей различать цвета, находить заданные цвета в окружающей обстановке.

 Ход игры. 

Воспитатель предлагает детям поиграть. Игровой зал делится пополам меловой линией или шнурком, один из детей при помощи считалки выбирается водящим. Он становится у линии и загадывает цвет. Например, красный. Остальные дети должны показать этот цвет на своей одежде или в окружающем интерьере. Одежду других детей указывать нельзя. Если у ребенка нет такого цвета на одежде, он должен пробежать мимо водящего так, чтобы не быть пойманным. После того как все дети пересекут линию, водящим может быть другой ребенок.

Цель. Учить детей выделять признаки предметов.

Оборудование. Картинки с изображениями различных предметов.

Ход игры. 

Воспитатель предлагает детям поиграть, он показывает карточки с различными предметами, а дети называют признаки этого предмета. Например, педагог показывает карточку с изображением мячика. Дети перечисляют его признаки: мяч круглый, упругий – отскакивает от пола, красного цвета, большой и т. д. По итогам игры выбирается ребенок, назвавший больше всех признаков.

Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.

Цель. Учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете.

Игровой материал.

1. На каждого ребенка карточки с силуэтным изображением гусениц.

2. Кружочки, вырезанные из бумаги разного цвета: холодные тона – голубые, синие, фиолетовые; теплые тона – красные, желтые, оранжевые.

Ход игры.

  Воспитатель рассказывает про гусениц, что одна из них живет в жаркой стране, а другая в холодной. Та, которая живет в холодной, любит холодные цвета. Какие это цвета? Назовите их.

Другая гусеница, та, что живет в жаркой стране, любит теплые цвета. Какие это цвета? Назовите их. Затем предлагает детям выложить гусениц холодного и теплого цвета.

Аналогично проводится упражнение и на различение нескольких оттенков одного цвета (синий и его оттенки, красный и его оттенки, оранжевый и его оттенки, фиолетовый и его оттенки и др.).

 Цель. Учить сопоставлять цвета с предметами.

 Ход игры. 

         Воспитатель предлагает детям почитать письмо от Незнайки. Дети слушают рассказ, замечают в нем ошибки и указывают на них. Все вместе обсуждают, в чем ошибся Незнайка и как правильно было написать. Текст письма может быть примерно таким: «Здравствуйте, дорогие ребята! Давненько мы с вами не виделись. Это лето я провел в Солнечном городе. Было очень жарко, синее солнце так и палило. В розовом небе не было ни одного облачка. Целыми днями я купался в оранжевой речке, загорал. Стал фиолетовым, прямо как огурец. Но вот лето кончилось, началась осень. Листья на деревьях посинели, стали опадать. Совсем скоро наступит зима, выпадет желтый снег, все поставят в домах красные елки, украсят их черными шариками и разноцветными красивыми гирляндами. После Нового года я приеду к вам в гости и привезу угощенье – розовые апельсины и сиреневые бананы. До свидания. Ваш друг Незнайка».

Цель. Запоминание цветов.

Оборудование.  Флажки разных цветов – желтый, красный, зеленый, синий, белый, голубой и т. д.

Ход игры. 

Воспитатель предлагает детям вспомнить известные им песни, сказки и стихотворения, в которых упоминаются цвета. Педагог показывает детям флажок, дети вспоминают строчки из стихотворений или песен, где упоминается такой цвет.

    Цель. Развитие умения четко различать цвета светофора, внимательности, знакомство с правилами дорожного движения.

    Оборудование. Три цветных бумажных круга с ручкой, чтобы их было удобно держать – зеленый, желтый, красный или картонная модель светофора, в которой можно переключать цвета.

    Ход игры. 

Воспитатель предлагает поиграть. Выбирается жюри из 3 человек, остальные дети делятся на пешеходов и водителей. Например, девочки будут пешеходами, мальчики – водителями. Все вместе вспоминают, какие цвета бывают у светофора, на какой цвет можно двигаться пешеходам и водителям. Педагог рисует на полу две широкие полосы, это будет дорога, и включает негромкую музыку. Воспитатель встает на перекрестке и переключает цвета на светофоре. Дети перемещаются по дороге согласно показаниям светофора. Жюри внимательно следит за перемещениями детей, отслеживает, чтобы все двигались только на зеленый цвет

 Цель. Развитие внимательности, запоминание цветов и их названий.

 Оборудование. Кольца от пирамидок одинаковой формы, но разных цветов.

 Ход игры: 

Воспитатель предлагает детям поиграть, быстро показывая детям одно из колец, потом убирает его и произвольно выбирает детей, которые должны назвать предметы такого же цвета. Как только дети начинают затрудняться с ответами, педагог предлагает ответить желающим, затем все вместе перечисляют названные предметы. После этого воспитатель показывает следующее кольцо. Дети старшего дошкольного возраста должны давать ответы без промедления.

Цель. Научить детей четко различать цвета и оттенки, правильно называть их названия, развитие внимательности.

Оборудование. Красочные картинки с изображениями сказочных героев.

Ход игры.  

Воспитатель показывает детям картинки с изображениями сказочных героев: «Ребята, как зовут эту девочку? (Дети отвечают). Да, это Мальвина. Как вы думаете, какой цвет она любит больше всего? А почему вы так решили?» Дети могут ответить, что любимый цвет у Мальвины голубой, так как она всегда носит платья голубого цвета и даже волосы у нее голубые. Также педагог показывает изображения других персонажей, а дети предполагают, какой цвет у них любимый, объясняют почему и называют все цвета, присутствующие на картинке. Воспитатель обращает внимание детей на оттенки, отмечает, что голубой цвет похож на синий, розовый – на красный и т. д. Затем дети могут рассказать, какие цвета нравятся им. После того как все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает вспомнить других известных детям героев и подумать, какие цвета эти герои любят.

 

Цель игры. Научить детей связывать эмоциональное состояние с цветом.

Оборудование.  Бумага, цветные карандаши.

Ход игры:

 Маленькие дети еще не всегда верно могут описать, что именно происходит у них на душе. Можете предложить ребенку оценить свое эмоциональное состояние. Попросите ребенка прислушаться к себе. Поинтересуйтесь у него, в какой бы цвет окрасил свое настроение, на какое животное или растение похоже его настроение? Если бы он испытывал радость, какого бы цвета она была? На какое животное или растение он был бы похож? Таким образом, нужно попросить описать ребенка разные эмоциональные состояния, включая негативные: гнев, обиду и т. д.

Цель игры. Научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.
   
Оборудование. Образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится).
      После того как дети ответят на поставленные вопросы, руководитель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге:
   
каждый (красный)
   охотник (оранжевый)
   желает (желтый)

      знать (зеленый)

      где (голубой)

      сидит (синий)

      фазан (фиолетовый)

Цель. Научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.


Оборудование.  Детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов). Распределение должно соответствовать настоящему времени.

Ход игры. 

Воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол.
   Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход.
   Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.
   Если в игре участвуют только 2 или 3 человека, то на столе должны остаться 14 или 7 карточек, перевернутых цветами вниз. Они будут служить запасными для тех ребят, у которых во время игры не оказалось нужного цвета.
   Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их, когда они выкладывают необходимую карточку на стол.

    Пусть ребенок представит, что он чувствует радость. Попросите его заштриховать цветным карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем попросите малыша представить обиду, гнев, страх, счастье. Для этих эмоций выбирайте разные карандаши (для негативных – темные). Пусть ребенок объяснит, какой частью своего тела он ощущает эти эмоции, что их может вызвать.

    Чтобы обсудить с ребенком способы выражения гнева, попросите ребенка ответить на такие вопросы: «Что тебя может разозлить? Что ты чувствуешь в состоянии гнева? Что ты сделаешь, чтобы не злиться?» Пусть ребенок каждое слово окрасит в свой, по его мнению, цвет.

    Цель. Формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.
   
Оборудование. Маски обезьянок для каждого участника, футболки разного цвета для каждого игрока, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.
    Ход игры.  

Воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть футболки и маски обезьянок.
  Водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, который должен совпадать с цветом футболки одного из игроков, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания.
   В случае, когда игра проводится среди детей 3-летнего возраста, роль водящего может взять на себя сам руководитель.
   Задания для участников могут звучать следующим образом:
   1) обезьянка в синей футболке, отгадай, в какой руке я спрятал конфету;
   2) обезьянка в красной футболке, ты должен присесть на месте 10 раз;
   3) обезьянка желтого цвета, ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза;
   4) задание для обезьянки в белой футболке: расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни;
   5) обезьянка в оранжевой футболке должна пробежать 2 круга вокруг стола;
   6) другие (в зависимости от возраста участников).                        
 

Цель. Развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.

Оборудование.  Картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.

Ход игры. 

Воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями.
   Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.
   Для закрепления названий цветов можно диск окрасить в другие цвета (например, с одной стороны в синий, с другой – в зеленый). Можно использовать и другие сочетания, помогающие ребятам в игровой форме запомнить нужные оттенки.

Цель.  Познакомить детей с главными и дополнительными цветами спектра.

Материал. Геометрические фигуры, вырезанные из цветной полупрозрачной бумаги (кальки) трех основных цветов — красного, желтого, синего.

Ход игры. 

Детям предлагается рассмотреть геометрические фигуры круглой, квадратной и треугольной формы красного, синего и желтого цвета. Воспитатель уточняет форму и цвет фигур. Затем детям сообщается, что среди этих фигур «спрятались» оранжевые, зеленые и фиолетовые. Педагог предлагает их найти.

 Если во время манипулирования фигурами дети не разгадают «секрета», воспитатель сам накладывает фигуру желтого цвета на синюю или красную и таким образом получает фигуру оранжевого или зеленого цвета.

Цель: в процессе игры развивать внимание и  интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: карточки с разными цветами.

Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их  кверху.

Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как  можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

(цветовой круг)

Цель. Закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к  искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал. Круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры. 

Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.
Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

Цель. Развивать чувство цвета у детей, продолжать знакомить с основными цветами и их оттенками, учить получать новые цвета и их оттенки путем смешивания красок на палитре.

Материал. Гуашь четырех цветов (белого, желтого, красного и синего), пластиковые доски белого цвета или вырезанные из плотной белой бумаги палитры.

Ход игры.

Детям предлагается поиграть с красками и из предложенных создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования дети смешивают краски на палитре и получают новые цвета и их оттенки.

 Завершить игру можно рисованием на свободную тему, используя только что полученные цвета.

Цель. Развивать чувство цвета у детей, обогащать словарь детей эпитетами, учить видеть связь между цветом и настроением.

Материал.  Иллюстрации или открытки-репродукции, на которых изображена природа в разное время года.

Ход игры.

 Воспитатель показывает детям иллюстрацию и предлагает поиграть в игру-соревнование, кто больше придумает слов:

 — Небо какое? — Голубое, ясное, безоблачное, высокое, звонкое и т.д.

 — Когда небо голубое? — Летом, утром, когда тепло, нет туч, в ясный солнечный день.

 — Когда небо голубое, погода хорошая, ясный солнечный день, настроение у нас

Цель. Закрепить знания детей о цветах, познакомить с теплой и холодной гаммой.

Материал. Иллюстрации или парные картинки с изображением различных персонажей, например, «Цыпленок и снеговик», «Аленький цветочек и снежинка» — для детей младшего возраста; «Снежная Королева и Герда» — для детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры.  

Воспитатель предлагает детям рассмотреть одну пару картинок и подобрать слова-эпитеты к каждому персонажу. Например: «Цыпленок какой? — Желтый, маленький, пушистый, теплый». Педагог выделяет ключевое слово «теплый». «Снеговик какой?» — выделяет ключевое слово «холодный».

 Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Тепло и холодно». Произносит слово «теплый», а дети должны назвать все предметы, которые, на их взгляд, соответствуют этому понятию. Затем точно так же дети играют со словом «холодный».

        

Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.

Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме.

Описание игры: Найти картины, написанные  только в тёплой гамме (или в холодной) или  разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.

    Цель игры. Научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.
   
Оборудование. Образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится).
      После того как дети ответят на поставленные вопросы, руководитель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге:
   
каждый (красный) охотник (оранжевый)  желает (желтый)  знать, (зеленый)    где (голубой) сидит (синий)   фазан (фиолетовый).
   Следующим этапом
 можно попросить ребят нарисовать радугу самостоятельно, используя для этого акварельные краски. Если дети в группе хорошо усвоили материал и знают способы получения разных цветов из красного, синего и желтого, то они вполне могут нарисовать радугу, используя для этого только три основных цвета.
   В случае если малыши к этому еще не готовы, то воспитатель просит их нарисовать данную картинку, используя уже готовые краски фиолетового, оранжевого и зеленого цветов.
   
Ход игры: когда все подготовлено на столах детей, воспитатель говорит, что сегодня игра будет посвящена радуге, и спрашивает, видел ли кто-нибудь радугу на улице, в какое время года это было – зимой или летом, какая погода была в это время – солнечно или только что прошел сильный дождь.

Цель. Развивать чувство цвета у детей, обогащать словарь детей эпитетами, учить видеть связь между цветом и настроением.

Материал.  Иллюстрации или открытки-репродукции, на которых изображена природа в разное время года.

Ход игры. 

Воспитатель показывает детям иллюстрацию и предлагает поиграть в игру-соревнование, кто больше придумает слов:

 — Небо какое? — Голубое, ясное, безоблачное, высокое, звонкое и т.д.

 — Когда небо голубое? — Летом, утром, когда тепло, нет туч, в ясный солнечный день.

 — Когда небо голубое, погода хорошая, ясный солнечный день, настроение у нас какое? — Радостное, хорошее, веселое и т.д.

Цель. Учить детей видеть взаимосвязь между настроением и цветовой гаммой, с помощью которой можно передать это настроение.

Материал. Тот же, что и в игре «Палитра».

Ход игры. 

Воспитатель предлагает детям стать в круг: «Дети, давайте поиграем в интересную игру. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать. Но загадки не простые. Сейчас я буду показывать вам с помощью разных жестов и мимики настроение. Чтобы вам легче было отгадывать мои загадки, давайте вспомним, какое бывает настроение у людей. Если вам подарили подарок, о котором вы давно мечтали, какое у вас настроение?» Дети отвечают. Воспитатель слушает варианты ответов, сопровождая каждый соответствующими мимическими действиями. Затем детям предлагается вспомнить, когда им бывает грустно. Детские высказывания также обыгрываются с помощью жестов и мимики.

 После таких упражнений воспитатель предлагает детям угадать, какое настроение он будет им сейчас показывать. Так дети учатся понимать и передавать настроение с помощью мимических действий.

 Затем воспитатель напоминает, что художники умеют передавать настроение с помощью красок. Детям предлагается стать художниками, представить, какое настроение они хотели бы изобразить, и составить палитру красок к этому настроению. Завершить игру можно свободным

Цель.  Продолжать знакомить детей, цветом и композицией.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие. Страна, в которую мы сейчас попадем, рядом с нами. В ней — свой язык. И тот, кто его не знает, не поймет, о чем говорят ее жители. В этой стране живут художники. И у них есть свой язык, с помощью которого они передают свое настроение, отношение к явлениям, событиям или персонажам. Как же они это делают? С помощью цвета, линии и построения картины, или, иначе говоря, композиции. Как передавать настроение цветом, вы уже знаете, а сегодня мы с вами познакомимся с композицией. Чтобы вам легче было понять, что такое композиция, давайте поиграем».

 Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: артистов и зрителей. Зрители занимают места в зрительном зале, а артисты вместе с воспитателем показывают им различные сценки.

Воспитатель (В.). Я — художник. И в моей волшебной стране я рисую живые картины. Сейчас я покажу вам картину, где все персонажи живут дружно, понимают друг друга.

 Воспитатель предлагает детям-артистам взяться за руки и поиграть в игру «Каравай» или поводить хоровод.

В. А сейчас на моей картине вы увидите других персонажей. Дети играли вместе, но не поделили игрушку и поссорились.

 Дети-артисты расходятся в разные стороны, отворачиваются друг от друга, позами и жестами показывают обиду.

В. Видите, когда я «рисую» картину, на которой люди любят друг друга, дружат, то я изображаю их рядом, вместе на одной линии или в кругу. А когда я рисую людей, которые ссорятся, то они как бы «расходятся» по всей картине, не смотрят друг на друга. Вот так художники композицией, построением персонажей на плоскости листа подчеркивают характер героев, их настроение и отношение друг к другу.

                                     

Материал: заготовок с не раскрашенными силуэтами сказочных героев.

Ход игры:

 Педагог предлагает посмотреть на баночки с красками  и ответить на вопросы: " Если бы вам надо было раскрасить общительного, веселого человека, какие цвета вы бы применили? А какие цвета вы использовали бы для раскрашивания человека замкнутого, не общительного, который не любит быть среди людей?" Далее воспитатель корректирует ответы детей и все выполняют упражнение по раскрашиванию 2 силуэтов одного и того же героя, работая над поставленной воспитателем задачей - изобразить общительного и замкнутого человека, используя теплую и холодную цветовую гамму. Данное упражнение позволит педагогу затронуть и воспитательные моменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...