Взаимодействие детского сада и музея по приобщению детей к истокам Родины.
статья по теме

Федорова Ольга Павловна

          В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

        С целью  развития личности ребенка, воспитания в духе национального самосознания и патриотического воспитания детей на протяжении ряда лет наш педагогический коллектив  ведет работу по приобщению детей к истокам Родины через совместную деятельность с музеями нашего города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и музея по приобщению детей к истокам Родины.

Федорова Ольга Павловна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности  по художественно-эстетическому развитию детей  №52»  «Росинка».

          В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

        С целью  развития личности ребенка, воспитания в духе национального самосознания и патриотического воспитания детей на протяжении ряда лет наш педагогический коллектив  ведет работу по приобщению детей к истокам Родины через совместную деятельность с музеями нашего города.

        Определены следующие задачи совместной деятельности: 
- приобщать детей к духовно-нравственным традициям русского народа; 
- способствовать общему развитию ребенка на основе любви и интереса к русской культуре, русскому языку; 
- развивать интересы к русским традициям и промыслам; 
- помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

       Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представления о мире, поэтому мы стремимся к более раннему приобщению детей к музею. Встреча с хорошо знакомыми предметами вызывает у ребенка радость узнавания, оставляет положительные эмоции.          

           Мы работаем в тесном сотрудничестве с краеведческим музеем,  музеем этнографии, музеем Б. Кустодиева, разработан план совместной работы; в теплое время года организуем, экскурсии в музей, а в холодное время года сотрудники музея проводят занятия на базе ОУ.

      Занятия на базе музея посещают дети старшей и подготовительной групп. Работа проводится согласно плану музейных занятий, которые проходят в занимательной форме, что создает эмоциональный настрой, вызывает интерес у детей к познанию.

          Перед тем как посетить музей, мы готовим детей к восприятию намеченной темы, даем им первоначальный минимум знаний. Первое, на что мы обращаем внимание, - поведение в общественном месте. Каждый знает, как непросто воспитать у детей культуру поведения в общественном месте. Эта проблема не решается за ограниченный период времени: работа ведется постоянно: манера поведения, правила общения в стенах детского сада и др.  Дети постепенно усваивают нехитрые правила поведения в музее, узнают новые слова (экспонат, экспозиция, экскурсовод и т.д.), знакомятся с традициями семьи, русским бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными предметами и делиться своими впечатлениями об увиденном. В беседах дети активно делятся впечатлениями о занятиях в музее: рассказывают о старинных предметах быта, русском костюме. Детям очень нравятся экскурсии, они с удовольствием рассказывают родителям: где они были, что они увидели и что узнали нового. Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации, поэтому  после экскурсий дети любят зарисовывать то, что они увидели в музее.

         В ДОУ продолжается работа по темам занятий, проводимых на базе музеев. Педагогический коллектив серьезно работал над созданием условий в ДОУ, способствующих продолжению работы, проводимой на базе музеев. В ДОУ создан музей  народной старины и малая картинная галерея, в которой наряду с картинами известных русских художников Саврасова, Репина, Левитана, Шишкина представлены картины (подлинники) художников - астраханцев: Лебедев Ю. «Весна», Шапошников «Уголок земли». Здесь же помещены альбомы о жизни и творчестве Б. Кустодиева.

         Находится музей в отдельной комнате, где размещены предметы, наиболее часто  упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, горшки, лапти, прялка и др. Участвовали в создании музея как педагоги ДОУ, так и родители воспитанников. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскались и в городских квартирах, и на дачах, и в деревенских домах у родственников.

         Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены веревочкой, здесь не только можно, но и нужно все трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать.

           Музей  существует несколько лет, он не большой, но все экспонаты в основном подлинные, представляют интерес. В музее есть такие предметы, которые экспонируются и в музеях нашего города, таких как музей истории города, краеведческий музей, музей этнографии. В 2007 году экспонаты нашего музея были представлены на выставке «Живая традиция» в Астраханской картинной галере имени П. М. Догадина. В 2006 году мы стали победителями городского смотра – конкурса «Я – астраханец!» в номинации «Музейная педагогика».

            Основная цель создания музея  – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной.

         В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и  нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять, менять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини - музей  это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

       Проложенная взрослым тропинка к музею будет знакома ребенку с детства, и по ней он придет туда не раз.

Литература:

I   Морозова Н. А.,  Мельникова О. В.

Музейная педагогика.

М.; Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г.

II   Пантелеева Л. В.

Музей и дети.

М.; Изд. Дом «карапуз», 2005 г.

III   Рыжова Н. А.,  Логинова Л. В. , Данюкова И. А.

Мини-музей в детском саду.

М.; Линка-пресс, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и музея по приобщению детей к истокам Родины.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются п...

Взаимодействие детского сада и семьи по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни

Взаимодействие детского сада и семьи по приобщению дошкольников к ЗОЖ...

Презентация "Взаимодействие детского сада и музея "Истории Ижорской земли и города Колпино"

Мы работаем в тесном сотрудничестве с музеем «Истории Ижорской земли и города Колпино. Музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены веревочкой, здесь н...

Презентация "Взаимодействие детского сада и музея Истории Ижорской земли и города Колпино"

Мы работаем в тесном сотрудничестве с музеем «Истории Ижорской земли и города Колпино». Музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены веревочкой, ...

Формы взаимодействия детского сада с семьёй по приобщению здорового образа жизни

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области «Физическое развитие» предполагает становление ценностей здорового образа жизни, овла...

Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни

Одной из задач педагогического персонала детского сада и родителей является приобщение детей к здоровому образу жизни, т.е. формирование разумного отношения к своему организму,  ве...